рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Великий герб Российской Федерации

Если на печатях 1497 года двуглавый орел занимает, можно сказать, второстепенное положение, то на медных деньгах — пулах — господствует безраздельно или почти безраздельно. Пула Москвы, Твери, Новгорода и Пскова конца XV века, когда, по П.Г. Гайдукову, началось целенаправленное создание общерусской денежной системы, представляют именно двуглавого орла. На всех этих пулах он в позе, ставшей геральдической классикой, — фронтально к зрителю с распростертыми крыльями и коронами на голове.

Одно можно утверждать с полной определенностью. Идеологи русской государственности конца XV века свободно кроили геральдическое платье, достойное своего «короля», из воздуха, которым дышали все их соседи, и из идей, которые витали в этом воздухе. Эпоха созидания государств Нового времени рождала символику, уходившую своими корнями в прошлое, ею и воспользовались русские государи.

Их выбор оказался достаточно удачен. Почти полутысячелетняя история «жизни» орла на великокняжеской, царской, императорской и республиканской почве — веское тому доказательство.

Четырехсотлетний юбилей русского государственного герба был торжественно отпразднован в XIX веке. Мы стоим уже накануне его 500-летия. За это время его форма и смысл менялись неоднократно, но идею государственности России орел выражал исправно, хотя и с вынужденным перерывом.


2. Изменение государственного герба на протяжении существования российского государства

В XVII веке к двуглавому орлу и всаднику, поражающему дракона, добавляются новые элементы, вошедшие впоследствии в государственный герб. Прежде всего, это третья корона над (между) двумя головами орла. «Прибавление» произошло в 1625 году при царе Михаиле Федоровиче, Наличие третьей короны получило идейное обоснование при царе Алексее Михайловиче. Первый же Романов мог руководствоваться советами западноевропейских мастеров, резавших матрицы для его печатей. На несомненное их участие в создании атрибутики власти русского царя указывает и необычная для русского взгляда «постановка» всадника, который на груди двуглавого орла изображался повернутым влево от зрителя, т.е. в соответствии с геральдическими правилами, принятыми в Западной Европе.

Третья корона, венчающая две коронованные головы орла, уже имелась на печати Лжедмитрия I, приложенной к записи, данной им Юрию Мнишку в 1604-1605 г.г. Но дело было в Польше, когда лжецаревич только еще готовился занять русский престол, и печать документа, по которому Самозванец должен был получить миллион злотых, руку дочери польского воеводы и пр., была изготовлена в Польше в соответствии с западноевропейскими художественными канонами. Крылья у орла подняты вверх (эта форма утвердилась при царе Алексее Михайловиче), корона королевская, западноевропейского типа, всадник на груди двуглавого орла повернут влево от зрителя.

Три короны сохранились в государственном гербе вплоть до падения Российской империи. Так же как скипетр и держава в лапах орла, добавленные в XIII веке. Короны, скипетр, держава — это реалии, знаки царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагали на голову победителя в состязаниях.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к силу наших царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому киевскому князю Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Конником. Исследования короны, больше известной как «Шапка Мономаха), показали, что этот головной убор (золотой, украшенный драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом) русских царей, по всей видимости, восточной (среднеазиатской) работы, датируется XIV веком. Лишь возникшая в конце XV – начале XVI веков легенда связала его с византийскими императорскими дарами.

Вместе с Шапкой Мономаха от византийского императора якобы был прислан и скипетр. Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Он считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства использовался античными правителями и должностными лицами, кроме императоров, например, римскими консулами. Скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государей во всей Европе.

Подобно скипетру, в качестве атрибута власти держава была известна русским государям с XVI века.

Венчание родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами, царским венцом митрополит или патриарх передавал царю в правую руку скипетр, а в левую — державу. При венчании на царство Михаила Федоровича, перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу — князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В царствование Алексея Михайловича участились контакты России с иностранными государствами, это заставило русское правительство максимально приблизить дипломатическую атрибутику к западноевропейской.

В архиве сохранился документ, свидетельствующий, что Алексей Михайлович привлекал иностранных мастеров для изготовления государственных печатей.

Алексею Михайловичу принадлежит около десятка печатей с различным написанием титула. К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке — всадник, поражающий дракона: «воин на коне побеждает змея»; как сообщалось в «Росписи всем государевым печатям» XVII в.), в правой лапе орла — скипетр, в левой — держава, над головами орла — три короны, практически на одной линии, средняя — с крестом, форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом — символическое изображение воссоединения левобережной Украины с Россией.

Подобную печать с соответствующим  новым именем употребляли цари: Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и Петр Алексеевич.

Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целой серией оригинальных печатей и новыми элементами государственного герба. Сам царь также участвовал в обновлении атрибутики власти.

В бумагах Петра I встречается много заметок об изготовлении флагов и знамен, а также зарисовки, сделанные царем. Очень интересны два карандашных рисунка флагов, выполненных им в 1701 г. На первом рисунке изображен флаг с государственным гербом — двуглавый орел (без щитка на груди), вокруг которого цепь ордена Андрея Первозванного. Второй флаг разделен на три продольные полосы по три герба в каждой, в центре — государственный герб; вокруг него в шахматном порядке расположены эмблемы (по две) провинций Астраханской, Сибирской, предположительной Архангелогородская эмблема, рисунок четвертой эмблемы неясен. Рисунки довольно примитивные. Петр не отличался способностями рисовальщика, однако идеи по поводу той или иной эмблемы высказывал ничтоже сумняшеся. Окружение центральной фигуры гербами земель, по-видимому, натолкнуло его на мысль поместить подобные эмблемы на крыльях двуглавого орла. Впервые с подобным расположением 6 областных гербов на крыльях орла (в центре — 7-й всадник, поражающий дракона) встречается в Дневнике путешествия в Московия австрийского дипломата И.Г. Корба. Им приводится рисунок государственной печати с изображением коронованного двуглавого орла, на груди и крыльях которого располагались 7 территориальных эмблем. По окружности около орла в овальных щитах помещены еще 26 эмблем такого же характера. На груди орла изображен всадник-«ездец», имеющий явные черты сходства с Петром I.

Идея расположения гербов на крыльях орла воплотилась в печати, которую резал в начале XVIII века иностранец Готфирид Гаупт.

В начале же века по приказанию царя было вырезано несколько печатей, где орел помещался в гербовом щитке, его увенчивала корона, а вокруг щитка изображалась цепь ордена Андрея Первозванного со знаком — крестом. Цепь ордена, окружающая государственный герб, еще в 1699 году была вырезана на пробной полтине, которую воспроизвел русский мастер, гравер и ювелир, Василий Андреев.

Орден Андрея Первозванного — первый русский орден, учрежденный в конце XVII  века. В составлении проекта его устава участвовал сам Петр Алексеевич. Награждали этим орденом нечасто: за всю Петровскую эпоху его получили только четыре десятка человек. Петр I был награжден орденом в 1703 году.

Официально утвержден был на должность составителя гербов личным указом царя 12 апреля 1722 года итальянец граф Франциск Санти.

Первой работой Санти в должности «товарища» герольдмейстера была «геральдизация» государственного герба Российской империи. К сентябрю 1722 года он уже представил рисунки и описание герба для государственной печати. Сохранилась копия этого описания: «Поле золотое или желтое, на котором изображен императорский орел песочной, т.е. черной, двоеглавой… На орловых грудях изображен герб великого княжества Московского, который окружен гривною или цепью Ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков, как следует. Поле красное, на котором изображен Святой Георгий с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею збруей с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого, оной Святой Георгий держит свое копье в пасти, или во рту, змия черного». Санти представил описание еще шести гербов: Киевского, Владимирского, Новгородского, Казанского, Астраханского, Сибирского, расположенных, вероятно, на крыльях орла. В основу своей работы Санти положил рисунки Титулярника 1672 г., но придал им геральдическую форму.

Упорядочение цветовой гаммы русских гербов началось с момента развернутых правительством Петра I геральдических работ и самого активного участия в них пьемонтского дворянина, поступившего на службу к русскому царю и стоявшего у истоков российского герботворчества — Ф. Санти.

Сенатский указ 1726 г., в котором речь шла о новой государственной печати для наследницы Петра Великого на императорском троне — Екатерины Первой, вполне четко «фиксирует» цвета фигур государственного герба: «…Для печатания ея императорского величества указов и прочего, сделать при Сенате в Печатной конторе государственную печать… золотую, на которой вырезать орел черный с распростертыми крыльями в желтом поле, в нем ездца в красном поле, а вокруг той печати надписание: Божиею милостию Екатерина Императрица и Самодержица Всероссийская».

В течение XVIII века «ездец» чаще всего трактуется как св. Георгий и уже воспринимается как герб Москвы, так что в екатерининском указе 1781 года о гербах городов Московской губернии герб губернского города сопровождает следующее описание: «Святой Георгий на коне, против того ж, как в середине государственного герба, в красном поле, поражающий копием черного змия»[5].

В самом начале  века государственный герб Российской империи чуть было не подвергся очень существенным переменам. Это должно было произойти в правление император Павла I.

Рассматривая «геральдическую» деятельность Павла I и последующие меры, предпринимавшиеся царским правительством на протяжении XIX столетия в отношении гербов, действительно соглашаешься с тем, что с конца XVIII века начинается новая эра геральдики. Это эра использования института герба почти исключительно в целях укрепления идеи самодержавия, поддержания престижа царской власти, ибо герботворчество включается в систему правительственных мер по усилению централизации и бюрократизации государственного аппарата. Павел впервые из всех русских монархов венчался на царство вместе с супругой. Он задумал и осуществил, правда, только на бумаге, новый, более помпезный государственный герб. В 1800 году Павел повелевает изготовить манифест  «О полном государственном гербе Российской империи».

Оригинал написан на двадцати листах пергамента: на первых четырех — текст манифеста, на пятом — изображение государственного герба, а далее следует подробное объяснение всех составляющих его частей. Герб поражает нагромождением атрибутов, пышностью, многочисленными заимствованиями элементов западноевропейской геральдики. Основное отличие нового герба — размещение титульных гербов не на крыльях двуглавого орла, а в одном большом щите, разделенном на сорок три щитка Этот большой щит расположен на груди орла. В государственном гербе появляется сень-наития, на фоне которой изображается орел, щитодержатели в виде фигур ангелов, знамена и пр. Все эти элементы были впоследствии заимствованы для нового государственного герба, который во второй половине XIX века утверждался как государственный герб Российской империи.

Геральдическим новациям Павла I не суждено было отчасти осуществиться, отчасти просуществовать более или менее длительное время. 12 марта 1801 года был опубликован манифест о кончине Павла I и о вступлении на престол его сына, Александра I, а 26 апреля этого же года — указ «О употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского». Прежний государственный герб восстанавливался в том виде, в каком он существовал до 1796 года.

В эпоху императоров Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто воплощалась в господствовавшем в то время стиле “Empire”. Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах: в левой — венок и ленту, в правой — пучок стрел, факел и ленту. Щиток на груди орла, в котором помещен св. Георгий, имеет необычную, заканчивающуюся конусом форму, а цепь ордена Андрея Первозванного отсутствует. Отсутствуют и титульные гербы на крыльях орла или вокруг него. Кроме того, крылья орла распростерты, опущены вниз, т.е. изменили свое традиционное «состояние».

Монеты, этот наиболее доступный для наблюдений носитель государственных эмблем, после 1832 года знакомят еще с одной формой герба: на поднятых вверх орлиных крыльях — земельные гербы, по три на каждом крыле, в середине, на груди орла, все тот же св. Георгий, окруженный цепью первого русского ордена. В чем же здесь необычность? С подобной трактовкой мы познакомились еще в царствование Петра I. Необычность в «комплекте», составляющем шесть гербов. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского, Киевского помещены гербы царства Польского, царства Херсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского остались.

Начало следующего этапа «реконструкции» государственного герба Российской империи относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом.

Одним из существенных препятствий для исполнения рисунков гербов в Гирольдии являлось отсутствие в ней квалифицированных живописцев. Опять же не хватало «ученого геральдика». Такового не было даже в Академии наук.

Такого «гербоведца» нашли среди иностранцев, служащих в России. Бернгард (Борис Васильевич) Кене, сын берлинского еврея, принявшего реформаторское вероисповедание, появился в Петербурге в 1845 году. К этому времени Кене, несмотря на свою молодость, был известен в Европе как «ученый нумизмат». Он принимал участие в работе Берлинского нумизматического общества, издавал специальный журнал. Кене решил изменить нашего орла на австрийский лад, а вообще всю печать на манер прусской.

В 1864 году Кён назначается советником по ученой части императорского Эрмитажа. В то же время он приобрел в Германии титул барона. Скончался барон Кёне в чине тайного советника в 1886 году.

Особым комитетом при участии Кене как специалиста по геральдике, императору Александру II была представлена на утверждение целая серия гербов.

Большой государственный герб, кроме двуглавого орла и всадника, дополнялся многими атрибутами. Это были сень (мантия), щитодержатели, государственная хоругвь. Вокруг главного щита располагались щиты с гербами царств и великих княжеств. Новшеством явился соединенный герб, т.е. в одном щите, разделенном вилообразно на три части, помещались гербы Киевского, Владимирского, Новгородского княжеств. Над сенью главного щита размещались еще щиты с соединенными гербами. А в самом низу главного щита помещен был впервые родовой императорский герб: щит, рассеченный, вправо — герб рода Романовых, влево — сложный герб Шлезви-Голштинский. Средний государственный герб отличался от большого отсутствием хоругви и шести гербовых щитов, помещенных над сенью. Малый же — отсутствием и сени, и окружающих главный щит гербов. Восемь гербов важнейших царств и княжеств, названия которых входили в императорский титул, размещены были на крыльях орла — по четыре на каждом крыле.

Многовекового всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так: «На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху копьем». В описании не отмечено главное изменение: всадник был повернут в непривычную глаза сторону — влево от зрителей.

После присоединения Туркестана государственный герб должен был пополниться новым титульным гербом. Новые проекты большого, среднего и малого гербов, скомпонованные с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображавшие с более густым оперением на крыльях, утверждены императором Александром III: большой государственный герб — его подлинный рисунок исполнен академиком А. Шарленанем — 24 мая 1882 года, средний и малый — 23 февраля 1883 года. Подлинные рисунки государственных гербов должны были вечно храниться в Гербовом отделении Департамента герольдии Сената.

Символика Россйиского герба складывалась на протяжении столетий. В XIX веке государственный герб претерпел наиболее существенные изменения. Оценка их современниками не была однозначной. Одни сомневались в необходимости изменения: «Государственный герб есть предмет вековой и многовековой. С течением времени он становится и более понятен народу и более доступен. Посему государственный герб должен быть постоянен и может допускать изменения только по особенно важным причинам… и в настоящее время… должен встретиться и не быть оставлен без внимания вопрос: настоит ли действительная потребность и благовременность предприять изменения в государственном гербе?»

Наступил ХХ век, и взгляд на это «единение» и «нераздельность» стал совершенно другим: «В результате захватнической политики царей и императоров России присоединяются Казань, Сибирь, Астрахань, Польша, Финляндия, Крым, Кавказ и Бессарабия, и мы видим, что гербы этих стран и областей или нелепо пристегиваются на крыльях хищного орла  или располагаются вокруг него. Таким образом… прежний государственный герб стал не только эмблемой русского империализма, но и наглядным доказательством порабощения отдельных народностей и земель и свидетельством их позора и унижения.

Двуглавый орел, лишенный царственных атрибутов, остался гербом России после падения империи и украшал печать Временного правительства (ее изображение принадлежит художнику Ивану Билибину). Но в 1918 году его сменил первый советский герб (герб РСФСР), составленный в соответствии с геральдическими правилами, но содержащий абсолютно новые эмблемы — серп и молот в лучах солнца на красном поле.

В 1923 году утвержден первый герб СССР с эмблемой мирного труда — серпом и молотом на фоне земного шара, на которым восходит солнце, символизируя светлое будущее человечества — коммунизм. Это изображение окружали колосья, перевитые лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки государственных гербов СССР и РСФСР немного менялись.

Указом Президента России Б. Ельциным в 1993 году введен новый государственный герб — двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.

Двуглавый орел олицетворяет собой единство всех наций и народностей, всех конфессий, населяющих Россию. Именно поэтому у него две головы — одна смотрит на Запад, другая — на Восток, соединяя их в едином теле.


Заключение

История двуглавого орла отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел непременно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик орла, его отдельные детали претерпевали значительную эволюцию.

Двуглавый орел испытал на себе все повороты истории. Российская империя была развалена в 1917 году. Но новый союз, основанный на порабощении русского народа, уничтожении его православной сущности, несмотря на неслыханный геноцид и жесточайшую эксплуатацию, не продержался и семидесяти лет (1922-1991 гг.).

Исторический опыт показывает, что многонациональные государства не обладают достаточной устойчивостью. Они относительно легко распадаются. Не составила исключения и Российская империя. Революционное движение в России оказалось прикрытием для уничтожения русской государственности и, как следствие, уничтожением всех национальных культур.

С целью предотвращения геноцида и беззакония я обратился в своей работе к данной теме, которая имеет ключевой характер в процессе воссоздания русской государственности. В данном случае обращение к двуглавому орлу и другим национальным символам — важный шаг к ее обретению. Государственность всегда обеспечивала условия созидательного труда.

Изучение российского государственного герба выдвигает целый ряд научных проблем и вопросов, которые могут стать предметом самостоятельных направлений. Часть из них в той или иной мере затронута в данной работе. Не претендуя на полноту выявленных проблем и вопросов, хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Далека от разрешения проблема происхождения двуглавого орла. Генезис двуглавого орла позволил бы соединить в единый процесс разорванные звенья древней славянской истории. Много неясного и в проблеме принятия двуглавого орла в качестве герба русского государства. Требует изучения и пополнения источниковая база по истории русского гербового орла. Особое внимание привлекает установление авторства рисунков гербового орла. Весьма плодотворными представляются исследования различных направлений употребления двуглавого орла, что имеет большое значение для истории искусства, архитектуры, реставрационной работы и многого другого.

Драматическая судьба российского герба со всей остротой ставит проблему научного описания уцелевших изображений двуглавого орла, восстановления, реставрации и реконструкции их на исторических памятниках, сооружениях, в интерьерах и т. д.

Изучение истории двуглавого орла — главного символа русской государственности, имеет непреходящее значение в деле воспитания нового поколения русских людей, беспредельно любящих свою великую Родину, ощущающих свое духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

В настоящее время русский народ вступает на путь Национального Возрождения. Он заявляет об абсолютном и неотчуждаемом праве на свою государственность, на свои национальные и государственные символы. И никакие идеологические, правовые, формально-логические и иные уловки не могут отрицать того факта, что главным символом русской государственности был и остается двуглавый орел. Как бы в подтверждение этой мысли 30 ноября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ о государственном гербе. Двуглавый орел вновь взмахнул крыльями и по сей день является государственным гербом российской Федерации.


Список литературы

1.   В Лебедев, «Державный орел России» - М.: «Родина»-1995 г.

2.   Н.А. Соболева, В.А. Артамонов, «Символ России» - М.: «Панорама»-1993 г.

3.   Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.» - М.: «Юридическая литература»-1997 г.

4.   «Герб России» - Курган: сб. библиотеки им. Маяковского – 1999 г.


[1] Стр. 44: Лебедев В., «Державный орел России» — 1995 г.

[2] Стр. 59: Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.» — 1997 г.

[3] стр. 47: Лебедев В., «Державный орел России» — 1995 г.

[4] Стр. 78: Соболева Н.А., Артамонов В.А., «Символ России» — 1993 г.

[5] Стр. 80: Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.» — 1997 г.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.