Контрольная работа: Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре
Контрольная работа: Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре
Областное государственное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
Рязанский педагогический колледж
Контрольная работа по дисциплине
«Методика музыкального развития»
на тему «Классическая музыка как
средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре»
Преподаватель:
Копылова И.Б.
Работу
выполнила: Веряскина Н.В.
Рязань 2011
Содержание
Введение
1.
Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
2.
Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными
произведениями
3.
Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ. Требования к
репертуару
4.
Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре
Заключение
Список
литературы
Введение
Проблема эмоционального
развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека
уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте
новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с
обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации
педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического
воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится
на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и
музыкальной культуры. В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что
искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным
средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения
к окружающему их миру.
Известно, что
дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом
развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное
по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных
изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в
эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана
исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и
практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость
приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной
отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной,
Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П.
Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др.
Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на
музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с
ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца,
Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее
важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего
дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью
в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство
представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения
эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих
разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее
глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении
с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой
инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является
условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная
активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности,
становится средством эмоционального общения, важным условием развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Феномен музыкального
искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные
переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и
оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений
личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности
характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на
выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис
личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к
интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего,
с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь,
способствуют превращению ценностных установок в его убеждения Видный
отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в
частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем
психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач...
и призвана решать ...самую главную - воспитать в детях чувство внутренней
причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию
ребят в мире музыки. ...В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются
взгляды, позиции детей, складываются общественные связи"
1. Значение классической музыки в
развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыка занимает особое,
уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой
этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку
называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов):
она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в
самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит,
эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых
эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера
является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль
в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также
поведения в целом.
Только полноценное
формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии
личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и
поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.
Музыка, кроме того,
способствует становлению познавательной и нравственной сфер. классический музыка воспитание дети
Однако наши дети живут
и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок‑музыку,
которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим
мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и
сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в
область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное
воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект,
личность.
Родители и педагоги
должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей,
дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Уже в раннем
и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные
эстетические ценности. Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются
прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может
приобщиться к искусству, от которого по словам Гете, «расходятся пути по всем
направлениям».
Годы жизни, когда
ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и
эстетическом развитии.
К числу основных задач,
которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей
музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для
широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления
запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.
Необходимым условием
работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы
знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Если родители предпочитают
слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические
произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец
маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Берлиоза и другие.
На музыкальных занятиях
дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Дети
сопереживают своим музыкальным персонажам. Например: дети старшей группы,
прослушав грустную музыку, решили, что такая музыка нужна людям: она заставляет
задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и
переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу.
Или, когда дети импровизируют под «Вальс цветов» Д. Шостаковича, исполняя
«Танец цветов», или под музыку «Клоуны»Д. Кабалевского, изображая веселых и
смешных клоунов.
А что может исполнить
ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки?
Детство является
периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных
способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со
словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь
ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
В музыке и музыкальной
деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка — искусство
«интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового
содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается
представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в
самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их
художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко
всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека,
способного чувствовать и сострадать.
Поэтому приоритетным
направлением в музыкальном развитии современных дошкольников является
обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального
искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение
и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так
складывается основополагающий принцип — принцип художественности. Как он
реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить
как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.
Исполнитель, т. е.
музыкант-педагог, занимает в этом процессе ведущее место. От его вкуса,
выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений
маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников потребность в
постоянном общении с настоящей музыкой — народной, классической, современной.
Помня о том, что
музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо
организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к
ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан
на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта,
эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.
Чтобы приобщение
ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать:
- что
такое музыкальность и как она проявляется в дошкольном детстве;
- как
сформировать слушательские способности;
- как
воспитать у детей любовь к музыкальной исполнительской деятельности:
- как
развить музыкально-творческие способности.
Музыкальность — сложное
структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и
слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика на
звучание музыки у трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и
музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических
оценках и суждениях, возрастающей познавательной и слушательской активности, глубине
эмоциональных переживаний.
Слуховой компонент для
удобства обозначим как три ведущие музыкальные способности: мелодический слух,
чувство ритма и ладовое чувство. Мелодический слух проявляется в относительно
точном запоминании попевок, мелодий, отдельных выразительных интонаций. Ладовое
чувство характеризуется умением настроиться по вступлению, отдельному звуку,
чувствовать начало и окончание музыкальных фраз. Чувство ритма проявляется в
точных координированных действиях (хлопки в ладоши, движения под музыку), в
реакциях на смену частей музыки (медленная — быстрая, танец — марш).
Развитию основных
музыкальных способностей во многом способствует накопление
музыкально-сенсорного опыта детей, т. е. способностей различать звуки по
высоте, длительности, динамике и тембру.
Ведущим видом
деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений.
Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо
развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную
речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной
интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для
развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие следует
развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия опирается на природу
собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей.
Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она
имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения.
Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах:
чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
Психолого-педагогическими
исследованиями доказано, что полноценное музыкальное развитие ребенка
осуществляется только в процессе разнообразной исполнительской музыкальной
деятельности — в пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на
инструментах.
Сформировать интерес
детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и
эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку —
народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский,
Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных
произведений для детей:
- художественность;
- доступность;
- воспитательная
направленность.
Именно такие критерии
наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства
дошкольников.
Музыкальный репертуар и
его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном
развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском
саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа,
познакомить с подлинно художественными образцами — народными потешками, попевками,
колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства
фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в
танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.
Ознакомление детей с
музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского,
А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта,
Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам
мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует
формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать
искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру
природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной
составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения
современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова,
А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских
композиторов — М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др.
Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные
впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке,
воспитывает художественный вкус.
Чувства, воплощенные в
музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных
представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым,
социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического
характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально
реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется
безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять
сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может
усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с
действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования
музыкальной культуры.
Большинство задач,
связанных с музыкальным развитием ребенка, ложится на плечи музыкального
руководителя и воспитателя детского сада. Музыкальный руководитель является
основным связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В связи с
этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его профессиональной
деятельности.
В первую очередь это
связано с выразительным исполнением музыкальных произведений. Чтобы дети
почувствовали образный характер музыкальных сочинений, исполнение музыки должно
быть ярким и выразительным. А это требует от специалиста-музыканта высокого уровня
владения техническими и исполнительскими навыками. Педагогу-музыканту
необходимо владеть своим голосом: вокальными и хоровыми умениями и навыками,
уметь показать приемы работы над звукообразованием, дикцией, дыханием, следить
за стройностью пения. Важное место в работе музыкального руководителя
принадлежит умению пластично двигаться, давая детям образец выразительного
движения в играх, танцах.
Педагог-музыкант —
носитель художественной культуры, которая должна проявляться в развитом
музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи.
Определенными знаниями
и умениями, связанными с музыкальным развитием детей, должен обладать и
воспитатель дошкольного учреждения, принимающий непосредственное участие в этом
процессе, организуя и планируя эту работу совместно с музыкальным
руководителем, поэтому на нем также лежит большая ответственность.
Современные
психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только
благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать
у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность
чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение. Решение
этой задачи открывает большие возможности как для музыкального руководителя,
так и для всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Основной упор сделан не
столько на формировании у детей определенных музыкально-исполнительских
навыков, сколько на развитии личности ребенка, обогащении его духовного мира.
Большое значение
уделяется развитию музыкальных и творческих способностей, эмоциональной
отзывчивости детей в целом.
Реализация данного
подхода требует поддержки со стороны родителей. Наш опыт убеждает в том, что
благодаря эмоционально-личностному общению педагогов дошкольного образовательного
учреждения и родителей становится возможным не только понимание, но и большая
помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь заинтересованы в
качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не на муштре, а на
четкой и научной организации целостной системы музыкального развития детей.
Поэтому тот огромный опыт, который накоплен дошкольным образованием в области
музыкального воспитания, в известной мере должен быть освоен родителями.
Наблюдения показали,
что тесное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями,
основанное на использовании опыта данного учреждения (различных материалов,
книг, видео- и аудиозаписей) и личного участия, позволило значительно шире и
интереснее осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей. Считается, что
результативность этой работы будет обеспечиваться обязательным взаимодействием
педагогов образовательного учреждения и родителей.
Отсюда вытекают
следующие, что программа будет построена по возрастному принципу и включает
возрастные характеристики и задачи музыкального развития детей от 1 года до 7
лет в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Общие задачи условно
могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Задачи
нравственно-эстетического развития детей средствами музыкального искусства
(накопление музыкального опыта и обогащение музыкальных впечатлений, овладение
знаниями и представлениями о музыке как искусстве и средстве отображения
явлений и предметов окружающего мира).
2. Задачи, направленные
на развитие у детей музыкальных способностей (воспитание эмоциональной
отзывчивости на музыку, развитие звуковысотных и музыкально-слуховых представлений,
чувства ритма).
3. Задачи, связанные с
формированием различных видов музыкальной деятельности, а также с усвоением
определенных способов действий, необходимых для успешного развития каждого из видов
музыкальной деятельности.
4. Задачи
социально-личностного развития, связанные с развитием интереса к музыке,
развитием музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализацией в
музыкально-творческой деятельности, развитием положительных личностных
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе этой деятельности.
Эти задачи
конкретизируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастными
особенностями и возможностями музыкального развития детей.
2. Формы организации работы по
ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями
Страницы: 1, 2, 3
|