Дипломная работа: Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В работах Т.Б.Филичевой и
Г.В.Чиркиной отмечаются такие лексические особенности при общем недоразвитии
речи (III уровня):
расхождение в объёме
активного и пассивного словаря. Не зная наименований частей предметов, дети
заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»), название действий
заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» -
«шьёт»); название предмета заменяется названием действий («тётя продаёт яблоки»
-вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» -
«роза», «колокольчик» - «цветок»). Нередко, правильно показывая на картинках
названные действия, в самостоятельной речи их смешивают. Из ряда предложенных
действий дети не понимают и не могут показать, как штопать, распарывать,
переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться. Они не знают названий
оттенков цветов: «оранжевый», «серый», «голубой». Плохо различают форму
предметов: «круглый», «овальный», «квадратный», «треугольный». В словаре детей
мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко
используются антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуют величину
предмета, используют только понятие: «большой -маленький», которыми заменяют
слова: «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий»,
«широкий», «узкий»). Это обусловливает частые случаи нарушения лексической
сочетаемости. Недостаточная ориентация в звуковой слова отрицательно влияет на
усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании
существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов некоторых
прилагательных («мехная шапка», «глинный кувшин»). Много ошибок допускают при
употреблении приставочных глаголов [1.С.208].
Ограниченный лексический
запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными
значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Выявляются стойкие ошибки
при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение
родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с
существительными всех трёх родов («пять руках» - пять рук). Характерны ошибки
употребления предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Дети с третьим уровнем
речевого развития используют многие слова в расширенном и диффузном значении.
Чётко прослеживается закономерность в характере замен: заменяющими словами
являются те, которые наиболее привычны в речевой практике детей.
Т.В.Туманова в своих
работах указывает, что дошкольники с общим недоразвитием речи, в отличие от
своих нормально развивающихся сверстников, испытывают значительные трудности в
овладении первичными словообразовательными операциями. Если у нормально
развивающихся детей формирование навыков и умений происходит в рамках
дошкольного возраста, то у дошкольников с общим недоразвитием речи они
оказываются фактически несформированными вследствие того, что не происходит
спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы [11.С.50].
Нарушения лексики
проявляются также в нарушениях слоговой структуры слова: элизии (усечение
слога, пропуск гласного звука или буквы); повторы слова (персеверации);
уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление
слога, гласного звука или буквы. При исследовании лексической стороны речи
детей данной категории выявляется незнание или неправильное употребление слов,
неумение изменять и образовывать лексемы.
Дети с ОНР (III уровень) умеют правильно произносить
звуки изолированно, однако в самостоятельной речи они звучат недостаточно чётко
или заменяются другими, в результате слова получаются трудно разборчивые.
Необходимо также отметить недифференцированное произношение свистящих, шипящих
звуков, аффрикат и сонорных звуков. Ошибки в употреблении звуков,
грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической
речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин по одной картине,
рассказ описание). Разнообразные ошибки слогового состава могут быть
обусловлены как состоянием фонематических процессов, так и артикуляционными
возможностями ребёнка. В предложениях в достаточной степени применяются простые
предлоги (из, в, с, на, под), в то время как употребление сложных предлогов
из-за недопонимания осложнено. Они или не применяются, или заменяются более
простыми.
Недостаточный запас
лексики, незнание оттенков значений характерно для речи детей с ОНР (III уровень), вследствие чего отмечаются
ошибки в словоизменении, что влечёт за нарушение синтаксической связи слов в
предложениях. К ошибкам также можно отнести ошибочное ударение в словах.
Описанные недостатки заметно обедняют речь ребёнка. Делают её малопонятной,
«блеклой». Более благополучно обстоит дело с употреблением местоимений
различных разрядов, однако в речи детей редко используются наречия, хотя многие
из них им знакомы.
Таким образом, можно
сделать вывод, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком
разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном
детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания
детей в максимально сензитивный период развития.
Совокупность
перечисленных пробелов в лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит
серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а
в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Как показали исследования
многих авторов (Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В.Лопатина,
Н.В.Серебрякова) несформированность словообразовательных операций приводит, с
одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает
когнитивные способности детей. Поэтому актуальность развития всех сторон речи,
в том числе и лексической, в системы речевого формирования одна из главных
задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на
неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.
Глава П.
Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и
методика исследования
Исследование словарного
запаса детей проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «детского сада комбинированного вида №321» г. Крсаноярска. В
эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющие
заключение психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них
общего недоразвития речи (III
уровень) с различной структурой речевого нарушения. С целью сравнительного
анализа дети были поделены на две группы: 10 детей вошло в экспериментальную
группу (ЭГ) и 10 в контрольную группу (КГ). Средний физиологический возраст
участников эксперимента от 5 до 6,5 лет. (Приложение №2).
Для исследования
особенностей словарного запаса детей с ОНР старшего дошкольного возраста
необходимо было установить первоначальный контакт, познакомиться с имеющейся
документацией.
По сравнению с группами,
где речь детей в норме, безусловно, присутствовало резкое отличие. Мальчиков в
речевых группах оказалось намного больше, чем девочек. В речи детей было
множество дефектов. Сама речь, особенно у мальчиков была очень громкой и
трудноразборчивой (во многих словах искажались и пропускались звуки). У многих
детей наблюдался повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе. У других
наоборот, преобладала гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном
или двигательном беспокойстве.
В характеристиках
большинства детей отмечалась быстрая утомляемость, низкая работоспособность,
нарушения внимания и памяти, неумение регулировать свою эмоциональную
деятельность, слабо развитая общая и мелкая моторика. Проанализировав речевые
карты детей данных групп, можно сделать вывод, что почти у всех детей нарушено
звукопроизношение, не сформирован словарный запас, грамматический строй, слабо
развита связная речь.
При исследовании
словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием III уровня использовалась методика
Т.В.Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной [1.С.209]. Учитывая особенности
развития этих детей, данная методика была адаптирована для дошкольников
старшего возраста, было произведено сокращение объёма и наполняемости заданий,
широко применялся наглядный материал и игровые приёмы. Она позволяет решить
следующие задачи:
-выявить особенности развития словаря
детей старшего дошкольного возраста (ОНР III уровень);
-отследить индивидуальные
особенности словообразования каждого ребёнка;
-учесть результаты
диагностики для выбора направления дальнейшей коррекционной работы.
При выборе комплекса упражнений
использовались следующие принципы:
- методика должна преподноситься детям
в определённой системе и последовательности;
- содержание и объём методики должны
соответствовать возрасту и умственному развитию детей;
- -при диагностике должны применяться
наглядность и игровые приёмы.
При проведении
исследования использовались:
-метод опроса, преимущественно в форме
беседы (это вопросно-ответный метод исследования). Данный метод применялся с
целью изучения состояния навыка словоизменения испытуемых, они должны были дать
определенный ответ на задаваемый вопрос по каждому заданию;
-объяснение (истолкование
отдельных понятий, явлений, правил, содержания наглядных пособий и правил их
применения, а также слов и терминов). Этот метод использовался для разъяснения
заданий в ходе экспериментальной работы;
- наглядный метод (суть этого метода заключалась
в том, что детям предлагалось рассмотреть опорные картинки на соответствующее задание);
- игровой метод (задания проводились в
игровой форме для вызывания интереса у испытуемых, например, при подборе
синонимов и антонимов - «Скажи по-другому», «Скажи наоборот»).
Методика исследования
словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень)
I. Исследование пассивного словаря
Цель: определить объём пассивного словаря.
Материал для
исследования: сюжетные
и предметные картинки.
Речевой материал |
Ответ ребёнка |
Примечание |
Инструкция: «Покажи, где
нарисовано...?» |
мяч |
|
|
ресницы |
|
|
осень |
|
|
утро |
|
|
Инструкция: «Покажи, кто...?» |
прыгает |
|
|
летает |
|
|
плавает |
|
|
спит |
|
|
Инструкция: «Покажи, какой
предмет...?» |
голубой |
|
|
холодный |
|
|
кислый |
|
|
квадратный |
|
|
Критерии оценки:
4 балла — всё задание
выполнено правильно.
3 балла - задание
выполнено в пределах 75%.
2 балла - задание
выполнено в пределах 50%
1 балл - задание
выполнено в пределах 25%
О баллов - задание не
выполнено.
Максимальная оценка за
задание - 4 балла.
II. Исследование активного словаря
Цель: Определить объём активного словаря.
Материал для исследования:
предметные, сюжетные
картинки.
Речевой материал |
Ответ ребёнка |
Примечание |
Инструкция: «Скажи, кто это?» |
корова |
|
|
щука |
|
|
гусь |
|
|
муха |
|
|
Инструкция: «Скажи, кто что
делает...?» |
лошадь - (скачет) |
|
|
птица - (летает) |
|
|
рыба - (плавает) |
|
|
гусеница - (ползает) |
|
|
Инструкция: «Скажи, какой (-ое)?» |
мяч - (круглый) |
|
|
лимон - (кислый) |
|
|
ёжик - (колючий) |
|
|
снег - (холодный) |
|
|
Критерии оценки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|