Реферат: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана
Рис. 3. Взаиморасположение казахов
среди некоторых народов Евразии по сумме измерительных (а) и описательных (б)
признаков головы и лицевого отдела.
126
хаянский, типичными представителями
которых признаны киргизы [и хакасы. Согласно морфологическим показателям
межгрупповых сопоставлений оба эти варианта тураноидной расы отличаются от
казахстанского усилением элементов восточного расового ствола (рис. 3).
В антропологии Казахстана также нашло
отражение и изучение этнического образования казахов в серологическом аспекте.
Поданным системы АВО для казахов, в целом можно считать установленным
преобладанием аллеля 0. Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а
концентрация генных частот р (А) и q (В) достаточно
близки между собой (А >В). Этот факт говорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно сочетаются
исходные составные компоненты на основе серологических факторов — европеоидных
и монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп крови для казахской
популяции в целом является следующий:
О > А > В > АВ.
Антропологическое значение такого распределения раскрывается при сопоставлении
с общим распространением генных частот по локусу АВО у народов Евразии. Так,
казахская популяция тяготеет к относительно средней величине колебаний частот
фенотипов системы АВО населения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаев
совпадает с таковыми вариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. По
распределению фенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущих
населению Центральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отношению
к народам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. Фенотип В
у казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителей
Центральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные для популяций
Восточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервала частот,
свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственно этому частоты
генов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в области пограничных значений,
характерных для популяций Центральной Азии и Восточной Европы.
Рассмотрение распределения системы групп
крови MN среди казахских популяций показало, что для
них характерно преобладание аллеля М над N. Процент лиц с наличием обоих
аллелей MN среди местных популяций значительно больше, чем с одним. По степени
концентрации генных частот по данному локусу казахи обнаруживают относительно
высокий процент m (M) и
умеренно низкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов
у казахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии.
По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся на
границе таковых у народов Восточной Европы. В целом казахи вполне определенно
являются носителями смешанных особенностей по локусу MN12.
Поданным системы
резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица с
резус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерно
относительно высокое содержание аллеля D. На всей
изученной территории показателя встречаемости резус отрицательности стабильны,
так как изменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и они
представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе
общей казахской популяции уровень концентрации гена d
не достигает распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но
она несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному
генетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанном
происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве
краткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус-отрицательного
фактора у народов Евразии. Правда, при этом проценты предварительно переводятся
в баллы. С учетом полярности генетической структуры сравнительных популяций
казахи стоят на четыре балла дальше от современных монголов, на пять баллов —
от коренных народов Средней Азии и на десять баллов от восточных славян.
Обобщенные генетические величины по изученным локусам позволяют заключить, что
на попу-ляционном уровне у казахов вполне реально существует свой генофонд.
Его специфическая особенность наиболее ярко проявляется при межэтнических
сопоставлениях, где в серологическом отношении наиболее типичные представители
как европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от
обобщенного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-
Рис. 4. Суммарные генетические
расстояния казахов от некоторых народов Евразии.
проведенный
серологический анализ отражает один из путей микроэволюционного развития
современных казахов и одновременно демонстрирует, в каком соотношении у них
сохранились исходные генетические особенности, а также показывает их условное
расстояние в этноантропологическом развитии от популяций сопредельных
территорий.
Как известно,
специфическое сочетание полиморфных признаков кожного рельефа пальцев и ладони
обладают высокой таксономической ценностью. Эти дерматоглифические данные по
современным этническим группам сейчас широко используются в антропологической
науке. В полученных материалах весь комплекс признаков дерматоглифики
свидетельствует об однородности локальных групп казахов и ее гомогенности как
популяций в целом. По основным свойствам кожных узоров казахи находятся на
стыке монголоидно-европеоидных групп", т. е. относятся к популяциям
метисного происхождения (рис.5).
Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические
расстояния казахов (К) от некоторых народов Евразии.
В
современной антропологии наряду с данными по расовой соматологии, серологии,
дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека в
этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубной
системы является одним из важнейших источников биологической и
исторической информа-v ции, так как ряд
важных черт зубного рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей.
Одонтологический анализ позволяет
• заключить, что по
основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая популяция
обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в пределы
вариации переходных расовых типов Евразии.14
В целом, одонтологические особенности у
казахов выявляют в
• основном те же
закономерности, что и по другим системам антропо-,' логических признаков, т. е.
по расовой соматологии, серологии, , особенно дерматоглифике (рис. 6). Об этом
свидетельствует, прежде ' всего то, что в зубной морфологии казахов черты
«восточной» ориентации превалируют над особенностями «западной». Вместе с тем
показатели некоторых фенов зубного рельефа «западного» ствола в известной мере
убывают по мере продвижения с западной в восточную часть республики.
Выявленный «западный» стабильный компонент у современных казахов генетически уходит
своими корнями к древнему местному субстрату.
Таким образом,
масштабные комплексные антропологические исследования современных казахов
содержат достаточно познавательную информацию, которая в полной мере
соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке проблем
этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общность
генетического процесса и пути формирования этнокультурной основы у древнего и
современного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахский
народ обретает свое реальное существование как самостоятельное этническое
образование с середины II тыс. н. э., что признается большинством
исследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплекс
источников,
местные популяции
образовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностями
генетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными культурными
чертами и основами современного языка на всей территории Казахстана.
В этом
антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский народ
предстает перед новым историческим развитием в кругу современного разнообразия
культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.
§ 2. Этнические
процессы на территории Казахстана
Этническая
история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На
протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов.
Сведения о них разбросаны
130
Itв
большом количестве источников на многих языках, восточных и ||. европейских.
Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена большая
работа по их изучению.
г| В научной
литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц — племени, народности,
нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой совокупности людей,
обладающей не только общими у внешними
физическими чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры
(включая язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности
от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании
(этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-ти
важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из
числа
•других этносов, они
должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при
условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации
этноса, в пределах единой, постоянной территории15.
В XV—XVI вв. в
основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее
этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались
казахи и в последующие, века.
Этническую основу
казахской народности, как и ряда других тюр-
•кских народностей
региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили
многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней,
кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до
найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других,
обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые из
них в разные . эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и
племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.
Истоки этногенетических
процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой
древности — эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти
процессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они
все более зависели от этнических процессов на обширных пространствах
Центральной Азии. Движение этнической истории на территории Казахстана,
сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в
конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью
хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также
городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях. Во
многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями
древности и средневековья, происходившими в целом в
казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.
В развитии
этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько
этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво
сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения,
подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в
сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация,
ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более
поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев,
европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы,
наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие
племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных17.
Решающий этап в
этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степныхтерриторий Евразии
связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс.
н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась
этнодсмографи ческая обстановка в степной части территории Казахстана и
сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении,
от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно
расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых
источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и
др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней,
кангюев.
Формирование новых
социальных (раннсфеодальных) отношений и образование древнетюркской
государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата—
содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплемен назаладные земли,
тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации
антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных
территориях"'.
В эпоху возникновения
целого ряда тюркских государств интеграционные тенденции в этнических
процессах на территории Казахстана усилились. Эти государства обеспечили
возможность политической консолидации местного и пришлого населения, его
этнокультурного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для
хозяйственного освоения территорий.
На юго-востоке
Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI
вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами
на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской
жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).
В Карлукскую федерацию
племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между
Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и
полукочевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»:
тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из
них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы
огузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в
Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный
расовый тип с незначительной примесью монголоидности19. Значительная
масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть
формировавшейся узбекской народности.
На
территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило
кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины
Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые
племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические
группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов
преобладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузов
передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического
объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.
В северных, восточных и
центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакские
племена, также создавшие свою раннефеодальную государственность. В состав
кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюркские
племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.21 Преемниками
кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен
кимакского объединения.
Становление и
укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственной
жизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного среди
обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические
взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образований
содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Однако
удревнихи раннесредневековых племен Казахстана в силу естественногеографических,
хозяйственных условий их обитания, исторически складывавшихся обстоятельств их
политической обособленности, а именно вхождения их в разные племенные союзы и
раннефеодальные государства, все отчетливее выявлялись тенденции формирования
их в несколько этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и
Туркестане (район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и
Восточном Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье,
в междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения
средневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя в целом
общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное воздействие на
этнические процессы оказывал политический фактор.
Усилились хозяйственное
и культурное взаимодействие и этнопо-литическая консолидация племен и народов
юга и юго-востока Казахстана между собой, а также политическая ориентация тех
и других на взаимосвязи с населением Средней Азии, чему во многом способствовало
длительное вхождение их в состав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшего огромную
территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-Восточного
Казахстана22. В образовании государства Караханидов, объединившего
оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие в
Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация этих племен вместе с
местным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на пути
формирования узбекской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской.
Формированию их в условиях сравнительно развитых общественных отношений в этом
государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —
К народность мешали
политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад его на Восточный и
Западный каганаты. ; Государственное объединение кыпчакских племен (XI—XII
вв.) ) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным кон-. тактам
массы тюркских племен обширных территорий"от Иртыша до Урала и Волги и
далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки),
байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета,
буржоглы, анджоглы. дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племена
взаимодействовали на территории Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская
'степь»), т. е. степной территории Казахстана с другими тюркоязыч-ными
племенами соседних государственных образований, они вобрали в себя часть
огузских родов и племен. Многие племена и этничес-' кие группы региона (включая
и Южный Казахстан), объединенные : хозяйственно-территориальными и
политическими связями, принимали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками23.
В XII— начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути сложения
народности раннефеодального типа. Но события последующих столетий раздробили и
эту крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участниками
сложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской, ногайской и
целого ряда других народностей.
В начале XIII в. в Восточный
и Юго-Восточный Казахстан переместились из Монголии и Алтая под давлением
монголов Чингисхана тюркоязычные (по другим сведениям монголоязычные) найманы
и киреиты, имевшие свои государственно-политические объединения и достигшие
уровня раннеклассовых этнических общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских
завоеваний, они расселились в разных областях Монгольской империи и приняли
участие в формировании многих тюркских народов.
К началу XIII в. в
условиях тесного экономического взаимодействия населения обширных зон
многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого скотоводства и оседлого
земледелия и городской культуры, в ходе упрочения самостоятельных
общественно-политических структур, упомянутых выше государственных образований
с большей или меньшей степенью стабильности, в процессе сложения языковой и
культурно-бытовой общности определились основные узлы этногенеза, этнической
консолидации населения. Складывались условия для формирования по меньшей мере
двух народностей: на кыпчакс-ко-огузской этнической основе — на обширной
территории Восточного Дешт- и Кыпчака и карлукской основе — в Семиречье.
Дальнейшее общение между ними, продвижение кыпчаков (и входивших в их
политический союз родов и племен) на юг и юго-восток, а семиречен-ских племен
(карлуков, киреитов и др.) на запад формировало исторические предпосылки для
сложения более крупной тюркоязычной народности. Однако дальнейшее
поступательное развитие этнической консолидации населения было задержано
монгольским нашествием.
Отрицательных воздействий
на этническую ситуацию в регионе было слишком много. Была истреблена, уведена в
рабство, втянута в завоевательные походы Чингизидов и перемещена за пределы
Казах стана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркских племен
Казахстана оказалась разъединенной между новыми политическими образованиями —
улусами Джучи, Чагатая, Угэдэя, хотя при разграничении территорий между ними в
определенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы. Улус
Джучи (затем Золотая Орда) занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтая до Дуная.
В Казахстане он охватывал обширные территории центральных, северных и
северо-восточных, западных его земель. Улус Чагатая занимал Южный и
Юго-Восточный Казахстан, т. е. земли кыпчаков, караханидских тюрков, карлуков.
В улус Угэдэя из территорий Казахстана отошла северо-восточная часть Семиречья,
куда перед тем передвинулись с востока разбитые монголами найма-ны и киреиты
(киреи).
Страницы: 1, 2, 3
|