рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Нами были прочитаны детям следующие рассказы и стихи Георгия Граубина: «Почему осенью – листопад?» (1985 г.), «Чем пахнут ветра?» (1965 г.), «Весенние хлопоты» (1971 г.), отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга» (1965 г.) и др.

После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края.

Для примера представим фрагмент работы в группе с произведениями Г.Граубина.

Речь экспериментатора: Богатейшая природа родного Забайкалья - особая любовь Георгия Рудольфовича Граубина. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”.

Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? (Экспериментатор читает стихотворение “Зима” под музыку П.И. Чайковского “Времена года”)

Как полотно простынное,

Пороша на полях.

А ели в шерстке инея,

Как в белых свитерах.

Под щит, морозом кованный,

Забился ручеек.

Ветрами утрамбованный,

Скрипит, скрипит снежок.

Как головешки, вороны

На этой белизне,

На зимние диковинки

Смотреть забавно мне!

Вот мама входит весело

С мороженым бельем:

Его сушить повесила,

Оно взялось колом.

И я трясусь от хохота:

Сорвавшись, на меня

Летят с железным грохотом

Трусы и простыня!

А следом – чудо новое:

Был папа на реке

И воду родниковую

Домой принес в мешке.

Как гири, в бочку падают

Большие глыбы льда.

Кого же не обрадует

Стучащая вода!

Я подышал на синее

Оконное стекло -

Оно покрылось инеем

И сразу расцвело.

Сливаясь с занавесками,

Возник пейзаж лесной…

И я подумал: весело

Бывает жить зимой!

Речь экспериментатора: Дети, ответьте на вопросы: Какое настроение у этих произведений? Что их объединяет?

Ответы детей.

Речь экспериментатора: У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Экспериментатор читает стихотворение “Снег”).

Снега в нас в Сибири

На всякий вкус и цвет.

Наверно, в целом мире

Снегов подобных нет.

Бывает снег колючим,

Бывает снег скрипучим.

А есть литой,

Крупчатый,

Как рожь, ядреный снег,

Хоть загребай лопатой

И засыпай в сусек!

Бывает снег пушистым,

Бывает черствым снег

И даже каменистым,

Как высохший чурек.

А есть, как мяч, упругий,

Спрессованный пургой, -

Его ни взрезать плугом,

Ни распилить пилой…

Придет неумолимо

В край сибирский

Снег

И в будущую зиму,

И в двадцать первый век.

Он будет всяким:

Блеклым

Блестящим, как слюда,

С дорожной пылью в порах,

Сухим, как в банке порох,

Таким сырым и мокрым,

Что липнет даже к стекла

Но хоть немного теплым не будет никогда.

Речь экспериментатора: Дети, как Вы думаете, какое настроение передает это стихотворение? Какие оттенки имеет снег?

Ответы детей.

Итак, нашей формой работы по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с растительным и животным миром Забайкалья явилась чтение и совместное обсуждение рассказов и стихов известного забайкальского писателя Георгия Граубина. Дети проявляли искренний интерес, внимательно слушали произведения и охотно разговаривали об услышанном.

В конце нашей практической работы в группе мы провели общегрупповое представление – слушание стихов, на которое пригласили родителей дошкольников и заведующую детского сада. На этом представлении дети читали наизусть некоторые из стихотворений о природе Г.Граубина. Все – и родители, и дети – остались очень довольными.

В Приложении к данной курсовой работе представлены фотографии с природой Забайкалья, которые мы показывали детям на каждом занятии перед чтением произведений Г.Граубина.

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш­ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора психодиагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст­вии человека и природы.

Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста:

Позиция 1

Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" (на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.

Вопросы и задания:

·  Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

·  Что объединяет все живые существа?

·  Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?

·  Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.

·  Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?

Позиция 2

Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.

Вопросы и задания:

·  Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

·  Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

·  Как ты узнал, что наступает осень?

·  Какое время года было до нее? Какое наступит после?

·  Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).

·  Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.

Позиция 3

Цель: выявить понимание детьми слова "растение", знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание "собрать растение". Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.

Вопросы и задания:

·  Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?

·  Что нужно для того, чтобы растение росло?

·  Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?

·  Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.

·  Где растут растения?

·  Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

·  Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и др.).

·  Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?

·  В какой период осени начинается листопад?

·  Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?

·  Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?

·  Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?

Позиция 4

Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.

Вопросы и задания:

·  Где живут рыбы (птицы и др.)?

·  Могут ли рыбы жить без воды?

·  Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

·  Как передвигаются другие животные?

·  Чем питаются животные?

·  Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?

·  Почему не видно насекомых?

·  Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?

·  Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?

С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

Вопросы и задания:

·  Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?

·  Есть ли в природе "ненужные" животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?

·  Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?

·  Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).

·  Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:

·  Почему человек заботится о животных?

·  Какие это животные?

·  Как люди охраняют природу?

В нашем экспериментальном исследовании в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали некоторые из перечисленных выше вопросов для диагностики природоведческих знаний детей. Диагностику мы проводили до проведения занятий и после них.

Результаты диагностики представлены в следующих диаграммах:

Диаграмма 1

Ответы детей на вопрос: Что такое природа?

Диаграмма 2

Ответы детей на вопрос: Что природа дает человеку?


Диаграмма 3

Ответы детей на вопрос: Какие насекомые появляются в Забайкальском

крае весной первыми?

Диаграмма 4

Ответы детей на вопрос: Что такое фотоохота?


Диаграмма 5

Ответы детей на вопрос: Как человек разрушает природу

 в Забайкальском крае?

Диаграмма 6

Ответы детей на вопрос: Что могут сделать дети Забайкалья для охраны природы?


Вывод по главе II

Итак, мы рассмотрели в данной главе вопросы экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края. Выяснили, что работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.

Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе.

Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации уголка природы в ДОУ. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что после проведения с детьми занятий по формированию природоведческих знаний, уровень знаний детей о растительном и животном мире Забайкалья существенно повысился, что наглядно видно в представленных диаграммах.


Заключение

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

o  воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

o  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

o  развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

o  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

o  понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

o  освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

o  проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

o  представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

o  понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

o  осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


Литература

1.  Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

2.  Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

3.  Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.

4.  Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.

5.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

6.  Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,

7.  Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

8.  Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова – М., 1981.

9.  Горшеков С.П. – Экология и географические основы охраны природы. М., 1992.

10.  Граубин Г.Р. // Детская литература. -1977.-№1.

11.  Граубин Г.Р. Четырёхэтажная тайга/ Г.Р.Граубин. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1965.-Рец.: Голышкин В. На равных с учебниками // Детская литература.-1966.-.№3.

12.  Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. – М.: «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.

13.  Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону.: Феникс, 1996.

14.  Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. - М. Детская литература, 1974.

15.  Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

16.  Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.

17.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ.сред.проф.учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия»,

18.  Коробкин В.И., Передальский Л.В. Экология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. с.545-549.

19.  Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

20.  Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. М., 1976.

21.  Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

22.  Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта работы. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1981.

23.  Минаев В.М. Внеклассная работа по природоведению. Минск, 1980.

24.  Мотяшов И.П. Весёлое дело Граубина: [О творчестве детского поэта Георгия Граубина]/ И.П.Мотяшов// Детская литература.-1999.-№5-6.

25.  Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.

26.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия», 1999.

27.  Николаева С.Н. Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,

28.  Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.

29.  Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

30.  Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.

31.  Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ. – М.: Просвещение, 1986.

32.  Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992.

33.  Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.