Дипломная работа: Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
•Игра «Путаница».
Цель: расширять
предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные
понятия; закреплять названия частей целого предмета.
Детям раздавались
конверты с деталями от разных видов одежды. Они менялись друг с другом и
складывали свою одежду. Игра была адаптирована под другие лексические темы.
•Упражнение «Покажи,
где нарисовано... ?»
Цель: развивать пассивный
словарь.
Детям предлагаются
предметные картинки и сюжетные картинки.
мяч дерево
кружка пирамида
ручка блюдце
стакан карандаш
книга стул
Предусматривался вариант
усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не
находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в
окружающей обстановке и назвать.
• Упражнение «Подбери
нужное слово»
Цель: развивать активный
словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый;
радостный.
Светит__________________;
пишет; висит.
•Упражнение «Кто
как кричит»
Цель: уточнить названия
действий животных.
кошка – мяукает кузнечик
- стрекочет
конь – ржёт корова -
мычит
курица – кудахчет собака
- лает
петух – кукарекает голубь
- воркует
•Упражнение «Запомни
и назови»
Цель: развивать активный
словарь детей.
Детям в определённом
порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем
картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности:
лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
•Упражнение «Часть
- целое»
Цель: расширять
предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.
Детям назывались части
предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали
его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.
Спинка, ножки, сиденье -
стул. Крылья, клюв, хвост - птица.
•Упражнение «Что
это?»
Цель: расширять
предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные
понятия.
Детям предлагалось
закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб —
это... Ромашка, василёк, незабудка - это... Комар, кузнечик, жук - это ...
Заяц, лиса, волк - это... Кукушка, сова, орёл - это...
•Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагалось
подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой,
богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто
последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное), тот выигрывал.
•Упражнение «Скамей
правильно»
Цель: развитие глагольного
словаря.
машина (ехать) заяц
(прыгать)
самолёт (лететь) лошадь
(скакать)
корабль (плыть) гусеница
(ползти)
•Упражнение «Исправь
ошибку»
Цель: развитие
глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр
рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т.д.
•Упражнение «Снежный
ком»
Цель: развитие активного
словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.
Детям предлагалось с
«новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
2. Усвоение значений
слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов
(синонимов), противопоставления (антонимов)
•Игра «Скажи
по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей
синонимы разных частей речи.
Дети вставали по кругу и,
отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение.
Буря - ураган, шторм.
Доктор - врач.
Детвора - дети, ребята.
Холод - стужа, мороз.
Вежливый — любезный.
Дремучий - густой,
глухой.
Жаркий - знойный,
горячий.
Интересный -
занимательный, увлекательный.
Мокрый - сырой, влажный.
Пожилой - старый,
дряхлый.
•Игра «Кто скажет
иначе?» (с мячом).
Цель: учить детей
понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагалось слово,
ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч
следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в
руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать
- мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться,
сражаться, воевать. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать -
печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.
•Игра «Упрямые
дети»
Цель: учить понимать и
подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщалось, что они
вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат
слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал вылетел
- залетел
въехал – съехал взлетел -
приземлился
выехал – заехал укатил -
прикатил
заплыл – выплыл уплыл -
приплыл
•Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и
подбирать слова с противоположным значением.
Взрослый произносил фразу
с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый
говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый
нож. - У меня тупой нож).
•Упражнение «Угадай
слово» Образование антонимов.
Цель: научить детей
подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось
закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина
...
Сосна высокая, а куст ...
Пчела летает, а
гусеница...
Дорога широкая, а
тропинка ...
Опёнок съедобный, а
мухомор ...
•Упражнение «Подбери
правильно»
Цель: развивать пассивный
словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать
подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман.
Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман);
Старый, пожилой (человек, пар);
Коричневый, карие
(костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);
Горячий, знойный (чай,
воздух).
3. Развитие
словообразования
•Игра «Назови
ласково
Цель: научить детей
образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -
овца -
собака -
белка -
сани -
ложка -
кольцо-
коса- сумка - шапка -
•Игра «Большой -
маленький»
Цель: научить детей
образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
замок - мяч -
стул - заяц -
ключ - яблоко -
сын - апельсин -
колокол - банан -
•Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к
игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот
кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники
подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок
и т.д.).
•Упражнение « Что
приготовим?»
Цель: научить детей образовывать
относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное
повидло;
Из банана - банановое
повидло;
Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый
компот;
Из малины - малиновое
варенье;
Из грибов - грибной суп и
т.д.
•Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей
образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?)...
Стул низкий, а стол
(какой?)...
Слон большой, а муравей
(какой?)...
•Упражнение «Что из
чего?»
Цель: научить детей образовывать
относительные прилагательные от существительных.
из соломы -
из шерсти –
из меха –
из глины -
из стекла-
из картона-
из бумаги-
из снега-
из металла-
из железа-
•Упражнение «Чей хвост?»
( Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать
притяжательные прилагательные от существительных.
у кита —у волка —
у барсука -у белки -
у кошки -у утки -
у льва -у кота -
у гуся -у лисы -
у петуха -у собаки -
•Упражнение «Доскажи
слово»
Цель: научить детей
образовывать существительные и прилагательные разными способами.
Детям читались стихи
(И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо
закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил ... (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой ... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был ... (домосед).
А за печкой за трубой Жил
у гнома ... (домовой).
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный, ... (домовитый).
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс ... (домой).
Есть любил он суп
вчерашний
Пил он только квас
...(домашний).
Каждый день соседи - гномы
Навещали деда ... (дома).
Всех встречал радушно
гном,
Все любили этот ...
(дом).
В комплекс упражнений
можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы,
стихи, загадки, сказки.
4. Усвоение
лексической сочетаемости слов
Упражнение «Запомни
и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять
существительные по числам.
1 2 6
тетрадь тетради тетрадей
лампа
кошка
стул
•Упражнение «Один -
много»
Цель: научить детей
образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в
предложении.
Это лимон, а это ….. лимоны.
Это груша, а это ....
груши.
Это яблоко, а это ….. яблоки.
•Упражнение «Какого
цвета»
Цель: учить правильно
согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Яблоко, майка, флажок,
мяч, полотенце, тарелка.
3.3 Контрольный
эксперимент и его анализ
По окончанию формирующего
эксперимента было проведено повторное исследование словарного запаса детей
контрольной и экспериментальной групп. В качестве диагностической методики
использовались аналогичные задания, описанные в разделе 2.1. Их содержание было
обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.
В результате анализа
данных, полученных при контрольном эксперименте, было выявлено, что дети обеих
групп допускали ошибки, но экспериментальная группа делала их меньше, чем
контрольная.
При качественном анализе
пассивного и активного словаря дошкольников было выявлено, что большинство
ошибок связано с употреблением прилагательных. Дети плохо знают оттенки цветов
(у некоторых вишнёвый, красный и оранжевый — это розовый). В ответах
детей «волк» — коричневый, чёрный, голодный, злой и только потом
«серый». Дошкольники путались при определении геометрической формы (овальный - круглый,
квадратный -прямоугольный). Испытывали трудности в узнавании части
целого (плечо -человек, рукав - рубашка), плохо ориентировались во временном
пространстве (части суток, времена года). Не могли выразиться во вкусовых
качествах (какое варенье на вкус — вкусное, красное, вишнёвое и т.д.,
вместо простого ответа «сладкое»). Наглядно качественный анализ пассивного и
активного словаря можно проследить в Приложении № 5,6. За исследование
пассивного и активного словаря экспериментальная группа в сумме набрала - 62
балла, контрольная - 58 баллов. Приложения № 10,11.
При исследовании
семантической структуры качественный анализ результатов показал, что у детей с общим
недоразвитием речи (III уровень) при
подборе синонимов и антонимов, сложнее подбираются антонимы.
В образовании синонимов и
антонимов были допущены такие ошибки, как образование слов путём присоединения
частицы не: синонимы (мокрый -немокрый); антонимы (давать - не
давать, не отдавать, заходить – не заходить, не ходить). Очень тяжело детям
было подобрать синоним к слову «мокрый» (мокрющий, мокрота, мокроватый) и
антоним к простому на первый взгляд слову «давать». Дошкольники допускали
смысловые замены на основе недостаточной дифференцированности ситуативной
связи, образовывали неологизмы, вместо антонимов подбирали синонимы и наоборот.
Приложение №7.
В результате исследования
экспериментальная группа в подборе синонимов получила - 34 балла, антонимов -
25 баллов, контрольная группа в подборе синонимов получила - 21 балл, антонимов
- 23 балла.
При исследовании
словообразования качественный и количественный анализ показал, что дети
контрольной группы допустили намного больше ошибок, чем экспериментальной.
Дня всех испытуемых были
характерны следующие ошибки. В образовании уменьшительно-ласкательных слов дети
действовали по принципу аналогии (таз -тазик, ухо - ушик или ухо - ушко,
дерево - деревко). При образовании качественных прилагательных трудности
возникли с «вареньем из груш». Во-первых, дети отвечали, что не ели такого
варенья (в отличие от яблочного сока, в образовании которого ошибок не было), и
есть не собираются. Во-вторых, насочиняли с этим словосочетанием множество
неологизмов (грушовое, грушничное, гррушневое, грушное варенье).
Анализ исследования
притяжательных прилагательных показал, что дети хуже образовывали
притяжательные прилагательные, чем качественные и относительные. Причину
трудностей в данном случае можно объяснить, прежде всего, тонкой семантической
противопоставленностью словообразовательных аффиксов этих прилагательных,
выражающих принадлежность либо к индивиду, либо к классу, а так же большим
количеством чередований при словообразовании. Например, в притяжательных
прилагательных образованных от одушевлённых существительных ребёнок чаще в
бытовой речи использует следующие слова: папино кресло, мамин стол, бабушкина
кровать. Аналогичный способ образования притяжательных прилагательных
дошкольники применяли к классу: ухо медведино, хвост белкин, лапа
левина и т.д. Так же допускалось большое количество неологизмов (лапа левшина,
хвост белин и т.д.). Приложение № 8.
По результатам
исследования группы набрали следующие количества баллов:
образование: |
экспериментальная |
контрольная |
уменьшительно-ласкательных слов |
34 |
30 |
относительных прилагательных |
35 |
28 |
качественных прилагательных |
31 |
28 |
притяжательных прилагательных |
27 |
18 |
При исследовании
словоизменения большинство ошибок заключалось в основном по невнимательности и
бедности словарного запаса дошкольников с ОНР. Например, некоторые дошкольники
долго думали, чего не хватает на часах и не могли обнаружить отсутствие стрелок
(«всё есть»). В основном дети контрольной группы неправильно называли цвета
предметов. Затруднялись в изменении глаголов по числам, действовали по аналогии
(машины едут, значит, яблоки висют) или нуждались в помощи взрослого. Таким
образом, в исследовании словоизменения экспериментальная группа получила 34
балла, контрольная - 33 балла. (Приложение № 9.) За все задания контрольного эксперимента экспериментальная группа в сумме
заработала 282 балла, а контрольная - 239 балла. (Приложение № 12.) По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод,
что разработанный комплекс коррекционных упражнений по развитию словарного
запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровня), использованный в формирующем эксперименте, повысил
эффективность логопедического обучения, что и подтверждает правильность
выдвинутой гипотезы.
Заключение
Изучение
психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования
словарного запаса остаётся актуальной и изучена недостаточно. Исследование
словарного запаса имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки
зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии и тех или иных
ошибок, которые допускали дети в заданиях. А с позиции практики - их наличие
способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному
воздействию. На основании изученной литературы была дана характеристика детей с
ОНР (III уровня), рассмотрены методики по
развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым
отклонением. Наиболее интересными мы посчитали методики развития словарного
запаса, предложенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, а так же некоторые приемы
работ других авторов, общее мнение которых заключалось в том, что словарный
запас у детей с ОНР (III
уровень), не может развиваться самостоятельно, для этого требуется
систематическая поэтапная коррекционная работа.
С детьми
экспериментальной и контрольной группы был проведён констатирующий эксперимент,
который показал что, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, дети с ОНР (III уровня) имеют некоторые особенности развития словаря. Была выявлена
ограниченность словарного запаса (в активном словаре детей преобладали имена
существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих качество,
признаки, состояние предметов вызывало трудности). Наблюдалось расхождение
активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих
общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части
предметов, неадекватное использование синонимических и антонимических средств
языка. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами. В
результате выполнения констатирующего эксперимента экспериментальная группа за
выполнение заданий в общей сумме набрала 219 баллов, контрольная - 213.
Полученные данные об
особенностях словарного запаса определяли основные направления, которые
учитывались при составлении комплекса коррекционно-развивающих упражнений.
После формирующего
эксперимента общее количество баллов за выполнение всех заданий
экспериментальной группы составило - 282, а контрольной - 239 баллов.
Сравнительный анализ
контрольной и экспериментальной группы показал положительную динамику развития
словарного запаса в исследуемой группе. Разница результатов между
констатирующим и контрольным экспериментами исследуемой группы составила 63
балла, что в 2 раза больше контрольной.
На основании представленных
результатов можно сделать вывод, что предложенный комплекс упражнений
эффективен в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня), его применение показало
динамику дошкольников по развитию словаря.
Использование комплекса
оказывает влияние на уточнение и расширение словарного запаса, а так же
благотворительно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в
целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать его использование
педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.
В ходе проведенного
исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью
исследования, подтверждена гипотеза о том, что эффективность логопедического
обучения старших дошкольников с ОНР (III уровень) будет существенно повышена, если при развитии словарного запаса
будет применяться предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Литература
1.
Агранович З.Е. Сборник
домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «ДЕТСТВО»
ПРЕСС,2001.-218с.
2.
Анищенкова Е.С. Практическое
пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/
Е.С. Анищенкова. -М.:АСТ: Астрель.2007. - 158с.
3.
Арушанова А.Г. Речь
и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое
пособие для воспитателей.2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика -
Синтез»,2004.-296с.
4.
Арушанова А.Г.
Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического
5.
общения
Методическое пособие для воспитателей. -2-е изд. испр. и доп.- М.:«Мозаика -
Синтез»,2005.-128с.
6.
Архипова Е.Ф.
Стёртая дизартрия у детей.: Учеб. пособ. для студ. высш.вузов / Е.Ф.
Архипова-М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.- 319с.
7.
Баева
А.И.Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с
общим недоразвитием речи. // Логопед №2. 2004. — 43с.
7.
Безгина Б.Ю.Речевой
этикет старших дошкольников. Методичебское пособие для воспитателей. - М.:
«Мозаика - Синтез»,2004.-40с.
8.
Бобылева З.Т.
Использование речевого лото в логопедической работе с дошкольниками //
Дефектология . №8 - 1998 , 24.
9.
Быстрова
Г.А.Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО;2002г.-96с.+вкл.16с.
10. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим
недоразвитием речи III уровня. // Логопед
№1. 2004. - 34с.
11. И.Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак.
пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд., -
М.:изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с.(506-524).
12. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.//
Детский сад от А Я. №2 (14) 2005.- 4с.
13. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику
/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с.
14. Н.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети
с общим
недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.:
Просвещение, 1981 - 112с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников/
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - 2-е изд. перераб.
- М.:Просвещение, 1990. - 239с.
16. Запорожец А.В. Истоки. Базисная программа развития
ребенка дошкольника -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 г. - 304с.
17. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система
упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для
логопедов. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.- 217с.
18. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. -
240с. (48).
19. Коноваленко В.В.ДСоноваленко С.В. Фронтальные
логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием
речи.З-й уровень,!!! - период. Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и Д.2002- 104с.
20. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического
строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня. // Логопед №1. 2004. - 26с.
21. Курсы повышения квалификации. Лекция №2.
Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики
нарушений развития у детей. // Школьный психолог. - Сентябрь. 2005
г.№18.(47-52с.)
22. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития
детей 4-7 лет:
Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. -М.: ТЦ.
Сфера, 2005. -112с.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методическое наследие.
Коррекция ОНР у дошкольников. СПб.,1999-с. 153.
24. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. - СПб.:
КАРО, Дельта +,2004. - 336с.- (Популярная логопедия).
25. Майорова А.С. Учись правильно говорить. М.: Изд - во ЗАО Центрполиграф,
2003. – 111с.
26. Нищева Н.В. Организация коррекционно - развивающей работы
в старшей логопедической группе детского сада. СПб.: 2004. 120с.
27. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников.
Логопедические игры и упражнения. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 48с.
28. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240
с.
29. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов на-Дону:
«Феникс»,2003. -
448с.
30. Полосина В.В. Организация занятий воспитателя в группе
для детей с
ОНР.//Логопед в детском саду. №2 (2), 2004 - 33с
31. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим
недоразвитием речи
(Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб, заведений.-
М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 144с.
32. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей:
Практическая логопедия / Н.А.Седых. -М.ЮОО «Издательство АСТ»; Донецк:
«Сталкер»,2004.-279с.
33. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников:
Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. - М.: АРКТИ,
2006. -368 с.
34. Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4
-5 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. - М.: «Мозаика- Синтез»,2004. - 72с.
35.Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми
5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. - М.: «Мозаика- Синтез»,2006. - 80с.
36.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми
6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. - М.:Мозаика-Синтез,2006. -96 с.
37. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой
дидактический
материал: Пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Мозаика
-Синтез»,2006. - 56с.
38. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста:
Пособие для
воспитателей детского сада/ В.И.Логинова, А.И.Максаков, М.И.
Попова и др.; под ред.Ф.А. Сохина. -3-е изд., испр. и доп. -
М.:Просвещение,1984. -223 с.
39. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом
дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Изд - во ГНОМ
и Д, 2001.-32с.
40.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений:
Сборник упражнений и практических рекомендаций для
индивидуальных
занятий с дошкольниками. -М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2002. -
104с.
41. Ушакова Т.Н. О причинах детского сотворчества. // Вопросы
психологии./
Т.Н.Ушакова. - 1969. - №2. - 62с.
42. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей
дошкольного
возраста. // Детский сад от А до Я. №2 (14) 2005,- 9с.
43. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи: Кн. Для пап, мам, дедушек
и бабушек
(Развиваем красивую устную речь ребёнка.).- М.: ООО Изд-во
АСТ; Харьков.
2000.- 448с.
44. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного
возраста: практ. пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.-;4-е
изд. -М.: Айрис -
пресс,2007 - 225с. (библиотека логопеда-практика).
45. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с
общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая
группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических
работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.:
Альфа, 1993.— 103 с.
46. Филичева Т.Е., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в
специальном детском саду: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111
«Дефектология». -М.: Просвещениие,1987. - 142с.
47. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника:
Методическое
пособие с иллюстрациями. -Екатеринбург: Изд-во «Арго»,
1997.-80с.
48. Филичева Т.Б. Психолого - педагогические основы коррекции
ОНР у детей дошкольного возраста.// Дефектология./ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
- 1985. № 4 - 72 с.
49. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков
речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. -
СПб.: КАРО, Дельта +,2004. - 272с. - (Коррекционная педагогика.)
50.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем
недоразвитии.// Психолингвистика и современная логопедия. С.Н.Шаховская; Под
ред. Л.Б. Халиловой - М.: Экономика, 1997. - 240с.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./
Д.Б.Эльконии - М.:
Педагогика, 1989.-380с.
52. Цаплина О.В. Речевая готовность ребёнка к школе.//
Детский сад от А до
Я.№2 2005.-с.84.
|