рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня

Обследование строения артикуляционного аппарата показало, что грубых нарушений в строении нет. Моторика артикуляционного аппарата была оценена практически в норме.

В основе среди нарушений произношения можно отметить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Задания по изучению сформированности фонематического слуха выполняют после повторных предъявлений, доступно воспроизведение слоговых и словесных пар, задания с включением смешиваемых в произношении звуков выполняет на невербальном уровне. Слоговая структура слов нарушена. Встречаются перестановки («сосна» - «санса»), замены, пропуски («лекарство» - «лекавсо»).- при воспроизведении фраз отмечаются искажения слоговой структуры многих слов, замена слов, искажение структуры предложения, иногда с искажением смысла. Например, вместо фразы «мама покупает в универсаме фрукты» - «мама купает фруты»; вместо «лариса связала братишке модный джемпер» - «братиска связал зе-пир».

Пересказ текста повествовательного характера «утята» дети выполнили неплохо: при пересказе отмечаются многочисленные паузы, пропуски частей текста, лексика авторского текста не сохраняется, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм. Требуется помощь в виде побуждений, подсказок. Дети выделяют действующих лиц, понимает факты и события, описанные в тексте, главная мысль понята недостаточно глубоко и точно. Так, на вопрос о том, почему курица не радовалась при виде плавающих детей, один мальчик ответил: «потонут». При формулировании главной мысли требуется помощь в виде побуждающих и уточняющих вопросов.

«утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999

Краткая вступительная беседа по вопросам

У кого какая мама? (у цыплят..., у утят...).

Из чего вылупляются цыплята? А утята?

Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?

Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

Чтение рассказа

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «весна»разложили с ошибкой, которую многие не смогли исправить самостоятельно, но исправили по подсказке, рассказ составлен по вопросам, словарный запас бедный, отмечается замена слов (вместо «метла» - веник). Преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм. Однако причинно-следственные отношения в основном понимают и на вопрос о том, почему растаял снеговик, отвечают: «солныско стало на него». Или «снеговик…упал». (показывают картинку)

Рисунок1.jpg


На констатирующем этапе диагностического исследования дети показали различный уровень развития речевой деятельности. Низкий уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 22% от общего числа воспитанников в исследуемой группе. Остальные были примерно на одинаковом среднем уровне. Это 78% детей. К сожалению, высокий уровень развития речевой деятельности не был обозначен ни у одного ребенка.

Проведенное обследование позволило сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нарушения речевой деятельности носят системный характер.

2.2 Характеристика комплекса дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К.[4], а также Швайко Г.С. [18] опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности:

- расширение ориентировки в окружающем и формировании словаря

- формирование звуковой культуры речи

- формирование грамматического строя речи

Игровые задания и действия для детей подобраны такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок отвечает на вопросы логопеда, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

На основе данных, полученных в результате обследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учётом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по-разному, что способствовало бы закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах.

Основным игровым материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Картинки используются из разрезанных азбук, старых букварей, лото, журналов и наклеиваются на одинаковые картонные квадратики, размер которых подходит для разных игр. Облегчают изготовление игрового материала силуэтные изображения, вырезанные многократно по шаблонам.

Полный обзор игровых материалов, цель и ход игры приведены в приложении №3.

Таким образом, использование игр позволит поддержать интерес детей к игре, а также развить речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Комплекс № 1

1. «переезжаем на новую квартиру».

2.лото «определи первый звук в слове»3. «один много»

Комплекс № 2

1.  «у кого какой предмет?»

2.  «цепочка слов»

3.  «что у нас получится?»

Комплекс № 3

1.  «угадай по описанию»

2.  «найди место звука в слове»

3.  «кто больше, а кто меньше?»

Комплекс № 4

1.  «за покупками в магазин»

2.  «подбери слово к схеме»

3.  «чьи эти вещи?»

Комплекс № 5

1.  «ателье»

2.  «кто в домике живет?»

3.  «что за зверь?»

Комплекс № 6

1.  «каждую птицу на свое место»

2.  «кто быстрее соберет вещи?»

3.  «у кого сколько?»

Комплекс № 7

1.  «отвечай быстро»

2.  «магазин»

3.  «чего не стало»

Комплекс № 8

1.  «уточним цвет предметов»

2.  «собери букет»

3.  «сколько их?»

Комплекс № 9

1.  «футболисты»

2.  «найди пару»

3.  «назови ласково»

Комплекс № 10

1.  «какие цвета использованы?»

2.  «построим пирамиду»

3.  «закончи предложение»

Комплекс № 11

1.  «подбери чашки к блюдцам»

2.  «пирамида»

3.  «один много»

Комплекс № 12

1.  «потерялся поясок»

2.  «в цветочный магазин»

3.  «что изменилось?»

Комплекс № 13

1.  «кто как двигается?»

2.  «как их зовут?»

3.  «поймай маленький предмет»

Комплекс № 14

1.  «что соединяет эти растения с предметами?»

2.  «цепочки»

3.  «кто на чем поедет?»

Комплекс № 15

1.  «какой он? Какая она?»

2.  «на каком месте этот звук?»

3.  «у кого сколько?»

2.3 анализ результатов экспериментальной работы

После проведения в течение установленного времени экспериментального исследования, уровень речевого развития испытуемых детей также подвергся тщательному анализу, контрольному эксперименту по методике И.Д.Коненковой.

Результаты диагностики речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня также занесены в речевую карту ребенка (приложение №1), показаны в виде графика в приложении №2.ниже в таблице указано общее количество баллов, набранных детьми в результате контрольного эксперимента.

Ф.и. ребенка Количество баллов
1 Августинович андрей 74
2 Бикмухаметов ансар 71
3 Вагина дарья 91
4 Романов костя 96
5 Шагманов вадим 73
6 Багаев тимур 73
7 Султанов инзиль 68
8 Хисамов нияз 93
9 Мурашкин данил 68

Также исходя из результатов занесенных в данную таблицу, дети были разделены по уровню общего развития на высокий (с набранным количеством баллов 75-100), на средний (50-75 баллов), на низкий уровень развития (ниже 50 баллов). Результаты отображены в следующей диаграмме:

При более развернутом рассмотрении уровня развития детей после вторичной диагностики можно обозначить следующее.

Занятия строились по принципу речевого общения. На начальном этапе исследования дети выглядели пассивными слушателями. Некоторые из них не могли сосредоточиться без помощи логопеда. Но среди них были дети, на которых результаты проведения дидактических игр сказались довольно быстро. Они более охотно вовлекались в различные игровые моменты. Однако основная масса детей еще продолжали пассивную роль в процессе обучения. С детьми, отказывающимися от диалогов во время проведения подгрупповых занятий, дидактические игры проводились также и на индивидуальных логопедических занятиях, где зачастую эти дети становились гораздо активнее, отвечали на вопросы, повторяли за педагогом фразы. Спустя 6-7 недель индивидуальных занятий, двое из трех таких детей достаточно активно участвовали и на подгрупповых занятиях.

К тому же, несмотря на вышеуказанные особенности некоторых детейв поведении и эмоционально-волевой сфере, оказалось, что уровень речевого развития у них стал выше. Лексический запас группы заметно вырос. Подавляющее большинство по каждому из предложенных слов могут придумывать самостоятельно по 1 лексеме, а с помощью - по 2-3 лексемы; словарь притяжательных местоимений, словарь признаков увеличился, дифференциация близких по смыслу понятий, подбор антонимов, многозначность слов на среднем уровне. Относительно низким остался уровень сформированности словаря наречий. Часть ответов выполняли с уточняющей помощью, часть - с контекстной подсказкой.

Уровень обобщений стал близок к возрастной норме.

Задание на конструирование предложения по опорным словам выполняли в среднем хорошо. Дети замечали все ошибки, большинство исправили самостоятельно, часть – с незначительной помощью.

Грамматический строй речи также изменился. Большинство заданий по образованию множественных чисел выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов либо с самокоррекцией. При усвоении предложно-падежных форм существительных отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже не вызывает у детей особых затруднений.

Навыки словообразования сформированы чуть ниже возрастной нормы. Такие задания как образование названий детенышей животных, существительных в уменьшительно-ласкательной форме, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов в целом выполнялись успешно. Двое из детей нуждались в подсказке логопеда с помощью уточняющих вопросов..

Проведение дидактических игр не дало особых результатов на звукопроизносительную сторону речи детей. В большей степени потому, как это зависит от индивидуальных особенностей детей. Однако сформированность фонематического слуха и дифференциация звуков в произношении имеют положительную динамику.

Слоговая структура слов несколько нарушена, особенно это проявляется в заданиях на воспроизведение фраз. Отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла.

Уровень развития связной речи у большинства заметно вырос, но при этом у двоих детей он остался на прежнем среднем уровне.

В результате проведённого исследования, анализируя полученные данные констатирующего и контрольного эксперимента, удалось выявить прогресс общего развития детей путем сопоставления результатов:

Ф.и. ребенка Разница баллов Прогресс, %
1 Августинович Андрей 12 19,4
2 Бикмухаметов Ансар 25 54,4
3 Вагина Дарья 21 30
4 Романов Костя 23 31,5
5 Шагманов Вадим 11 17,7
6 Багаев Тимур 4 5,8
7 Султанов Инзиль 6 9,7
8 Хисамов Нияз 24 34,8
9 Мурашкин Данил 21 44,7

Прогресс исследуемой группы детей в целом по итогам контрольного эксперимента относительно результатов констатирующего эксперимента -27,6%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.