рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Маньеризм в моде

Дальнейшее развитие женского испанского феодального костюма исходит из этой первоначальной каркасной основы.

Наряду с грандиозными военными планами мирового господства Карл V отдает много внимания  разработке придворного этикета, строгость которого даже превосходит многие восточные церемониалы, при этом не забывая и женский костюм. Согласно утвержденному им этикету, женщинам нельзя было появляться с открытой шеей. В таком костюме Тициан написал жену  Карла V Изабеллу Португальскую. Хотя костюм Изабеллы и отличается от приведенного здесь, и скорее, сходен  с французским, это отступление не нарушает общего типового сюжета. Образ, созданный Тицианом, настолько ярко отображает понимание национального облика, что может служить иллюстрацией для переходных форм женского костюма XVI в.

Изабелла Португальская одета в красное бархатное платье, богато отделанное по краям бордюром, вышитым золотом и жемчугом. Жесткий лиф стягивает фигуру и делает грудь почти совсем плоской, книзу спереди лиф несколько удлинен и оканчивается мягкой округленной линией, колоколообразная юбка спереди распашная и позволяет видеть парчовый котт имели спереди долевой разрез, скрепленный в четырех местах жемчужными пуговицами. Пышные рукава перехвачены в нескольких местах тонкими золотыми шнурками с жемчугом и у кисти закончены рюшем. Плечи и грудь закрыты вставкой (рубашкой) из тонкого  гофрированного батиста; она имеет высокий воротник с рюшем. Полм платья  составлен из резных чеканных крупных золотых бусин, разделенных крупными жемчужинами.

Прическа из кос с небольшим пышным бандо между ними обрамляет тонное, красивое, молодое лицо королевы, полное затаенной скорби. Это пленница, заключенная строгим этикетом  в пышный костюм как в футляре.

Однако, в первой трети XVI в. в различных областях Испании существовал местный костюм, в котором по-своему  преломилась идея изоляции женщины. Особенно ярким и своеобразным был женский костюм Севильи. Здесь дольше, где-либо, сохранялось средневековое сюрко с боковыми вырезами, но оно не облегчало фигуру как французское, а падало свободными складками, скрывая ее форму. Даже платье «vestido» с узким либром имело также пышные рукава и широкую юбку, что обилие ткани лишало фигуру ее индивидуальных особенностей. Характерной деталью вестидо севильянок был короткий толик, из которого в XVII веке образовалась баска. Они долго сохраняли знаменитый головной убор «transado» - маленькую повязку, переходящую в футляр для косы, перевитый крест накрест узкой черной лентой. В XVI веке жительницы Севильи продолжали носить обувь на очень толстой деревянной подошве. При выходе на улицу как и все испанки они закутывались в большой плащ.

В середине XVI столетия испанский женский костюм приобретает законченную классическую форму, который затем изменяется только лишь в незначительных деталях и сохраняется вплоть до 20-х годов XVII века. Именно он и оказал влияние на  дворянский костюм всех западноевропейских стран, начиная с середины XVI века и послужили основой для образования форм женского европейского костюма  позднего феодализма.

На него же в свою очередь повлияла женитьба Филиппа II на дочери Генриха II Французского, Елизавете (1559 г.). Молодая и красивая Елизавета вместе со сво­ей сестрой Маргаритой были законодательницами моды при француз­ском дворе. В Испании ей пришлось отказаться от этой роли, так как там покрой одежды был установлен придворным этикетом и не мог быть изменен по личному желанию. Чтобы вознаградить себя за это непри­вычное неудобство, Елизавета старалась всячески разнообразить отдел­ку своих нарядов и никогда не надевала платья, каким бы дорогим оно ни было, более одного раза. Впрочем, лично ей Филипп позволял неко­торые отступления от этикета. Например, он согласился с тем, что для встречи со своей матерью ( в 1565 г.) она приказала изготовить себе туа­лет по собственному фасону, но потребовал, чтобы сопровождающие ее кавалеры и дамы были одеты согласно установленным правилам. Не без косвенного участия Елизаветы Филиппом было издано постановление, вновь разрешавшее женщинам носить украшения и богатые уборы. Елизавета и в Испании проявила себя законодательницей мод, особенно в отношении роскошной отделки туалета. Ее платье, головной убор, баш­маки и все прочие части одежды были покрыты украшениями из золота, жемчуга, драгоценных камней и т. п., что видно на ее миниатюрном порт­рете. Все ее украшения, как и шейные цепочки, пояса, кольца и прочие вещи превосходной работы, были сделаны в стиле Возрождения.

Классический испанский женский костюм до предела обострял все те черты «футлярности», которые начали складываться еще во второй половине XV века. Даже минуя литературные источники, основываясь лишь на изобразительном материале, можно сказать, что испанское понимание женской красоты было далеким от итальянского или французского. Классической правильности черт предпочитали своеобразие и живость выражения лица. Официальный придворный костюм отразил национальную особенность понимания женской красоты.

Узкий лиф стягивал фигуру спускался спереди острым углом и делал ее  плоской, узкая в бедрах юбка или обрисовывала бедра, расширяясь книзу, или повторяла слегка расширенную форму «vertugados». Высокий стоячий воротник делал расстояние между конечными точками лифа настолько большим, что ему больше зрительно увеличивало рост. Верхние рукава платья, жесткие, не допускающие складок, имели четкую конфигурацию и были также несгибаемыми. И чтобы сохранить эту форму, делали разрез на уровне локтя и через тот разрез просовывали руку в узком рукаве котт.

Только в лице и кистях рук сосредотачивается весь трепет жизни. Все остальное скрыто, заковано  в негнущуюся броню  костюма. Естественно, что в таком костюме жесты должны быть рассчитаны, потому что каждое движение руки на фоне общей статичности фигуры особенно заметно иногда может быть даже слишком красноречиво, а по этикету никто из членов королевской семьи, никто из придворных не должен был нарушать своими эмоциями строгую чопорность дворцовой жизни.

В пределах установившегося типа костюма существовало несколько вариантов, каждый вариант – это новое оформление лифа. В портрете Марии Австрийской (старшей дочери Карла V) работы Санчо Коэльо лиф платья имеет отворот и открывает застегнутый спереди котт с высоким стоячим воротником и маленькой горгерой. Этот лиф имеет  сходство с мужским хубоном и часто встречается на портретах второй половины XVI - начала XVII вв. Во всех вариантах юбку уже не делают распашной, но имитируют застежку. В Испании существует мода на своеобразное оформление застежки - шнуровку, широко распространенную в эпоху средневековья. Пунтасы на женском испанском костюме XVI в. является отличительной особенностью ее декоративной стороны. Они украшают и рукава на портрете Марии Австрийской (Антонио Моро «Портрет Марии Австрийской»), на платье, в котором еще сохранились элементы переходного периода. Их мы видим и на Изабелле де Валуа (Антонио Моро «Портрет Изабеллы де Валуа»), третьей жене Филиппа II, которая, по свидетельству современников, одевалась всегда по испанской моде, а также и на более поздних портретах.

Декор испанского женского костюма XVI в. связан с его конструктивной стороной. Не смотря на роскошь королевских костюмов в них еще нет чрезмерной перегрузки украшениями. Испанским костюмам того времени свойственна не только жесткость и сухость, но и ясность конструкции, которая позже была утрачена в женском придворном костюме, но сохранилась в повседневной одежде различных слоев городского населения.

 Вышивка украшала центр переда на юбке, имитируя застежку, низ юбки, прорезы рукавов. Драгоценности в виде отдельных ювелирных розеток подчеркивали некоторые конструктивные линии на лифе. При высоком воротнике с горгерой прическа, естественно, была гладкой, ее украшал или маленький бархатный берет, как у Изабеллы де Валуа, или заколка, расшитая жемчугом, как у Марии Австрийской, или маленький высокий ток. Все эти головные уборы были отделаны драгоценными камнями или небольшим страусовым пером.

Последние десятилетия XVI - начала XVII вв. в Испании – время самой активной деятельности контрреформации, которая пытается захватить все стороны жизни, оказывая влияние на быт.

Сложная система, выработанная инквизицией, стремилась овладеть духовным миром людей, напитать человеческую психику мистицизмом, доведя ее до экстаза. Тонко используются все средства, способные воздействовать на мир чувств, в т.ч. изобразительное искусство, различного рода религиозные зрелища, торжественные процессии, музыка, наполнявшая храмы как ба небесным звучанием и, наконец, одежда, что заметно выяснилось в новом художественном решении королевского женского костюма.

Изолированная жизнь испанского двора, особенно королевской семьи, окружает ее ореолом таинственности, придает ей мистический религиозный колорит и находит своеобразное отражение во внешнем облике  инбрант. По существу, в их костюме изменяется только одна часть, рукава, но зрительно впечатление от костюма становится совсем иным. Четкая, сухая форма рукава с боковым разрезом сменяется крылообразной. Простые по покрою, они падают красивыми изгибами, пересекая поверхность юбки и на спинке сшиваются со шлейфом, обобщают все в единую форму, и костюм частично теряет присущую ему сухость, в нем возникает сдержанный элемент движения, полный величественной красоты. Человек в этом костюме как бы существует для того, чтобы появляться среди людей, ослепляя их сиянием своей божественной власти, и затем исчезать, оставляя в их душе мистический трепет.

Имбранта Изабелла-Клара-Евгения изображена в таком костюме. Белое парчовое платье (в это время светлые тона женских вестидо встречаются часто) отделано традиционной вышивкой, роскошными «пунтасами» из белых лент с золотистыми наконечниками и драгоценностями на лифе. Высокий воротник закончен высокой кружевной горгерой, закрывающей даже уши. Этими же кружевами отделаны и узкие нижние рукава. Высокий маленький ток, как обычно, украшен драгоценностями и страусовым пером. В правой руке инбранта держит миниатюру с портретом отца.

По портрету инбранты мы можем восстановить покрой юбки испанского платья на каркасной основе. Полоса, пересекающая внизу платье и резанный его рисунок ткани показывает, что это шов. Такая странная на первый взгляд надставка могла возникнуть только в том случае, когда юбку кроили в форме полукруга. Этот шов маскировал последний обруч ведугоса, расположенный таким образом для того, чтобы юбка, согласно придворному этикету, полностью закрывал ноги, когда инбранта сидела.

Строгий этикет придворной жизни касался и траурного костюма. В XVII веке везде в Европе черный цвет одежды определенного покроя и специфические аксессуары были обязательной траурной одеждой. Знаком глубокого траура было полное отсутствие украшений. Особенно тщательно был разработан женский траурный костюм. Он имел черное покрывало на специальном каркасе. Испанский этикет требовал, чтобы королева во время траура не покидала своей спальни, затянутой черной тканью в течение года. Для остальных испанок условия траура были менее жестки, но все их точно выполняли.

Костюм горожанок XVI века известен нам главным образом по описаниям, он также состоял из двух частей, лифа и юбки. Лиф плотно облегал фигуру и поддерживал грудь, или составлял одно целое с платьем или был отдельной частью одежды. В XVI в. он часто имел сходство с мужским безрукавным хубаном. Хотя костюм испанских горожанок средних и бедных слоем имел много общего с общеевропейским, но в нем было одно существенное отличие: ни одна испанская женщина не выходила из дома без покрывала, закрывавшего ее с головы до ног. Эта часть костюма, безусловно, возникла в эпоху господства арабов под влиянием восточных обычаев.

Первоначально испанки кутались с головой в широкую верхнюю одежду, потом появилось покрывало из ткани, преимущественно черного и иногда белого цветов. Более богатые носили его из тонкой черной материи, а затем уже в XVII в., когда производство кружева достигло высокого мастерства, его стали делать из черного кружева.

На улице сверх покрывал женщины носили шляпы. В повседневной одежде горожанок, т.е. связанной с бытом простых испанцев, полностью отсутствует жесткость и схематизм костюма феодальной знати.

Из тканей наиболее распространенными в испанских костюмах были узорчатые (тканые, вышитые, набивные). Характерный рисунок – большие медальоны-клейма с изображением стилизованных символов христианской религии, геральдические мотивы. В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.   

В конце XVI в. модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый, коричневый; гладкие ткани; монохромное решение костюма. Черный цвет широко использовался в одежде без траурной символики. 

3.2. Италия

Переход итальянского костюма к новым формам совершался очень, медленно. Несмотря на постоянные связи с Испанией, Францией и Германией, в Италии еще долго сохранялась старая мода, даже в таких городах, как Венеция, Рим и Флоренция. Проявления иностранного влияния стали замечаться в костюме не ранее 30-х годов, медленно f переходя к новым формам. Страсть итальянских женщин к дорогим тканям и богатым уборам не уменьшилась, а, скорее, усилилась благодаря раз­витию и усовершенствованию производств, изготавливавших эти и дру­гие предметы роскоши. Между тем и здесь не было недостатка в законах против роскоши, которые тоже оказывались малоэффективными.  

Изменения начались с мужского костюма. Сохраняя прежний покрой, он постепенно освободился от всех причудливых излишеств и украшений: сборок, зубчатых краев, разрезов и буфов.

Затем были про­изведены некоторые изменения и в самом покрое. Кафтаны, нераспаш­ные с прямым или четырехугольным воротом и рас­пашные с высоким воротом, стали уже в лифе. На них почти не делали складок. Они остались только на юбке, и то в меньшем количе­стве. Обе формы ворота остались, но предпочте­ние отдавалось четырехугольному, который теперь стали углублять до се­редины груди и закладывать тонким нагрудником с круглой фрезой.

Фасон рукавов изменился мало: узкие по всей длине или с буфами от пле­ча до локтя были самыми распространенными. Все дальнейшие фасоны были видоизменениями последнего и состоя­ли в том, что буфы иногда удлинялись до кисти и потом перехватыва­лись в нескольких местах, образуя двойные, тройные и т. д., или же по их длине делались разрезы, которые закладывались цветной материей. Иногда буфы полностью отделялись от рукава и превращались в самостоятельные верхние полу- или цельные рукава, которые обычно делались разрезными и застегивались на одну или несколько пуговиц. Впрочем, разрезы теперь встречались лишь на груди и спине и в очень умеренном количестве. Их заменила отделка поперечными или продольными полосами различной ширины, промежутки между которыми заполнялись. Но и эта отделка была скоро оставлена и сохранилась только в виде бордюра по краям и швам кафтана.

Точно так же разрезы почти совсем исчезли и с панталон. Если их иногда и делали, то располагали с таким вкусом, что они действительно казались украшением. Под них подкладывали цветную шелковую материю или тонкое полотно.

Обувь приняла расширенную форму, однако не доходив­шую до безобразной. Вскоре она была оставлена и заменена формой, соответствующей строению ноги.

Длинная и широкая одежда осталась почти такой же, какой была ранее Единственная перемена состояла в том, что теперь носили только длинную верхнюю одежду, надевая ее сверху обыкновенного платья. Впрочем, так было не везде. В Венеции, например, высшие сословия по-прежнему одевались в верхнюю и нижнюю длинную одежду. Эти одежды были различного цве­та, но постепенно для отличия от официальной, соответствующей опреде­ленной должности, стали носить одежду одного цвета— черного.

То же самое можно сказать о плащах и других накидках. Все они со­хранили свои прежние формы — плаща и более короткой безру­кавной одежды с проймами по бокам, вроде немецкой шаубе. В тех местах, где, как в Венеции, еще носили длинную и широкую одеж­ду, плащ не был нужен, и потому его надевали редко. Но там, где повсед­невная одежда была короткого и узкого покроя, например в Милане, Риме и Неаполе — городах наиболее подверженных иностранным влия­ниям, плащ сделался необходимой одеждой

Из головных уборов постепенно один за другим исчезли головные по­вязки с длинными концами, шляпы с отогнутыми полями, высокие шапки, капуции и подушкооб­разные наголовники в виде кольца. Впрочем, последние, только в более красивой форме и уменьшенных размерах, еще долго оставались в упо­треблении под названием бальцо. Остались без изменения простые шапочки, береты и низкие узкополые шляпы. В тридцатые годы появились плоские шапки с узким отогнутым кверху околышем и колпаки, оплетенные шнур­ком наподобие сетки.

В женском костюме изменения начались с замены длинных волоча­щихся широких платьев на более короткие, доходящие до пола и не имеющие шлейфа, распашные во всю длину или только на­чиная от талии. Размеры шлейфов значитель­но уменьшились, так что очень длинный шлейф стал теперь исключени­ем даже у парадного платья. Цельнокроеное платье предпо­читалось раздельно скроенному. Покрой лифа не изменился, a eго вырез сохранил прежнюю четырехугольную форму, став лишь несколько глуб­же Шею и грудь обычно оставляли обнаженными, но иногда закрывали пелеринами из тонкой материи, открытыми спереди и обшитыми по кра­ям красивой оборкой или совсем раскрытыми, с фрезой, как у мужчин. Рукава стали проще и однообразнее. Они приобрели форму, приближающуюся к мужской — с буфами, постепенно уменьшаю­щимися от плеча к кисти и рукава нижнего платья теперь стали делать. Очень узкими и так же, как рукава верхнего платья, обшивать манжета­ми (разумеется, если они были на виду). Отделка платьев шитьем, вышивками и металлическими украшениями в форме пуговиц, застежек и т. п. стала богаче, как и различные принадлежности костюма, например пояса и веера (в виде шелкового четырехугольного флага или из перь­ев) отделывались еще роскошнее, чем прежде.

С женскими головными уборами произошло то же самое, что и с муж­скими- одни фасоны сменили другие. К старым формам принадлежали высокие наголовники из тонкой материи на проволочной основе, рогатые повязки и подобные мужским кольцеобразные валики (бальцы).

Бальцы держались дольше всех, но вместе с другими формами они были вытеснены шапочками, шапками и чепцами. Впрочем, ношение головных уборов постоянно уменьшалось, а все больше входило в моду ходить с непокрытой головой. Вследствие этого появились самые разнообразные прически, которые сводились к двум типам: косы, обвивавшие голову, и локоны. Голову убирали нитями жем­чуга, подвесками из оправленных в золото драгоценных камней или про­сто золотыми обручами, венками, бантами. Вуаль тоже приобрела зна­чение головного украшения. Наконец определился и модный цвет во­лос — белокурый, а вместе с ним появились средства, изменяющие его. По-прежнему было распространено ношение масок.

До сих пор изменения костюма, как мужского, так и женского, состоя­ли главным образом в переработке его прежних форм вместе со слабым заимствованием иностранных. С середины века влияние последних начинает проявляться гораздо сильнее. Сначала это произошло в больших городах—Милане, Риме, Флоренции, Неаполе, которые находились в тесном контакте с иностранцами. Иностранные, чаще всего французские формы, были приняты в Италии со значительными ограничениями. Вы­биралось только то, что пришлось по вкусу, а также многое из своего, что дало в результате более свободные фасоны, чем те, по которым они фор­мировались. Так было во всей Италии, кроме областей, занятых францу­зами и испанцами, где были приняты их моды (по крайней мере высшими классами), а также в Венеции и Южной Италии, в которых старинный костюм сохранился дольше всего. 

В мужском костюме закрытые кафтаны с широким воротом и юбкой в сборку исчезли еще раньше. Остались только распашные кафтаны и такие же куртки, и те и другие на пуговицах. Сле­дуя французской моде, их делали на стеганой подкладке, вследствие чего они были большой толщины. Грудь у них удлинилась, не принимая при этом формы французских и голландских кафтанов. Кафтан постепенно был вытеснен курткой и остался лишь у средних сословий как официальная одежда некоторых должностных лиц, напри­мер оруженосцев венецианского дожа. Куртка для выхода делалась с выпуском вокруг талии наподобие очень укороченных фалд. Для домашней куртки выпуск не делался. Как кафтан, так и куртку обычно носили застегнутыми доверху. Узкие рукава несколько расширялись у плеч, а буфы были вовсе оставлены. Иногда на пле­чах нашивали узкие валики, но это делалось редко. Разрезов больше не делали. Только молодые люди иногда носили кафтаны или куртки с разрезами на груди. Вместо больших фрез и манжет, как во Франции, носили небольшие гладкие воротники и нарукавники.

Были популярны трико и штаны — короткие, до середины бедра или до колена. В первом случае их носили по французской моде — в виде двух туго набитых валиков, а во втором — они походили на немецкие и были умеренной ширины. Обе эти формы одина­ково употреблялись, но предпочтение отдавали простым, широким коротким штанам по колено, которые иногда украшали цветными, наи­скось нашитыми полосками с мелкими пуговицами на них. Шаровары итальянцы оставили немцам и швейцарцам. Башмаки носили на довольно толстой подошве и низких каблуках, а на подъеме нашива­ли бант или розетку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.