Курсовая работа: Расчет привода ленточного конвейера
Рисунок 3. Эскиз шкива
для клиноременной передачи
3. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Виды разрушения зубьев.
Решающее значение на
работоспособность зубьев оказывают 2 вида напряжений, контактные и изгибные
напряжения.
Поломка звеньев. Чаще носит усталостный характер и
возникает под действием подменных изгибных напряжений. Она является особо
опасным видом напряжений. Напряжения при изгибе превысившие предел выносливости
вызывают микротрещины, которые возникают в зоне максимальной концентрации
напряжений.
Выкрашивание. Возникает под действием переменных
контактных напряжений. Большое значение имеет смазка.
Амброзивный износ
зубьев. Происходит в
передачах недостаточно защищенных от загрязнения амброзивными веществами.
Отслаивание поверхностных
слоев наблюдается в тех случаях, когда под упрочненным поверхностным слоем
контактные напряжения максимально велики.
Заедания зубьев
высокоскоростных передач.
Расчет конической
прямозубой передачи
3.1 Выбор материала
Шестерня Сталь 45 У
Колесо Сталь 45 H
3.2 Выбор допускаемых
напряжений
Допускаемое напряжение
при расчете зубьев на усталостную контактную прочность:
Для шестерни
МПа
=1.1 - коэффициент запаса прочности
Для колеса
МПа
МПа
МПа
Берем меньшее значение МПа
Допускаемое напряжение
при расчете зубьев на усталостную изгибную прочность:
Для шестерни
МПа
=
=1.5,
МПа
Для колеса
МПа
=1.5
МПа
Берем меньшее значение МПа
4. РАСЧЕТ КОНИЧЕСКОЙ
ПЕРЕДАЧИ
электродвигатель
вал привод редуктор
4.1 Исходные данные:
4.2 Углы делительных конусов
4.3 Внешний делительный
диаметр колеса
мм
4.4 Внешнее конусное
расстояние
мм
4.5 Среднее конусное
расстояние в=45 (по таблице 1.8)
мм
4.6 Внешний окружной
модуль
мм
Принимаем ;
4.7 Средний модуль
мм
4.8 Делительный диаметр
шестерни
Средний: мм
Внешний: мм
4.9 Внешний диаметр
окружности вершин зубьев
Шестерни: мм
Колеса: мм
4.10 Внешний диаметр
окружности впадин зубьев
Шестерни: мм
Колеса: мм
4.11 Окружная скорость
зубчатых колес
м/c
4.12 Угол головки зуба
4.13 Угол ножки зуба
4.14 Углы конусов вершин
зубьев (углы обточки)
Шестерни:
Колеса:
4.15 Окружная сила на
шестерне и колесе
кH
4.16 Осевая сила на шестерне,
радиальная сила на колесе
H
4.17 Радиальная сила на
шестерне, осевая сила на колесе
H
4.18 Расчетное контактное
напряжение (проверочный расчет), МПа
МПа
4.19 Расчет напряжения
изгиба (проверочный расчет), МПа
Для шестерни:
определяем по табл.1.6 для шестерни
и колеса по эквивалентному числу их зубьев
Для колеса:
Выбор стандартного
редуктора
Конический редуктор
Тип редуктора k-200
Рисунок 4. Эскиз
конического одноступенчатого редуктора типа К-200
5. ВАЛЫ
На валах устанавливают
вращающие детали: зубчатые колеса, шкивы, звездочки и т.д. Вал передает вращающий момент и поддерживает сидящие на нем
детали, поэтому работает на кручение и изгиб. Валы должны быть прочными,
жесткими, упругими и хорошо обрабатываться. Их изготовляют из углеродистых и
легированных сталей. Валы при работе испытывают циклически изменяющиеся
напряжения. Основными критериями
работоспособности валов является усталостная прочность, жесткость и
виброустойчивость. Прочность – способность детали сопротивляться
разрушению (при хрупких материалах, например чугун) или возникновению пластичных
деформаций (при пластичных материалах, например сталь) под действием
приложенных к ней нагрузок. Жесткость – способность детали сопротивляться
изменению ее размеров и формы под действием нагрузки.
Недостаточная изгибная
жесткость валов нарушает надежную работу передач и приводит к снижению
работоспособности механизма. Виброустойчивость - способность детали или конструкции
работать в заданном диапазоне режимов без недопускаемых колебаний. Вибрация валов снижает качество работы механизма, создает
шум, уменьшает долговечность подшипников и передач.
Расчет валов
5.1 Компоновка валов.
Рисунок 5.
Предварительная компоновка валов.
мм
мм
мм
мм
мм
мм
в=45 мм
шкив
муфта
Рисунок 6.
Пространственная система сил.
Рисунок 7. Схема вала, с
указанием приложенных нагрузок.
Fb=673 H
Ft1=4100 H
Fa1=362 H
Fr1=1451 H
Вертикальная
плоскость.
Определяем реакции опор:
H
H
Проверка:
0 = 0 - проверка сошлась
M3=Ra*l2=2740*33=90.4 Н*м
M2=0
M4=0
Горизонтальная
плоскость.
Определяем реакции опор:
H
H
Проверка:
0=0- проверка сошлась
М1=0 Нм
M2=-Fв*l1=-47.1 Нм
M3=-Fb*(l1+l2)+Ral2=22.5 Нм
M4=-Fa1*d/2=-9.5 Нм
Суммарные реакции опор
определяем:
H
H
Строим эпюру суммарных
изгибающих моментов:
M1=0 Нм
M2=47.1 Нм
M3=93,2 Нм
M4=9,5 Нм
Строим эпюру крутящих
моментов:
H*м
Строим эпюру
эквивалентных моментов:
H*м
H*м
H*м
Определяем диаметры вала
в сечениях:
Сталь 45 МПа
МПа
мм; мм
мм; мм
мм; мм
мм мм
Рисунок 8. Конструкция
быстроходного вала.
6. МУФТЫ
Муфты – это устройства, служащие для
соединения соостных деталей, например труб, валов, стержней и т.д. В курсе
деталей машин рассматриваются муфты, соединяющие концы валов и служащие для
передачи вращающего момента от одного вала к другому без изменения его величины
и направления. Наряду с основным назначением муфт – передавать вращающий момент
– муфты отдельных типов могут выполнять и другие функции (компенсировать
погрешности изготовления и монтажа валов, обеспечить соединение и разъединение
валов во время работы механизма, передавать вращающий момент только в одном
направлении и т.д.
6.1 Выбор муфты по расчетному вращаемому моменту.
Т - действующий момент, K –коэффициент режима работы
При спокойной нагрузке k=1…1.2
При вибрационной нагрузке
k=1.5…2
При сильных толчках k=2…2.5
- номинальный крутящий момент для
муфты
H*м
H∙м < Tн
d2ред= 30 мм, Тн=400 Н∙м
Муфта, компенсирующая
кулачково-дисковая 400-40-3 УЗ ГОСТ 20720-93
Рисунок 9. Эскиз муфты,
компенсирующей кулачково-дисковой.
7. ШПОНКИ
Шпоночные соединения
представляют собой шпонку, входящую в продольные пазы вала и ступицы,
вращающейся детали (шкива, звездочки, зубчатого или червячного колеса
полумуфты). Она служит для передачи вращающего момента от вала к ступице,
вращающейся детали или наоборот.
Достоинства: простота
конструкции и низкая стоимость, легкость монтажа и демонтажа.
Недостаток: шпоночные
пазы ослабляют вал и ступицу детали, насаживаемой на вал.
Шпоночные соединения
бывают: ненапряженные и напряженные. Ненапряженные с помощью призматических и
сегментных шпонок. Напряженные с помощью клиновых и тангенциальных шпонок.
Выбираем призматические шпонки, так как они представляют собой стержни
прямоугольного сечения.
7.1 Проверяем шпонку на смятие.
- глубина паза на валу;
- высота шпонки;
- толщина.
МПа
; Н*м; мм; ;
МПа
lшп=26 мм
Рисунок 10. Конструкция
призматической шпонки с двумя скругленными торцами.
Рисунок 11. Соединение
вала и ступицы детали с помощью призматической шпонки
9. ПОДШИПНИКИ
10.
Опоры валов и вращающихся
осей называют подшипниками. Они воспринимают нагрузки, приложенные к валу или
оси, и передают их на корпус машины. В зависимости от направления
воспринимаемой нагрузки подшипники бывают:
1)
радиальные, воспринимающие
в основном радиальные нагрузки, перпендикулярные оси цапфы;
2)
радиально-упорные,
воспринимающие радиальные и осевые нагрузки;
3)
упорные, воспринимающие осевые нагрузки.
В зависимости от вида
трения подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения.
8.1 Выбор подшипника
- принимается радиально
шариковый подшипник 306
8.1 Выписываем
динамическую грузоподъемность
H
H
8.2 По условиям
эксплуатации подшипников принимаем:
коэффициент вращения
коэффициент безопасности
температурный
коэффициент(при )
коэффициент надежности
8.3 Определяем соотношение
и находим путем линейной
интерполяции значение e
8.4 Принимаем
8.5 Вычисляем
эквивалентную динамическую нагрузку:
H
8.6 Определяем
долговечность наиболее нагруженного подшипника:
ч
Рисунок 12. Эскиз
шарикового радиального однорядного подшипника
Шариковые однорядные
подшипники не требуют высокой точности в установке, обладают наименьшим
коэффициентом трения и наиболее приспособлены для высоких частот вращения. Они
самые дешевые и просты в эксплуатации.
9. РЕДУКТОР
Выбираем редуктор
конический одноступенчатый типа K-200
Рисунок 13. Редуктор
конический одноступенчатый типа К-200
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
A.C.Сметанин, Н.И.Дундин, Н.Н.Костылева. Энергетические и
кинематические расчеты привода: Задания и методические указания к курсовому
проектированию. Архангельск: РИО АЛТИ,1990.-32c.
2.
Е.А.Богданов,
Е.О.Орленко, А.С.Сметанин. Расчет и конструирование механических передач с
гибкой связью: Методические указания и справочные материалы к курсовому и
дипломному проектированию.-2-е изд.,перер. и доп.-Архангельск:Изд-во
Арханг.гос.техн.ун-та,2004.-73c.
3.
Г.Ф.Прокофьев,
Н.И.Дундин, Н.Ю.Микловцик. Зубчатые и червячные передачи: Учебное пособие.
Архангельск:Изд-во Арханг.гос.техн.ун-та,2002.-116c.
4.
Г.Ф.Прокофьев,
Н.И.Дундин, Н.Ю.Микловцик. Валы и оси. Муфты. Шпоночные и шлицевые соединения:
Учебное пособие. Архангельск:Изд-во Арханг.гос.техн.ун-та,2003.-104c.
5.
Г.Ф.Прокофьев,
Н.И.Дундин, Н.Ю.Микловцик. Подшипники. Смазка и смазочные
соединения.Уплотнения: Учебное пособие. Архангельск:Изд-во Арханг.гос.техн.ун-та,2004.-140c.
|