Дипломная работа: Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Можно
отметить, что дети контрольной группы находились на достаточно высоком уровне
(1-ом и 2-ом) и владеют способом словообразования при помощи приставок
противоположного значения в импрессивной речи достаточно хорошо. В то же время
дети экспериментальной группы так же достаточно неплохо справились с этим
заданием и находились на среднем и выше среднего уровнях.
Сравнив
полученные данные по первому заданию, можно заметить, что со словообразованием
глаголов с помощью противоположных по значению приставок в импрессивной речи
дошкольники с ОНР справились лучше, чем в экспрессивной.
При
выполнении второго задания мы исследовали возможности словообразования
глаголов со значением приближения и удаления в импрессивной и экспрессивной
речи дошкольниками с ОНР.
В
таблице 2 наглядно представлены полученные результаты. Так, дети без речевой
патологии показали более высокий уровень сформированности словообразования
глаголов с данным значением, чем дети с ОНР.
В
ходе выполнения этого задания в экспрессивной речи дети с речевой патологией
допускали следующие ошибки: вместо подлетает – «прилетает», подходит –
«приходит», отползает - «улезает», отъехала – «уехала», или употребляли глаголы
без приставки – «летит», «идет». Справились с этим заданием дошкольники без
речевой патологии лучше, чем дети с ОНР. Видим, что у большей части детей без
речевой патологии процесс поиска подходящего аффикса происходит автоматически,
тогда, как детям с речевой патологией сложно подобрать аффикс, который точно
указывал бы на приближение или на удаление. Можно сказать, что дети с речевой
патологией не чувствуют той тонкой разницы между семантикой образованных
глаголов и тех, от которых образовывали. Это обусловлено особенностями
различения, понимания слов, сходных по своему звучанию.
Таблица
2
Сравнительный
анализ состояния словообразования глаголов со значением приближения и удаления
в импрессивной и экспрессивной речи
Группа/вид речи |
Количество детей, имевших
соответствующий уровень |
Высокий уровень(1) |
Выше среднего(2) |
Средний уровень(3) |
Ниже среднего(4) |
Низкий уровень(5) |
импрессивная
экспрессивная
|
1 |
6 |
3 |
- |
- |
- |
- |
4 |
6 |
- |
импрессивная
экспрессивная
|
9 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
4 |
4 |
1 |
- |
Кроме
того, можно отметить, что дети с ОНР показали более высокие результаты при
исследовании словообразования глаголов в импрессивной речи, чем в
экспрессивной.
При
выполнении третьего задания целью нашего исследования было выявить возможности
словообразования глаголов со значением пересечения пространства или предмета в
импрессивной и экспрессивной речи дошкольниками с ОНР по сравнению со
сверстниками без речевой патологии.
При
выполнении этого задания в импрессивной речи дети с речевой патологией
достаточно успешно справились с этим заданием (таблица 3), но были и такие
дети, которые не смогли показать картинки с изображением «перелететь,
переплыть, переехать». Можем говорить о том, что у некоторых детей
недостаточно, по сравнению с детьми без речевой патологии проходит овладение
мыслительными операциями анализа, сравнения, синтеза, выбора необходимого
глагола с подходящим префиксом.
В
ходе проведения второй части задания (исследование словообразования таким же
способом в экспрессивной речи) было заметно, что детям из экспериментальной
группы было трудно подобрать глагол с подходящей приставкой: перепрыгивает –
«спрыгивает», «прыгает», «запрыгает»; перелетает – «летает». Здесь при
образовании нового слова необходимо было не только подобрать подходящую
приставку, но и в слове «перепрыгивает» изменить ударение, добавить суффиксы.
Для того чтобы подобрать подходящие аффиксы, необходим не только богатый
словарный запас, но и достаточные возможности семантического сравнения и
сопоставления однокоренных слов. Для образования нового глагола многие дети с
речевой патологией использовали приставку, но не всегда подходящую для значения
пересечения пространства или предмета. То есть мы могли увидеть, что
дошкольники с речевой патологией так же использовали замещение подходящих
префиксов на более частотные. Сделав сравнительный анализ (см. таблицу 3),можно
сказать, что у детей с речевой патологией недостаточно сформировано
словообразование глаголов со значением пересечения пространства или предмета,
по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Таблица
3
Сравнительный
анализ состояния словообразования глаголов со значением пересечения
пространства или предмета в импрессивной и экспрессивной речи
Группа/вид речи |
Количество детей, имевших
соответствующий уровень |
Высокий уровень(1) |
Выше среднего(2) |
Средний уровень(3) |
Ниже среднего(4) |
Низкий уровень(5) |
импрессивная
экспрессивная
|
4 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
2 |
3 |
4 |
- |
импрессивная
экспрессивная
|
8 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
5 |
2 |
2 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Также
можно говорить о том, что дети с ОНР лучше владеют словообразованием глаголов в
импрессивной речи с опорой на картинку, тогда как в экспрессивной речи им
сложнее образовать глагол с точным значением.
Целью
исследования четвертого задания была выявление возможностей
словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и
экспрессивной речи.
При
проведении первой части задания (исследование словообразования таких глаголов в
импрессивной речи), сделав сравнительный анализ выполнения (таблица 4), можно
заметить, что дети с ОНР в разной степени владеют возможностью словообразования
таких глаголов в импрессивной речи, тогда, как дошкольники без речевой
патологии показали только высокий уровень. Видим, что дошкольники с ОНР
довольно неплохо дифференцируют на слух глаголы совершенного и несовершенного вида,
по сравнению с дошкольниками без речевой патологии, хотя некоторые дети с
речевой патологией не смогли показать картинку с изображением «лезет и залез на
дерево, сажает и посадила рассаду». Это обусловлено трудностями дифференциации
в импрессивной речи значений аффиксальных словообразовательных элементов.
Что
касается дифференциации приставочных форм таких глаголов в экспрессивной речи,
то у детей с ОНР наблюдались следующие ошибки: выпила – «попила», вымыла –
«помыла», одевает – «надевает», или выражали законченность действия словами:
одевается - «сам научился», оделась – «идет гулять» и т.п. Можем заметить, что
для детей с ОНР сложнее выделить существенные признаки действия, с одной
стороны, и несущественные - с другой стороны, а так же выделять оттенки
значений. Другими словами корневую основу дети в основном дифференцируют, а
подобрать более точный аффикс не могут. Дети без речевой патологии лучше
владеют дифференциацией глаголов совершенного и несовершенного вида в
экспрессивной речи, чем дети с ОНР (см. Таблицу 4).
Таблица
4
Сравнительный
анализ состояния словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида в
импрессивной и экспрессивной речи
Группа/вид речи |
Количество детей, имевших
соответствующий уровень |
Высокий уровень(1) |
Выше среднего(2) |
Средний уровень(3) |
Ниже среднего(4) |
Низкий уровень(5) |
импрессивная
экспрессивная
|
3 |
5 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
5 |
4 |
- |
импрессивная
экспрессивная
|
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
3 |
1 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|