Реферат: Метрология и стандартизация
Стандарт
—
нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм,
правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным
органом. Стандарт, разработанный на основе достижений науки, техники, передового
опыта, должен предусматривать оптимальные для общества решения. Стандарты
разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ
и т. п.), так и на нормы, правила, требования к объектам
организационно-методического и общетехнического характера. Стандарт — это самое
целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определенной цели.
Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения
качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее
взаимозаменяемости.
Технические
условия
(ТУ) — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий
комплекс требований к конкретным изделиям, материалу и другой продукции, ее
изготовлению и контролю. ТУ разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.115—70 и
утверждаются руководством министерства (или предприятия) на срок, зависящий от
нормативных сроков обновления продукции.
Для усиления роли
стандартизации в техническом прогрессе, повышении качества продукции и
экономичности ее производства в соответствии с постановлением СМ СССР от
11.01.1965 г. разработана и введена в действие в народном хозяйстве Государственная
система стандартизации (ГСС). Она представляет собой комплекс
взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации,
структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности, организацию и
методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного
хозяйства СССР и союзных республик, порядок разработки, оформления,
согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой
нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и
соблюдением. Таким образом, ГСС определяет организационные, методические и
практические основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства (рис.
2).
ГСС непрерывно совершенствуется и
дополняется. Все изменения и дополнения, которые вносятся в действующие
стандарты, публикуются в Информационном указателе стандартов (ИУС). В комплекс
стандартов ГСС входят: ГОСТ 1.0—68—ГОСТ 1.5—68; ГОСТ 1.7—78, ГОСТ 18—79; ГОСТ
1.9—67; ГОСТ 1.11—75; ГОСТ 1.13—75;
ГОСТ 1 15—82; ГОСТ 1.16—78—ГОСТ 1.18—78;
ГОСТ 1.19—75;
ГОСТ 1.20—69; ГОСТ
1.21—75; ГОСТ 1.22—76; ГОСТ 1.23—77;
ГОСТ 1.25—76; ГОСТ
1.26—77.
Главная цель ГСС — с помощью стандартов,
устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому
уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать
обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства
страны. Эта система имеет также следующие цели:
Улучшение качества работы, качества
продукции и обеспечение его оптимального уровня;
Обеспечение условий
для развития специализации в области проектирования и производства продукции,
снижения ее трудоемкости, металлоемкости и улучшения других показателей;
Обеспечение увязки
требований к продукции с потребностями обороны страны;
Обеспечение условия
для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих
требованиям мирового рынка;
Рациональное
использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых
ресурсов;
Развитие
международного экономического и технического сотрудничества;
Обеспечение охраны
здоровья населения, безопасности труда работающих, охраны природы и улучшения
использования природных ресурсов.
Для достижения указанных целей необходимо
решить следующие задачи:
установление прогрессивных систем стандартов
на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к конструкции
изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для
формирования требуемого качества конечной продукции на стадии ее
проектирования, серийного производства и эффективного использования
(эксплуатации);
определение
единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и
испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения
изделий и условий их эксплуатации;
установление
норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с
целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального
многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
развитие
унификации промышленной продукции и агрегатирования машин как важнейшего
условия специализации, повышения экономичности производства, производительности
труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
обеспечение
единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование
государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств
измерений высшей точности;
Рис. 2. Принципиальные
методические и научно-технические основы Государственной системы стандартизации
в СССР
установление
единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации,
используемых в автоматизированных системах управления, установление систем
классификации и кодирования технико-экономической информации, форм и систем
организации производства и технических средств научной организации труда;
установление
единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в
отраслях народного хозяйства и др.
Для
достижения поставленных целей работы по стандартизации планируют, придавая им
народнохозяйственное значение, постоянно обновляют стандарты на основе
достижений науки, техники и производства с учетом комплексности и системности
решений задач стандартизации.
2.2. Категории
стандартов.
В
зависимости от сферы действия ГСС предусматривает следующие категории
стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и
стандарты предприятий (объединений) (СТП). Государственные стандарты обязательны
для всех предприятий, организаций и учреждений страны в пределах сферы их
действия. Отраслевые стандарты используют все предприятия и организации
данной отрасли (например, станкостроительной. Автотракторной и т. д.), а также
другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной
принадлежности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые
относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. Республиканские
стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского
и местного подчинения Данной союзной республики независимо от их ведомственной
принадлежности. Стандарты предприятий (объединений) действуют только на
предприятии, утвердившем данный стандарт.
Стандарты утверждают соответствующие
организации: ГОСТ — Госстандарт СССР; ОСТ — министерство (ведомство),
являющееся ведущим в производстве данного вида продукции; РСТ — советы
министров союзных республик или их Госпланы; СТП — руководство предприятий.
Особо важные ГОСТы утверждает СМ СССР и Госстрой СССР.
Порядок
разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации и издания
стандартов установлен ГОСТ 1.2—68, ГОСТ 1.3—68 и ГОСТ 1.4-68.
Государственные
стандарты
устанавливают требования преимущественно к продукции массового и
крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения, к изделиям,
прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают
также общие нормы, термины и т. п. Исходя из этого, можно указать на следующие
объекты государственной стандартизации:
общетехнические и
организационно-методические правила и нормы (ряды нормальных линейных размеров,
нормы точности зубчатых передач, допуски и посадки, размеры и допуски резьбы,
предпочтительные числа и др.); нормы точности изделий межотраслевого применения;
требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических
условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники
безопасности и производственной санитарии; научно-технические термины, определения
и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц
физических величин и общесоюзные поверочные схемы;
методы и средства поверки средств
измерений; государственные испытания средств измерений; допускаемые
погрешности измерений; системы конструкторской, технологической,
эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования
технико-экономической информации и т. д.
Отраслевые
стандарты
устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной
стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для
отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация
которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической
деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального
уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть
машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и
составные части этих изделий; сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты,
применяемые в отрасли; типовые технологические процессы внутриотраслевого
применения и др. ОСТы разрабатывают также для ограничения, например,
типоразмеров крепежных деталей, полей допусков и посадок и др.
Республиканские
стандарты
устанавливают требования к продукции, выпускаемой предприятиями
союзно-республиканского и местного подчинения союзной республики. Номенклатура
продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть
согласована с Госстандартом СССР и соответствующими ведущими министерствами и
ведомствами СССР по закрепленным группам продукции. Объектами республиканской
стандартизации могут быть сырье, материалы, топливо и полезные ископаемые
внутри-республиканского производства и применения; отдельные типы изделий
массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских
министерств, товары народного потребления и др.
Стандарты
предприятий (объединений) распространяются на нормы, правила,
методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на
данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством;
на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы.
Оснастку, инструмент и т. п. Стандарты предприятий могут также устанавливать
ограничения по применяемой номенклатуре деталей, составных частей, материалов,
предусмотренные государственными, отраслевыми или республиканскими стандартами.
В последние годы стандарты предприятий
стали фундаментом комплексной системы управления качеством продукции; они охватывают
все сферы деятельности предприятия и позволяют доводить требования
государственных стандартов до каждого рабочего места, до каждого исполнителя.
Стандарты предприятий (объединений) оказывают существенное влияние на все
сферы деятельности заводов. Они влияют на развитие унификации технологической и
контрольной оснастки, нестандартного оборудования, обеспечивают более
рациональное использование сырья, материалов, энергии и т. д. Число стандартов
предприятий непрерывно растет; например, в объединении ЗИЛ их насчитывается
свыше 5500.
2.3. Виды стандартов.
В
зависимости от объектов и содержания стандарты делят на стандарты: технических
условий (общих технических условий); параметров (размеров); типов, марок, сортамента;
конструкции; правил приемки, методов
испытаний (контроля, анализа, измерений); методов и средств поверки мер и
измерительных приборов; правил эксплуатации и ремонта; типовых технологических
процессов и др.
В
настоящее время установлен новый, более совершенный порядок разработки
стандартов всех категорий и видов. Он предусматривает переход от разработки
отдельных нормативно-технических документов на конкретную продукцию к созданию
в отраслях народного хозяйства взаимосвязанных комплексов стандартов и технических
условий, охватывающих продукцию на всех этапах ее жизненного цикла. При этом
государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы) и республиканские (РСТы) стандарты
должны разрабатываться на группы однородной продукции по результатам научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с учетом перспектив
развития этой продукции; на конкретную продукцию должны разрабатываться
технические условия (ТУ) и при необходимости ОСТы и РСТы, фиксирующие
результаты разработки и постановки продукции на производство.
2.4 Планирование
работ по стандартизации
Планирование
работ по стандартизации является составной частью системы государственного
планирования. Так, задания по стандартизации входят специальным разделом в
долгосрочный (на 10—15 лет) и пятилетний планы развития народного хозяйства
СССР. Существуют годовые планы государственной стандартизации, утверждаемые
Госстандартом СССР по согласованию с Госпланом СССР. Соответствующие планы
отраслевой стандартизации являются составной частью плановых заданий
министерства (ведомства). Естественно, что все эти задания плюс собственные
потребности в области стандартизации отражаются в перспективных и годовых
планах предприятий.
В
планы стандартизации включают вопросы разработки новых и пересмотра действующих
стандартов всех категорий, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
другие работы, необходимые для создания стандартов. В них учитывают также
задания по разработке проектов стандартов СЭВ и ИСО, мероприятия по надзору за
мерами и измерительными приборами и т. д.
Особое
внимание уделяется межотраслевым планам разработки программ комплексной
стандартизации сырья, материала, заготовок, кооперируемых изделий и конечного
изделия (станка, автомобиля, телевизора и т. п.) с взаимной увязкой требований
к их качеству.
Контроль
за выполнением планов стандартизации осуществляет Госстандарт СССР.
Планирование работ по стандартизации является важным экономическим фактором,
посредством которого осуществляется координация деятельности всех организаций
страны, занимающихся вопросами стандартизации, и обеспечивается максимальная
эффективность и комплексность в работах по стандартизации.
2.5. Патентная
чистота стандартов.
Целесообразность
разработки каждого стандарта обосновывается потребностями народного хозяйства и
ожидаемым техническим и экономическим эффектом. Для этого предварительно
подбирают и анализируют литературные и производственные данные, устанавливают
тенденции развития и перспективные потребности промышленности по
стандартизуемым объектам или параметрам. Обязательным этапом является анализ
зарубежного опыта и достигнутого там уровня качественных показателей
стандартизуемых объектов.
Номенклатура
показателей качества должна быть достаточной, чтобы всесторонне и полно
характеризовать изделие не только с точки зрения изготовителя, но и с точки
зрения потребителя. Например, для покупателя телевизора важны размеры экрана,
четкость изображения, гарантийный срок, внешний вид и его ремонтопригодность,
т. е. Возможность быстрого обнаружения повреждений и замены неисправных
элементов. Для завода-изготовителя, кроме указанного, важное значение имеют
совершенство конструкции и технологичность составных частей телевизора,
определяющих трудоемкость и экономичность его производства, и т. д.
ГСС устанавливает шесть стадий
разработки стандартов:
1) организация разработки стандарта,
составление и утверждение технического задания;
2) разработка проекта стандарта (первой
редакции) и рассылка его на отзыв;
3) анализ отзывов и разработка окончательной
(второй и последующих) редакций проекта стандарта;
4) подготовка, согласование и представление
стандарта на утверждение; 5) рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта;
6) издание стандарта и информация о нем.
Многие
стандартные агрегаты широко применяют в машинах, приборах и оборудовании,
поставляемых на экспорт. Для обеспечения конкурентоспособности, кроме
соответствия качества изделий мировому уровню, они не должны нарушать
действующие в странах ввоза патенты (свидетельства) на изобретения, модели и
промышленные образцы, представляющие владельцам исключительное право на
использование запатентованного объекта в течение определенного срока.
Нарушение этих прав влечет за собой наложение ареста на экспортируемые изделия
и штрафы, возмещающие убытки патентодержателя, поэтому стандартизуемая
продукция должна обладать патентной чистотой. Это требование относится к
технологическим процессам, методам и средствам измерения и испытания изделий и
т. д.
2.6. Внедрение и
пересмотр стандартов.
При
утверждении государственных стандартов устанавливают срок их введения. Одновременно
намечают планы основных мероприятий, в которых предусматривают
материально-техническую и организационную подготовку предприятий
(организаций), обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. Эти
мероприятия включают в соответствующие планы по новой технике, капитального
строительства, материально-технического снабжения министерств (ведомств),
предприятий и организаций. Выполнение их контролирует Госстандарт СССР.
Стандарт считается внедренным на
предприятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и
требования применяют в соответствии с областью его распространения и если
выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.
Надзор
за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляет
Госстандарт СССР, его республиканские, областные, городские лаборатории
государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, а также
научно-исследовательские институты или организации. Если стандарты и
технические условия внедрены несвоевременно, руководители предприятий и
организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с
законодательством о труде.
За поставку продукции, не соответствующей
требованиям стандартов и технических условий, некомплектной, в ненадлежащей
таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными
недостатками и другими дефектами, поставщик (изготовитель) несет
ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик. При этом должностных лиц промышленных предприятий
могут привлекать к уголовной ответственности.
Только обязательное соблюдение стандартов
может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу
закона, и их выполнение достигается не только методами убеждения, но и методами
государственного принуждения.
Министерства
(ведомства) СССР и союзных республик, их головные и базовые организации по
стандартизации должны систематически (как правило, не реже 1 раза в 5 лет)
проверять соответствие установленных в стандартах требований современным
достижениям науки, техники и производства, а также запросам народного хозяйства
(отрасли). Стандарты, не отвечающие указанным требованиям, включают в планы
стандартизации для пересмотра. На основании этих проверок и планов
стандартизации Госстандарт СССР пересматривает совместно с министерствами и
ведомствами действующие государственные стандарты, заменяет в них устаревшие
показатели или вводит новые стандарты.
Можно
привести такой пример, характеризующий динамизм стандартов: ГОСТ 533—76
«Турбогенераторы. Технические требования» пересматривался в 1955, 1968, 1975
гг. Предельная мощность турбогенераторов увеличилась от 200 до 800 мВт в 1968
г. и до 1200 мВт — в 1975 г. Гарантийный срок службы с одного года увеличился в
1968 г. до двух лет, а в 1975 г. — до 25 лет.
III.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О
МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
При разработке
отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по
стандартизации. Это необходимо для обеспечения взаимозаменяемости деталей и
стандартных узлов машин, изготовленных в разных странах, а также для упрощения
их эксплуатации, что способствует расширению научно-технических и торговых
связей между государствами.
Крупнейшей
международной организацией в области стандартизации является ИСО (до 1941 г.
называлась ИСА, организована в 1926 г.). Одновременно с рекомендациями ИСО
выпускает международные стандарты, на которых должны основываться национальные
стандарты; их используют также для международных экономических связей.
Основная цель ИСО, как сказано в ее Уставе, «содействовать благоприятному
развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный
обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной,
научной, технической и экономической деятельности».
Высшим органом ИСО является Генеральная
Ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее
важным вопросам и избирает Президента организации. В ИСО имеются:
Исполнительный Комитет (ИСО/Исполком),
Комитет по изучению научных принципов стандартизации (ИСО/СТАКО), Комитет помощи
развивающимся странам (ИСО/ДЕВКО), Аттестационный Комитет (ИСО/СЕРТИКО) и
свыше 150 технических комитетов, которые разрабатывают рекомендации и
стандарты (ТК-1 «Резьбы», ТК-2 «Болты, гайки и детали крепления»; ТК-3 «Допуски
и посадки», ТК-29 «Инструменты», ТК-39 «Станки» и др.).
Членами ИСО
являются в настоящее время свыше 70 стран. Работой каждого технического
комитета руководит одна из национальных организаций по стандартизации. СССР
выполняет функции секретаря в более чем двадцати технических комитетах,
подкомитетах и рабочих группах (например, ТК-57 «Качество обработанных
поверхностей», ТК-123 «Подшипники скольжения» и др.). Кроме того, имеются
члены-корреспонденты ИСО, которыми могут являться развивающиеся страны, не
имеющие национальных организаций по стандартизации; им предоставлено право
бесплатного получения рекомендаций и стандартов ИСО и другой информационной
литературы.
В
ИСО в качестве ее электротехнического отдела входит Международная
электротехническая комиссия (МЭК). Ее назначение — содействовать унификации
стандартов в области электротехники. Радиотехники и электроники. Представители
нашей страны активно участвуют в работе технических комитетов, подкомитетов и
рабочих групп МЭК в части подготовки ее рекомендаций.
В области метрологии имеется Международная
организация мер и весов, созданная в 1875 г. Комитет этой организации разработал
единую Международную систему единиц (СИ), приемлемую для всех стран,
присоединившихся к Метрической конвенции.
В
1956 г. по предложению Советского Союза создана Международная организация
законодательной метрологии (МОЗМ). Она ведет работу по общим вопросам
метрологии, системе единиц измерений, регламентам по метрологии и др. С того
же года функционирует Европейская организация по контролю качества продукции
(ЕОКК). Она рассматривает в кругу специалистов различных стран комплекс
научно-технических проблем качества, методы его обеспечения и контроля, а также
снижения стоимости продукции и увеличения производительности труда. ЕОКК
проводит ежегодные международные конференции по качеству, издает труды и
журналы, организует консультации и дискуссии.
Наряду с международными существуют
региональные организации по стандартизации, включающие ограниченное число
стран.
3.1.
Стандартизация, проводимая в рамках СЭВ.
Главная экономическая задача СЭВ —
содействовать планомерному развитию народного хозяйства, ускорению
экономического и технического прогресса в странах — членах СЭВ, повышению
уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному
росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов
этих стран. Основой экономического сотрудничества стран — членов СЭВ является
международное социалистическое взаимовыгодное разделение труда, специализация
и кооперирование производства, обеспечивающие значительное повышение
производительности и экономичности производства. Для проведения необходимых
работ по стандартизации в рамках СЭВ созданы Постоянная Комиссия СЭВ по
стандартизации (ПКС). Институт СЭВ по стандартизации, а также Отдел
стандартизации Секретариата СЭВ. Основные направления деятельности органов СЭВ по
стандартизации заключаются в установлении и унификации: национальных
стандартов и другой нормативной документации; рационального ассортимента
продукции, ее параметров и показателей качества на базе научно-обоснованных
рядов; технических условий на изготовление, испытания, приемку, упаковку,
маркировку, транспортирование и хранение продукции; унифицированных понятий,
определений, терминов, правил оформления технической документации, обозначений
и др.
Органы по стандартизации СЭВ и все
национальные органы стран — членов СЭВ успешно проводят большую работу по созданию
и внедрению стандартов и рекомендаций СЭВ, при этом они обязательно учитывают
рекомендации и стандарты международных организаций. Например, с участием
большинства стран — членов СЭВ создана Единая система допусков и посадок для
гладких элементов деталей и установлены основные нормы взаимозаменяемости,
включающие несколько десятков взаимосвязанных стандартов СЭВ. В настоящее время
уже разработано свыше 5000 стандартов и рекомендаций СЭВ.
В целях ускорения внедрения в народное
хозяйство новейших достижений научно-технического прогресса и в соответствии с
постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 18.08.1983 г. будут разрабатываться
ГОСТы на группы однородной продукции, типажи и системы машин и оборудования с
установлением трех ступеней их технического уровня и качества.
Перечень групп однородной продукции уже
издан. Изданы также Методические указания РД-50-435—83 по разработке указанных
ГОСТов и Методические указания РД-64—84, устанавливающие •номенклатуру
показателей качества групп однородной продукции.
ГОСТы с перспективными требованиями к
техническому уровню и качеству продукции должны относиться к стандартам вида
«Общие технические требования (ГОСТ ОТТ)». В ГОСТах ОТТ первая ступень
технического уровня и качества продукции должна соответствовать требованиям
основного потребителя (заказчика); вторая — высшему мировому уровню; третья
должна сама устанавливать высший мировой уровень. Сроки введения в стандарт и
выпуска продукции второй и третьей степеней технического уровня и качества
устанавливают на основе сроков обновления продукции. При проведении таких работ
должны быть использованы мировые достижения в области новых материалов
(композиционных материалов, пластмасс, покрытий), а также в области применения
лазерных лучей, вибрационной и ультразвуковой технологии и др.
Процесс проектирования машин необходимо
проводить в виде диалога между конструктором и ЭВМ с целью выбора наиболее
оптимального варианта конструкции машины и входящих в нее сборочных единиц и
деталей с точки зрения производительности, надежности, точности и экономичности
изделий. При проведении экспериментально-поисковых работ необходимо
непосредственно с дисплея передавать программу изготовления опытных деталей на
станок без чертежа.
Для обеспечения гибкости производства
необходимо создавать автоматизированные модули, состоящие из станка, стола для
размещения обрабатываемых заготовок, механизмов для смены инструмента и
подачи заготовок для обработки и снятия их после обработки. Должны быть также
механизмы для автоматического контроля размеров, формы и качества поверхностей
деталей. Транспортирование деталей на склад должно осуществляться с помощью
робото-кары. Из таких модулей можно будет строить любые производственные
линии. Работы в области создания гибких производств проводятся, например, в
станкостроительной промышленности.
Примером
группового стандарта является ГОСТ 25554—82 «Аппараты телефонные с кнопочным
номеронабирателем». Наработка этих аппаратов на отказ должна быть не менее 6000
ч до 1.1.1984 г. и не менее 10000 ч до 1.1.1986 г. В дальнейшем наработка на
отказ должна быть не менее 14 000 ч. Эти показатели должны достигаться
совершенствованием конструкции и электронной схемы аппаратов.
Список
использованной литературы
1. Коротков В. П., Тайц Б. А. «Основы
метрологии и теории точности измерительных устройств». М.: Изд-во стандартов,
1978. 351 с.
2. А. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М.
Федотов. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»: – 6-е
изд., перераб. и дополн. – М.: Машиностроение, 1986. – 352 с., ил.
3. В. В. Бойцова «Основы
стандартизации в машиностроении». М.: Изд-во стандартов. 1983. 263 с.
|