Дипломная работа: Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Вывод: таким
образом, в процессе речевого общения ребенок не просто заимствует
слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания
в своем сознании. Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует речь
окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. Таким
образом, в процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие
операции:
1)
вычленение морфемы
из слов (обобщение значения);
2)
связь этого значения
с определенной формой (синтез морфем) при образовании новых слов.
Следовательно, очень важно, на сколько правильную речь слышит ребенок в
ближайшем окружении, ведь от этого зависит качественное развитие речи малыша.
На основе вычленения словообразовательной
морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых
определенные значения связываются с определенной звуковой формой.
Можно
предположить, что возможности словообразования глаголов у детей с общим
недоразвитием речи отличаются от возможностей детей, не имеющих речевых
нарушений. Но надо помнить, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные
сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и
предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему
миру.
недоразвитие
речь словообразование глагол дошкольник
ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
2.1
Организация
исследования и характеристика испытуемых
Данное исследование проводилось в
детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью
выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим
недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В
эксперименте участвовало 10 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 6
лет (они образовали контрольную группу) и 10 детей с общим недоразвитием речи
того же возраста, вошедшие в состав экспериментальной группы.
Дети экспериментальной группы отобраны
по готовым диагнозам ПМПК города Норильска, и на момент обследования занимались
с логопедом на протяжении различного времени (семь детей первый год и три
ребенка - второй). Все дети этой группы имели диагноз ОНР III уровня, а у одного из воспитанников,
кроме того, отмечена стертая дизартрия.
Психологический климат в группе
позитивный. Дети дружны между собой, разговорчивы, с удовольствием позволяли с
ними «поиграть» - произвести обследование, хотя к ним пришел абсолютно
незнакомый, новый человек.
Трое детей экспериментальной группы
воспитываются в полных семьях.
Дети контрольной группы были без речевых
нарушений. Они с 3-4 лет посещают обычную группу детского сада. Дети дружелюбны
между собой, и с окружающими. С удовольствием отзывались на приглашение немного
с ними поиграть (обследовать). При обследовании вели себя спокойно, внимательно
выслушивали задания.
Шестеро детей из контрольной группы
воспитываются в неполных семьях.
У всех
обследованных детей слух, зрение и интеллект были сохранны.
Исследование
проводилось в несколько этапов:
На первом этапе была разработана методика
констатирующего эксперимента на основе работ Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.И.
Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и отобраны дети в экспериментальную
и контрольную группы.
На втором
этапе проводилось обследование по разработанной методике. Обследование
проводилось в индивидуальной форме в течение 15 минут с каждым ребенком на
протяжении трех дней (с понедельника по среду) в первой половине дня.
Экспериментатор фиксировал все полученные результаты в протоколах обследования.
На третьем
этапе проводилась обработка, интерпретация полученных результатов относительно
особенностей словообразования глаголов у дошкольников с ОНР сравнительно со
сверстниками без речевой патологии.
На четвертом
этапе, на основании результатов эксперимента была подобрана методика работы с
детьми экспериментальной группы по развитию словообразования глаголов.
2.2
Методика
исследования словообразования глаголов
При разработке методики исследования мы опирались на
методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е.
Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48].
Методика
исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками
с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со
сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом
особенностей словообразования глаголов, и направлена на исследование префиксального
способа словообразования (с противоположным значением, со значением
приближения, удаления, пересечения), понимания и употребления возвратных
глаголов, словообразования глаголов от имен существительных, прилагательных. Методика
исследования состояла из семи заданий.
1.
Образование приставочных глаголов
противоположного значения.
Цель: выявить
возможности словообразования и дифференциации противоположных по значению
глаголов, образованных приставочным способом в экспрессивной и импрессивной
речи.
Материалом исследования
служат картинки, действия с предметами и слова - глаголы с приставками
противоположного значения: приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть
– отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать,
входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить,
приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти,
придвинуть-отодвинуть.
Исследование
дифференциации в импрессивной речи
Процедура и инструкция.
Ребенку предъявляются 2 картинки и предлагается показать соответствующую
картинку. Дается, например, такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает
воду. А где мальчик выливает воду?».
Исследование
дифференциации в экспрессивной речи
Процедура и инструкция.
В начале исследования формируется ориентировка в задании: « Сегодня мы будем
вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что
сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
2.Образование глаголов со значением приближения к
чему-либо, удаления от чего-либо.
Цель: выявить
возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением приближения
к чему-либо и удаления от чего – либо в экспрессивной и импрессивной речи.
Материалом
исследования служат глаголы с приставками противоположного значения,
обозначающие приближение или удаление. Картинки с изображением:
подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить,
подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.
Исследование
дифференциации в импрессивной речи
Процедура и инструкция:
Ребенку предлагается пара картинок, например: «Птичка подлетает к клетке» и
«Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор просит ребенка показать
соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка
подлетает к клетке?»
Исследование
дифференциации в экспрессивной речи
Процедура и инструкция:
В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются
картинки, например, «Птичка, подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки».
Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка
подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на
этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты
сам попробуй придумать слова, которые обозначает приближение к чему-либо и
удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка
просят дополнить предложения по содержанию картинок:
-
Самолет к башне … от башни…
-
Змея к ущелью … от ущелья …
-
Мальчик к реке … от реки …
-
Лодка к берегу … от берега …
-
Машина к дому … от дома…
-
Мальчик к дереву … от дерева …
3. Исследование образования глаголов со значением
пересечения пространства или предмета.
Цель: исследовать
возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением пересечения
пространства или предмета в экспрессивной и импрессивной речи.
Материал исследования:
картинки и слова (лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти,
прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать).
Исследование
дифференциации в импрессивной речи
Процедура и инструкция. Ребенку
предлагается пара картинок, например, «Мальчик, идет к мостику»,
«Мальчик переходит мостик». Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик
переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?». Далее предлагаются следующие
пары картинок и задаются аналогичные вопросы.
Исследование
дифференциации в экспрессивной речи
Процедура и инструкция. В
начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается
пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик».
Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке
мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А
теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется
через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить следующие предложения:
- Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
- Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
- Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
- Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
4.Исследование дифференциации глаголов совершенного и
несовершенного вида.
Цель: Выявить возможности словообразования и дифференциации
глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной
речи.
Материал исследования: картинки
и предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай
– Девочка выпила чай. Маша моет руки – Маша вымыла руки. Девочка одевается –
Девочка оделась. Мальчик рисует дом – Мальчик нарисовал дом. Мальчик лезет на
дерево – Мальчик залез на дерево. Девочка сажает рассаду – Девочка посадила
рассаду.).
Исследование
дифференциации в импрессивной речи
Процедура и инструкция. Экспериментатор
предлагает ребенку рассмотреть парные картинки, например, « Девочка моет руки»
и «Девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет
руки. Где девочка вымыла руки?»
Исследование
дифференциации в экспрессивной речи
Процедура
и инструкция. Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например,
«Девочка одевается» и «Девочка оделась» Экспериментатор показывает картинку и
задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»
5.Исследование понимания и употребления возвратных
глаголов.
Цель: Выявить возможность
понимания и употребления возвратных глаголов в импрессивной и экспрессивной
речи.
Материалом
исследования являются картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик
прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик
вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.
Исследование дифференциации в импрессивной речи
Процедура
и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку парные картинки. Например,
«мальчик прячет» и «мальчик прячется». Дается следующая инструкция: «На этих
картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто
прячется?»
Исследование дифференциации в
экспрессивной речи
Процедура
и инструкция. Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка
причесывает» и «девочка причесывается». Дается следующая инструкция: «На этих
картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта
девочка? А что делает эта девочка?». В случае затруднений предлагаются выбрать
правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».
6.Исследование
словообразования глаголов от имен существительных.
Цель: выявить возможности
словообразования глаголов от имен существительных.
Материалом
исследования являются слова: друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать,
ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать,
горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
Процедура
и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «К
слову уборка придумаем похожее слово. Уборка – это что? А какое похожее
слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг
придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос Что делать?» И т.д.
7.
Исследование
словообразования глаголов от прилагательных.
Цель: выявить возможности
словообразования глаголов от прилагательных.
Материал
исследования – слова: красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть,
старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
Процедура
и инструкция. Вначале дается образец словообразования на одном примере. «К
слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что
делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть.
А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что
делать?
Оценка
выполнения заданий по исследованию словообразования глаголов:
Высокий
уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше
среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или
единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний
уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах
словообразования.
Уровень ниже
среднего (1 балл) – систематические ошибки, как в непродуктивных, так и в
продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных
заданий превышает 50%.
Низкий
уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение
заданного слова или отказ от выполнения задания.
Глава 3. Результаты исследования словообразования глаголов у
дошкольников с ОНР
В данной главе излагаются результаты
исследования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием
речи. Проведенный нами качественно-количественный анализ результатов позволил
установить степень развития этого процесса у дошкольников с ОНР, сопоставить
эти данные с возможностями дошкольников с нормальным речевым развитием и
определить, насколько отличается развитие словообразовательных навыков у этих
двух групп детей.
Как уже отмечалось ранее, ребенку для
того, чтобы овладеть словообразованием, необходимо усвоить те
словообразовательные модели, которые исторически сложились в языке. Это
означает, что их усвоение происходит, прежде всего, через познание семантики
конкретных производных слов, представленных в речевом общении с взрослыми
носителями языка. Ученые психолингвисты подчеркивают важность овладения
семантикой производных слов как необходимого этапа речевого развития, поскольку
он напрямую связан с вхождением ребенка в область словообразовательной номинации
и овладением ее единицами (Л.В. Сахарный [37], Е.С. Кубрякова [20], А.М.
Шахнарович [56], Н.М. Юрьева [55] и др.). В процессе восприятия производных
слов происходит овладение формами, значением и способами сочетаемости того
языкового «строительного материала», который в последствии может быть
использован ребенком при самостоятельном продуцировании слов.
По данным современных авторов шестилетние
дошкольники с нормальным речевым развитием на практическом уровне уже хорошо
владеют средствами и способами самостоятельного словообразования. Результатами
их словообразования в большинстве случаев являются слова, совпадающие с
языковыми нормами, тогда, как образование неологизмов встречается лишь в
отдельных случаях (А.А. Леонтьев [25], Т.Н. Ушакова [44], А.М. Шахнарович
[55]). Какими возможностями словообразования глаголов обладают дошкольники с
общим недоразвитием речи, мы сможем увидеть, проанализировав полученные нами
данные в ходе эксперимента.
В первом
задании мы ставили своей
целью выявить возможности словообразования и дифференциации противоположных по
значению глаголов, образованных приставочным способом у детей экспериментальной
группы.
Если
рассмотрим выполнение детьми экспериментальной группы первой части этого
задания, то можем увидеть, что у них состояние словообразования в импрессивной
речи находится в основном на среднем уровне: у шести детей мы обнаружили
средний уровень возможностей, у трех уровень выше среднего, и только один ответ
был ниже среднего уровня. Тогда, как дети из контрольной группы в основном
обнаружили уровень выше среднего (6 человек), и четыре ответа были высокого
уровня (см. таблицу 1).
В
ходе выполнения второй части задания (исследование словообразования этим же
способом в экспрессивной речи), дошкольники с ОНР образовывали слова с теми
приставками, которые чаще слышали в речи взрослых, т.е. можно наблюдать
замещение менее частотных приставок более частотными: отогнуть – «отгибать»,
отвинтить – «свинтить», отодвинуть – «отдвинуть», «сдвинуть» и т.д. При
выполнении этого задания у девяти дошкольников с ОНР мы обнаружили средний
уровень возможностей словообразования приставочных глаголов противоположного
значения, и один ответ был ниже среднего уровня. Тогда как дети контрольной
группы в основном показали уровень выше среднего при выполнении этого задания,
один ответ был на высоком и один на среднем уровне.
При
анализе полученных результатов можем увидеть, что при исследовании
словообразования глаголов таким способом в части задания, где детям не надо
было произносить образованный глагол (его произносил экспериментатор), а только
показать действие на картинке дети с речевой патологией справились лучше, чем
во второй части задания, где глагол нужно было образовать и произнести его без
опоры на изображение (см. таблицу 1).
Полученные
результаты детей экспериментальной группы в сравнении с детьми контрольной
группы представлены в таблице 1.
Таблица
1
Сравнительный
анализ состояния словообразования глаголов с помощью приставок противоположного
значения в импрессивной и экспрессивной речи
Группа/вид речи |
Количество детей, имевших
соответствующий уровень |
Высокий уровень(1) |
Выше среднего(2) |
Средний уровень(3) |
Ниже среднего(4) |
Низкий уровень(5) |
импрессивная
экспрессивная
|
- |
3 |
6 |
1 |
- |
- |
- |
9 |
1 |
- |
импрессивная
экспрессивная
|
4 |
6 |
- |
- |
- |
1 |
8 |
1 |
- |
- |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|