рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Экономическая эффективность сбыта продукции ОАО "Кировского хладокомбината"

Реферат: Экономическая эффективность сбыта продукции ОАО "Кировского хладокомбината"

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО "ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Тема: "Экономическая эффективность сбыта продукции ОАО Кировского хладокомбината"

Выполнила: Крюкова С.В.

группы ЭФ-330

бюджетное очное отделение

Руководитель: Ларинина Т.И.

Киров 2010


Содержание

Введение

1. Теоретические основы эффективность сбыта продукции

1.1 Тенденции развития рынка мороженого. Конъюнктура рынка

1.2 Конкуренция на рынке продукции и особенности поведения покупателей

2. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО КХК

2.1 Организационные основы, размер и специализация КХК

2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности

3. Эффективность сбыта продукции КХК

3.1 Финансовые результаты от продажи мороженого и факторы, обуславливающие

3.2 Ассортимент мороженого, качество, цены, каналы товаропродвижения

3.3 Характеристика рынка сбыта: конкуренты, особенности поведения покупателей

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения


Введение

Мороженое является одним из самых любимых и популярных продуктов. О нём говорят очень много, особенно летом. В честь него организовывают конкурсы и праздники. Его любят взрослые и дети. Наверно, невозможно встретить человека, ни разу в жизни не пробовавшего мороженого.

В конце июня 2010 года в некоторых регионах страны введены в действие режимы чрезвычайной ситуации. Причина – аномально высокая температура. Для производителей и продавцов мороженого и минеральных вод зашкаливающий столбик термометра – это показатель удачной торговли. В связи с этим вопрос о сбыте мороженого особенно актуален.

Целью работы является рассмотрение экономической эффективности сбыта продукции ОАО "Кировского Хладокомбината"

Данная цель включает в себя решение задач:

1.  рассмотреть теоретические основы эффективности сбыта мороженого;

2.  дать краткую организационно – экономическую характеристику КХК;

3.  на примере КХК изучить эффективность сбыта мороженого

4.  на основе изложенного материала сделать выводы и предложения.

Объектом исследования данной курсовой является открытое акционерное общество "Кировский Хладокомбинат".

Периодом исследования курсовой работы являются последние три календарных года: 2007, 2008, 2009 года.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: диалектический, монографический, табличный, диаграмно–графический, экономико – статистический, расчётно – конструктивный и другие.

В процессе написания курсовой работы использовались периодические издания, такие как журналы "Мороженщик России", "Империя холода", газеты "Кировская правда", "PRO-Город", учебники, ресурсы сети интернет и другие.


1. Теоретические основы эффективности сбыта продукции

1.1 Тенденции развития рынка продукции. Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода [14].

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

·  динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;

·  динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;

·  состояние международной торговли, ее динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;

·  динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д [14].

Рынок мороженого, конъюнктура рынка мороженого:

Производство и потребление мороженого в мире постоянно претерпевает изменения – как по количеству потребляемого в регионах, так и по предпочтениям потребителей. Например, в последние годы наметилась тенденция некоторого снижения потребления мороженого в регионах с традиционно высоким уровнем его потребления (Северная Америка), и напротив, идёт увеличение потребления в странах, где ранее оно было на низком уровне (Азия). Европа в этом отношении держится на стабильном уровне, причем, что касается как Западной, так и Восточной её части, к которой относят и Россию [2].

Мировой рынок мороженого составляет более 50 млрд. евро (Приложение А).

Лидером мирового рынка мороженного является компания Unilever, её главный конкурент – компания Nestle.

Больше 60% глобального рынка мороженого приходится на рынки США и Западной Европы, где самый большой уровень потребления мороженого (Приложение Б).

Ключевым фактором, определяющим уровень потребления, является уровень доходов/благосостояния населения. Поэтому в рейтинге стран по этому параметру Россия далеко не на лидирующих позициях [11].

Кризис, разразившийся в мире в конце 2008 года, безусловно, отразился и на мировой отрасли мороженого. Низкая доступность и дороговизна кредитных ресурсов, повышение уровня безработицы и, таким образом, снижение покупательной способности населения привели к закономерному снижению потребления мороженого во многих странах, в том числе и в России. Эта тенденция наблюдается и по сей день. Более того в России ситуация может усугубиться в результате значительного увеличения цен на сырьё для производства мороженого в конце 2009 – начале 2010 года, что неизбежно приведёт к попыткам производителей сэкономить на чём только можно, а это, в свою очередь, станет причиной снижения качества мороженого, основной производимый объем которого и без того оставался у нас на весьма невысоком качественном уровне ещё со времён кризиса 1998 года. В результате – очередная проигранная битва производителям конкурентных товаров ( вода, снэки, кондитерские изделия) и…замкнутый круг…Если это случится, то по результатам 2010 года мы, вполне вероятно, будем вынуждены констатировать очередные потери в цифрах произведённого в России мороженого [2] (Сведения о производстве мороженого за январь 2010 г. – Приложение В).

Но аналогичные проблемы есть и у других производителей мороженого в мире. Они также вынуждены конкурировать с производителями прочих пищевых продуктов, осуществляющих свою деятельность в конкурентных с мороженым сферах и тоже работают в кризисных условиях, не способствующих стимулированию потребления продуктов. Как же они решают эти проблемы? Наиболее грамотные компании чётко сегментируют рынок по продуктам и по потребителям, повышая таким образом КПД своей деятельности. Элитное мороженое должно быть, разумеется, с претензией на свою "элитность" как по дизайну, так и по содержанию и цене, мороженое бюджетное должно также иметь соответствующий имидж и цену. Но делать и предлагать потребителям надо и то и другое, грамотно при этом ориентируя продукцию на свою целевую группу. Мороженое – продукт, который своего потребителя найдёт всегда, важно делать "правильное" мороженое для конкретного потребителя. На Западе, например, многие производители уже достаточно хорошо отдают себе отчёт, в каких регионах что лучше продаётся, и идут дальше, делая зачастую "имиджевое" мороженое. Например, мороженое для диабетиков. Он в основном и прибыли – то не приносит никакой, скорее наоборот – одни убытки, но даёт компании возможность подчеркнуть свою заботу о потребителях всех категорий. Или мороженое здоровое "Фитнес", поощряющее всё более возрастающую заботу жителей цивилизованных стран о собственном здоровье. Но это у них, где система "ценностей" всё же отличается от российской. Нам, к сожалению, до этого ещё далековато. Если же вернуться к более – менее стандартным видам мороженого, у Европы и США есть некая "фора" перед Россией, заключающаяся в том, что в этих странах всегда значительная часть мороженого потреблялась в кафе и ресторанах (особенно в Европе), а теперь люди просто стали больше мороженого брать в массовой упаковке для потребления дома, т.е. деньги-то потребитель экономит, но страдают от этого в большей мере не производители мороженого, а кафе, потерявшие часть своих клиентов. Для России потребление мороженого в кафе и ресторанах никогда не было определяющим, поэтому данный резерв нашей страной освоен быть не может в принципе. У России, как всегда, должен быть свой путь; более того, учитывая величину территории, разнообразие менталитетов, финансовые возможности регионов, соотношение в них богатых и бедных, путь этот будет делиться на множество "трасс", "дорог", "тропинок", по которым наши мороженщики будут стремиться к благополучию[2].

Ещё один факт – западные производители с кризисом отнюдь не свернули программы производства специфичного и дорогого мороженого, они по – прежнему проявляют изобретательность и выходят на рынки всё новые виды, отвоёвывая "место под солнцем" у конкурентов. В России, к сожалению, традиционно самый простой и зачастую единственный метод борьбы со снижением объемов продаж видят в снижении цен на мороженое. Это конечно тоже имеет право на жизнь, но для этого много ума не нужно, просто найти сырье подешевле, максимально снизить производственные затраты, свернуть программы развития и… вперёд?... Нет, скорее – назад! Всё это мы уже проходили в конце девяностых – начале двухтысячных, и к чему это привело, напоминать наверное не нужно [2].

Производство мороженого в России осуществляют более 250 предприятий, из них 65 хладокомбинатов, свыше 80 коммерческих предприятий, а также цеха мороженого на предприятиях молочной промышленности. Общая мощность установленного оборудования для производства мороженого составляет около 800 тыс. т. в год [6].

По данным Euromonitor International, в 2009 году розничные продажи мороженого в России выросли на 16% в стоимостном выражении и практически достигли 61 млрд рублей. Рост розничных цен, девальвация рубля и высокие темпы инфляции стали основными факторами, определившими рост рынка в стоимостном выражении в период экономического спада. Несмотря на то, что за последний год подушевые траты россиян на сахар сократились более чем на 13%, этот тренд не оказал существенного влияния на исследуемый рынок. За тот же период розничные продажи мороженого в натуральном выражении сократились на 3%, составив 496 млн литров. По мнению экспертов Euromonitor International, заметный рост рынка станет возможным только после возврата потребителей к их прежним покупательским привычкам, а это, в свою очередь, возможно только после выхода экономики из текущей рецессии.

Эксперты Euromonitor International ожидают, что в период с 2009-го по 2014 год российский рынок мороженого будет расти в среднем на 3% в год в стоимостных показателях и к 2014 году достигнет отметки 71,4 млрд рублей [11].

Современному рынку мороженого необходимо дальнейшее расширение сотрудничества и взаимодействия производителей мороженого и ингредиентов, а также технологического, промышленного и торгового холодильного оборудования совместно с потребителями этой продукции. И конечно, важно дальнейшее развитие этой отрасли в нашей стране [4].

1.2 Конкуренция на рынке продукции и особенности поведения покупателей

Конкуренция – это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция – важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей – изготовителей продукции, а через них – до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие – изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику и её эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда [1].

Известный экономист Г.Л. Азоев приводит 10 основных видов конкурентных преимуществ предприятий:

1.  Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах: лучшее общеэкономическое состояние рынков, на которых действует предприятие; стимулирующая политика правительства в области объёмов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в данной товарной сфере; эффект масштаба производства; эффект специализации и др.

2.  Конкурентные преимущества, основанные на нормативно- правовых актах, существующие в силу законов, постановлений и особых привилегий.

3.  Конкурентные преимущества структурного характера, определяемые, главным образом, высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации продукции на предприятии, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.

4.  Конкурентные преимущества, вызванные административными методами, связанными с наличием органической деятельности производителей и поставщиков, которые не всем удаётся преодолеть.

5.  Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка, возникающие в результате разной степени: развития необходимых средств коммуникации (транспорта и связи); организованности и открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий в регионах России; развития дистрибьюторской сети, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг; развития межфирменной кооперации.

6.  Технические (технологические) конкурентные преимущества, определяемые высоким уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли, технологическими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве продукции, а также техническими характеристиками самой продукции.

7.  Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью, базирующейся на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка.

8.  Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах и связанные с возможностью экономического преодоления географических границ рынков, а также выгодным географическим расположением предприятия.

9.  Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах, формирующихся в результате демографических изменений в целом сегмента рынка, и их положительном влиянии на объем и структуру спроса на предполагаемую продукцию или услугу.

10.Конкурентные преимущества неправового характера, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей: бюрократизма, взяточничества, коррупции; криминальных действий: рэкета, контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.

Г.Л. Азоев замечает в заключении, что "конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару (или услуге), предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на исковых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т.д." [1].

Конкуренция на рынке мороженого.

Самая интенсивная конкуренция производителей, конечно, в Москве, где предпочитают работать 57 различных компаний. На втором месте Екатеринбург − там конкурируют около 40 компаний. Далее Ростов-на-Дону − 34 компании. Следом идут Санкт-Петербург и Нижний Новгород − около 30 компаний. Замыкают список Волгоград и Саратов − по 25 компаний.

На рынке продолжается активное противостояние местных производителей и тех, кто ориентируется на расширение географии дистрибьюторской сети. Причем, производители, исконно ориентирующиеся на развитие сети, постепенно отвоевывают доли рынка. Скажем, в Саратове Белгородский хладокомбинат и Петербургская "Талосто" даже опережают по представленности местный Сароблмясомолторг. В столице наиболее активную динамику по развитию дистрибьюции демонстрирует "Русский холод" из Барнаула. Хорошая динамика и у компании "Инмарко".

Компании используют различные стратегии: от полного контроля над развитием процесса (например, "Русский холод" создает собственные торговые дома в "значимых " регионах), до традиционной стратегии − формирования дистрибьюции на основе соглашений с компаниями-дилерами. Производители, не столь крупные по размерам, формируют свою дистрибьюцию за счет наиболее конкурентных продуктов, имеющихся в их ассортименте.

Еще одним показателем интенсивности конкуренции и значимости того или иного канала является "широта предложения" (среднее количество продуктов в торговом предприятии города) [8].

Среди игроков рынка лидером розничных продаж по-прежнему является ОАО "Инмарко" (г. Новосибирск (входит в концерн Unilever)). Далее следуют Nestle SA и Группы компаний "Талосто", "Русский холод", "АйсБерри". Концерн Unilever вышел на российский рынок мороженого в 2008 году через покупку "Инмарко". Что касается Nestle, то позиции этого производителя, а особенно его бренда "48 копеек", гораздо более сильны в Москве, по сравнению с другими регионами страны. Входящая в тройку сильнейших игроков Группа компаний "Талосто" постепенно укрепляет позиции на рынке мороженого благодаря высоким показателям дистрибьюции своей продукции в ведущих розничных сетях крупнейших городов России [8].

Поведение покупателей:

Поведение покупателей – совокупность показателей и признаков, характеризующих действия покупателей, включает спрос на товары и услуги, потребительские предпочтения, структуры потребления и способы использования доходов. При изучении поведения покупателей используются стандартные методы маркетинговых исследований – фокус – группы, опросы, наблюдения, и т.д. Это делается для определения – каким образом клиентами выбирается, покупается и затем используется товар. При этом изучаются не только те, кто приобретает определённый товар, но и те, кто по каким – либо причинам отказывается от покупки.

Поведение покупателей, согласно перечню Асселя, делит их на несколько групп:

- Покупатели по привычке – покупают одни и те же товары в одних и тех же магазинах, одним и тем же способом.

- Экономические покупатели – четко знают свои потребности, и находятся в постоянном поиске лучшей цены.

- Разборчивые покупатели – собирают информацию о ценах в разных точках, воспользуются услугами наилучших из них, а потом совершают покупки, где и обычно, не зависимо от цен.

- Требовательные покупатели – собирают информацию по всевозможным каналам, приобретают товары по наиболее низкой цене, а потом используют оптимальный послепродажный сервис [20].

Поведение покупателей мороженого

Как показало исследование, большая часть покупателей мороженого (61%) - это женщины. А из 39% мужчин, совершивших покупку в предпраздничные и праздничные дни, не менее половины сделали это, как говорится, "по списку", или сиюминутно. Однако по признанию респондентов, их персональные вкусовые предпочтения учитывались близкими и родными, составлявшими эти списки продуктов, которые необходимо было приобрести к торжественному столу. Теперь давайте посмотрим, как распределились покупательницы и покупатели по возрастным группам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.