рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией

4)стратегия анализа структуры слов;

5) контроль правильности при произнесении слова.

Анализ экспериментальных данных проводился следующим образом:

подсчитывалось количество ошибок того или иного вида, высчитывался % ошибок по отношению к общему количеству слов.


2.3 Организация исследования и характеристика испытуемых

Исследование проводилось на базе ГДОУ№131 Адмиралтейского района города Санкт- Петербурга.

Для исследования были взяты две группы детей по 10 человек. В первую группу вошли дети старшего дошкольного возраста с дизартрией, во вторую- сверстники без речевой патологии в том же количестве.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Все дети, вошедшие в состав экспериментальной группы, были отобраны по готовым диагнозам ПМПК.

Вначале экспериментатор проводил исследование звукопроизношения старших дошкольников с дизартрией для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых детьми слов.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее были отобраны дети в состав экспериментальной и контрольной групп, проанализированы речевые и медицинские карты, созданы бланки протокола обследования. На третьем этапе проводилось обследование состояния звукослоговой структуры слов у детей обеих групп. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.

На третьем этапе экспериментатор приступал к изучению особенностей слогового оформления слов старшими дошкольниками со дизартрией и их сверстниками без речевой патологии. Изучение этих особенностей осуществлялось с помощью комплексов экспериментальных заданий А,Б и В.

Комплекс А направлен на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.

Материалом исследования служили предметные картинки. В начале исследования экспериментатор давал следующую инструкцию: "Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь называть что (кто) изображено на картинке". Далее экспериментатор показывал ребенку карточки с изображением предметов, а ребенок называл изображенные на карточках предметы. Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол.

Комплекс Б направлен на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Материалом исследования служили речевой образец и предметные или сюжетные картинки. В начале исследования экспериментатор давал следующую инструкцию: "Посмотри, послушай, повтори". Далее экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, показывал изображения предметов и называл их. Ребенок повторял за логопедом. Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол.

Комплекс В направлен на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Материалом исследования служили предметные картинки или речевой образец. Инструкция: 1. "Послушай, повтори 3-4 раза"; 2. "Посмотри, назови, повтори несколько раз". Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол.

При обработке материалов исследования не учитывались дефекты произношения звуков, выявленные при исследовании звукопроизношения.

Характеристика испытуемых.

Среди детей экспериментальной группы можно выделить детей с гипер- и гиповозбудимостью. На подгруппу из 10 человек приходилось 7 расторможенных детей. Они легко шли на контакт, были очень подвижны, часто отвлекались. Заторможенные дети (3 человека) выражали негативизм в общении, быстро уставали, у них быстро истощалось внимание.

У детей с дизартрией наблюдалось более низкое качество работы по сравнению с детьми контрольной подгруппы. Они чаще отвлекались, им требовалось больше времени для выполнения заданий исследования. Для испытуемых экспериментальной группы характерна неуверенность, истощаемость внимания, иногда эмоциональная лабильность.

При обследовании звукопроизношения нами были выделены следующие нарушения у испытуемых с дизартрией:

-ротацизмы (в 8 случаях из 10),

-парасигматизмы ( в 6 случаях),

-межзубный сигматизм свистящих (в 5 случаях),

-дефекты озвончения (в 4 случаях),

-ламбдацизмы (в 3 случаях),

-боковое произнесение звука Ш (в 3 случаях),

-дефекты смягчения (в 1 случае).

Шестеро из десяти испытуемых экспериментальной группы находились на первом году обучения у логопеда, а четверо- на втором году обучения.

Испытуемые контрольной группы с логопедом не занимались и не имели речевых, сенсорных или интеллектуальных нарушений.

Дети обеих групп имели нормальные слух, зрение и интеллект.

Т.о. для констатирующего эксперимента нами были отобраны 2 однородные по возрасту группы испытуемых, что должно способствовать получению объективных данных о сформированности звукослоговой структуры слов у этих детей.


Глава 3. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией (анализ экспериментальных данных)

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дошкольники с дизартрией допускают гораздо больше ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов, чем их сверстники без речевой патологии. Наименьший процент ошибок испытуемые экспериментальной группы допускали при употреблении односложных слов со стечением согласных (1.58%). Испытуемые контрольной группы ошибок в словах указанной структуры не допускали. При употреблении двусложных слов со стечением согласных отмечались ошибки у детей обеих групп, однако в экспериментальной группе процент ошибок был гораздо выше, чем в контрольной группе. Сравнительный анализ количества ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов разной сложности.


Причем наиболее распространенной ошибкой у детей контрольной группы было выпадение согласного [н] в слове "пингвин" (пигвин), что, очевидно, связано со сложностями в артикуляции, т.к. все звуки в стечении различны по способу и месту образования ([н]- переднеязычный, [г]-заднеязычный, [в]- губно-зубной). При употреблении других слов указанной структуры ошибки встречались крайне редко.

При употреблении односложных и двусложных слов без стечения согласных испытуемые обеих групп ошибок не допускали.

Ошибки при употреблении трехсложных слов встречались только у детей экспериментальной группы. Причем количество ошибок в словах со стечением согласных было гораздо выше, чем в словах без стечения согласных.

При употреблении многосложных слов ошибки отмечались у испытуемых обеих групп. Однако дети контрольной группы допускали ошибки только в словах со стечениями согласных.

Исходя из результатов анализа, можно утверждать, что у старших дошкольников со стертой дизартрией, а также у их сверстников без речевой патологии наибольшее количество ошибок звукослоговой структуры встречалось в двусложных и многосложных словах со стечениями согласных (см. диаграмму).

Диаграмма. Сравнительный анализ состояния звукослоговой структуры слов разной сложности.


Количественный и качественный анализ экспериментальных данных показал, что все нарушения звукослоговой структуры можно разделить на два направления: нарушения звуковой наполняемости и слоговой структуры.

Исходя из результатов исследования, можно выделить специфическую особенность состояния звукослоговой структуры слов у старших дошкольников без речевой патологии: все ошибки у них характеризовались нарушением звуковой структуры.

Нарушение слоговой структуры у этих детей не наблюдалось. У всех испытуемых экспериментальной группы были выявлены ошибки по двум направлениям одновременно.

Нарушение слоговой структуры у этих детей проявлялось в пропусках слогов, добавлении слогов, перестановке слогов, замене согласного в слоге, добавлении или пропуске согласного в слоге. Однако, наиболее распространенными у них были ошибки, связанные со звуковой наполняемостью. Эти ошибки проявлялись в добавлении согласного в стечение, пропуске согласного в стечении, замене согласного в стечении, перестановке согласных в стечении, замене согласного в слоге, пропуске или добавлении согласного в слоге.

Анализируя ошибки звуковой структуры, можно отметить, что наиболее распространенной ошибкой среди испытуемых обеих групп были пропуски согласного в стечении.

Однако, у испытуемых экспериментальной группы эти ошибки встречались приблизительно в 7 раз чаще, чем у испытуемых контрольной группы (см. таблицу 2).


Таблица 2 Сравнительный качественный анализ ошибок упрощения стечения согласных.

Второй по распространенности ошибкой была замена согласного в стечении. Например, клубника - кумника. В этом случае наблюдалась замена согласного [б] на [м], обусловленная заменой согласного по способу образования под влиянием процесса ассимиляции, в результате чего под влиянием смычного, носового, сонорного [н] смычный, взрывной, шумный [б] заменялся на смычный носовой сонорный [м].

Специфической особенностью нарушения звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией было то, что часто эта ошибка встречалась в сочетании с другими ошибками, такими как пропуск или перестановка согласных. Например, шахматисты- шмакатисты. Здесь наблюдалась замена щелевого, шумного, заднеязычного согласного [х] на смычный, взрывной, шумный, заднеязычный согласный [к]. Эта замена по способу образования. Помимо замены согласного, в данном случае наблюдалась перестановка второго согласного из стечения в предшествующий слог. Другой пример: овца- апста; здесь была замена щелевого, губно-зубного, шумного [в] на смычный, губно-губной, шумный [п], причем [п] и [ц] менялись местами. Далее можно проследить процесс регрессии, т.е. согласный [ц] заменялся на поменявшиеся местами элементы[т]+[с].

Также среди ошибок звуковой наполняемости у дошкольников со стертой дизартрией встречались перестановки согласных в стечении (актриса - аткриса, футболист - фубдалист, шахматист - шамхатист). Некоторые дети добавляли согласный в стечение (Москва - Максква), усложняя при этом звукослоговую структуру.

Анализируя ошибки воспроизведения слоговой структуры, мы установили, что наиболее распространенными ошибками у испытуемых экспериментальной группы были пропуски и перестановки слогов, что связано с нарушением ритмической структуры слова. Такие ошибки как добавление слога, замена, добавление или пропуск согласного в слоге (без стечения) встречались лишь в единичных случаях (см. таблицу 3).

Таблица 3 Сравнительный качественный анализ ошибок упрощения слоговой структуры слов.

Исходя из результатов математической обработки представленных в таблице 3 результатов исследования, различия в показателях у детей экспериментальной и контрольной групп не являются статистически значимыми. Анализируя результаты выполнения разных серий заданий, можно отметить, что наибольшее количество ошибок дети совершали при выполнении первых двух серий заданий. Это связано с ограничением артикуляционных возможностей, со слабостью фонематического анализа.

Кроме того, ребенку часто сложно отвлечься от предметного содержания слов и сосредоточиться на его звуковой и слоговой форме.

Сравнивая результаты выполнения первых двух серий заданий, можно отметить, что при выполнении заданий первой серии дети допускали меньше ошибок. Вероятно, это связано с тем, что в некоторых заданиях второй серии использовались слова, более сложные по структуре (длинные слова со сложными стечениями - три согласных звука в стечении) и редко употребляемые детьми данной возрастной категории (шахматист, экскурсовод, велосипедист).

Старшие дошкольники со стертой дизартрией при плохом произнесении звуков, входящих в состав слова, сохраняли ритмический контур слова, то есть число слогов и ударность. Необходимо отметить влияние эталона произнесения слов на качество проговаривания детьми. Испытуемые экспериментальной группы владели произношением односложных, двусложных и трехсложных слов. Четырехсложные и многосложные слова в самостоятельной речи сокращали (учительница - утиниса, сковородка - скаротка), но воспроизводили правильно в отраженной речи. Задания третьей серии были направлены на выяснение возможностей удержания программы действия в памяти в процессе программирования.

Анализ результатов выполнения этих заданий показал, что процесс программирования у дошкольников со стертой дизартрией не нарушен.

Ошибки при выполнении третьей серии заданий, как показал анализ литературы, характерны для детей с алалией.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно выделить следующие особенности искажения звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией сравнительно со сверстниками без речевой патологии:

1) наибольшее количество ошибок дети обеих групп допускали при воспроизведении двусложных и многосложных слов со стечением согласных. Однако у детей со стертой дизартрией процент допускаемых ошибок был значительно выше, чем у детей без речевой патологии;

2) наиболее распространенными ошибками у обеих групп испытуемых являлись упрощения стечений согласных, самый большой процент среди которых приходился на пропуск согласного в стечении (117.26% );

3) у детей контрольной группы ошибок упрощения слоговой структуры слова при проведении исследования не обнаружено. В то же время у испытуемых экспериментальной группы, в случае упрощения слоговой структуры слова, наиболее часто встречались пропуски и перестановки слогов;

4) у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы слабо развита стратегия анализа слов сложной слоговой структуры;

5) дети экспериментальной группы реже контролировали правильность произнесения слова;

6) у детей экспериментальной группы выявлены ошибки, не встречавшиеся у их сверстников без речевой патологии, а именно: добавление согласного в стечение, перестановка согласных в стечении, пропуски, перестановки, добавления слогов;

7) большинство ошибок у дошкольников со стертой дизартрией, проявляющихся в заменах и добавлениях согласных, связано с явлением ассимиляции по месту или способу образования (с точки зрения лингвистики);

8) дети как экспериментальной, так и контрольной групп не допустили ни одной ошибки, связанной с уподоблением слогов, грубым искажением звукослоговой структуры, добавлением гласного в стечение согласных.


Заключение

Анализ теоретических подходов к проблеме формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией показал, что возрастной предел, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным разных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики. С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта.

При овладении звуковой структурой слов процесс усвоения стечения согласных является сложным и неоднозначным. Решающий фактор при воспроизведении стечения согласных- способ образования звуков. Однако при усвоении различных групп звуков важным является не только способ образования, но и место образования, а также их порядок в стечении.

Трудности овладения слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. К 6-7 годам акустический образ слова теряет свою диффузность и становится более точным.

По данным современной литературы, дети со стертой дизартрией при плохом произнесении звуков, входящих в состав слова, обычно сохраняют ритмический контур слова, то есть число слогов и ударность. Они владеют произношением односложных, двусложных, иногда трехсложных слов.

Многосложные слова в самостоятельной речи сокращаются, но воспроизводят правильно в отраженной речи. Особенно затрудняет детей этой категории произнесение стечений согласных. В этом случае выпадает один согласный звук или оба согласных. Встречаются случаи уподобления слогов, вследствие трудности переключения от одного слога к другому.

Выпадение звука из слова компенсируется более длительным произнесением рядом стоящего гласного с чуть заметным призвуком. Встречаются случаи перестановок, пропусков согласных в стечении.

Исходя из особенностей формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией, была подобрана адекватная методика исследования состояния звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Для констатирующего эксперимента были отобраны 2 однородные по возрасту группы испытуемых, что должно было способствовать получению объективных данных о сформированности звукослоговой структуры у этих детей.

Исследование показало, что степень сформированности звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией значительно ниже, чем у детей без речевой патологии (приблизительно в 19 раз).

Звукослоговая структура слов у испытуемых экспериментальной группы сформирована недостаточно.

Также в процессе анализа результатов исследования состояния звукослоговой структуры слов было выявлено, что большинство ошибок воспроизведения звукослоговой структуры слов у детей обеих групп связано с нарушением звуковой наполняемости. А нарушения слоговой структуры слов у дошкольников со стертой дизартрией не являются статистически значимыми.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были выделены особенности звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией. У детей со стертой дизартрией при воспроизведении слов со стечениями согласных процент допускаемых ошибок был значительно выше, чем у сверстников без речевой патологии. Наибольшее количество ошибок испытуемые допускали при воспроизведении двусложных и многосложных слов со стечениями согласных. Наиболее распространенными ошибками у них являлись упрощения стечений согласных, среди которых наиболее часто встречались пропуски согласного в стечениях. У дошкольников со стертой дизартрией были обнаружены незначительные ошибки упрощения слоговой структуры, которых не было у детей без речевой патологии. У испытуемых экспериментальной группы слабо развита стратегия анализа слов сложной слоговой структуры. Эти дети реже контролировали правильность произнесения слова. У них были выявлены такие ошибки, как добавление согласного в стечение, перестановка согласных в стечении, пропуски, перестановки, добавления слогов, чего не было выявлено у детей без речевой патологии. Большинство ошибок у дошкольников со стертой дизартрией, проявляющихся в заменах и добавлениях согласных, связано с явлением ассимиляции по месту или способу образования.

Т.о. можно предположить, что учет специфических особенностей воспроизведения звукослоговой структуры у детей со стертой дизартрией при проведении коррекционно-логопедической работы с учетом уровня сформированности звукослоговой структуры у данной категории детей позволит повысить эффективность устранения нарушения звукослоговой структуры.

Коррекционно-логопедическую работу по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией рекомендовалось проводить в три этапа:

1. Развитие звукослоговой структуры слова.

2. Автоматизация усвоенного навыка на материале слов.

3. Автоматизация усвоенных навыков во фразовой и самостоятельной речи.

Исходя из проделанной работы, можно утверждать, что овладение звукослоговым составом слов связано прежде всего с овладением слоговым размером слов при наблюдающейся при этом звуковой диффузности.

Растущие коммуникативные потребности ребенка испытывают на себе давление несовершенных, ограниченных артикуляционных возможностей в одних случаях, слабость фонематического восприятия и анализа – в других, или инертность процессов высших нервной деятельности – в третьих. Кроме этого, ребенку часто сложно отвлечься от предметного содержания слов и сосредоточиться на его звуковой и слоговой форме.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи его решены.

Наша методика адаптирована на основе рекомендаций автора Лалаевой Р.И. "Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей" -М.,2004 г.

Наша методика включает в себя комплексы заданий направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности его звукового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто или мало употребляемые слова различной слоговой сложности.

При отборки материала каждое слово рассмотрено с позиции его известности детям, частности употребления и сложности его звукослогового состава.

Методика обследования включала в себя следующие разделы.

Раздел первый:

Исследование звукослоговой структуры изолированно произнесённого слова:

-односложный слова;

-двусложные слова;

-трёхсложные слова;

-четырёхсложные слова;

--пятисложные слова;

-восприятие слова на слух.

Раздел второй:

Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении.

Раздел первый: Исследование звукослоговой структуры изолированного произнесённого слова.

Материалом исследования служат картинки и слова различной звукослоговой структуры, а также сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн [10].

Задание № 1 – произнесение односложных слов:

сад, соль, стол, стул, слон, мост, куст, хвост.

Задание №2 -двусложные слова:

сани, сова, сахар, гамак, песок, фасоль, стадо, стая, глобус.

Задание № 3- произнесение трёхсложных слов:

сапоги, колесо, посуда, собака, соловей, сухари, ананас, кипарис, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, капуста, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт.

Задание № 4- произнесение четырёхсложных слов:

кукуруза, пуговица, поросёнок, велосипед, столовая, земляника, сахарница, скворечница.

Задание № 5- произнесение пятисложных слов:

милиционер, пирожковая, колокольчики, водопроводчик, одуванчики.

Процедура и инструкция. Ребёнку предлагается назвать картинки. В случае затруднений экспериментатор называет картинку и просит ребёнка повторить слово.

Задание №6- восприятие слова на слух

Сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн.


Таблица А4

Таблица А9

В начале исследования экспериментатор даёт следующую инструкцию: "Я сейчас буду называть слова, а ты внимательно слушай и повторяй их".

Раздел второй: Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении ( с использованием слов, таблиц А.С. Штерн).

Старый автомобиль оказался большим.

Большой трактор использовали в поле.

С маленького ручейка начинается большая река.

Одиннадцать мотоциклов показались на дороге.

На поверхности стула были заметны следы.

Лётчик предупредил пассажиров о взлёте.

Нам показали сломанный трансформатор.

Старенькие валенки лежали на крылечке.

Барабанщик бьёт в барабан.

В тарелку насыпали гречиху.

Смешной клоун выходит на арену цирка.

Брату подарили настоящие часы.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор даёт следующую инструкцию: " Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их".

Оценка результатов.

Критериями оценки служит количество правильно воспроизведённых слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.

Всего в исследовании 203 слова поэтому:

высокий уровень ( 4 –балла) правильное воспроизведение слов от 188 до 203;

уровень выше среднего-(3 балла) правильное воспроизведение слов от 173 до 188;

средний уровень-(2 балла) правильное воспроизведение слов от 158 до 173;

уровень ниже среднего (1 балл) правильное воспроизведение слов от 143 до 158;

низкий уровень ( 0 баллов) – правильное воспроизведение слов от 128 до 158.


Список литературы

1. Аванесов Р.Н. О слогоразделе строении слога в русском языке // Вопросы языка №6, 1954.

2. Бельтюков В.И. Значение исследований произношения в норме для сурдопедагогической и логопедической практики// Дефектология. –М., 1973.

3. Бондаренко Л.В. Звуковой строй речи современного русского языка. - М., 1977

4.БондаренкоЛ.В., Вербицкая Л.А. Основы общей фонетики. - М., 2004

5. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика.-М., 2005

6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи.- СПб., " Детство пресс", 2007.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М., 1958.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. -М., 1998.

9. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.- сост. Н.П. Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б. Терешкова.-Волгоград: Учитель, 2009.-141с.

10. Лалаева Р.И. Дипломные работы по логопедии : учеб.-метод. пособие/Р.И. Лалаева. - СПб.: Лгу им. А.С. Пушкина. 2009.- 208с.

11. Логопедия : учебник для студ.дефект.фак.пед.высш.учеб.Л69 заведений/под ред. Л.С. Волковой.-5-е издание., перераб. и доп.- М.; Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007.

12.Лопатина Л.В., Серябриков И.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001.

13.Ляпидевский С.С. Нарушение речи и голоса у детей. – М.,1975

14. Мартынова Р.И. Основы формы расстройства речи у детей ( дислалия и дизартрия в сравнительном плане с позиции комплексного подхода.-М.,1972.

15. Матусевич М.И Современный русский язык. Фонетика-Л., 1973

16. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ./ Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной.- 2-е изд., испр. -М.; АРКТИ, 2003.

17.Панов М.В. Русская фонетика. –М.,1967

18.Парамонова Л.Г. С возрастом не пройдёт/ методические рекомендации по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения у детей. СПб.,1994.

19.Поваляева М.А Справочник логопеда.- Ростов –на/Д., 2006.

20.Правдина О.В. Логопедия. Учебн. Пособие для студентов дефектолог. фак-ов пед. ин-ов. Изд. 2-е,допол. и перер. -М., Просвещение, 1973.

21. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно- методическое пособие для логопедов и дефектологов.- СПб.: "Детство пресс", 2007.

22. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. - СПб., 2007 .

23.Токарева О.А. Дизартрии.- расстройства речи у детей и подростков.-М.,1969.

24. Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. Подготовка в школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада. - М.,1994.

25.Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое пособие руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

26.Швачкин Н.К. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте.- " Известие АРКТИ РСФСР" , 1948.

26.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.,2000


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.