Курсовая работа: Кинематический расчет привода
[5,
с.42];
YF2
- коэффициент, учитывающий форму зуба зубчатого колеса,
YF2
= 3,6 [5, с.42].
Находим
отношения для шестерни по формуле [3.23]
Находим
отношения для зубчатого колеса по формуле [3.23]
Дальнейший
расчет ведем для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
3.20
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба F, МПа, согласно ГОСТ 21354-75 по формуле
(3.24)
где
KF - коэффициент нагрузки определяем согласно [5, c.42] по
формуле
KF
= KFKFv,
(3.25)
где
KF - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки
по длине зуба, KF = 1,12 [5, c.43];
KFv
- коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки,
KFv
= 1,45 [5,с.43].
KF
= 1,121,45 =1,62
МПа
условие
sF < [sF ]2 выполнено.
4. Расчет цилиндрической шевронной передачи
Выбираем материалы: для шестерни сталь 45, термическая обработка -
улучшение 220 HВ1 , для зубчатого
колеса сталь 45, термическая обработка - улучшение 200 HВ2
3.1 Предел контактной выносливости sHlimbi МПа, определяем
согласно [5, с.34] по формуле
sHlimbi= 2
HВi + 70,
(3.1)
Предел контактной выносливости шестерни Hlimb3, МПа, определяем по формуле [3.1]
sHlimb3 = 2 220 + 70 = 510 МПа
Предел контактной выносливости для зубчатого колеса Hlimb4, МПа, определяем по формуле [3.1]
sHlimb4
= 2 200 + 70 = 470 МПа
3.2 Допускаемые контактные напряжения , МПа, определяем согласно [5, c.33] по формуле
(3.2)
где KHL -
коэффициент долговечности определяем согласно [5, c.33]
по формуле, KHL1 = 1
[SН] - коэффициент
безопасности, [SН] = 1,2 [5, с.33]
Допускаемые контактные напряжения для шестерни , МПа, определяем по формуле [3.2]
МПа
Допускаемые контактные напряжения для зубчатого колеса , МПа, определяем по
формуле [3.2]
МПа
Расчетное допускаемое контактное напряжение [sн], МПа,
определяем согласно [5, c.35] по формуле
(3.6)
МПа
Проверяем выполнение условия согласно [5, c.35]
по формуле
(3.7)
МПа
367,5 < 481,75 МПа - условие выполнено
3.3 Межосевое расстояние aw,
мм, из условия контактной выносливости зубьев определяем согласно [5, c.32] по формуле
(3.8)
где KH-коэффициент, учитывающий
неравномерность распределе-
ния нагрузки по ширине венца, KHb =
1,25 [5, с.32];
1yba - коэффициент,
yba = 0,5 [5, с.32]
мм
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66
aw =
180 мм
3.4 Нормальный модуль зацепления mn,,
мм, определяем согласно [5, c.36] по формуле
mn = (0,01 ¸0,02) × aw , (3.9)
mn =
(0,01 ¸0,02) × 180 =
1,8 ¸ 3,6 мм
принимаем модуль по ГОСТ 9563-60 mn = 2,0мм
3.5 Число зубьев шестерни z3
определяем согласно [5, c.37] по формуле
(3.10)
где b -
угол наклона зуба, предварительно принимаем b =35°
принимаем z3 = 35
3.6 Число зубьев зубчатого колеса z4
определяем по формуле
z4 = z3 u3,
(3.11)
z4 = 35 3,15 =
110
Уточняем значение угла наклона b согласно [5, c.37] по
формуле
(3.12)
откуда находим значение b = 36°20¢
3.7 Делительные диаметры зубчатой передачи di, мм, определяем согласно [5, c.37]
по формуле
(3.13)
Делительный диаметр шестерни d3,
мм, определяем по формуле [3.13]
мм
Делительный диаметр зубчатого колеса d4,
мм, определяем по формуле [3.13]
мм
3.8 Межосевое расстояние aw, мм, уточняем согласно [5, c.37]
по формуле
(3.14)
мм
3.9 Диаметры вершин зубчатых колес dai,
мм, определяем согласно [5, c.293] по формуле
dai = di + 2mn, (3.15)
Диаметр вершин шестерни da3,
мм, определяем по формуле [3.15]
da3 = 86,9 + 2
= 90,9 мм
Диаметр вершин зубчатого колеса da4,
мм, определяем по формуле [3.15]
da4 = 273,1
+ 2 × 2 = 277,1 мм
3.10 Ширину колеса b4, мм,
определяем согласно [5, c.294] по формуле
b4 = y × aw, (3.16)
b4 = 0,5 × 180 = 90 мм
3.11 Ширину шестерни b3, мм,
определяем согласно [5, c.294] по формуле
b2 = b4 + 5, (3.17)
b1 = 90 + 5 = 95 мм
3.12 Коэффициент ширины шестерни по диаметру ybd
определяем согласно [5, c.33] по формуле
(3.18)
3.13 Окружную скорость колес v, м/с,
определяем согласно [5, c.294] по формуле
(3.19)
м/с
При такой скорости для косозубых колес по ГОСТ 1643-81 принимаем 8-ю
степень точности.
3.14 Определяем коэффициент нагрузки KH согласно [5, c.39] по формуле
KH = KHb ×
KHv × KHa ,
(3.20)
где KHb - коэффициент, KHb = 1,12 [5, с.39];
KHv - коэффициент, KHv = 1 [5, с.40];
KHa - коэффициент, KHa = 1,06 [5, с.39]
KH = 1,12 ×
1 × 1,06 = 1,19
3.15 Проверку контактных напряжений sН, МПа, определяем согласно [5, c.31] по формуле
(3.21)
МПа
условие sH < [sH] выполнено
3.16 Окружную силу, действующую в зацеплении, Ft2,
Н, определяем согласно [5, c.41] по формуле
(3.22)
Н
3.17 Радиальную силу, действующую в зацеплении, Fr2,
Н, определяем согласно [3, c.152] по формуле
(3.23)
где a = 20° - угол зацепления
Н
3.18 Допускаемые напряжения определяем согласно [5, c.43]
по формуле
3.19 Находим отношения согласно [5, c.295] по
формуле
(3.27)
где YFi - коэффициент, учитывающий форму зуба , который следует
выбирать по эквивалентному числу зубьев
Эквивалентное число зубьев определяем согласно [5, c.46]
по формуле
(3.28)
Эквивалентное число зубьев шестерни zv3
определяем по формуле [3.28]
Эквивалентное число зубьев зубчатого колеса zv4
определяем по формуле [3.28]
Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни, YF1
= 3,61 [5, с.42]
Коэффициент, учитывающий форму зуба зубчатого колеса, YF2 = 3,6 [5, с.42]
Находим отношения для шестерни по формуле (3.28)
Находим отношения для зубчатого колеса по формуле [3.28]
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, для которого найденное отношение
меньше.
3.20 Зубья на выносливость по напряжениям изгиба sF, МПа, согласно ГОСТ 21354-75
проверяем по формуле
(3.29)
где KF - коэффициент нагрузки определяем согласно [5, c.42]
по формуле
KF = KFKFv, (3.30)
где KF -
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, KF = 1,27 [5, c.43];
KFv - коэффициент, учитывающий
динамическое действие нагрузки,
KFv =
1,1 [5, с.43]
KF = 1,271,1
=1,4
Yb - коэффициент для компенсации погрешностей определяем
согласно [5, c.46] по формуле
(3.32)
KF -
коэффициент, KF =
0,92 [5, c.47]
МПа
условие sF < [sF
]4 выполнено
5. Расчет валов
5.1 Диаметр выходного конца вала редуктора dкi, мм, по
расчету на кручение определяем согласно [1.c.161] по формуле
(5.1)
где [t]к
- допускаемое напряжение на кручение, МПа
Диаметр выходного конца ведущего вала dв1, мм, при []к
= 25 МПа определяем по формуле (5.1)
мм
принимаем: dв1 =
20 мм
Диаметр подшипниковых шеек
dп1 = 25 мм
Диаметр подшипниковых шеек
промежуточного вала dп2, мм, при []к
= 35 МПа определяем по формуле
(5.1)
мм
Диаметр подшипниковых шеек dп2 = 30 мм
Диаметр вала под зубчатым колесом dк2 = 35 мм
Диаметр выходного конца ведомого вала dв3, мм, при []к
= 25 МПа определяем по формуле (5.1)
мм
принимаем: dв2 = 50 мм
Диаметр подшипниковых шеек dп2 = 55 мм
Диаметр вала под зубчатым колесом dк2 = 60 мм
6 Конструктивные размеры передач
6.1 Диаметр ступицы dстi, мм, определяем согласно [1.c.233]
по формуле
dстi = 1,6 dвi, (6.1)
Диаметр ступицы зубчатого колеса промежуточного вала dст1,
мм, определяем по формуле (6.1)
dст1
= 1,6 35 = 56 мм
Диаметр ступицы зубчатого колеса ведомого вала dст2,
мм, определяем по формуле (6.1)
dст2
= 1,6 60 = 96 мм
6.2 Длину ступицы Lстi, мм, определяем согласно
[1.c.233] по формуле
Lст2
= (1,2 ¸1,5) × 60 = 72 ¸ 90 мм
принимаем Lст2 = 90 мм по ширине венца зубчатого колеса
7. Конструктивные размеры
корпуса редуктора
7.1 Толщину стенок корпуса редуктора , мм, определяем
согласно [1.c.241] по формуле
d = 0,025 × aw + 3, = 0,025 ×
180 + 3 = 7,5 мм
принимаем d= 8 мм
7.2 Толщина стенок крышки редуктора 1, мм,
определяем согласно [1.c.241] по формуле
d1 = 0,02 × aw
+ 3, (7.2)
1 = 0,02 × 180 +
3 = 6,6 мм
принимаем d
= 8 мм
7.3 Толщину фланцев верхнего пояса корпуса редуктора b, мм,
определяем согласно [1.c.241] по формуле
b =
1,5 × d,
(7.3)
b = 1,5 × 8 =
12 мм
7.4 Толщину фланцев нижнего пояса крышки редуктора b1,
мм, определяем согласно [1.c.241] по формуле
b1
= 1,5 × d 1,
(7.4)
b1 = 1,5 × 8
= 12 мм
7.5 Толщину фланцев нижнего пояса корпуса редуктора p, мм, определяли
согласно [1.c.241] по формуле
p =
2,35 × d, (7.5)
p = 2,35 × 8
= 19 мм
7.6 Диаметр фундаментных болтов d1, мм, определяем
согласно [1.c.241] по формуле
d1
= (0,03 ¸ 0,036) × aw
+ 12, (7.6)
d1 = (0,03 ¸
0,036) × 180 + 12 = 17,4 ¸ 18,5 мм
принимаем болты с резьбой M20
7.7 Диаметр болтов, крепящих крышку к корпусу редуктора у подшипников d2,
мм, определяем согласно [1.c.241] по формуле
d2
= (0,7 ¸ 0,75) × d1; (7.7)
d2 = (0,7 ¸
0,75) × 20 = 14 ¸15 мм
принимаем болты с резьбой M16
7.8 Диаметр соединяющих крышку с корпусом d3, мм,
определяем согласно [1.c.241] по формуле
d3
= (0,5 ¸ 0,6) × d1,
(7.8)
d3 = (0,5 ¸
0,6) × 20 = 10 ¸12 мм
принимаем болты с резьбой M12
8. Проверка прочности шпоночных соединений
Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений
по ГОСТ 23369-78. Материал шпонок: сталь 45, нормализованная.
8.1 Ведущий вал
При диаметре шейки вала d = 20 мм выбираем шпонку сечением b
= 6 мм, h = 6 мм, глубина паза t1 = 3,5 мм, принимаем
длину шпонки L = 50 мм
Проверяем выбранную шпонку на смятие, при допускаемом напряжении [s]см = 110...190 МПа
[3,с.77] по формуле
(8.1)
МПа
Условие sсм £ [s]см
выполнено
8.2 Промежуточный вал
При диаметре шейки вала d = 35 мм, выбираем шпонку сечением b=10мм,
h = 8 мм, глубина паза t1 = 5 мм, приняли длину шпонки
L = 40 мм
Проверяем выбранную шпонку на смятие, при допускаемом напряжении s]см = 110...190 МПа
[3,с.77] по формуле
(8.2)
МПа
Условие sсм £ [s]см
выполнено
8.3 Ведомый вал
При диаметре шейки вала d = 50 мм, выбираем шпонку сечением b
= 14 мм, h = 9 мм, глубина паза t1 = 5,5 мм, приняли
длину шпонки L = 80 мм
Проверяем выбранную шпонку на смятие, при допускаемом напряжении [s]см = 110...190 МПа
[3,с.77] по формуле
(8.3)
МПа
Условие sсм £ [s]см
выполнено
При диаметре шейки вала d = 60 мм, выбираем шпонку сечением b
= 18 мм, h = 11 мм, глубина паза t1 = 7 мм, приняли
длину шпонки L = 80 мм
Проверяли выбранную шпонку на смятие, при допускаемом напряжении [s]см = 110...190 МПа
[3.с.77] по формуле
(8.4)
МПа
Условие sсм £ [s]см
выполнено
9. Первый этап компоновки редуктора
9.1 Компоновочный чертеж выполняем в одной проекции - разрез по осям
валов при снятой крышке редуктора в масштабе 1:1. Проводим горизонтальную линию
- ось ведущего вала, наметим положение оси промежуточного вала, при этом ось
промежуточного вала проводим параллельно оси ведущего вала на расстоянии aw
= 180 мм. Намечаем положение оси ведомого вала, при этом ось ведомого вала
проводим параллельно оси промежуточного вала на расстоянии aw
= 180 мм.
9.2 Конструктивно упрощенно оформляем по найденным выше размерам шестерни
и зубчатого колеса. Ступицы выполняем симметрично относительно зубчатого венца
9.3 Предварительно намечаем подшипники:
- ведущий вал - dп1 = 25 мм, шариковые радиальные
однорядные;
- промежуточный вал - dп2 = 30 мм, шариковые радиальные
однорядные;
- ведомый вал - dп2 = 55 мм, шариковые радиальные
однорядные.
Данные о подшипниках выписываем из каталога ГОСТ 8338-75 и заносим в таблицу
9.1
Таблица 9.1 - Данные подшипников
Вал |
Условное обозначение подшипника |
d
(мм)
|
D
(мм)
|
В
(мм)
|
С
(кН)
|
Ведущий |
205 |
25 |
52 |
15 |
14 |
Промежуточный |
206 |
30 |
62 |
16 |
19,5 |
Ведомый |
111 |
55 |
90 |
18 |
28,1 |
9.4 Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса
Страницы: 1, 2, 3
|