рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Альтернативные педагогические системы

В качестве основного метода познания используется почти исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента.

Религиозное воспитание в вальдорфской школе так же является объектом особого внимания. Школы критикуются и христианской церковью за принадлежность с оккультизму и антихристианскую направленность.

Большая часть вальдорфских родителей — католики и протестанты. Соответственно преподавание религии осуществляется представителями этих церковных общин по собственному учебному плану, разрабатываемому и утверждаемому в соответствующих церквях. Есть дети, не принадлежащие ни к какой конфессии. Им школа предлагает особый курс «свободного христианского воспитания», так как, по убеждению вальдорфских учителей, религиозное воспитание не должно целиком отсутствовать в образовании человека. В нем речь идет, прежде всего, о воспитании «благодарности ко всему, что дается человеку», благоговения перед Божиим Творением, каковым является весь окружающий нас видимый мир. Способности на такие чувства есть высшее проявление человеческого. Кроме этого, детей знакомят с Библией, Евангелием и религиозной историей человечества. При этом, прежде всего речь идет не о толкованиях последних, а также не о научной библеистике, но о знакомстве с самим Священным Писанием и его духом. Курс «свободного христианского воспитания» — дополнительный и проводится по желанию родителей. В России в связи с законодательно закрепленным принципом светскости образования религия в вальдорфских школах не преподается.

Вывод об эффективности Вальдорфского образования

В российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. В общем, если у ребенка существует выраженная информационная перегрузка и есть некоторое недоразвитие эмоциональной сферы - вальдорфская педагогика ему подойдет. Это прекрасная система обучения рукоделию и ремеслам, развития эстетического восприятия мира. Можно сочетать посещение вальдорфской группы детского сада с занятиями по другим развивающим методикам. Кроме того, посещение подобных групп чрезвычайно полезно будет для детей с различными проблемами развития (задержка психического развития, нарушение речевого развития, умственная отсталость и т.д.)

Глава 2. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных

История создания методики Никитиных

Современные мамы воспитывают детей с большим рвением: тщательно выбирают методику, соблюдают рекомендации специалистов, отмечают результаты, набираются опыта. Но было время, когда авторы систем раннего развития (врачи, педагоги, психологи) сами стояли у истоков своих будущих открытий, испытывая на себе все возможные трудности первопроходцев. Семья Никитиных в середине XX века, сама того не желая, совершила переворот в мире педагогики, возведя систему воспитания своих малышей в ранг одной из самых популярных методик раннего развития детей в нашей стране. Но сначала Елена и Борис Никитины шокировали своими методами воспитания всех, кто имел хоть какое-то отношение к детям: от родителей и бабушек до медицинских работников и кандидатов педагогических наук.

У каждого основателя методики раннего развития детей свои принципы, основы, убеждения и своя личная жизнь. Так, к примеру, выдающийся врач-нейрохирург Глен Доман вместе с супругой Хейзел воспитывал одного сына, актриса и автор книги „Поверь в свое дитя” Сесиль Лупан вырастила двух дочерей, итальянский педагог и психолог Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила исследованиям в области педагогики, так и не познав радости материнства. Елена и Борис Никитины — не только авторы методики раннего развития, но и родители семерых детей.

Отец многодетной семьи Борис Николаевич Никитин. Родился будущий педагог в 1916 году. В возрасте двадцати пяти лет, окончив Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, был принят на службу в истребительную авиацию. Спустя четыре года после окончания войны вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу. В 1958 году Никитин организовал и возглавил группу прогрессивно настроенных педагогов. В тот знаменательный год Борис Николаевич познакомился со своей будущей женой Еленой Алексеевной, в прошлом школьной медалисткой, ныне педагогом. Елена (в те времена еще Литвинова) была младше Никитина на четырнадцать лет. Встреча произошла в поселке Болшево (Московская область) на совещании, посвященном „программе воспитательной работы в школе”. В Болшево и остались жить молодые супруги, слава о которых за короткое время распространилась по всему миру.

Начало методике было положено случайно. Старший сын Никитиных страдал диатезом, справиться с которым было не под силу ни родителям, ни врачам. Чтобы как-то облегчить состояние малыша, мама стала ненадолго, но часто выходить с ним на балкон или за дверь, на холодный воздух. Неожиданно это дало положительный эффект: сыну постепенно становилось лучше, а Борис с Еленой сделали соответствующие выводы о пользе холода и закаливания. Супруги стали изучать традиции и обычаи разных народов и пришли к выводу, что новорожденные гораздо крепче и выносливее, чем нам кажется. Финны парили младенцев в бане при температуре +50оС, тунгуски рожали на улице в сильнейший мороз. И детки не болели! А вот взращиваемые в комфортных городских условиях современные малыши постоянно простужаются.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Сонный подмосковный поселок Болшево в шоке. Не привыкшие ни к каким новшествам консервативные обыватели только и говорят, что о семье Никитиных. Мало того, что вопреки всем приличиям Никитины рожают одного ребенка за другим (скоро их будет уже семеро). Возмущает другое. Эти люди берут на себя ответственность растить, закалять и учить своих детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Это казалось невероятным: никитинские дети, пышущие здоровьем, босиком бегали по снегу, выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные отцом, Борисом Павловичем, самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, перескакивали через классы...

Суть методики развития Никитиных

Любимая поговорка Бориса Никитина звучит так: „Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”. И он старался воплощать ее в жизнь.

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность. То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни. Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Воспитывая детей, Никитины заметили, что, создавая малышам определенные условия, можно способствовать развитию их интеллекта. К примеру, не обязательно дожидаться положенного возраста для начала обучения ребенка грамоте, лучше подкинуть годовалому карапузу в корзинку с игрушками кубики с буквами. Следом за буковками в жизни крохи так же ненавязчиво появятся книжки, цифры, географические карты и прочие любопытные вещи.

Чуть позже появился термин НУВЭРС, который расшифровывается как Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. То есть для максимального раскрытия любой способности есть наиболее благоприятные моменты. Если упустить время, потенциал нереализованной способности неизбежно угасает. Другими словами, важно как можно быстрее предоставить детям шанс естественным образом развивать и взращивать в себе таланты. Активное обучение малыша Никитины рекомендуют начинать уже с полутора лет, избегая шести вещей:

1.  Излишняя организованность .

Используя временные рамки и предписания, мы лишаем ребенка возможности проявлять самостоятельность и таким образом тормозим его развитие.

Вместо того чтобы отводить специальное время для тренировок и занятий, предоставьте малышу возможность научиться прислушиваться к себе, к своим желаниям и выбирать как само дейст-вие, так и время для него. Ваша задача — создать крохе условия. Если он любит рисовать, развешиваются вдоль стен на уровне роста ребенка листы ватмана, оставляются на видном месте фломастеры и появляются веселые рожици, солнце, цветы.

2.  Отсутствие сплоченности.

Мамы и папы частенько пренебрегают теми возможностями, которые открываются при совместном труде: уборке квартиры, приготовлении обедов, прополке огорода. А ведь именно такая деятельность — самый эффективный вид общения родителей и детей.

Для малыша нет ничего более приятного и интересного, чем заниматься вместе с родителями общим делом. С каким важным видом карапуз, едва научившись ходить, орудует тряпочкой и помогает родителям мыть пол! Как светится от счастья малышка, чья мама с радостью отозвалась на предложение вымыть посуду! Эти единство, сплоченность и чувство команды поистине бесценны.

3.  Лишняя одежда и калорийная пища.

Умственные способности ребенка зависят от его физического состояния. А со здоровьем у современных малышей, которых постоянно кутают и пичкают деликатесами, дела обстоят хуже некуда. Перегревание и переедание пагубно влияют на развитие, в то время как пользу от закаливания и правильного питания трудно переоценить.

«Идеи Никитиных были необычны, оригинальны, в чем-то даже экстравагантны, но мне, двадцатилетней, показались здравыми и разумными: с первых дней жизни малыша раздевают на время кормления грудью. Малыш прижимается к теплому материнскому боку и не мерзнет. Кроме того, сосание для младенца – серьезный физический труд, который тоже хорошо согревает. Дети, которых кормят голышом, не засыпают у груди, активно сосут, во время кормления хорошо проветриваются все складочки, и малыша не мучают опрелости. После кормления малютку тепло одевают, и он мгновенно засыпает. Со временем периоды бодрствования становятся длиннее, соответственно удлиняются и сеансы закаливания. Не болея, быстро развиваясь физически, малыш со временем начинает обгонять своих сверстников и в интеллектуальном развитии».

4.  Неравномерное развитие.

Неверно поступают те родители, которые уделяют больше внимания тренировке ума, а не тела.

Учеными и врачами всего мира неоднократно было доказано, как благотворно влияет на развитие умственных способностей физическая активность. Малышам необходимо много двигаться. Зарядка, пробежка (не обязательно в строго определенное время, а когда кроха хочет), закаливание, активные игры — все это должно быть для ребенка таким же естественным процессом, как ежедневный обед.

5.  Равнодушие и безучастность.

Родители не должны ограничиваться в общении с малышом лишь механическими действиями: накормить, напоить и спать уложить.

Очень важно, несмотря на занятость и суету, принимать участие в играх, соревнованиях, да и вообще в жизни детей.

6.  Помощь и поддержка.

Если кроха способен справиться с каким-то делом самостоятельно, нужно дать ему возможность проявить инициативу и любознательность.

Малыш долго не находит нужную картинку, смущается и суетится? В этом случае, по мнению Никитиных, не стоит торопить и подгонять кроху или, того хуже, выполнять задание за него. У каждого из нас есть право на ошибку и на то, чтобы исправить ее самостоятельно. Все приходит с опытом, не следует лишать ребенка возможности проверять свои силы, искать новые пути и решения.

Все перечисленные запреты и являются основой методики Никитиных. Соблюдая эти нехитрые правила, супруги на примере собственных детей доказали эффективность своей системы воспитания. Ее результаты ошеломляют. Так, к примеру, специалисты по тестированию из Великобритании и Японии зафиксировали у детей Бориса и Елены самые высокие на планете показатели коэффициента IQ.

Развивающие игры методики Никитиных

Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:

·  Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

·  Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

·  Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

·  Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

·  Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Игра «Рамки и вкладыши».

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Игра «Сложи узор».

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Игра «Сложи квадрат».

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Игра «Дроби».

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Игра «Уникуб».

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

Критика системы развития Никитиных

Конечно, в системе Никитиных были явные недочеты, о которых писали впоследствии и они сами: по сути, это была система технократического воспитания; здесь растили будущих инженеров, мастеров-золотые руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала. Но игры и пособия, которые были разработаны в те годы Борисом Павловичем Никитиным, поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитиных.

Многик критиковали Никитиных за то, что их дети так и не стали Энштейнами. Но суть их методики не в этом. Ещё академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академию педнаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».

Алексей, самый старший из семерых детей Никитиных, прекрасный электронщик, уехал из России.

Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией.

После Антона родились три девочки. Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты.

Другая дочка, Аня, - медсестра и мама четверых детишек. Юля - менеджер по туризму.

Предпоследний ребенок в семье - Иван. На нем меньше всего экспериментировали.

Например, читать в три года его не учили. Иван - бизнесмен и отец двоих детей - трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса.

Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство - ее профессия и призвание.

И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме.

Многодетные родители Борис и Елена Никитины не стремились к тому, чтобы вырастить из своих детей гениев и русских Эйнштейнов. Методика их рождалась в процессе воспитания малышей, которое доставляло обоим истинное удовольствие. Муж и жена проживали и переживали каждое свое открытие, следили за реакцией ребят, прислушивались к своей интуиции. Они, как и многие родители, просто хотели вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными и счастливыми.

вальдорфский школа раннее развитие никитин


Вывод

Не столь важно, какой методике вы отдадите свое предпочтение, в какие игры и кубики будете играть со своим крохой. Главное — чтобы малыш чувствовал внимание и заботу. И если вы понимаете, что вокруг вас воцарились любовь и гармония, значит, вы все сделали правильно.


Библиографический список

1.  Аникеева, М.: http://babylib.by.ru/

2.  Кей, Н. // Журнал "Мама и малыш": http://hnb.com.ua/articles/s-deti-ranee_razvitie_detey_metodika_nikitinykh-1067, 2005. – №01.

3.  Матушкина, О.: http://jula.0pk.ru/viewtopic.php?id=23

4.  Развитие ребенка : Детские учебные заведения. Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики: http://www.babyhelp.kiev.ua/?/article/124/472/11113592, 2006.

5.  Штейн, А. Б.П. Никитин: Дон Кихот семейной педагогики// Журнал "Мой ребенок": http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/nikitin/56586/


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.