Реферат: Петергоф и его достопримечательности
Дворец Монплезир
С
дворца "Монплезир", название которого по-французски означает
"мое удовольствие", началось строительство дворцово-паркового
ансамбля Петергофа. Дворец
"Монплезир" был любимым детищем Петра I. Император лично выбрал место
для застройки и набросал план здания. Строительство дворца
"Монплезир" велось с 1714 по 1721 год под руководством архитекторов
И. Браунштейна, Ж. Леблона и Н. Микетти.
Центральный
корпус одноэтажного "Монплезира" был выполнен в голландской манере, с
чем связано другое название дворца - "Голландский домик".
Примечательной особенностью "Монплезира" является то, что тонкая
кладка стен (в один кирпич - в центральном корпусе, в два с половиной кирпича -
в галереях и люстгаузах) на деле отличается необычайной прочностью: она с
успехом выдержала не только испытание временем, но и потрясения военных лет.
Среди
интерьеров дворца особого внимания заслуживают Парадный зал и Китайский, или
Лаковый, кабинет.
Дворец
"Монплезир" и сегодня пленяет посетителей изысканной простотой и
легкостью дворцовых фасадов, утонченностью интерьеров и геометрической
красочностью Монплезирского сада.
Павильон Эрмитаж
Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского
залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания
была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон.
Петергофский Эрмитаж – первый в России. Его название, которое в переводе с
французского означает «приют отшельника» или «место уединения», объясняет как
назначение дворца, так и его конструктивные особенности. Изящный двухэтажный «Эрмитаж»
предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность
павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным
мостом. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на
первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж
можно было попасть только на подъемном кресле. По легенде, после того, как в
этом кресле между этажами застрял Павел I, оно было заменено лестницей. Второй этаж
занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров. Именно
в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее
приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном
механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и
поднималась средняя часть стола и все тарелки. Смена кушаний
и тарелок производилась по звону колокольчиков, шнурки от которых находились у
каждого прибора. При помощи этого же механизма гости могли отправлять записки с
заказами на тарелках на кухню в первом этаже. Главная «затея» Эрмитажа – единственный в России
подъемный стол - восстановлен для осмотра в июле 2009 года.
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
По
первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую
гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву.
Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск на шведами, одержанной в день
Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ
присутствует на гербе страны и до наших дней.
Фонтан-монумент
был установлен в 1735 году.
Фонтан
сильно пострадал в ходе Великой
Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона была утрачена. В 1941 году во
время наступления фашистов на Ленинград, Самсон был спешно демонтирован,
вывезен и закопан в окрестностях Петергофа работниками музея, на обратном пути
грузовик попал под обстрел и все участники акции погибли. Место с
«захоронением» статуей Самсона остаётся неизвестно. Восстановленный ансамбль,
но уже с позолоченной статуей открыт 14 сентября 1947 года.
28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию.
Воронихинские колоннады
По обе
стороны канала, замыкая площадь перед Большим каскадом, расположены изящные
павильоны, так называемые Воронихинские колоннады. На гранитном основании
покоятся гранитные лестницы с установленными по бокам фигурами лежащих львов.
Они ведут в галереи, украшенные восемью парными колоннами.
Фонтан «Пирамида»
В
восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно
поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает
триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I,
будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трехгранного обелиска. В
1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном
монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года
«Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект
пирамиды достигался путем последовательного уменьшения диаметра 505 медных
трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал,
и соответственно росла высота струи.
Фонтан «Сноп»
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа,
построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н.
Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр
композиции — высокая туфовая тумба в виде связки
колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу
располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Фонтаны "Шутихи"
Шутихи
«Елочки» это три металлических деревца, которые с первого взгляда можно принять
за настоящие. Ствол прочеканен под кору, сучья выполнены из латуни, хвоя из
жести, и каждая елочка окрашена в естественные цвета. Подойдите поближе - из
сучьев брызжут тонкие струйки воды. Создан фонтан
для шуток над гостями парка. При прохождении гостей парка мимо фонтана,
замаскированного под три елочки, внезапно включалась вода, и празднично одетые
господа и дамы оказывались облитыми. Сейчас фонтан работает все время.
Эта рощица - недотрога появилась в 1784 г. Извилистой дорожкой она соединена с соседним семейством фонтанов-шутих. В Нижнем саду предполагалось сделать
несколько подобных фонтанов, действующих «разным манером». Они были
обязательным элементом европейских регулярных парков эпохи барокко. Парк
вовлекал посетителя в игру - в нем были и лабиринты, и картины-обманки, и
водяные сюрпризы.
"Дубок",
с расстояния в несколько шагов выглядящий живым деревом, был сделан раньше
"Елочек", в 1735 году. Он находился в Верхнем саду, похожем на
дворцовые залы под открытым небом. Соответственно саду, и деревце было в
позолоченных листьях, но простояло оно там только до середины 18 века. На
нынешнем месте «золоченое дерево Дубок» было поставлено в 1802 г. Фонтанный мастер Стрельников превратил его в «натуральное дерево», окружил тюльпанами и
скамьями - не хотите ли присесть полюбоваться деревцем в паутине воды? Но стоит
присесть, из-за спинок скамеек обрушивается водяная завеса.
Комический
эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй,
обрызгивающих со всех сторон посетителей (представим себе дам и кавалеров в
пышных костюмах XVIII века).
Фонтан
«Зонтик» создан в 1796 году по проекту архитектора Ф. Броуэра. Вокруг массивной
подставки устроена скамья. Над ней - широкий зонт, увенчанный изящной резной
шишкой, по форме напоминающей ананас. По краям зонта - яркие фестоны,
окрашенные во все цвета радуги. Они закрывают 164 маленькие трубочки с
отверстиями, которые направлены к земле. Когда посетитель парка зайдет под
зонтик и сядет на скамейку, внезапно включается фонтан. Из трубочек с шумом
вырываются струйки воды, и человек оказывается как бы в водяной клетке. Сухим
отсюда не выйти.
Кроме
фонтанов туристам будет интересно увидеть Финский залив.
Археология залива
Дно
Финского залива — одно из крупнейших в мире кладбищ погибших кораблей, которые
благодаря холодным и относительно пресным водам прекрасно сохранились. Через
Финский залив с VI века проходит морской торговый путь, по нему в Северную Европу поступало 100 % серебра. Каждый год здесь
погибали десятки судов. Известны случаи, когда в шторм погибали целые флотилии
за несколько часов. Осенью 1743 года за 7 часов погибло 17 русских военных
судов, возвращавшихся из Финляндии, а летом 1747 года всего за 4 часа на рейде Нарвы погибло 26
торговых судов. Рекорд был поставлен в 1721
году, когда при эвакуации русских войск из Финляндии за 3 месяца погибло более
100 кораблей (причём 64 — в одну ночь).
На
конец 1996 года в российском секторе Финского залива
насчитывается более 5000 затопленных объектов. Из них около 2500 — это корабли
и суда, почти 1500 — самолёты, а остальные — разнообразные мелкие объекты —
якоря, лодки, провалившиеся под лёд сухопутные транспортные средства (танки,
трактора, автомашины, пушки и другое) и подводные кабели. По национальной
принадлежности погибшие корабли относятся к русскому флоту, немецкому, английскому , шведскому, голландскому и финскому. Остальные включают
норвежские, датские, французские, американские, итальянские,
эстонские и латвийские суда.
Дно
Финского залива и особенно его восточной части изобилует объектами,
представляющими потенциальную опасность для безопасности мореплавания,
рыболовства, прибрежного строительства, прокладки подводных трубопроводов или
кабелей, а также создающие угрозу экологических бедствий и катастроф. Активные
и широкомасштабные минные постановки осуществлялись в Финском заливе
ещё в годы Первой Мировой войны, Гражданской войны и интервенции, Зимней войны. Анализ имеющейся неполной
информации позволяют оценить масштабы постановки в 60 000 единиц. (Только
постановки Российского императорского флота в 1914—1917 годах составили 38 932
мины). При этом послевоенным тралением,
по оценкам специалистов, уничтожено не более 25 % выставленных мин.
В
Финском заливе можно ловить рыбу. Развито рыболовство. Наиболее важными местами
лова в заливе являются его северное побережье в районе Выборга-Приморска и
южный берег в районе Усть-Луги. Промысловое значение имеют салака, килька, корюшка, сиг, лещ, плотва, окунь, угорь, минога и другие. В 2005 году рыболовецкие
предприятия Петербурга и Ленинградской области выловили из Финского залива
около 2000 тонн рыбы.
Промышленность и торговля
в г. Петергоф
Одним
из старейших промышленных предприятий Петергофа является Петродворцовый часовой завод. Он был
основан Петром I в 1721 году как Петергофская гранильная фабрика.
Изделия фабрики хранятся в лучших музеях мира, таких как Версаль, Эрмитаж, Сан-Суси. С 1932 года на заводе производили
точные технические камни для военной промышленности. С 1961 года завод
выпускает часы марки «Ракета»,
которые были хорошо известны в СССР и экспортировались в более чем 30 стран
мира. После Перестройки завод значительно сократил выпуск, но сумел
сохранить производство и по-прежнему выпускает часы.
Кроме
того, на территории Петергофа находятся Завод металлофурнитуры и птицефабрика
«Красные Зори».
Сегодня
Петергоф насыщен объектами социальной и торговой инфраструктуры. Город активно
осваивают крупные торговые сети, такие как «Пятёрочка», «Магнит» и другие.
петергоф
фонтан дворец лостопримечательность
Социальная сфера
Учреждения культуры.
В
Петродворце действуют Научная библиотека государственного музея-заповедника
«Петергоф», Центральная районная библиотека, Районная детская библиотека, 2
кинотеатра, Дворец культуры и науки Санкт-Петербургского государственного
университета.
Наука и образование.
В
городе 11 средних общеобразовательных
школ и гимназий,
14 детских садов и ясель, Детская музыкальная школа № 17
имени А.Г. Рубинштейна, Детская музыкальная школа № 22, школа пения и музицирования
«Канторум», Детский дом-интернат № 2 для детей с отклонениями в умственном
развитии с 4 до 18 лет, Профессиональный торгово-экономический лицей № 148, Дом
детского творчества, детско-юношеский центр «Петергоф».
26 июля 2005 года
опубликовано постановление правительства России, подписанное 23 июля, о
присвоении городу Петергофу статуса наукограда.
Петергоф стал первым в России наукоградом, имеющим две составляющие —
научно-образовательный комплекс и музей-заповедник. В городе расположен ряд
факультетов, а также студенческий городок Санкт-Петербургского государственного
университета (Петродворцовый
учебно-научный комплекс), Военно-морской институт радиоэлектроники имени А.С. Попова,
Военно-транспортный университет железнодорожных войск РФ, школа милиции МВД.
Статус
наукограда был дан городу Петергофу сроком на пять лет и выделены средства на
строительство различных объектов имеющих отношение к науке и культуре. По
окончании этих пяти лет город должен отчитаться за проведенные работы для
подтверждения статуса наукограда. По результатам этих работ будет принято
решение о продлении статуса или его лишения.
Известные люди:
§
Алексей Николаевич (1904—1918) — Его Императорское Высочество
Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь, пятый ребёнок и
единственный сын Николая
II. Родился в Петергофе.
§
Анастасия
Николаевна (1901—1918) — Великая Княжна (Ее
Императорское Высочество), четвёртая дочь Императора Николая II. Родилась в Петергофе.
§
Бенуа,
Леонтий Николаевич (1856—1928) — российский архитектор,
заслуженный деятель искусств Республики. Родился в Петергофе.
§
Гейрот, Александр Фёдорович (1817—1882) — русский генерал, участник Кавказской войны, один из крупнейших
издателей России. Жил в Петергофе. С 1848 года старший советник управляющего
Петергофом.
§
Кавос, Альберт Катеринович (1800—1863) — итальянский и российский
архитектор, строитель театров,
академик архитектуры. Умер в Петергофе.
§
Мария Николаевна (1899—1918) — Великая Княжна (Ее Императорское
Высочество), третья дочь Императора Николая
II. Родилась в Петергофе.
§
Михаил Николаевич (1832—1909) — великий князь, Его Императорское
Высочество, русский генерал-фельдмаршал, четвёртый сын императора Николая I. Родился в Петергофе.
§
Ольга Александровна (1882—1960) — последняя великая княгиня (Её
Императорское Высочество) Российской
империи во время правления её старшего
родного брата, царя Николая
II. Родилась в Петергофе.
§
Рубинштейн,
Антон Григорьевич (1829—1894) — русский композитор,
пианист, дирижёр, основатель первой русской консерватории.
Умер в Петергофе.
§
Соколов, Егор Тимофеевич (1750—1824) — архитектор, строитель,
представитель классицизма. Родился в Петергофе.
§
Татьяна
Николаевна (1897—1918) — Великая Княжна (Ее
Императорское Высочество), вторая дочь Императора Николая
II. Родилась в Петергофе.
§
Сухаревская,
Лидия Петровна (1909—1991) — актриса театра и кино,
народная артистка СССР (1990)
Итак, описывать
фонтаны бессмысленно - это именно тот случай, когда надо просто один раз
увидеть.
Эти
тысячи водяных фейерверков разбросаны на 21 гектаре парка. И увидев их, вы вряд
ли поверите, что вся система - 3 каскада и 150 фонтанов - по сей день работает
без единого насоса. В этом - чудо Петергофа.
|