Учебное пособие: Государственная система стандартизации Российской Федерации
Учебное пособие: Государственная система стандартизации Российской Федерации
Введение
Стандартизация
оборонной продукции составляет неотъемлемую часть гос. системы стандартизации.
Организационные и методические принципы проведения работ по стандартизации
оборонной продукции должны быть в максимальной степени гармонизированы с
установленными, в основополагающих стандартах ГСС (ГОСТ P 1.0 – ГOCT P 1.5),
порядком и правилами стандартизации гражданской продукции и продукции двойного
назначения.
Организация работ по стандартизации ОП, включая выбор
объектов стандартизации, имеет ряд особенностей:
– наличие в
структуре государственной власти нескольких органов, наделенных специальной
компетенцией и ответственностью за обеспечение обороноспособности страны;
– принадлежность
изделий ВТ к продукции, поставляемой исключительно для госнужд и разрешительный
(лицензионный) характер её разработки, производства и поставки;
– необходимость
осуществления специальных мероприятий по обеспечению безопасности ВВТ в мирное
время для окружающей природной среды, военного персонала и населения;
требования безопасности должны учитываться и при утилизации ВВТ;
– необходимость
проведения сертификации оборонной продукции в условиях ликвидации военных
представительств на предприятиях, производящих комплектующие изделия и материалы;
– развитие
производства изделий и технологий двойного применения.
Указанные особенности
должны быть регламентированы в рамках основополагающих стандартов ГСС с учетом
обязанностей, прав и интересов всех сторон, участвующих в разработке,
производстве, поставке и обеспечение эксплуатации ОП.
Совершенствование фонда
нормативных документов по стандартизации ОП и правил проведения работ по
стандартизации должно заключаться в их динамичной адаптации к новым условиям
работы оборонного комплекса с обеспечением максимально возможной
преемственности.
Приоритетным
направлением в стандартизации ОП является обеспечение обороноспособности РФ с
формированием при этом благоприятных условий для интеграции оборонного
потенциала государств СНГ в интересах коллективной безопасности.
1. Нормативные документы
по стандартизации оборонной продукции
ГОСТ РВ 1.0–98. ГСС. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения.
Стандарт является основополагающим для организации работ по стандартизации
оборонной продукции в РФ и устанавливает:
основные цели,
направления работ и виды деятельности в области стандартизации оборонной
продукции, а также основные принципы стандартизации оборонной продукции;
объекты стандартизации,
виды нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
основные положения
организации работ по стандартизации оборонной продукции;
порядок планирования
работ по стандартизации оборонной продукции, разработки, согласования, принятия
и регистрации стандартов на оборонную продукцию;
требования к построению,
содержанию, изложению и оформлению стандартов на оборонную продукцию;
основные положения
организации ведения стандартов на оборонную продукцию;
основные положения
организации контроля и надзора за внедрением и соблюдением требований
стандартов на оборонную продукцию;
основные положения
организации информационно-издательской деятельности;
требования по режиму
секретности и обеспечению защиты государственной тайны при проведении работ по
стандартизации оборонной продукции.
К нормативным
документам по стандартизации оборонной продукции относятся:
стандарты;
нормативно-технические
документы системы общих технических требований к вооружению и военной технике
(НТД системы ОТТ);
общероссийские
классификаторы технико-экономической информации.
К стандартам на
оборонную продукцию относятся:
межгосударственные
стандарты на оборонную продукцию, разрабатываемые и применяемые в установленном
порядке;
государственные военные
стандарты Российской Федерации;
государственные
стандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной и
народнохозяйственной продукции;
военные стандарты
отраслей;
стандарты отраслей с
едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции;
военные дополнения к
стандартам;
дополнения на особый
период к стандартам;
стандарты особого
периода.
Государственные военные
стандарты Российской Федерации разрабатывают на объекты стандартизации
межотраслевого значения, используемые только для нужд обороны страны.
Государственные
стандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной и
народнохозяйственной продукции разрабатывают на объекты стандартизации
межотраслевого значения, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд
обороны страны.
Военные стандарты
отраслей разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения,
используемые только для нужд обороны страны.
Стандарты отраслей с
едиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции
разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения, используемые как
в народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.
На народнохозяйственную
продукцию, используемую для нужд обороны страны, разрабатывают, как правило,
стандарты с едиными требованиями.
В тех случаях, когда по
техническим и (или) экономическим соображениям нецелесообразно изменять
отдельные требования в стандартах на народнохозяйственную продукцию с целью
использования ее для нужд обороны страны, разрабатываются военные дополнения к
этим стандартам, устанавливающие специальные дополнительные требования к этой
продукции.
Дополнения на особый
период к стандартам (стандарты особого периода) разрабатывают для повышения
производственных возможностей и мобилизационной готовности промышленности,
обеспечения выпуска продукции в особый период и вводят в действие по особому
указанию.
НТД системы ОТТ
разрабатывают с целью установления состава и показателей общих
тактико-технических требований к видам систем и комплексов (образцов) ВВТ, а
также общих требований к методам их контроля и государственных испытаний.
НТД системы ОТТ
являются обязательными для применения и соблюдения организациями Минобороны
России и министерств (ведомств), с которыми эти документы согласованы, при
составлении тактико-технических заданий на разработку (модернизацию) систем и
комплексов (образцов) ВВТ, а также программ и методик их государственных
испытаний.
Виды НТД системы ОТТ,
основные требования к ним, порядок разработки, утверждения, внедрения и
пересмотра устанавливает Минобороны России по согласованию с заинтересованными
министерствами и ведомствами.
В обеспечение
требований НТД системы ОТТ разрабатывают стандарты соответствующего вида и
области распространения на оборонную продукцию, процессы ее создания,
применения и утилизации.
Общероссийские
классификаторы технико-экономической информации разрабатываются с целью
установления классификации технико-экономической информации по оборонной
продукции с присвоением ей единых кодовых обозначений.
Требования стандартов
на оборонную продукцию являются обязательными в соответствии с областью их
распространения и сферой действия при создании, применении и утилизации
оборонной продукции.
Обозначение
государственного военного стандарта Российской Федерации состоит из индекса
(ГОСТ РВ), регистрационного номера и отделенных с помощью тире двух последних
цифр года принятия стандарта.
Обозначение стандарта,
входящего в комплекс стандартов, состоит из индекса, регистрационного номера,
первые цифры с точкой которого определяют комплекс стандартов, а цифры, стоящие
после точки, являются номером стандарта в данном комплексе, и отделенных с
помощью тире двух последних цифр года принятия стандарта. Допускается после
цифр с точкой перед номером стандарта (или после него) в комплексе приводить
другие цифровые индексы, установленные основополагающим стандартом данного
комплекса стандартов.
Пример: ГОСТРВ15.702–94,
ГОСТРВ29.05.005–95,
ГОСТ РВ 50665–94.
Обозначение военного
стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ В), условного обозначения
министерства (ведомства) и отделенного от него интервалом регистрационного
номера, присваиваемых в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по
согласованию с Госстандартом России, и отделенных с помощью тире двух последних
цифр года принятия стандарта.
Пример: ОСТ В 13 375–93
Обозначение военного
дополнения к государственному стандарту Российской Федерации состоит из индекса
(ГОСТ Р ВД), регистрационного номера основного стандарта и отделенных с помощью
тире двух последних цифр года принятия дополнения.
Пример: ГОСТ Р ВД 15125–92
Обозначение военного
дополнения к стандарту отрасли состоит из индекса (ОСТ ВД), условного
обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера основного
стандарта и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятия
дополнения.
Пример: ОСТ ВД 5 3489–94
Обозначение дополнения
к стандартам на особый период состоит из индекса, условного (для стандартов
отраслей) обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера
основного стандарта, отделенных с помощью тире двух последних цифр года
принятия дополнений и двух прописных букв ВД.
Пример: ГОСТ 14693–95 Р
ВД, ГОСТ РВ 50748–96 ВД,
ОСТ 1 48007–88 ВД.
Обозначение стандарта
особого периода состоит из индекса, условного (для стандартов отраслей)
обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера соответствующего
стандарта мирного времени, отделенных с помощью тире двух последних цифр года
принятия стандарта особого периода и прописной буквы «В».
Пример: ГОСТ 27432–87
В, ГОСТ Р 50974–96 В,
ОСТ 3 231–90 В.
Примечание: Стандарту
особого периода при отсутствии на данный объект стандарта мирного времени присваивают
самостоятельное наименование и регистрационный номер.
Государственные
стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей с едиными требованиями для
оборонной и народнохозяйственной продукции отмечают звездочкой диаметром 3 мм
(*), проставляемой на первой странице стандарта под словами Издание
официальное. Знаком «звездочка» (*) отмечаются только ГОСТ Р и ОСТ Р,
согласованные в установленном порядке с организациями Минобороны России.
Государственные
стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаны
военные дополнения, отмечают двумя звездочками диаметром 3 мм (**),
проставляемых на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».
Государственные
стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаны
дополнения на особый период, отмечают окружностью диаметром 3 мм (о),
проставляемой на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».
Правила и рекомендации
по стандартизации оборонной продукции обозначают:
ПРВ и РВ – на объекты
стандартизации, используемые только для нужд обороны;
ПР и Р – на объекты
стандартизации, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороны
страны.
Для эффективного
функционирования фонда нормативных документов по стандартизации ВВТ должны
обеспечиваться:
– установление
взаимосвязанных требовании к изделиям ВВТ;
– увязка уровня
требований к продукции оборонного назначения с задачами повышения
обороноспособности страны;
– нормирование
требований по обеспечению безопасности ВВТ в мирное время;
– соблюдение
требований охраны информации при проведении работ по стандартизации;
– приоритетное
развитие комплексов организационно-технических и общетехнических стандартов.
При решении проблемы
конверсии важно на законодательном уровне и в государственных стандартах
установить порядок и процедуры, обеспечивающие сохранение научно-технического и
производственного потенциала и возможность на этой основе возобновления либо
расширения производства ВВТ.
Одним из эффективных
источников экономии материальных ресурсов при создании, эксплуатации и
утилизации ВВТ является рациональное сокращение номенклатуры ОП.
Для реализации единого
порядка каталогизации и стандартизации предметов
снабжения Вооруженных Сил необходимо создание системы каталогизации предметов
снабжения.
Разработка данной
системы предполагает соответствующую программу каталогизации предметов
снабжения, цель которой устранение возможности дублирования предметов
снабжения, сокращения числа типоразмеров и видов изделий. Такая программа
разработана и осуществляется ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ.
Нормирование требований
по безопасности позволит увеличить вероятность сохранения жизни и здоровья,
снизить риск и отрицательное воздействие ВВТ на людей и природу в мирное время.
Сюда же относятся и
эргономические требования. Принятие обязательных норм и правил по безопасности,
позволит значительно увеличить конкурентоспособность отечественной ВТ на
мировом рынке.
Межгосударственная
стандартизация ВВТ
Данным вопросом
занимается межгосударственная комиссия (МГК) по военно-экономическому
сотрудничеству, которая была образована 15 апреля 1994 г. в соответствии с
решением глав государств СНГ.
Межгосударственные
военные стандарты (ГОСТ В) и планы
межгосударственной стандартизации утверждает межгосударственный Совет по стандартизации,
метрологии и сертификации.
Помимо традиционных
целей военной стандартизации межгосударственная военная стандартизация призвана
обеспечить:
– развитие
интеграции и кооперации оборонной промышленности стран СНГ;
– повышение
мобилизационной готовности промышленности стран СНГ и устойчивости их экономики
в интересах обороны и коллективной безопасности;
– достижение
наибольшей экономии при совместном использовании ресурсов и результатов научных
исследований;
– ведение фонда НД
в интересах обороны и коллективной безопасности.
Организация работ по
стандартизации ОП в современных условиях.
Работы по
стандартизации ОП проводятся в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря
2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и другими законодательными
актами, постановлениями и распоряжениями правительства РФ. Следующий учебный
вопрос.
2.
Организационные основы стандартизации оборонной продукции
Оборонная продукция – продукция
(работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по
государственному оборонному заказу. Оборонная продукция включает в себя
вооружение и военную технику, другую специальную технику и военно-техническое
имущество, продукцию двойного применения (для нужд обороны страны и народного
хозяйства), специальные средства производства, а также научно-техническую
продукцию разрабатываемую по обеспечению обороноспособности и безопасности
страны.
Основными целями
стандартизации оборонной продукции являются:
повышение качества
оборонной продукции и эффективности ее применения;
обеспечение
совместимости и взаимозаменяемости оборонной продукции;
оптимизация
номенклатуры оборонной продукции;
рациональное
использование ресурсов, выделяемых на создание, применение и утилизацию
оборонной продукции;
сокращение сроков
создания и освоения оборонной продукции;
повышение технических
возможностей и эффективности использования средств производства оборонной
продукции;
повышение
мобилизационной готовности промышленности в интересах обороны и безопасности
страны;
обеспечение
безопасности обслуживающего персонала и населения, а также охраны окружающей
среды при создании, применении и утилизации оборонной продукции в мирное время.
Основными направлениями
работ и видами деятельности по стандартизации оборонной продукции являются:
развитие и совершенствование
системы требований к оборонной продукции;
развитие и
совершенствование системы требований к процессам создания, применения и
утилизации оборонной продукции;
развитие и
совершенствование системы требований к технической документации на оборонную
продукцию;
развитие и
совершенствование системы классификации и кодирования оборонной продукции,
процессов ее создания, применения и утилизации;
развитие и
совершенствование организационно-технических основ стандартизации оборонной
продукции;
развитие и совершенствование
работ по стандартизации особого периода;
осуществление контроля
и надзора за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации
оборонной продукции;
формирование и ведение
фонда нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
информационно-издательская
деятельность в области стандартизации оборонной продукции и обеспечение
нормативными документами по стандартизации оборонной продукции.
Для реализации
указанных направлений и видов деятельности в области стандартизации оборонной
продукции научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями Госстандарта
России, отраслей оборонной промышленности, а также Минобороны России и других
государственных заказчиков работ по стандартизации оборонной продукции
проводятся специальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
в области стандартизации оборонной продукции.
Основными принципами
стандартизации оборонной продукции являются:
обязательность
выполнения требований нормативных документов по стандартизации оборонной
продукции в соответствии с областью их распространения и сферой действия;
согласованность работ
по стандартизации оборонной продукции на основе распределения и закрепления
ответственности в данной области между заинтересованными министерствами
(ведомствами) и предприятиями – участниками работ;
системность в работах
по стандартизации оборонной продукции, в том числе согласованность и
непротиворечивость требований, взаимоувязанность нормативных документов по
стандартизации оборонной продукции, исключение дублирования требований в
различных документах, обеспечение унификации требований по стандартизации;
комплексность
стандартизации взаимосвязанных объектов стандартизации путем разработки и
реализации плановых документов по стандартизации оборонной продукции, увязанных
с перспективами развития ВВТ и технического оснащения отраслей промышленности;
использование единых
систем классификации, идентификации, кодирования, автоматизированной обработки
и обмена данными, обеспечивающих информационную основу работ.
Основными объектами
стандартизации оборонной продукции являются:
– оборонная
продукция;
– процессы
создания, применения и утилизации оборонной продукции;
– системы
документации.
Организация работ по
стандартизации оборонной продукции
Работы по
стандартизации оборонной продукции проводят в соответствии с законами
Российской Федерации в области стандартизации, законодательными актами
Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Государственное
управление работами по стандартизации оборонной продукции в Российской
Федерации осуществляет Госстандарт России во взаимодействии с Минобороны
России, Минэкономики России и другими заинтересованными министерствами
(ведомствами).
Госстандарт России
координирует деятельность государственных органов управления и субъектов
хозяйственной деятельности в работах по стандартизации оборонной продукции, по
обеспечению оптимального научно-технического уровня и технико-экономической
обоснованности требований принимаемых им государственных стандартов Российской
Федерации, по совершенствованию научно-методических основ стандартизации,
осуществлению информационного обеспечения в области государственной и
межгосударственной стандартизации оборонной продукции; утверждает плановые
документы по государственной стандартизации оборонной продукции.
Минобороны России в
области стандартизации оборонной продукции осуществляет:
формирование
предложений по НИОКР в области стандартизации оборонной продукции в проект государственного
оборонного заказа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
разработку и ведение
НТД системы ОТТ;
разработку предложений
к плановым документам по стандартизации оборонной продукции;
разработку или участие
в разработке наиболее важных программ комплексной стандартизации и стандартов
на оборонную продукцию;
утверждение
(согласование) проектов плановых документов по стандартизации оборонной
продукции;
согласование проектов
стандартов на оборонную продукцию;
контроль за разработкой
стандартов на оборонную продукцию, за внедрением и соблюдением их требований
при проектировании, производстве и испытаниях изделий ВВТ, контроль за
разработкой (подготовкой к внедрению дополнений на особый период к стандартам
(стандартов особого периода).
Министерства
(ведомства) с учетом интересов смежных отраслей промышленности и при
взаимодействии с государственными заказчиками оборонного заказа и Госстандартом
России организуют работу по стандартизации закрепленных за ними видов техники,
обеспечению оптимального уровня стандартизации и унификации оборонной
продукции, научно-технического уровня и технико-экономической обоснованности
разрабатываемых ими стандартов, в том числе на особый период.
Работы по
стандартизации оборонной продукции в Российской Федерации проводятся в плановом
порядке и на договорной основе в рамках Государственного оборонного заказа; а
также бюджетных ассигнований, выделяемых министерствами (ведомствами), ведущими
предприятиями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими,
проектно-технологическими организациями промышленности,
научно-исследовательскими организациями Госстандарта России, Минобороны России,
других государственных заказчиков оборонного заказа.
В целях координации и
повышения уровня работ по стандартизации оборонной продукции министерства
(ведомства) Российский Федерации возлагают на предприятия и организации с
наиболее высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях
науки и техники функции головных организаций по стандартизации.
Планирование работ по
стандартизации оборонной продукции
Планирование работ по
стандартизации оборонной продукции является составной частью системы
планирования работ по стандартизации в Российской Федерации и направлено на
нормативное обеспечение процессов создания, применения и утилизации оборонной
продукции в увязке с программами вооружения и другими программами в области
обороноспособности, безопасности страны и мобилизационной готовности
промышленности.
Основой планирования
работ по стандартизации оборонной продукции является программный метод
планирования.
Планирование работ по
стандартизации оборонной продукции включает:
– перспективное
планирование;
– текущее
планирование.
Планирование
стандартизации оборонной продукции осуществляется путем разработки взаимоувязанных
плановых документов, к которым, соответственно, относятся:
– программы
комплексной стандартизации оборонной продукции (далее в тексте – программы
стандартизации);
– годовые планы
стандартизации оборонной продукции.
В плановые документы по
стандартизации оборонной продукции включают объекты, целесообразность
стандартизации которых устанавливают на базе перспективных исследований, опыта
создания, применения и утилизации подобных объектов.
Плановые документы по
стандартизации оборонной продукции должны предусматривать комплексную
стандартизацию изделий и идущих для их комплектования элементов, сырья и
материалов и обеспечивать возможность использования продукции как для
народнохозяйственных целей, так и для нужд обороны страны.
Управление работами по
стандартизации ОП осуществляет Госстандарт РФ. Он несет ответственность:
– за организацию,
состояние и развитие стандартизации ОП;
– за руководство и
координацию деятельности министерств (ведомств) в работах по стандартизации ОП,
за обеспечение увязки требовании стандартов на объекты стандартизации
народнохозяйственного назначения с нуждами обороны страны и обоснованность
требований в принимаемых им стандартах.
В области
стандартизации ОП МО РФ осуществляет:
1.
разработку и внедрение НТД системы ОТТ МО;
2.
разработку предложений к плановым документам по стандартизации ОП;
3.
разработку и участие в разработке наиболее важных программ комплексной
стандартизации и стандартов на ОП;
4.
согласование проектов планов, документов по стандартизации ОП;
5.
контроль военными представительствами в промышленности за соблюдением
стандартов на стадии проектирования, производства и испытаний ОП, контроль за
разработкой и подготовкой к применению стандартов особого периода.
Разработка проектов
стандартов на OП осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК),
ведущие предприятия, НИИ, проектно-конструкторские и др. органы промышленности,
учреждения МО и Госстандарта.
Непосредственная
организация и координация работ по стандартизации и унификации осуществляется
специально созданным управлением МО РФ и соответствующими органами в
управлениях видов ВС, родов войск, главными и центральными управлениями МО.
Научно-методическое
руководство и координация научных исследований осуществляется ФГУ 46 ЦНИИ МО РФ
и ВНИИ «Стандарт».
В управлении Начальника
войск РХБ защиты вопросами стандартизации и унификации вооружения и средств РХБ
зашиты ведают:
– заместитель
Начальника войск РХБ защиты по вооружению и НИР;
– начальник группы
метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации, каталогизации
предметов снабжения, патентной и лицензионной работе;
– ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ;
– ВП, подчиненные
управлению Начальника войск РХБ защиты.
ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ
решает следующие задачи:
– разрабатывает и
пересматривает НТД системы ОТТ;
– принимает
участие в составлении отзывов и согласовании новых ГОСТ, ТУ, СТП;
– принимает
участие в согласовании годовых планов стандартизации;
– контролирует
достигнутый уровень стандартизации и унификации на всех стадиях разработки
образца;
– принимает
участие в экспертизе разрабатываемых образцов.
Военные
представительства осуществляя контроль по этому направлению деятельности,
решают следующие задачи:
– принимают
участие в составлении отзывов и согласований новых НТД системы ОТТ, ТУ, СТП;
– осуществляют
контроль за внедрением требований ГОСТ на всех этапах разработки, изготовления
и приемки продукции;
– принимают
участие в согласовании годовых планов стандартизации, разрабатываемых
предприятиями и осуществляют контроль за выполнением этих планов;
– контролируют
уровень стандартизации и унификации заданным требованиям ТТЗ на ОКР;
– принимают
участие в экспертизе проектов разрабатываемых образцов и осуществляют контроль
за реализацией предложении по результатам экспертизы.
стандартизация унификация
оборонный продукция
Список
литературы
1. Сергеев А.Г., Латышев М.В.,
Терегеря В.В. Стандартизация, метрология, сертификация. Учебное
пособие. – М.: Логос, 2005. 560 с.
2. Лифиц И.М. Стандартизация,
метрология и сертификация. Учебник. 4-е изд. – М.: Юрайт. 2004. 335 с.
3. Эксплуатация вооружения химических
войск и средств защиты. Учебное пособие. ВАХЗ, ДСП. 1990. (инв. 2095).
4. Контроль качества разработки и
производства ВВТ. Под редакцией А.М. Смирнова. дсп. 2003. 274 с.
(инв. 3447).
|