рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Вывод: таким образом, в процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. Таким образом, в процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие операции:

1)  вычленение морфемы из слов (обобщение значения);

2)  связь этого значения с определенной формой (синтез морфем) при образовании новых слов. Следовательно, очень важно, на сколько правильную речь слышит ребенок в ближайшем окружении, ведь от этого зависит качественное развитие речи малыша.

На основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

Можно предположить, что возможности словообразования глаголов у детей с общим недоразвитием речи отличаются от возможностей детей, не имеющих речевых нарушений. Но надо помнить, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

недоразвитие речь словообразование глагол дошкольник


ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

2.1  Организация исследования и характеристика испытуемых

Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 6 лет (они образовали контрольную группу) и 10 детей с общим недоразвитием речи того же возраста, вошедшие в состав экспериментальной группы.

Дети экспериментальной группы отобраны по готовым диагнозам ПМПК города Норильска, и на момент обследования занимались с логопедом на протяжении различного времени (семь детей первый год и три ребенка - второй). Все дети этой группы имели диагноз ОНР III уровня, а у одного из воспитанников, кроме того, отмечена стертая дизартрия.

Психологический климат в группе позитивный. Дети дружны между собой, разговорчивы, с удовольствием позволяли с ними «поиграть» - произвести обследование, хотя к ним пришел абсолютно незнакомый, новый человек.

Трое детей экспериментальной группы воспитываются в полных семьях.

Дети контрольной группы были без речевых нарушений. Они с 3-4 лет посещают обычную группу детского сада. Дети дружелюбны между собой, и с окружающими. С удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать). При обследовании вели себя спокойно, внимательно выслушивали задания.

Шестеро детей из контрольной группы воспитываются в неполных семьях.

У всех обследованных детей слух, зрение и интеллект были сохранны.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе была разработана методика констатирующего эксперимента на основе работ Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.И. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и отобраны дети в экспериментальную и контрольную группы.

На втором этапе проводилось обследование по разработанной методике. Обследование проводилось в индивидуальной форме в течение 15 минут с каждым ребенком на протяжении трех дней (с понедельника по среду) в первой половине дня. Экспериментатор фиксировал все полученные результаты в протоколах обследования.

На третьем этапе проводилась обработка, интерпретация полученных результатов относительно особенностей словообразования глаголов у дошкольников с ОНР сравнительно со сверстниками без речевой патологии.

На четвертом этапе, на основании результатов эксперимента была подобрана методика работы с детьми экспериментальной группы по развитию словообразования глаголов.

2.2  Методика исследования словообразования глаголов

При разработке методики исследования мы опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48].

Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлена на исследование префиксального способа словообразования (с противоположным значением, со значением приближения, удаления, пересечения), понимания и употребления возвратных глаголов, словообразования глаголов от имен существительных, прилагательных. Методика исследования состояла из семи заданий.

1.  Образование приставочных глаголов противоположного значения.

Цель: выявить возможности словообразования и дифференциации противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом в экспрессивной и импрессивной речи.

Материалом исследования служат картинки, действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения: приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются 2 картинки и предлагается показать соответствующую картинку. Дается, например, такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: « Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …

2.Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо.

Цель: выявить возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением приближения к чему-либо и удаления от чего – либо в экспрессивной и импрессивной речи.

Материалом исследования служат глаголы с приставками противоположного значения, обозначающие приближение или удаление. Картинки с изображением: подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается пара картинок, например: «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка, подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначает приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

- Самолет к башне … от башни…

- Змея к ущелью … от ущелья …

- Мальчик к реке … от реки …

- Лодка к берегу … от берега …

- Машина к дому … от дома…

- Мальчик к дереву … от дерева …

3. Исследование образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета.

Цель: исследовать возможности словообразования и дифференциации глаголов со значением пересечения пространства или предмета в экспрессивной и импрессивной речи.

Материал исследования: картинки и слова (лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик, идет к мостику», «Мальчик переходит мостик». Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?». Далее предлагаются следующие пары картинок и задаются аналогичные вопросы.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик». Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить следующие предложения:

-  Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

-  Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

-  Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

-  Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

4.Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.

Цель: Выявить возможности словообразования и дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи.

Материал исследования: картинки и предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай – Девочка выпила чай. Маша моет руки – Маша вымыла руки. Девочка одевается – Девочка оделась. Мальчик рисует дом – Мальчик нарисовал дом. Мальчик лезет на дерево – Мальчик залез на дерево. Девочка сажает рассаду – Девочка посадила рассаду.).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть парные картинки, например, « Девочка моет руки» и «Девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет руки. Где девочка вымыла руки?»

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например, «Девочка одевается» и «Девочка оделась» Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»

5.Исследование понимания и употребления возвратных глаголов.

Цель: Выявить возможность понимания и употребления возвратных глаголов в импрессивной и экспрессивной речи.

Материалом исследования являются картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку парные картинки. Например, «мальчик прячет» и «мальчик прячется». Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и «девочка причесывается». Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?». В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».

6.Исследование словообразования глаголов от имен существительных.

Цель: выявить возможности словообразования глаголов от имен существительных.

Материалом исследования являются слова: друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «К слову уборка придумаем похожее слово. Уборка – это что? А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос Что делать?» И т.д.

7.  Исследование словообразования глаголов от прилагательных.

Цель: выявить возможности словообразования глаголов от прилагательных.

Материал исследования – слова: красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.

Процедура и инструкция. Вначале дается образец словообразования на одном примере. «К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать?

Оценка выполнения заданий по исследованию словообразования глаголов:

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки, как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.


Глава 3. Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

В данной главе излагаются результаты исследования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенный нами качественно-количественный анализ результатов позволил установить степень развития этого процесса у дошкольников с ОНР, сопоставить эти данные с возможностями дошкольников с нормальным речевым развитием и определить, насколько отличается развитие словообразовательных навыков у этих двух групп детей.

Как уже отмечалось ранее, ребенку для того, чтобы овладеть словообразованием, необходимо усвоить те словообразовательные модели, которые исторически сложились в языке. Это означает, что их усвоение происходит, прежде всего, через познание семантики конкретных производных слов, представленных в речевом общении с взрослыми носителями языка. Ученые психолингвисты подчеркивают важность овладения семантикой производных слов как необходимого этапа речевого развития, поскольку он напрямую связан с вхождением ребенка в область словообразовательной номинации и овладением ее единицами (Л.В. Сахарный [37], Е.С. Кубрякова [20], А.М. Шахнарович [56], Н.М. Юрьева [55] и др.). В процессе восприятия производных слов происходит овладение формами, значением и способами сочетаемости того языкового «строительного материала», который в последствии может быть использован ребенком при самостоятельном продуцировании слов.

По данным современных авторов шестилетние дошкольники с нормальным речевым развитием на практическом уровне уже хорошо владеют средствами и способами самостоятельного словообразования. Результатами их словообразования в большинстве случаев являются слова, совпадающие с языковыми нормами, тогда, как образование неологизмов встречается лишь в отдельных случаях (А.А. Леонтьев [25], Т.Н. Ушакова [44], А.М. Шахнарович [55]). Какими возможностями словообразования глаголов обладают дошкольники с общим недоразвитием речи, мы сможем увидеть, проанализировав полученные нами данные в ходе эксперимента.

В первом задании мы ставили своей целью выявить возможности словообразования и дифференциации противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом у детей экспериментальной группы.

Если рассмотрим выполнение детьми экспериментальной группы первой части этого задания, то можем увидеть, что у них состояние словообразования в импрессивной речи находится в основном на среднем уровне: у шести детей мы обнаружили средний уровень возможностей, у трех уровень выше среднего, и только один ответ был ниже среднего уровня. Тогда, как дети из контрольной группы в основном обнаружили уровень выше среднего (6 человек), и четыре ответа были высокого уровня (см. таблицу 1).

В ходе выполнения второй части задания (исследование словообразования этим же способом в экспрессивной речи), дошкольники с ОНР образовывали слова с теми приставками, которые чаще слышали в речи взрослых, т.е. можно наблюдать замещение менее частотных приставок более частотными: отогнуть – «отгибать», отвинтить – «свинтить», отодвинуть – «отдвинуть», «сдвинуть» и т.д. При выполнении этого задания у девяти дошкольников с ОНР мы обнаружили средний уровень возможностей словообразования приставочных глаголов противоположного значения, и один ответ был ниже среднего уровня. Тогда как дети контрольной группы в основном показали уровень выше среднего при выполнении этого задания, один ответ был на высоком и один на среднем уровне.

При анализе полученных результатов можем увидеть, что при исследовании словообразования глаголов таким способом в части задания, где детям не надо было произносить образованный глагол (его произносил экспериментатор), а только показать действие на картинке дети с речевой патологией справились лучше, чем во второй части задания, где глагол нужно было образовать и произнести его без опоры на изображение (см. таблицу 1).

Полученные результаты детей экспериментальной группы в сравнении с детьми контрольной группы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ состояния словообразования глаголов с помощью приставок противоположного значения в импрессивной и экспрессивной речи

Группа/вид речи Количество детей, имевших соответствующий уровень
Высокий уровень(1) Выше среднего(2) Средний уровень(3) Ниже среднего(4) Низкий уровень(5)

ЭГ импрессивная

экспрессивная

- 3 6 1 -
- - 9 1 -

КГ импрессивная

экспрессивная

4 6 - - -
1 8 1 - -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.