Реферат: Крупная бытовая техника
Реферат: Крупная бытовая техника
Предмет «Экономика
отраслевых рынков»
Тема: «Крупная бытовая техника»
Ольховенко
Е.А.
4 курс
г.
Москва
Рынок крупной бытовой техники, как и любой
другой, который относится к сфере FMCG (Fast More Consumer Goods), напрямую зависит
от экономической ситуации в стране. Рынок крупной бытовой техники можно
разделить на две составные части – отдельно стоящая и встроенная бытовая
техника. В свою очередь здесь можно выделить несколько продуктовых групп: к
отдельно стоящей технике - холодильники, стиральные и посудомоечные машины,
плиты и т.д.; к встроенной технике – также холодильники, стиральные и
посудомоечные машины, вытяжки, духовки и т.д. У каждой составной части есть
свои особенности развития, так, например, рынок отдельно стоящей техники на
данный момент в России является наиболее динамично развивающимся.
До начала 90-х годов на рынке преимущественно
преобладали марки российских производителей. В начале 90-х на рынок вышли
иностранные производители бытовой техники. Российский рынок динамично рос в
основном в крупных городах, таких Москва и С.-Петербург. В то время покупка
бытовой техники иностранных марок - было прежде всего ради имиджа и престижа,
именно поэтому размеры рынка были незначительными.
После кризиса 1998 года рынки товаров
длительного спроса (в том числе и бытовой техники) находились в достаточно
плачевном состоянии, многие западные производители на время свернули свои
программы продвижения в России, поскольку считали нецелесообразным
инвестировать в рынок. Это продолжалось недолго, уже с середины 1999 года
начался так называемый эффект импортозамещения, который привел к возрождению
отечественного производства как крупной, так и мелкой бытовой техники.
Возобновили работу заводы по выпуску холодильников «Бирюса» и «Позис», получили
новый импульс многие заводы по производству бытовых плит – торговые марки «Де
люкс», «Лысьва», «ЗВИ» и другие. Был построен завод по производству бытовых
плит под торговой маркой «Дарина». А лидеры этого рынка – заводы «Стинол», «Атлант»
и «Брестгазоаппарат» - нарастили объемы производства (имея загрузку мощностей
от 80% до 100%). На основании последних маркетинговых исследований рынок
товаров длительного спроса, в том числе бытовой техники, в 2001 году вырос на
7-10%, и будет расти по прогнозам до 2004 года (в среднем на 7-8% в год).
Рост рынка холодильников в нынешнем году,
возможно, достигнет 20%. Особенно активно развивается сегмент добротной и
относительно недорогой техники, который представляют такие отечественные марки,
как «Стинол», «Атлант», «Мир», «Бирюса» и т.д.
Совсем иная ситуация в сегменте бытовых
газовых плит – на них заметно вырос спрос, поскольку в большинстве российских
домов плиты сильно обветшали и требуют замены. Из серьезных игроков в данном
сегменте можно выделить следующих производителей: Белорусско-российское АО
«Брестгазоаппарат» г. Брест (газовые и электрические плиты «Гефест»), ОАО
«Дарина» г. Чайковский (газовые плиты «Газмаш-Дарина»). Ряд предприятий
исчерпал свои производственные мощности, другие получили шанс существенно
увеличить свои объемы и присутствие на отечественном рынке (это касается
торговых марок «Дарина» - возможный рост от 30-70%, а также «Де люкс» - рост
объемов на 20-50%). В то же время на растущий рынок нацелен ряд западных
производителей – компания «Мерлони» успешно продвигает на российский рынок
плиты торговой марки «Индезит» польской сборки. Другие компании, в частности,
турецкая фирма «Веко» распространяет свою продукцию через создаваемую дилерскую
сеть, ориентируясь на ценовую нишу между лучшими отечественными марками и
марками известных западных фирм, причем применяются достаточно смелые
дизайнерские решения. Турецкая фирма «Тева» планирует организовать сборочное
производство в России. Есть информация о других производственных проектах
западных производителей в России, но она пока не подтверждается официальными
источниками. Если все прогнозы сбудутся, то рынок бытовых газовых плит в 2002
году может вырасти на 30-50%.
Ноябрьский индекс потребительских настроений
(ИПН) снизился с 97,0 в сентябре до 93,3 в ноябре. Реже появляется у россиян
желание совершать крупные покупки: в ноябре индекс крупных покупок упал до
4,5%. Учитывая, что динамика этого показателя опережает динамику продаж на 3-4
месяца, реальное снижение потребительского спроса следует ожидать в
марте-апреле 2002 года. При этом особенно заметное падение может произойти в
низко ценовых нишах, спрос же на товары, предназначенные для обеспеченных
граждан, останется, скорее всего, стабильным.
В 2002 году ожидается рост рынка стиральных и
посудомоечных машин. Это связано в первую очередь с заменой существующего
парка, поскольку основной пик покупок пришелся на 1994-95 годы, а срок службы
составляет в среднем 7-8 лет. Кроме того, финансовые возможности покупателей
улучшились, и теперь подобная продукция считается не роскошью, а предметом
первой необходимости. Данный сегмент полностью насыщен импортом, из
отечественной продукции можно отметить присутствие торговых марок «Вятка» и
«Ока», которые занимают не более 2-3% рынка.
Существенный рост спроса наблюдается на рынке
встроенной техники. В 2001 году этот сегмент вырос в два раза, здесь уверенно
чувствуют себя западные производители, которые предлагают широкий спектр
дорогих предметов встроенной техники – от варочных поверхностей до больших
холодильников. Отечественные производители пока отстают в этом отношении –
однако, уже появилась информация о том, что в нынешнем году некоторые заводы по
выпуску бытовых плит запустят в серийное производство встроенные духовки и
варочные поверхности. Борьба за этот рынок будет продолжена в течение всего
года, по прогнозам, он вырастет в 2 - 2,5 раза, и спрос в этой нише будет
достаточно стабильным.
Кроме того, по оценке
Госкомстата, денежные расходы населения России на покупку потребительских
товаров и услуг в 2001 году составили 131,7% по отношению к 2000 году. На
Украине – 132,7%, а в Белоруссии расходы увеличились в два раза.
Производство
важнейших видов промышленной продукции в Центральном федеральном округе по
данным Госкомстата:
|
2001 г.
|
Декабрь 2001 г. в % к декабрю 2000
|
Машины стиральные |
210 тыс. штук |
117,3 |
Машины кухонные
универсальные бытовые |
88,6 тыс. штук |
199,3 |
Электропылесосы |
244 тыс. штук |
61,5 |
Холодильники и
морозильники бытовые |
1,1 млн. штук |
137,6 |
Телевизоры |
708 тыс. штук |
116,7 |
Список использованной литературы
1.
Журнал «Альманах», выпуск №5, апрель 2002 г.
2.
Журнал «Технопарк», выпуск №2
3.
Журнал «Технопарк», выпуск №4
|