Реферат: Философия техники
Реферат: Философия техники
ТАМБОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ
УЧИЛИЩЕ
Кафедра общественных наук
Р Е Ф Е Р А Т
Философия техники
Тамбов - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................................................. 2
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 3
Философия техники............................................................................................................... 4
Что такое техника........................................................................................................................... 4
Техника в исторической ретроспективе..................................................................................... 8
Формирование рационального обобщения в технике.......................................................... 12
Фундаментальные и прикладные исследования в
технических науках........................ 22
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ
ТЕХНИКИ, СИСТЕМ "ЧЕЛОВЕК - ВОЕННАЯ ТЕХНИКА".................................................................................................................................. 28
Сущность военной техники........................................................................................................ 28
Общесоциальные закономерности развития военной техники........................................ 29
Основные направления развития военно-технической базы
вооружённых сил.......... 31
Закономерности развития систем "человек- военная
техника"....................................... 33
Заключение................................................................................................................................ 35
Список литературы............................................................................................................... 36
ВВЕДЕНИЕ
Хотя техника является
настолько же древней, как и само человечество, и
хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная
философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.
Первым, кто внес в заглавие своей книги
словосочетание "Философия техники", был
немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии
техники" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ
Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и
добре" (1898 год.) также посвятил "философии техники". В конце
XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует
задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 год.). Его работы были
опубликованы также на немецком языке. Однако только в XX веке техника, ее
развитие, ее место в обществе и значение для будущего
человеческой цивилизации становится предметом систематического
изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению
техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на
страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно
сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность
философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее
созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно
оптимистической оценке достижений и перспектив
современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде
возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного
общества, и внимание привлекалось прежде всего к
его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала
предметом специального анализа и исследования.
Таким образом, философия техники уже
сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского
исследования.
Философия
техники
На этот вопрос можно ответить двояким образом:
во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с
другими дисциплинами, изучающими технику, и,
во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.
Техника в XX
столетии становится предметом изучения самых
различных дисциплин как технических, так естественных
и общественных, как общих, так и частных. Количество
специальных технических дисциплин возрастает в наше
время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и
разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.
Всё возрастающая специализация в технике
стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют
свое внимание на
отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах"
техники. Техника в целом не является предметом
исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в
глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом
специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки
зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники
практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к
специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники
как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические
исследования специализированы по отдельным отраслям
или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о
тенденциях и перспективах развития современной техники.
Таким образом, философия техники, во-первых,
исследует феномен техники в целом, во-вторых, не
только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а
также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает
сразу же законный вопрос: Что же такое сама техника?
Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в
повседневной жизни — дома или на работе.
Специалисты назовут конкретные примеры такого рода
устройств из изучаемых или создаваемый ими видов
техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности
человека, материальные результаты его технических
усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и
основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред
Бон придает понятию "техника" предельно
широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего
всякая профессиональная деятельность нуждается в технических
правилах". Он различает несколько способов
действия, придавая особое значение целенаправленной
деятельности, в которой успех достигается указанием
в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически
задает границы между "техникой" и "не-техникой",
поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.
Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в
разного рода технических устройствах, но и в
статьях, книгах, учебниках и так далее., поскольку без налаженного
механизма продуцирования, накопления и передачи
знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы
невозможно.
Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело,
выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника
и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие
их идеи представляют то, что должно вызвать изменения,
новшества... У нас пробило себе дорогу сознание,
что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе".[12] Приобщение к технической
цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных
технических устройств — оно должно прививаться воспитанием,
обучением, передачей технических знаний Доказательством
этому служит, по мнению Рело, современный ему
Китай, "где весь отличный европейский материал приобретенный
покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным
перед правильным нападением..." западных
стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только
Китай отошел от традиционной схемы "закупки"
на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической
образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый
технический и экономический рост.
Техника относится к сфере материальной культуры. Это —
обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и
нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет
технику на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила
наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще
увеличивает производительность труда. Наконец,
облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению
новых... Техника покорила нам пространство и время,
материю и силу и сама служит той силой, которая
неудержимо гонит вперед колесо прогресса".[15] Однако,
как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми
неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной
культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом
смысле философия техники является в значительной своей части археологией
технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в
средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита)
и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и
будущее.
Итак, техника должна быть понята
-
как совокупность технических
устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших
технических систем;
-
как совокупность различных видов
технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического
исследования и проектирования до их изготовления на производстве и
эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до
системного исследования и проектирования;
-
как совокупность технических
знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических
научно-технических и системотехнических знаний.
Сегодня к сфере техники относится не только
использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний
в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан
не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний.
"Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям, —
писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. — Раньше, чем делать такое приложение надо
принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных
условий данного случая. Условно принятое положение
вещей и пренебрежение отдельными данными условиями
обманывают насчет настоящей действительности.
Только применение ведет к полному пониманию; оно
составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет
только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и
изобретательность".[4]
Таким образом, современная техника, и прежде всего
техническое знание, неразрывно связаны с развитием
науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества
соотношение науки и техники постепенно менялось.
Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла
вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась
независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что
ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых,
сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и,
во-вторых, она не была ориентирована на
сознательное применение создаваемых ею знаний в технической
сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось
научному знанию, об особом научно-техническом
знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое"
принадлежали фактически к
различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое
знание были органично вплетены в
религиозно-мифологическое мировосприятие и åù¸ не отделялись
от практической деятельности.
В древнем мире техника, техническое знание и
техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых
философов техники Альфред Эспинас
в своей книге "Возникновение технологии",
опубликованной в конце XIX века, писал: "Живописец
литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа. ...Египтяне,
например, не намного отстали в механике от греков
эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания.
Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались
культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был,
по-видимому, изобретен индусами для возжигания
священного огня — операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она
и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было
великим изобретением; весьма вероятно, что оно было
прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними
молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета,
которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими
колесами... Итак, вся техника этой эпохи, —
заключает автор, — имела один и тот же характер.
Она была религиозной, традиционной и местной".[18]
Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной,
но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим
шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке,
которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную
сферу человеческой деятельности.
Античная наука была комплексной по самому своему
стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного
исследования. Специализация еще только намечалась и во всяком случае не
принимала организованных форм дисциплинарности.
Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности
понятие "тэхнэ" обнимает и технику, и
техническое знание, и искусство. Но оно не включает
теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет
специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и
техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. "В
античном мышлении существовало четкое различение эпистеме,
на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического
знания, которое необходимо для дела и связано с ним, — писал один известный исследователь. — Тэхнэ не имело никакого
теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине,
сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к
дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение
теоретического знания и практического ремесла".
В средние века архитекторы и ремесленники полагались в
основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со
временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте —
например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным
с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики
эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии
нового типа практически ориентированной теории.
Изменился и сам социальный статус ремесленников,
которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной
культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в
раннем Средневековье тенденция
к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в
частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера,
равным образом хорошо знающего и умеющего
— в самых различных областях науки и техники.
Страницы: 1, 2, 3
|