Дипломная работа: Изучение теоретических основ организации труда ремонтных служб на предприятии
Дипломная работа: Изучение теоретических основ организации труда ремонтных служб на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
В условиях
современного производства, характеризуемого высоким уровнем механизации и
автоматизации, производительность труда находится в прямой зависимости от
работоспособности основных средств.
Однако, несмотря на бесспорные достижения в промышленно-развитых странах
в области ремонтного производства, постановка и организация ремонта
оборудования на украинских предприятиях пока еще значительно отстает от темпов
развития основного производства. Свидетельством этого служит тот факт, что расходы
на ремонт и обслуживание машинного парка по Украине достигли высоких размеров
во многих отраслях промышленности. Это обусловлено количественным ростом парка
оборудования и повышением его конструктивной сложности в связи с механизацией и
автоматизацией производственных процессов.
В настоящее
время большинство промышленных предприятий Украины находятся в поисках путей,
позволяющих улучшить организацию ремонтных служб и сократить затраты на ремонт
и техническое обслуживание основных средств, а также повысить эффективность их
использования.
Эффективным
средством совершенствования организации труда ремонтных служб, в результате
которого ожидается соответственное снижение затрат на проведение ремонтов и
технического обслуживания, является применение принципов, методов и
инструментов процессного подхода, получившим широкое распространение в
экономически и промышленно развитых странах мира.
перехода
украинских предприятий к процессно-ориентированному подходу в управлении. К
числу украинских предприятий, которые перешли к процессно-ориентированному
подходу в управлении можно отнести ОАО «Криворожсталь», ОАО «Турбоатом», ЗАО
«Харьковский плиточный завод», ЗАО «Южкабель».
Цель
дипломной работы - изучение теоретических основ организации труда ремонтных
служб на предприятии и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование
организации ремонтов и технического обслуживания
Предметом
исследования является процессный подход к организации ремонтного хозяйства,
который позволяет усовершенствовать организацию труда ремонтных служб
Объектом
исследования выступает совокупность методов организации труда ремонтных служб
на предприятии
Результатом
исследования являются разработанные мероприятия и методики, направленные на совершенствование
организации труда ремонтных служб
Базой
исследования является АОЗТ «Харьковский коксовый завод»
Задачи
дипломной работы:
- Раскрытие
сущности организации труда ремонтных служб
с позиций
процессного подхода
-
Рассмотрение альтернативных методов совершенствования
организации
труда ремонтных служб
- Анализ
возможностей оптимизации процессов ремонта и
технического
обслуживания
- Оценка
необходимости совершенствования организации труда ремонтных служб;
- Выбор
направлений совершенствования труда ремонтных служб
-
Определение целесообразности предложенных мероприятий
Раскрытие
содержания осуществляется по трем разделам дипломной работы.
В первом
разделе освещены теоретические основы организации труда ремонтных служб, а
также рассмотрены возможные варианты ее совершенствования.
Во втором
разделе проведено исследование хозяйственной деятельности с изучением состояния
ремонтного производства, целью которого являлось полученияе необходимых данных
о возможности и необходимости совершенствования труда ремонтных служб.
Третий
раздел содержит предложенные организационное и технологическое мероприятия,
оценка которых производится с учетом их влияния на охрану труда и технику
безопасности, возможных рисков и инфляции.
При
написании данной дипломной работы были использованы научные труды зарубежных и
отечественных специалистов в области процессного подхода, анализа хозяйственной
деятельности, организации ремонта и технического обслуживания, технологии
углекоксового производства, а также информация различных сайтов, полученная в
сети Интернет.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА РЕМОНТНЫХ СЛУЖБ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность, назначение и особенности организации
труда персонала ремонтных служб в современных условиях
Обострение конкурентной
борьбы между предприятиями обусловило появление нового подхода, называемого
Подход с позиций процесса, в соответствии с которым организация определяется
как совокупность процессов, составляющих бизнес-процесс.
Согласно стандарту ISO
9000, подход с позиций процесса предполагает более эффективное достижение
результатов при управлении деятельностью и соответствующими ресурсами в виде
процесса, под которым понимается совокупность взаимосвязанных или
взаимодействующих видов деятельности, которые превращают вход в выход.
Совокупность процессов, сгруппированных по схожим функциям, результату
деятельности или добавленной ценности, образуют бизнес-процесс, на выходе
которого получается общий результат.
В соответствии с процессным
подходом, процессы ремонта и технического обслуживания являются составляющим
бизнес-процесса «Производство» и относятся к числу вспомогательных процессов,
которые, исходя из условий современного производства, должны удовлетворять
следующим требованиям: предупреждать возможные нарушения нормального и
бесперебойного хода основного производства, носить профилактический характер;
обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе в
основном производстве с одной продукции на другую; способствовать выпуску
высококачественной продукции с наименьшими затратами; содействовать внедрению
технологической и организационной регламентации вспомогательных процессов.
В основе организации
процессов технического обслуживания и ремонта лежит система технического
обслуживания и ремонта, элементами которой являются: ремонтно-обслуживающая
база, кадры, запасные части и ремонтные материалы, нормативно-техническая
документация (ГОСТы, ОСТы, методические указания и положения, каталоги,
инструкции и т. д.).
Элементы процессов ремонта и
технического обслуживания в совокупности и взаимодействии образуют систему
технического обслуживания и ремонта.
Система технического
обслуживания и ремонта – совокупность взаимосвязанных средств, документации
технического обслуживания и ремонта и исполнителей (ремонтная служба
предприятия), необходимых для поддержания качества (работоспособности) основных
средств. Ее составные части: ремонтно-обслуживающая база, кадры, запасные части
и ремонтные материалы, нормативно-техническая документация (ГОСТы, ОСТы,
методические указания и положения, каталоги, инструкции и т.д.). Цель
функционирования системы – обеспечение требуемого уровня надежности изделия в
заданных условиях эксплуатации при минимальных удельных затратах на техническое
обслуживание и ремонт.
Основными принципами
функционирования системы являются:
-
предупредительность, заключающаяся в том, что после отработки
(наработки) каждым изделием (машиной, оборудованием) установленного периода
времени (ресурса) оно, независимо от его технического состояния и физического
износа, подвергается определенным видам воздействия (обслуживания);
-
плановость, предполагающая осуществление обслуживания по специально
разработанному графику с заданными объемами работ в назначенные сроки.
Управление системой
технического обслуживания и ремонта (планирование, управление, связь,
организация) осуществляется на предприятиях службой главного механика во
взаимодействии с цеховыми, другими службами и отделами предприятия.
Основой организации
процессов технического обслуживания и ремонта основных средств являются
соответствующие положения и другие нормативные документы, разработанные с
учетом отраслевых и других особенностей их эксплуатации, обслуживания и ремонта
– эксплуатационная и ремонтная документация заводов-изготовителей этой техники;
ремонтно-обслуживающая база, удовлетворяющая потребностям технического
обслуживания и ремонта, необходимая численность и состав квалифицированных
работников, организация контроля качества работ, планирования и учета;
обеспеченность запасными частями и ремонтными материалами.
По концентрации выполняемых
работ техническое обслуживание может быть организовано по централизованной,
децентрализованной или смешанной системе.
Централизованная система
– это метод выполнения технического обслуживания основных средств персоналом и
средствами специализированного предприятия или собственными подразделениями.
Децентрализованная
система присутствует на предприятиях с крупносерийным и массовым производством
продукции, когда в цехах находится значительное количество оборудования.
Ремонтные работы, включая и изготовление части сменных деталей, осуществляются
средствами и силами цеховых ремонтных служб.
Смешанная система
характеризуется тем, что ремонтные работы выполняются не только цеховой
ремонтной службой, но и службами головного предприятия. Не исключается также организация
технического обслуживания оборудования в одних цехах по централизованному
методу, в других – по децентрализованному.
По организации выполнения
методы технического обслуживания подразделяются: на осуществляемые
эксплуатационным персоналом, работающим на данном оборудовании или машине, при
использовании их по назначению (оператором, машинистом, шофером) и
специализированным – бригадой или звеном ремонтных рабочих; эксплуатирующей и
специализированной организацией; предприятием-изготовителем оборудования.
Различают также следующие
виды ( методы ) организации ремонта: обезличенный, необезличенный, тупиковый,
агрегатно-обезличенный, последовательно-агрегатный, поточный, поточно-узловой,
по техническому состоянию.
При обезличенном методе
не сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к
определенному экземпляру ремонтируемой техники.
При необезличенном методе
сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному
экземпляру техники (его иногда называют индивидуальным методом).
Суть тупикового метода
заключается в том, что отдельные сборочные единицы могут ремонтироваться на
специальных производственных участках.
При
агрегатно-обезличенном методе организации ремонта неисправные агрегаты
заменяются новыми или заранее отремонтированными.
При
последовательно-агрегатном методе конструктивно обособленные сборочные единицы
ремонтируются последовательно на одной единице оборудования во время перерывов
( в нерабочее время, без остановки производства ).
Поточным методом организации
ремонта называют такой метод, при котором ремонт выполняют на рабочих местах с
определенными технологической последовательностью и ритмом.
Поточно-узловым методом
называют сочетание поточного и агрегатного методов.
Метод организации ремонта
по техническому состоянию подразумевает осуществление контроля технического
состояния с периодичностью и в объеме, установленными в технических условиях,
эксплуатационной и ремонтной документации. При этом объем и момент
необходимости ремонта определяется техническим состоянием объекта основных
средств.
Постоянная техническая
готовность и высокая работоспособность оборудования предприятий обеспечивается
единой системой планово-предупредительного ремонта, базирующейся на нормативах,
основными из которых являются: структура ремонтного цикла и межремонтных
периодов, их длительность, периодичность технических обслуживаний и ремонтов,
условные единицы ремонтной сложности и категории сложности ремонта, нормативы
трудозатрат и простоя оборудования при выполнении различных видов технических
обслуживаний и ремонтов.
Ремонтным циклом называют
наименьший повторяющийся интервал времени или наработку изделия, в течение
которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с
требованиями нормативно-технической документации все виды ремонта.
Перечень и
последовательность выполнения в ремонтном цикле видов технического обслуживания
и ремонтов представляет собой структуру ремонтного цикла, которая зависит от
технологического назначения объекта основных средств, его сложности и условий
эксплуатации.
Исправное состояние и
работоспособность основных средств в течение всего периода их эксплуатации
обеспечивается техническим воздействием, подразделяемым на техническое
обслуживание и ремонты.
Техническое обслуживание
– это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или
исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и
транспортировании.
Различают следующие виды
технического обслуживания: периодическое, регламентированное, сезонное.
Периодическое техническое
обслуживание выполняется через установленные в эксплуатационной документации
значения наработки или интервалы времени.
Регламентированное
техническое обслуживание предусматривается в нормативно-технической и
эксплуатационной документации и выполняется с периодичностью и в объеме,
установленным в ней, независимо от технического состояния в момент его начала.
Сезонное техническое
обслуживание осуществляется для подготовки изделия к использованию в
осенне-зимних и весенне-летних условиях.
Техническое обслуживание
может быть плановым, если постановка на него изделий осуществляется в
соответствии с требованиями нормативно-технической документации или
эксплуатационной документации, а внеплановым – без предварительного назначения
по техническому состоянию.
Ремонт – это комплекс
операций по восстановлению исправности или работоспособности и восстановлению
ресурсов изделий или их составных частей. Его производят, если дальнейшая
эксплуатация машин и оборудования невозможна из-за изношенности (по техническому
состоянию), поломки или не дожидаясь выхода из строя (планово-предупредительный).
В соответствии с
характером выполняемых работ и степенью восстановления ресурса, различают
следующие виды ремонта: капитальный, средний, текущий.
Капитальный ремонт
выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному
прежнего ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей,
включая и базовые.
Средний ремонт
производится для восстановления неисправности и частичного ресурса изделий с
заменой или ремонтом составных частей ограниченной номенклатуры и контролем их
технического состояния, выполняемым в полном объеме, установленном в
нормативно-технической документации.
Текущий ремонт
осуществляется для восстановления или обеспечения работоспособности изделия и
состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей изделия (устранении
неисправностей).
Периодичность
технического обслуживания (ремонта) – это интервал времени или наработка между
данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим с таким же видом
или другим большей сложности.
Под категорией ремонтной
сложности понимается степень сложности ремонта агрегата (единицы изделия),
которая зависит от его технических и конструктивных особенностей, размеров
обрабатываемых деталей, точности их изготовления и особенности ремонта.
Таким образом, для
приведения объема ремонтных работ различных объектов основных средств, их узлов
и агрегатов к сравнимым величинам пользуются условной единицей ремонтной
сложности. Отношение трудоемкости ремонта каждого типа и марки оборудования,
узла, агрегата к условно принятой единице ремонтосложности позволяет установить
количество единиц, характеризующих категорию (группу) сложности ремонта, то
есть коэффициенты приведения по трудоемкости к условной единице ремонтной
сложности. С помощью единицы ремонтной сложности и коэффициентов приведения
выражают суммарную трудоемкость ремонтных работ в масштабе цеха, участка и
предприятия в целом.
Таким образом, подход с
позиций процесса позволяет рассматривать организацию работы ремонта ремонтной
службы как систему (вход-преобразование-выход), благодаря чему обеспечивается
четкая определенность и прозрачность всех операций, а также подразумевает
постоянное совершенствование существующих методов и инструментов организации
процессов ремонта и технического обслуживания.
1.2 Система управления качеством ремонтных
работ на предприятии
Для
управления качеством процессов ремонта и технического обслуживания на
предприятиях внедряется комплексная система управления качеством, выраженная в
единстве технических, организационных, экономических и социальных мероприятий.
К
техническим мероприятиям относятся усовершенствование технологической
подготовки, а также ремонтного производства, всех видов контроля качества
проведенных работ по ремонту и восстановлению основных средств, придерживание
стандартов [52,57].
Экономические
мероприятия должны быть направлены, в первую очередь, на оценку экономической
эффективности методов повышения качества ремонта и технического обслуживания,
использование разных прогрессивных форм оплаты труда, развитие творческой
активности производственных рабочих, совершенствование форм организации труда
на участках.
К
числу социальных мероприятий следует отнести повышение производственной квалификации,
усовершенствование охраны труда, усиление трудовой дисциплины.
К
организационным мероприятиям относятся усовершенствование структуры и
организации процессов ремонта и технического обслуживания.
Наиболее
важными, с точки зрения обеспечения качества, являются мероприятия,
направленные на улучшение организации и усиление контроля процессов ремонта и
технического обслуживания.
Для
обеспечения качества ремонта и технического обслуживания важна правильная,
отвечающая местным требованиям ее организация.
Ремонтные
и обслуживающие работы выполняются специально обученным персоналом. Исполнители
ремонтов должены быть аттестованы и иметь квалификационную группу не ниже
третьей по знанию правил техники эксплуатации и техники безопасности. Работники
ремонтных цехов должны быть обеспечены графиками осмотров и проверок,
проводимых в составе ремонтов и технического обслуживания, инструкциями по
ремонту и обслуживанию, журналами осмотров.
Одной
из основных и эффективных форм контроля за качеством ремонтов и технического
обслуживания является ежедневный анализ записей эксплуатационных журналов и
журналов осмотров начальником, заместителем начальника цеха или старшим
мастером по эксплуатации.
Целесообразно
установить строгий порядок, при котором указанные лица должны начинать свой
рабочий день с обхода эксплуатационных и ремонтно-эксплуатационных участков,
просмотра соответствующих журналов, записей и сообщений. О принятых мерах
должна быть сделана соответствующая запись в журналах и картах. При таком
порядке обеспечивается оперативное устранение замеченных неисправностей,
предотвращение отказов, аварий и брака в работе оборудования.
На
большинстве промышленных предприятий при сдаче оборудования и машин в ремонт
ремонтной службой составляется дефектная ведомость, в которую последовательно
заносят те неполадки и дефекты, которые подлежат устранению при ремонте.
Номенклатура и уровень этих неполадок устанавливаются и определяются чаще всего
на основе личного опыта и интуиции составителя этой ведомости. Далее, по окончании
ремонта и сдачи техники в эксплуатацию проверяется устранение этих дефектов и
производится оценка качества ремонта.
Наиболее
важной формой работ, направленных на установление качества ремонта, является
контроль оборудования на так называемую технологическую точность после ремонта.
Это относится чаще всего к основному технологическому оборудованию предприятий.
Но принципы и приемы такой проверки могут быть применимы (и применяются) ко
всем группам основных средств. В состав такой проверки одновременно включается
ряд следующих контрольных операций:
1.
Проверка общего качества ремонта. Здесь контролируются те параметры, оценка
которых может быть определена визуально. Это правильность сопряжения всех узлов
и деталей, комплектность, наличие
различных
указательных надписей, таблиц, режимов работы, схем, предохранительных и
блокировочных устройств, приспособлений, ограждений техники безопасности,
внешний вид.
2.
Проверка и оценка работы оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. Здесь
проверяется правильность и надежность работы оборудования в общем, действие
всех органов управления, системы защиты, смазки.
3.
Проверка и оценка жесткости, вибрации, шума и других параметров оборудования по
установленным нормативным документам (при их наличии). Для некоторого
оборудования они могут явиться показателями технического состояния и качества
ремонта оборудования.
4.
Проверка на технологическую точность или проверка основных технических
параметров на соответствие паспортным данным. Они могут производиться по всем
основным параметрам соответствующего оборудования с применением
контрольно-измерительных приборов.
Кроме
указанных проверок при оценке качества ремонта основных средств обычно проводят
работы испытательного характера согласно различным правилам технической эксплуатации
и техники безопасности. Иногда на предприятиях проводится работа по анализу
простоев оборудования, учету и анализу аварий и брака. Для некоторого
оборудования имеются четко установленные объемы и нормы испытаний, которые
могут быть отнесены к тем или иным видам ремонта.
Перечисленные контрольные операции и мероприятия являются
действенным средством, направленным на управление качеством ремонта. Но при
этом они не отражают всех сторон качества ремонта, которые основывались бы на
принципе «измерение – сравнение – оценка». Поэтому необходимы какие-то общие
показатели и методика для оценки результатов технического обслуживания и
ремонта основных средств. При установлении таких общих показателей должны быть
приняты во внимание, кроме правил технической эксплуатации и правил техники
безопасности, действующие нормативные документы, такие как ГОСТ 2.602 – 68,
ГОСТ 20831 – 75. При этом рекомендованные ГОСТ 2.602 – 68 - правила оформления
и ведения ремонтных документов, могут послужить базой при определении и
установлении показателей и выработки методологии оценивания качества выполнения
ремонтных работ ремонтными службами. ГОСТ 20831 – 75 распространяется на оценку
качества отремонтированных изделий машиностроительного завода. Но некоторые
положения этого стандарта могут быть приняты к сведению при установлении
приемов и методов оценки качества ремонта основных средств на всех предприятиях
[39,50,60].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|