Реферат: Научно-технический прогресс газотурбинных установок магистральных газопроводов
3.2 Наземные и морские
ГТД, конвертированные из авиадвигателей
ГТД данного типа
разрабатываются на базе авиационных прототипов на предприятиях
авиадвигателестроительного комплекса с использованием авиационных технологий.
Промышленные ГТД, конвертированные из авиадвигателей, начали разрабатываться
вначале 1960-х гг., когда ресурс гражданских авиационных ГТД достиг приемлемой
величины (2500...4000 ч.). Первые промышленные установки с авиаприводом
появились в энергетике в качестве пиковых или резервных агрегатов.
Дальнейшему быстрому
внедрению авиапроизводных ГТД в промышленность и транспорт способствовали:
- более быстрый прогресс
в авиадвигателестроении по параметрам цикла и повышению надежности, чем в
стационарном газотурбостроении;
- высокое качество
изготовления авиационных ГТД и возможность организации их централизованного
ремонта;
- возможность
использования авиадвигателей, отработавших летный ресурс, с необходимым
ремонтом для эксплуатации на земле;
- преимущества
авиационных ГТД – малая масса и габариты, более быстрый пуск и приемистость,
меньшая потребная мощность пусковых устройств, меньшие потребные капитальные
затраты при строительстве объектов применения.
При конвертации базового
авиационного двигателя в наземный или морской ГТД в случае необходимости заменяются
материалы некоторых деталей холодной и горячей частей, наиболее подверженных
коррозии. Так, например, магниевые сплавы заменяются на алюминиевые или
стальные, в горячей части применяются более жаростойкие сплавы с повышенным
содержанием хрома. Камера сгорания и система топливопитания модифицируются для
работы на газообразном топливе или под многотопливный вариант. Дорабатываются
узлы, системы двигателя (запуска, автоматического управления (САУ),
противопожарная, маслосистема и др.) и обвязка для обеспечения работы в
наземных и морских условиях. При необходимости усиливаются некоторые статорные
и роторные детали.
Объем конструктивных
доработок базового авиадвигателя в наземную модификацию в значительной степени
определяется типом авиационного ГТД. Например, при использовании ТРД -
обязательна разработка свободной силовой турбины (СТ) или подстановка
дополнительных ступеней к существующей турбине. При использовании ТРДД,
имеющих, как минимум, по два каскада компрессора и турбины, возможна
конвертация в наземные и морские ГТД различных схем: с однокаскадным
газогенератором и свободной СТ; с двухкаскадным двухвальным газогенератором и
свободной СТ; со "связанным" КНД. В первом и последнем вариантах
возможно использование турбины вентилятора базового авиадвигателя в качестве
силовой.
Пример конвертированного
ГТД показан на рис. 18, а сравнение конвертированного ГТД и ГТД стационарного
типа одного класса мощности показано на рис. 19.
Авиационные ТВД и
вертолетные ГТД функционально и конструктивно более других авиадвигателей
приспособлены для работы в качестве наземных ГТД. Они фактически не требуют
модификации турбокомпрессорной части (кроме камеры сгорания).
Первым массовым
конвертированным ГТД стал ТРД Avon фирмы Rolls-Royce, устанавливавшийся на
самолетах "Каравелла". С 1964 г. "Avon" используется как
газогенератор для стационарной СТ производства фирмы Cooper Bessemer. По
аналогичной схеме впоследствии был конвертирован двухвальный газогенератор ТРДД
RB211-24G. Мощность ГТУ, получивших обозначение Coberra 2000 и Coberra 6000,
составила 14,5 и 27 МВт соответственно.
Рис. 18. ГТД,
конвертированный из авиадвигателя (модель LM2500 фирмы General Electric
мощностью 23 МВт на базе ТРДД CF6-6)
Рис. 19. Сравнение
типичных конструкций ГТД, конвертированного из авиадвигателя и ГТД стационарного типа одного
класса мощности (25 МВт, фирма GE): 1
- тонкие корпуса; 2 - подшипники качения; 3 - выносные КС; 4 - массивные
корпуса; 5 - подшипники скольжения; 6 - горизонтальный разъем.
В СССР в 1970-е годы был
разработан наземный ГТД НК-12СТ на базе одновального авиационного ТВД НК-12,
который эксплуатировался на самолетах ТУ-95, ТУ-114 и АН-22. Конвертированный
двигатель НК-12СТ мощностью 6,3 МВт был выполнен со свободной СТ и работает в
составе многих ГПА и по сей день.
В настоящее время
конвертированные авиационные ГТД различных производителей широко используются в
энергетике, промышленности, в морских условиях и на транспорте. Мощностной ряд
– от нескольких сотен киловатт до 50 МВт.
Данный тип ГТД
характеризуется наиболее высоким эффективным КПД при работе в простом цикле,
что обусловлено высокими параметрами и эффективностью узлов базовых
авиадвигателей. ГТД LM6000PC фирмы General Electric и TRENT фирмы Rolls-Royce
имеют эффективный КПД на валу СТ . ГТД
TRENT к настоящему времени является наиболее мощным двигателем данного типа Ne = 52,6 МВт.
4. Основные мировые производители ГТД
В данном разделе дается
краткий обзор крупнейших зарубежных и российских разработчиков, производителей
авиационных, наземных и морских ГТД. Указываются марки наиболее массовых моделей
ГТД и перспективные проекты.
Дженерал электрик
General Electric (GE),
США. Крупнейший мировой производитель авиационных, наземных и морских ГТД. Отделение
компании General Electric Aircraft Engines (GE AE) в настоящее время занимается
разработкой и производством авиационных ГТД различных типов - ТРДД, ТРДДФ, ТВД
и вертолетных ГТД. Диапазон тяг и мощностей этих двигателей очень широк: ТРДД -
от 40 до 512 кН, ТРДДФ - от 80 до 190 кН, ТВД и вертолетные ГТД - от 900 до
3500 кВт. GE АЕ участвует в совместных программах. Так, с французской компанией
Snecma разрабатывается и производится семейство ТРДД CFM56, с фирмой Pratt
& Whitney действует программа ТРДД GP7000, с компанией Honeywell -
программа ТРДД CFE738.
К наиболее массовым
серийным авиационным двигателям и перспективным проектам можно отнести:
- ТРД - J85, J79;
- ТВД и вертолетные ГТД -
СТ7, Т58, Т700;
- ТРДД - TF39, CF6-6,
CF6-50, CF6-80C2, GE90, CF34, CFM56 (совместно с Snecma);
- ТРДДФ - F101, F110,
F404, F414, F120 (двигатель 5-го поколения с элементами ДИЦ).
Отделение компании
General Electric Energy разрабатывает и производит авиапроизводные стационарные
ГТД для энергетического, механического и морского привода в диапазоне мощности
от 2 до 300 МВт. Также это отделение осуществляет маркетинг и поставки всех
типов наземных и морских ГТД фирмы GE.
Промышленные и морские
ГТД представлены следующим рядом моделей:
- ГТД, конвертированные
из авиадвигателей - LM500, LM1600, LM2000, LM2500, LM2500+, LM5000, LM6000;
- стационарные ГТД -
PGT5, PGT10, PGT25, MS5000, MS6000, MS7000, MS9000.
Пратт энд Уитни
Pratt & Whitney (PW), США.
Входит в состав компании United Technologies Corporations (UTC). В настоящее время PW занимается
разработкой и производством авиационных ТРДД средней и большой тяги: гражданских
ТРДД тягой от 70 до 440 кН и военных ТРДДФ в классе тяги 100... 170 кН. PW
участвует в международной программе ТРДД V2500, совместно с GE - в программе
ТРДД GP7000.
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТРД (Ф) - J57, J75,
J58;
- ТРДД - J52, JT3D, JT8D,
JT9D, PW2000,
- PW4000, PW6000
(опытный), PW8000 (проект ТРДД с редуктором и сверхвысокой степенью
двухконтурности), ADP (опытный ТВВД с закапотированным ВВ);
- ТРДДФ - TF3 0, F100,
F119, РW7000 (перспективный проект на базе программы IHРТЕТ), подъемно-маршевый ТРДДФ F13 5.
Отделение фирмы Pratt
& Whitney Power Systems производит конвертированные наземные и морские ГТД
на базе авиадвигателей PW и PWC мощностью от 0,4 до 28 МВт.
Наземные и морские ГТД
представлены следующим рядом моделей: ST5, ST6L, ST18A, ST30, ST40, FT8.
Пратт энд Уитни Канада
Pratt & Whitney Canada (PWC),
(Канада). Также входит в состав компании UTC в группу PW. PWC занимается
разработкой и производством малоразмерных ТРДД, ТВД и вертолетных ГТД.
Большинство ТРДД находятся в классе тяги 10...33 кН. Проект новейшего ТРДД
PW800 рассчитан на класс тяги 44...84 кН. Разработаны и разрабатываются ТВД и
вертолетные ГТД мощностью от 400 до 3800 кВт.
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТРДД - JT15D, PW300,
PW500, PW800 (проект ТРДД с редукторным приводом вентилятора);
- ТВД и вертолетные ГТД -
РТ6А, PW100, PW200.
Ряд конвертированных из
базовых ТВД и вертолетных ГТД промышленных двигателей мощностью 400.. .4000
кВт.
Роллс-Ройс
Rolls-Royce
(Великобритания). Компания Rolls-Royce (RR) в настоящее время разрабатывает и
производит широкий спектр ГТД авиационного, наземного и морского применения -
гражданские ТРДД в диапазоне тяг от 60 до 420 кН, ТВД и вертолетные ГТД
мощностью от 600 до 4500 кВт, а также подъемно-маршевые двигатели семейства
Pegasus в классе тяги 95... 106 кН.
RR принимает долевое
участие во многих европейских и международных программах:
- в разработке и
производстве военных ТРДДФ RB199, EJ200, подъемного вентилятора для СУ
истребителя JSF;
- ТВД и вертолетных ГТД
семейства RTM 322 в классе мощности 1500.. .2200 кВт совместно с фирмой
Turbomeca.
Ранее RR совместно с
компанией Snecma разрабатывала и производила ТРДФ "Олимп" тягой
140...170кН для сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд".
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТРД - Derwent, Nene, Avon, Viper;
- ТВД и вертолетные ГТД - Dart, Gazelle, Gem, Gnome, Tyne;
- ТРДД- Conway, Spey, RB211-24/524/535,
Tay, Trent 500/700/800/900;
- ТРДДФ - Adour, RBI99, EJ200
(совместно с европейскими фирмами);
- подъемно-маршевый ТРДД -
Pegasus.
Широким спектром моделей
для механического, энергетического и морского привода представлены ГТД
наземного применения. Эти двигатели мощностью от 4 до 58 МВт - 501, 601, Avon,
Coberra, Trent 50 - созданы конвертацией авиационных прототипов.
Honeywell (США). Компания
Honeywell занимается разработкой и производством авиационных ГТД - ТРДД и ТРДДФ
в малом классе тяги 15.. .40 кН, ТВД и вертолетных ГТД в классе мощности
450...2100 кВт.
Наиболее массовые
авиационные двигатели:
- ТВД и вертолетные ГТД -
Т53, Т55, LTS101, LTP101, ТРЕ331,
Т800;
- ТРДД - ALF502, AS900, ATF3, LF507, TFE731;
- ТРДДФ -ТРЕ1042.
Snecma (Франция).
Компания Snecma занимается разработкой и производством авиационных ГТД -
военных ТРДДФ в классе тяги 75...90 кН и гражданских ТРДД совместно с компанией
GE (семейства ТРДД CFM56 и GE90). Совместно с фирмой Turbomeca участвует в
программе ТРДД Larzac в классе тяги 14 кН. Совместно с фирмой Rolls-Royce
разрабатывала и производила ТРДФ "Олимп".
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТРДФ - Atar;
- ТРДД - CFM56-2/3/5/7 и
GE90 (совместно с GE АЕ), Larzac (совместно с фирмой Turbomeca), перспективный
ТРДД в рамках программы Tech56;
- ТРДДФ - М53, М88.
Турбомека
Turbomeca (Франция). В
основном разрабатывает и выпускает ТВД и вертолетные ГТД малой и средней
мощности от 400 до 1600 кВт. Совместно с компанией RR участвует в программе ГТД
RTM322 в классе мощности 1500...2200 кВт.
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
ТВД и вертолетные ГТД - Arriel, Arrius, Artouste, Astazou, Bastan, Makila, TM 333.
Сименс
Siemens (ФРГ). Профилем
этой крупной фирмы являются стационарные наземные ГТД для энергетического и
механического привода и морского применения в широком диапазоне мощности от 4
до 300 МВт.
Основные марки
разрабатываемых и выпускаемых ГТД:
- Typhoon,
Tornado, Tempest, Cyclone, GT35, GT10B/C, GTX100, V64.3A, V94.2, V94.2A,
V94.3A, W501D5A, W501F, W501G.
Alstom (Франция,
Великобритания). Разрабатывает и производит стационарные одновальные энергетические
ГТД в диапазоне мощности 50...270 МВт.
Основные марки ГТД -
GT8C2, GT11N2, GT13E2, GT24, GT26.
Солар
Solar (США). Входит в состав компании
Caterpillar и занимается разработкой и производством стационарных ГТД малой
мощности от 1 до 15 МВт для энергетического и механического привода и морского
применения.
Основные марки ГТД - Saturn 20, Centaur 40/50, Taurus
60/70, Mars 90/100, Titan 130.
ГП "ЗМКБ
"Прогресс" им. А.Г. Ивченко" (Украина, г. Запорожье). Государственное
предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс"
имени академика А.Г. Ивченко" специализируется на разработке, изготовлении
опытных образцов и сертификации авиационных ГТД -ТРДД в диапазоне тяги
17...230кН, самолетных ТВД и вертолетных ГТД мощностью 1000... 10000 кВт, а
также промышленных наземных ГТД мощностью от 2,5 до 10000 кВт. Двигатели
разработки "ЗМКБ "Прогресс" серийно выпускаются в ОАО "Мотор
Сич" (Украина, г. Запорожье).
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТВД и вертолетные ГТД -
АИ-20, АИ-24, Д-27 (ТВВД с открытым ВВ);
- ТРДД - АИ-25, ДВ-2,
Д-36, Д-18Т, Д-436Т1/Т2/ТП.
Наземные ГТД:
- Д-336-1/2, Д-336-2-8,
Д-336-1/2-10.
НПП "Машпроект"
(Украина, г. Николаев).
Научно-производственное
предприятие "Зоря-Машпроект" (Украина, г. Николаев) разрабатывает и
производит ГТД для морских СУ, а также наземные ГТД для энергетического и
механического привода. Наземные двигатели являются модификациями моделей
морского применения. Класс мощности ГТД: 2...30МВт. С 1990гг. НПП "Зоря-Машпроект"
разрабатывает также стационарный одновальный энергетический двигатель UGT-110
мощностью 110 МВт.
Основные модели ГТД:
- UGT-2500, UGT-3000, UGT-6000,
UGT-10000, UGT-15000, UGT-160000,
UGT-250000,
UGT-110 (совместно с НПО "Сатурн",
Россия).
4.1 Основные российские производители ГТД
Ниже приведены основные
российские предприятия-разработчики ГТД, расположенные в алфавитном порядке.
ОАО "Авиадвигатель"
(г. Пермь). Разрабатывает, изготавливает и сертифицирует авиационные ГТД -
гражданские ТРДД в классе тяги 52.. .200 кН для магистральных самолетов,
военные ТРДДФ в классе тяги 152...194кН, вертолетные ГТД, а также
авиапроизводные наземные промышленные ГТД для механического и энергетического
привода в классе мощности 2,5...30 МВт.
Серийное производство
ТРДД разработки ОАО "Авиадвигатель" осуществляет ОАО "Пермский моторный
завод" (ОАО "ПМЗ", г. Пермь) и ОАО "НПО "Сатурн""
(г. Рыбинск). Промышленные ГТД серийно выпускаются на ОАО "ПМЗ".
ОАО "Авиадвигатель"
и ОАО "ПМЗ" составляют ядро созданного в конце 2003 г. "Пермского
центра авиадвигателестроения" во главе с управляющей компанией "Пермский
моторостроительный комплекс".
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТРДД - Д-20П, Д-30,
Д-30КУ/КП, Д-30КУ-154, Д-30-ВЮ, ПС-90А, ПС-90А2, ПС-90А12 (проект), ПС-12
(проект ТРДД 5-го поколения);
- ТРДДФ - Д-30Ф6;
- вертолетные ГТД -
Д-25В.
ГТД наземного применения
представлены широким спектром моделей для механического и энергетического
привода. Наземные двигатели, созданные конвертацией авиационных двигателей Д-30
и ПС-90А - ГТУ-2,5П, ГТУ-4П, ГТУ-6П, ГТУ-10П, ГТУ-12П, ГТУ-16П, ГТУ-25П, ГТЭ-180
(проект совместно с ОАО ЛMЗ).
ГУНПП "Завод имени
В.Я. Климова" (г. Санкт-Петербург). Государственное унитарное
научно-производственное предприятие "Завод им. В.Я. Климова" в
последние годы специализируется на разработке и производстве авиационных ГТД.
Номенклатура разработок широка - военные ТРДДФ в классе тяги 81...98кН,
самолетные ТВД и вертолетные ГТД в классе мощности 1200...2600 кВт; танковые
ГТД в классе мощности 700...900 кВт, а также конвертированные промышленные ГТД
на базе ТВД и вертолетные ГТД в классе мощности 0,8...2,5 МВт.
Наиболее массовые
серийные авиационные и наземные двигатели и перспективные проекты:
- ТРД (Ф) - ВК-1, ВК-1Ф;
- ТРДДФ - РД-33,РД-133;
- ТВД и вертолетные ГТД -
ГТД-350, ТВ2-117, ТВЗ-117, ТВ7-117, ВК-3500;
- танковые ГТД -
ГТД-1000Т/ТФ, ГТД-1250;
- наземные энергетические
ГТД: ГТП-0,8; ГТП-1,25; ГТП-1,6; ГТП-2,5.
ОАО "ЛМЗ" (г.
Санкт-Петербург). ОАО "Ленинградский Металлический завод"
разрабатывает и производит стационарные энергетические ГТД в классе мощности
100... 180 МВт.
Основные марки ГТД-
ГТЭ-100 (двигатель сложного цикла с промежуточным охлаждением и промежуточным
подогревом), ГТЭ-150, ГТЭ-180 (проект совместно с ОАО "Авиадвигатель").
ФГУП "Мотор"
(г. Уфа). Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное
предприятие "Мотор"" занимается разработкой военных ТРД и ТРДФ
для истребителей и штурмовиков.
Основные авиационные ГТД -
Р13-300, Р25-300, Р95Ш, Р195.
В 1990-е гг. на базе
двигателя Р195 разработана энергетическая установка ГТЭ-10/95 мощностью 10 МВт.
"Омское МКБ"
(г. Омск). АО "Омское моторостроительное конструкторское бюро"
занимается разработкой малоразмерных ГТД и вспомогательных СУ.
Основные двигатели
разработки "Омского МКБ":
- вспомогательные ГТД -
ВСУ-10, ВГТД-43;
- ТВД - ТВД-10, ТВД-20;
- вертолетные ГТД -
ГТД-3, ТВ-0-100;
- ТРДД - ТРДД-50
(проект).
ОАО "НПО
"Сатурн''" (г. Рыбинск).
ОАО "Научно-производственное
объединение "Сатурн"" в последние годы разрабатывает и
производит военные ТРДДФ в классе тяги 122... 175 кН, ТВД, вертолетные ГТД
мощностью 1000... 1100 кВт, а также конвертированные наземные ГТД мощностью от
4 до 20 МВт. Совместно с НПО "Машпроект" (Украина) участвует в
программе энергетического одновального ГТД мощностью 110 МВт. Совместно с
компанией Snecma разрабатывает ТРДД для региональных самолетов в классе тяги
50...70 кН. Серийное производство военных ТРДДФ осуществляется на серийных
заводах - в уфимском ОАО "УМПО" и московском ФНПЦ "Салют".
Наиболее массовые
серийные авиационные двигатели и перспективные проекты:
- ТРД (Ф) - АЛ-7Ф, AЛ-21Ф,
ВД-7, РД-36-41, РД-36-51;
- ТРДДФ - AЛ-31Ф, АЛ-41Ф
(опытный двигатель 5-го поколения);
- ТРДД - SM146
(совместный проект с компанией Snecma);
- ТВД и вертолетные ГТД -
РД-600, ТВД-1500.
Наземные ГТД - АЛ-31СТ,
АЛ-31СТЭ, ГТД-4, ГТД-6, ГТД-8, ГТД-6,3 (проект), ГТД-10 (проект), ГТД-110
(совместно с НПО "Машпроект").
ОАО "СНТК им. Н.Д.
Кузнецова".
ОАО "Самарский
научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова" разрабатывает и выпускает
авиационные ГТД (ТВД, ТРДД, ТРДДФ) и наземные ГТД, конвертированные из
авиадвигателей. Предприятие имеет самый большой опыт среди российских
предприятий в разработке наземных ГТД для газовой промышленности. Продукция
этого предприятия серийно эксплуатируется с 1974 г. В последние годы ведется
доводка ТВВД НК-93 с двухрядным закапотированным ВВ, а также разработка новых
моделей наземных ГТД.
Основные авиационные ГТД,
разработанные ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова":
- ТВД - НК-12MB, НК-4;
- ТРДД - НК-8-4,
НК-8-2/2У, НК-86, НК-88 (на криогенном топливе);
- ТРДДФ - НК-22, НК-25,
НК-144, НК-32;
- ТВВД - НК-93 (опытные
двигатели). Наземные ГТД - НК-12СТ, НК-16СТ, НК-3 6СТ,
НК-38СТ, НК-14СТ (Э).
АМНТК "Союз"
(г. Москва). ОАО "Авиамоторный научно-технический комплекс
"Союз"" разрабатывает и изготавливает авиационные ГТД - ТРД,
ТРДФ, подъемно-маршевые ТРДДФ.
Основные авиационные ГТД:
- ТРД - АМ-3 (РД-3),
АМ-5;
- ТРДФ - РД-9, Р11-300,
Р15-300, Р27-300;
- ТРДДФ - Р79
(подъемно-маршевый двигатель для СВВП Як-141).
Тушинское МКБ "Союз"
(г. Москва).
Государственное
предприятие "Тушинское машиностроительное конструкторское бюро
"Союз"" занимается доводкой и модернизацией военных ТРДФ -
Р27-300, Р35-300, Р29-300. В 1992 г. на базе Р29-300 разработана ГТУ 55СТ-20
мощностью 20 МВт для привода электрогенераторов.
5. Основы рабочего процесса ГТД
Эффективность ГТД
наземного и морского применения, предназначенных для производства мощности на
выходном валу, может оцениваться только как эффективность тепловой машины.
При рассмотрении ГТД как
тепловой машины можно отвлечься от конкретного типа и назначения двигателя, так
как в большинстве рассмотренных выше схем ГТД реализуется одинаковый термодинамический
цикл, обычно называемый простым газотурбинным циклом или циклом Брайтона.
Реальный простой газотурбинный
цикл показан на рис. 20 в T-S диаграмме. В диаграмме наглядно отображаются
работа цикла, подведенное и отведенное тепло и внутрицикловые потери (в
процессах сжатия, расширения и течения рабочего тела по тракту ГТД).
Простой цикл состоит из
следующих термодинамических процессов (см. рис. 20):
- адиабатическое сжатие
рабочего тела (воздуха) в воздухозаборнике (отрезок Н-В на диаграмме) и в компрессоре
(отрезок В-К) от атмосферного давления Рн до давления Р*к.
В авиационных ГТД при скорости полета равной нулю (V= 0) и в наземных ГТД
динамическое сжатие в воздухозаборнике отсутствует и весь процесс сжатия
осуществляется в компрессоре;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|