рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Государственная система обеспечения единства измерений

-   осуществление деятельности по разработке и применению стандартных справочных данных в науке, технике и технологиях в целях обеспечения на их основе единства измерений;

-   обеспечение стандартными справочными данными организаций промышленности, науки и других потребителей;

-   определение и прогнозирование потребностей в стандартных справочных данных;

-   разработка и реализация программ создания стандартных справочных данных;

-   участие в международном сотрудничестве, представление интересов Российской Федерации при рассмотрении вопросов разработки и применения стандартных справочных данных, реализация международных договоров в области исследований свойств веществ и материалов.

Разработка стандартных справочных данных осуществляется государственными научными метрологическими институтами, иными организациями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по науке и инновациям, Российской академии наук и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" с использованием технических, программных и информационных средств и систем.

При этом указанные институты формируют разделы Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, включающие в себя информационную базу стандартных справочных данных, нормативные документы по разработке и применению стандартных справочных данных, а также используют информацию, содержащуюся в этом фонде.

Руководство Государственной службой стандартных справочных данных осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, научное и методическое обеспечение ее работы - главный научный метрологический центр "Стандартные справочные данные о физических константах и свойствах веществ и материалов" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Оперативное обеспечение работы по получению и распространению стандартных справочных данных в отраслях экономики осуществляют головные отраслевые центры стандартных справочных данных, действующие на основании положений об отраслевых службах стандартных справочных данных, которые утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Организационные принципы Государственной службы стандартных справочных данных.

Центры данных (ЦД) ГСССД составляют основу организационного построения ГСССД.

ЦД ГСССД создают на базе научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, информационных органов и иных организационных структур, которые по специализации и научно-технической подготовленности обеспечивают оперативное обслуживание науки и техники достоверными данными о физических константах и свойствах веществ и материалов в закрепленной тематической области.

В отдельных случаях ЦД ГСССД могут быть созданы в установленном порядке в качестве самостоятельной организации или ее филиала. Для организации работ в области ГСССД в отраслях экономики (экономических комплексах), в системах образования и науки создают ГОЦД (Головной отраслевой центр данных) ГСССД, осуществляющие оперативное обеспечение работ по получению и распространению АСД. ГОЦД ГСССД действуют на основании положений об ОСССД, утверждаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) по согласованию с ФОИВ, осуществляющим руководство ГСССД. В этих же положениях могут быть прописаны и положения о типовом ЦД, действующем в отрасли. Отраслевые ЦД ГСССД и ГОЦД ГСССД составляют отраслевую службу ССД.

Категории данных о физических константах и свойствах веществ и материалов:

-   стандартные справочные данные (ССД);

-   рекомендуемые справочные данные (РСД);

-   информационные данные (ИД).

ССД, утвержденные ФОИВ, применяют в науке и технике как данные высшей степени достоверности, полученные на основе анализа всей известной совокупности результатов измерений (испытаний, расчетов). Достоверность ССД характеризуется доверительным интервалом, накрывающим истинное значение свойства с заданной вероятностью. Допустимые значения характеристик достоверности ССД должны соответствовать допустимому уровню измерений и научно-технических знаний в рассматриваемой области. РСД получают на основе оценки неопределенности (погрешности) результатов их определения (измерений, испытаний, расчетов). Допустимое значение неопределенности (погрешности) РСД должно удовлетворять задачам, для решения которых рекомендуются данные, с учетом требований Государственной системы обеспечения единства измерений.

К ИД могут быть отнесены:

-   значения физических констант и свойств веществ и материалов, неопределенность (погрешность) которых не установлена;

-   данные о номенклатуре и технико-экономических показателях материалов и веществ, содержащиеся в информационных, регистрационных, нормативно-технических документах, в том числе данные о свойствах веществ и материалов, если не указана их категория;

-   сведения библиографического и научно-технического характера.

Аттестация справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, методик их получения и оценки достоверности является одной из основных форм деятельности ГСССД, подтверждающей достоверность этих данных. Аттестация справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (далее - данные) включает в себя научно-техническую экспертизу и утверждение отнесения данных к одной из установленных категорий.

Методики получения и оценки достоверности данных также подлежат научно-технической экспертизе и аттестации на присвоение статуса "Методика ГСССД". При этом проводят метрологическую экспертизу методики в метрологическом институте по соответствующему виду измерений.

Основные документы аттестации:

o  Порядок аттестации справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, методик их получения и методик оценки достоверности данных;

o  Требования к содержанию и оформлению проектов таблиц стандартных справочных данных, рекомендуемых справочных данных, методик Государственной службы стандартных справочных данных.

Аттестацию данных, утвержденных в качестве ССД или РСД, а также методик ГСССД, прошедших аттестацию, подтверждают выдачей соответствующих свидетельств ГСССД установленных образцов. Утвержденные ССД, РСД и методики ГСССД вносят в реестр. Утвержденные ССД, РСД и методики ГСССД представляют, соответственно, в документах вида: "Таблицы ССД", "Таблицы РСД", "Методика ГСССД". Таблицы ССД подлежат публикации в качестве официального документа, утвержденного ФОИВ. Пересмотр таблиц ССД и РСД, методик ГСССД в связи с получением новых более достоверных данных осуществляют в том же порядке, что и указанных документов, разрабатываемых впервые.

Система информационного обслуживания данными ГСССД является подсистемой Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ). Информационное обслуживание в ГСССД осуществляют:

-   ГНМЦССД;

-   центры данных ГСССД.

Информационные фонды включают в себя АСД, методики ГСССД, информационные данные в виде справочных изданий в области данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. В систему информационного обслуживания включают банки и базы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Базы данных могут быть аттестованы в ГСССД при прохождении процедур экспертизы по аналогии с методиками ГСССД. Экспертиза в ГСССД справочных изданий может быть проведена на стадии подготовки к изданию. В этом случае на титульном листе издания должна быть запись: "Согласовано с Государственной службой стандартных справочных данных" или "Рекомендовано Государственной службой стандартных справочных данных" (в последнем варианте данные в справочнике получают статус РСД).

Применение аттестованных справочных данных.

В соответствии со статусом ССД для одной и той же физической константы или свойства конкретного вещества и материала не может быть двух таблиц ССД, различающихся между собой по значению рассматриваемых физических констант или свойств. РСД могут быть использованы по усмотрению пользователя данных. В зависимости от целей применения РСД могут касаться одних и тех же свойств для одних и тех же веществ или материалов, однако обладать разной достоверностью и разной формой представления (например, аналитические представления различной сложности).

Аналогичное положение распространяется на методики ГСССД.

Документы, регламентирующие деятельность Государственной службы стандартных справочных данных, утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими организациями.

Финансирование работ по обеспечению деятельности Государственной службы стандартных справочных данных (без учета расходов на содержание работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность службы) осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и метрологические службы предприятий и учреждений, являющихся юридическими лицами.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, создают в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:

-   разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

-   организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

-   реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

-   координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

-   осуществление государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

Ответственность должностных лиц

За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности должностных лиц при проведении государственного метрологического надзора.

Обязанность проведения проверок при осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному метрологическому надзору, и их территориальных органов.

Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

-   посещать объекты независимо от формы собственности и подчиненности этих объектов, где проводятся измерения, производятся, продаются эталоны единиц величин, средства измерений и стандартные образцы, на которые распространяются обязательные требования;

-   получать документы и сведения, необходимые для проведения проверок.

Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, обязаны:

-   проверять соответствие используемых единиц величин единицам, допущенным к применению;

-   проверять состояние и применение эталонов единиц величин;

-   проверять состояние и условия эксплуатации средств измерений и стандартных образцов на соответствие их обязательным требованиям;

-   проверять наличие и соблюдение аттестованных методов и (или) методик измерений;

-   проверять соблюдение обязательных требований к измерениям при продаже товаров и расфасовке товаров, в том числе к отклонениям количества продаваемого товара и фасованного товара в упаковках от заявленного значения;

-   проверять соблюдение установленного порядка уведомления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, о своей деятельности;

-   проверять соблюдение установленных обязательных требований к измерениям;

-   соблюдать коммерческую, служебную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

При выявлении нарушений должностное лицо обязано:

-   запрещать выпуск в обращение и продажу средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, неутвержденных типов или не соответствующих обязательным требованиям;

-   запрещать применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих установленным обязательным требованиям, а также непроверенных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

-   наносить на средства измерений знак непригодности и аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;

-   давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

-   составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, а также назначать административные наказания в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

-   в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы.

При выявлении нарушений должностное лицо имеет право вносить предложения об аннулировании аккредитации на право поверки средств измерений в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей.

Форма знака непригодности средств измерений и порядок его нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Функции метрологических служб предприятий и учреждений, являющихся юридическими лицами.

Согласно закону "Об обеспечении единства измерений" по решению федерального агентства по техническому регулированию и метрологии право поверки измерительной техники может быть предоставлено аккредитованным службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации. Процедура аккредитации состоит в том, что назначается утвержденная ФАТРиМ комиссия, в которую входят, как правило, представители НИИ ФАТРиМ поданному виду измерения и (или) представители регионального центра стандартизации и метрологии. Комиссия знакомится с наличием и работоспособностью образцовых приборов, с наличием методик выполнения измерений, с условиями работы образцовых приборов, с уровнем квалификации обслуживающего персонала. Затем, используя какие-либо средства обеспечения единства измерений (образцовые приборы, образцовые меры, стандартные образцы) проводятся контрольные измерения. Результаты этих измерений анализируются на соответствие с теми, которые были получены в период создания и исследования образцового оборудования юридического лица. На основании положительной оценки указанных моментов комиссия ходатайствует перед ФАТРиМ об аккредитации метрологической службы юридического лица на право поверки измерительной техники.

Метрологические службы юридических лиц могут проводить контроль правильности показаний измерительной техники, не подлежащей поверке. В этом случае результаты контроля называются калибровкой средства измерения. Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах. Допускается подвергать калибровке средства измерения, не подлежащие поверке, при выпуске из производства, после ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже. Перечень средств измерений, не подлежащих поверке, для которых допускается процедура калибровки, утверждается федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Результаты калибровки могут служить аргументом при разрешении споров в суде, в арбитражном суде, государственных органах управления РФ. Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется государственными научными метрологическими центрами или территориальными органами федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Калибровка имеет добровольный характер, но это не освобождает юридическое лицо, проводящее калибровочные работы, использовать средства измерения, соподчиненные с образцовыми средствами измерений или с государственными эталонами.

Лаборатория, калибрующая средство измерения по заявке заказчика, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только от заказчика зависит, в каких условиях и для каких целей будет использоваться данное средство измерения. В других случаях, когда заказчик требует определения и подтверждения пригодности средства измерения к применению, последнее признается пригодным, если действительные значения его метрологических характеристик соответствуют техническим требованиям, установленным в нормативной документации или заказчиком. Калибровочная лаборатория в этом случае делает вывод о пригодности средства измерения, и этот вывод имеет юридический статус.

В ряде практических задач калибровка может проводиться только как подтверждение пригодности средства измерения, т.е. как проверка работоспособности. Иногда, например, требуется знать не действительные значения измеряемой величины, а лишь констатировать наличие величины измеряемого сигнала определенного уровня. Примером такой калибровки может служить контроль сигнализаторов - устройств порогового срабатывания. Такие устройства часто используются в системах автоматической регулировки температуры или в газоанализаторах - сигнализаторах взрывоопасных концентраций.

Поскольку калибровка является не обязательной процедурой, то все работы проводятся по принципу самоокупаемости. Это означает, что аккредитация метрологических служб является услугой платной.

Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.