Курсовая работа: Проектирование мотор-редуктора
3.2.1 Предварительное (в
первом приближении) значение межосевого расстояния ,
мм:
мм,
Где коэффициент
K = 8.
3.2.2
Предварительные размеры заготовок шестерни и колеса
мм,
мм.
3.2.3
Предварительная окружная скорость:
м/сек.
После анализа
результатов выполненных расчетов примем:
·
Марки материалов:
шестерни – сталь 40Х с закалкой ТВЧ до твердости 45…50 HRC; колеса – сталь 45 с
улучшением до твердости 235…262 HB.
·
Тип передачи –
косозубая.
·
Степень точности
изготовления – 8.
3.3 Допускаемые
напряжения
3.3.1 Допускаемое контактное
напряжение
Предел контактной выносливости:
для шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Число циклов, соответствующее
перелому кривой усталости:
для шестерни ():
;
для колеса:
.
Требуемый ресурс в циклах:
для шестерни:
;
для колеса:
.
Коэффициент долговечности:
для шестерни:
, поэтому ;
для колеса:
, поэтому .
Коэффициент запаса прочности:
для шестерни:
,
где –
минимальный коэффициент запаса;
–
коэффициент запаса, учитывающий ответственность;
– коэффициент
запаса, учитывающий допущения при определении напряжений. для колеса:
,
где –
минимальный коэффициент запаса;
–
коэффициент запаса, учитывающий ответственность;
– коэффициент
запаса, учитывающий допущения при определении действующих и допускаемых
напряжений.
Допускаемые напряжения: для
шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Допускаемое контактное напряжение , принимаемое для расчетов:
МПа.
3.3.2 Допускаемое изгибное
напряжение
Предел изгибной выносливости:
для шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Требуемый ресурс в циклах:
для шестерни:
;
для колеса:
.
Коэффициент долговечности:
для шестерни:
, поэтому ;
для колеса:
, поэтому .
Коэффициент запаса прочности:
для шестерни и колеса:
,
где –
коэффициент запаса прочности;
–
коэффициент запаса, учитывающий ответственность;
– коэффициент
запаса, учитывающий допущения при определении напряжений.
Допускаемые напряжения изгиба: для
колеса:
МПа;
для шестерни:
МПа.
3.4 Коэффициент
нагрузки
Коэффициенты
, , учитывающие внутреннюю
динамическую нагрузку:
;
.
Коэффициенты
ширины:
;
.
Коэффициенты
, , учитывающие
неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий:
;
.
Коэффициенты
, учитывающие распределение
нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления шестерни и колеса
для косозубых передач:
, поэтому ,
где
– число, обозначающее
степень точности по нормам плавности (ГОСТ 1643-81);
а
= 0,25 – коэффициент, при >
350 НВ и ≤ 350 НВ.
Коэффициент
нагрузки при расчетах на контактную
выносливость:
.
Коэффициент
нагрузки при расчетах на изгибную
выносливость:
.
3.5 Проектировочный
расчет
3.5.1 Межосевое
расстояние (второе приближение):
мм,
где =
410 для косозубых и шевронных зубчатых колес и =
450 для прямозубых зубчатых колес;
–
коэффициент ширины (выбран в п. 3.4).
Полученное значение округляем до ближайшего
стандартного значения: = 125 мм.
3.5.2 Ширина венца колеса:
мм.
Ширину венца шестерни принимают
большую, чем у колеса, мм:
3.5.3 Минимальный модуль (из условия изгибной
прочности колеса):
мм,
где –
коэффициент, равный 2800 для косозубых передач;
–
коэффициент нагрузки принимаемый равным .
Максимально допустимый модуль (из условия не подрезания
зубьев у основания):
.
Нормальный модуль зубчатых колес
определяют (с дальнейшим округлением по ГОСТ 9563-60) из следующих соотношений:
мм,
где –
коэффициент по табл. 2.8 [3].
Из стандартного ряда принимаем 2 мм.
;
–
условие соблюдается.
3.5.4 Минимальный угол наклона зубьев
(для косозубых передач):
.
Суммарное число зубьев:
.
Округляем до
целого в меньшую сторону: .
Действительное значение
угла наклона зубьев:
, .
3.5.5 Числа зубьев шестерни и колеса
.
Округляем, округляют до целого числа:
24.
Минимальное число зубьев для
косозубых зубчатых колес:
.
–
условие выполняется.
Число зубьев колеса :
.
Фактическое значение передаточного
числа u с точностью до 0,01:
.
3.5.6. Определение геометрических
параметров передачи
Диаметр делительной окружности:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Диаметр окружности вершин зубьев:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Диаметр окружности впадин зубьев:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Уточненное межосевое расстояние:
мм.
3.5.7 Силы в зацеплении (рис. 3.3):
Окружная сила:
Н;
Радиальная сила:
Н;
Осевая сила:
Н.
3.6 Проверочный
расчет зубчатой передачи
3.6.1 Проверочный расчет на
контактную выносливость:
МПа
МПа.
где –
коэффициент, равный 8400 для косозубых передач.
Условие контактной выносливости
соблюдается.
3.6.2 Проверочный расчет на
выносливость при изгибе
Для шестерни:
Приведенное число зубьев:
.
–
коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения при по рис. 2.14 [3].
Коэффициент, учитывающий наклон зуба:
.
=
0,65 – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев по табл. 2.9 [3].
Коэффициент, учитывающий влияние на
напряжение изгиба формы зуба, перекрытия и наклона зубьев:
.
МПа МПа.
Условие прочности соблюдается.
Для колеса:
Приведенное число
зубьев:
.
–
коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения при .
Коэффициент, учитывающий влияние на
напряжение изгиба формы зуба, перекрытия и наклона зубьев:
.
МПа МПа.
Условие прочности соблюдается.
3.7 Результаты
расчета
Таблица 3.1
|
Шестерня |
Колесо |
Число зубьев z |
24 |
99 |
Модуль m, мм |
2 |
Угол наклона зубьев β |
10,2631º |
Коэффициент смещения x |
0 |
0 |
Делительный диаметр d, мм |
48,78 |
201,22 |
Диаметр окружности вершин da, мм
|
52,78 |
205,22 |
Диаметр окружности впадин df, мм
|
43,78 |
196,22 |
Контактные напряжения σH, МПа
|
406,36 |
Изгибные напряжения σF, МПа
|
55,63 |
54,46 |
4. Предварительный расчет валов
4.1 Проектировочный расчет валов
4.1.1 Построение эскизов валов
Разработку эскиза вала начинаем с конца
вала. Применяем стандартные концы (табл. 4 приложения [1]): цилиндрические – по
ГОСТ 12080-66. Цилиндрические концы валов проще в изготовлении. На начальной
стадии проектирования еще неизвестны длины отдельных участков вала, поэтому
невозможно оценить величины действующих на вал изгибающих моментов. Расчет вала
ведется только на кручение, но чтобы учесть неизвестные изгибные напряжения, в
расчете принимают заниженные допускаемые напряжения. Диаметр вала d, мм:
,
где –
крутящий момент, Н∙мм;
–
допускаемые напряжения для материала вала, МПа. почти
не зависят от материала вала, а зависят от длины вала и частоты вращения. Для
редукторных валов рекомендуется принимать: =10-15
МПа – для быстроходных валов; =15-25
МПа – для тихоходных валов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|