рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Таким образом, как я уже сказала игра – это многофункциональное явление, но в целом во время игры происходит обучение участников азам существования в обществе, правилам кооперации и борьбы. Так, по словам Ф. Хайека, «игра - прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка».

игра народный забава обряд


Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры

2.1 Игры детей младшего возраста

Игра — ведущий вид деятельности ребёнка.

Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младше школьного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.

Выбор репертуара во многом определялся уровнем развития ребенка. Игры зачастую были одни и те же, но различались по степени сложности, то есть, с ростом ребенка просто усложнялись условия игры. Младший возраст- это возраст от двух до семи лет, и здесь каждый год имеет особенности, учитываемые в выборе игр.

Так, ребенок 3-4 года еще не полностью овладел свои телом, движение его не всегда точны. Словарный запас- от 1000 до 2000 слов, он много говорит, запоминает сказки, любит короткие стихи, тексты. Но слова произносит плохо, поэтому сокращает их, фразу строит несовершенно, пропускает трудные звуки. Психические навыки только формируются, внимание неустойчиво, велика отвлекаемость. Поэтому игры- короткие, типа «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Каравай».

К пяти годам навыки владения текстом становятся точнее, мышцы крепнут, увеличивается работоспособность. Ребенок уже может одновременно оторвать обе ноги от земли, поэтому учится прыгать.

Речь становится более связанной, последовательной, уменьшается количество сокращений и перестановок слов. В этом возрасте улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, узнают и запоминают песни, стихи. Начинают формироваться психические навыки: внимание становится устойчивей, развиваются процессы запоминания, совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия. Поэтому в пять лет ребенок уже не мог играть в игры с текстом, например, «Гуси- лебеди», осваивал дразнилки, уже мог запомнить считалки. Считалок в игровом репертуаре ребенка было множество, и до наших дней многие из них дошли практически в неизменном виде.

Тай, тай - не летай!

Кто играет - тот играй,

Кто не с нами - выходи,

И, конечно же, выходи!

В шесть лет у ребенка появляется легкость, ритмичность бега. Запас слов – до 3000, развиваются творческие способности, ребенок может делать умозаключение, рассуждать. В шесть лет игровой репертуар уже богат. Он включает в себя игры с мячом, с веревкой, многообразные словесные игры, среди которых - и загадки, и считалки, и скороговорки. Осваивались игры - ловишки, игры спортивного характера, дочки- матери, казаки – разбойники.

Дети младшего возраста не делились еще по половому признаку, девочки и мальчики играли вместе. В их игровом репертуаре было много забав, в которых требовалась ловкость, сноровка, быстрота реакции. Все эти качества и тренировались в играх.

Главным назначением детских игр младшего возраста было - овладения правилами. Ведь овладеть правилом - значит овладеть свои поведением.

Значение сюжетно - ролевых игр, которые превалировали в игровом репертуаре детей младшего возраста, заключалось в том, что ребенок одновременно готовился к самостоятельному и коллективному поведению. Дети, играя по правилам, брали на себя игровые роли, учились договариваться, спорить, командовать, участвовать в разрешении конфликтов и т.д.

Таким образом, в игре у дошкольника закладывается ряд важнейших психических качеств, в первую очередь способность ориентироваться на позиции других людей, оценивая свои действия и поступки как бы со стороны, глазами эти людей. Он обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе, адресуется другому человеку. Благодаря этому ребенок начинает более или менее осмысленно ориентироваться в сфере собственных мотивов и переживаний, управлять своим поведением, то есть у него постепенно формируется произвольность.

Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, начала творческого.

Роль игры в развитии психических процессов у дошкольников изучалась в сравнительных исследованиях. Т.В. Ендовицкая установила повышение эффективности сенсорных процессов у ребенка-дошкольника в условиях игры. Богуславская обнаружила переход детей на более высокий уровень абстракции и обобщения, осуществляемый в играх. Истомина показала, что в игре создаются наилучшие условия для формирования процессов произвольного запоминания и припоминания. Пользуясь выражением С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что психические процессы ребенка не только проявляются, но и формируются в играх.

В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.

Большое значение для формирования полноценной личности имеют игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры.

Таким образом, «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни».

2.2 Игры подростков

Дети - подростки в русской культуре уже считались «годными» к труду и к обрядовой деятельности.

В играх начинается разделение на игры девочек и игры мальчиков, но остается много и совместных игр.

Уличные игры всегда были массивные, в них участвовали от 5 до 15 человек. Каждая игра начиналась с конания, т.е. выбора вожака- главного игрока, называемого «водило», «водильщик». Выбор вожака и деление на команды происходили путем жеребьёвки или с помощью считалки.

Существовало несколько видов жеребьёвок, забытых на сегодняшний день. Среди них:

- счет, который осуществлялся только по солнцу, от левой руки к правой;

- прибаутки (счет, но образный, с расчетом на юмор);

- канашки, когда мерялись на палке;

- на палки - бросали каждый свою палку: чья ближе, тот и водит;

- чикование: игра в «чижа»- бросают маленькую палку, ударяют по ней большой.

Уличные игры носили подвижный характер. Наиболее популярные были разнообразные «ловишки», существовавшие в огромном количестве вариантов. Они были двух видов: один - в которых ловцом был один человек, например, «пятнашка»; вторые - в которых одна партия ребят ловила другую,- например, «Чехарда» пользовалась большой популярностью, благодаря своему характеру. Играли в нее двумя командами. Участники одной из них цепочкой становились друг за другом, причем каждый, обхватив предыдущего за туловище, прятал вниз голову. Стоящий впереди упирался головой в стену. Игроки второй команды просто прыгали по очереди на спины первых, стараясь при этом не упасть. Удержались - значит, катаются на спинах первой команды, пока не свалятся.

В Белгородской области есть похожая игра, но несколько модифицированная, - «Кривуля». Проводится она так: один игрок наклоняется, руки упирает в колени. Проводится она так: один игрок наклоняется, руки упирает в колени. Через двоих, последующие повторяют действия предыдущих, и так до последнего, после чего первый прыгает уже через всех игроков. Игра хороша тем, что может проводиться до бесконечности и во времени, и в пространстве.

Популярны были «Жмурки», «Верный удар», а также разнообразные игры с мячом: в «Лапту», « В зайчика». Игра «В зайчика» заключалась в следующем.

В центре сидит «зайчик», остальные стараются в него попасть мячиком, он уворачивается. Кто не попал- тот сам становится « зайчиком». Если не было мяча, то выход находился сам собой. Белгородская игра «Гопалки» - подтверждение тому. Играли в неё следующим образом. Каждый лепил себе из грязи круглый ком размером в два кулака. Поочередно игроки ударяли своим комом о землю в самом пыльном месте. Чей ком произведет самый резкий звук и больше пыли- тот и выигрывает.

Еще одна любопытная игра Белгородского региона, для проведения которой не нужен дорогой реквизит, и которая очень проста по правилам - игра « В соломку»: сухой камыш нарезается одинаковыми палочками и вкладывается кучкой. Затем каждый игрок по очереди вытягивает палочки из кучки, стараясь не завалить ее. Играют, пока куча не завалится. Выигрывает тот, кто вытянул большое соломок.

Любили играть в «Жмурки», которые обязательно начинались с диалога

- Что пил?

- Квас!

- Ищи век нас!

Повсеместно играли « В горшок»: с завязанными глазами раскручивали одного игрока, и но должен был после этого палкой ударить по горшку, стоящему в центре. Наградой, если он попал по горшку, служило то, что в него клали: пряники, пирожки. Остальные игроки во время игры сидели тихо, стараясь смешком не выдавать, если игрок после раскручивания шел в другую от горшка сторону.

Главное, что характерно для игр этого возраста в традиционной народной культуре, это то, что они разделяются на девичьи и мальчишеские. Ведь в это время происходит половое созревание, мальчики и девочки готовятся стать мужчинами и женщинами, и уже в игре происходит эта подготовка. Конечно, и в этом возрасте очень много общих игр, но появляется много новых, в которых отыгрываются модели будущей взрослой жизни, как трудовой, так и бытовой, а также обрядовой, бывшей неразрывной частью жизни русского человека.

Рано утром в Рождество и Новый год мальчики совершали обход домов с магическим обрядом ПОСЕВАНИЯ. То, что участниками обряда были только мальчики, возможно, связано с тем, что функция сеятеля закреплена ха мужчинами. Зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, спрятанных в рукавице, исполняя при этом песню:

Сею, сею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

На новый год, на ново счастья

Уродись, пшеница,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами!

На Масленицу все дети в первый день, называемый «встреча», бегали на самую высокую гору в селе для того, чтобы встретить «госпожу честную Масленицу». Они же, как правило, первыми скатывались с катальной горы в четь праздника.

Среди зимних забав Белгородского региона есть любопытная игра «Свинка». Проводилась она следующим образом: из дерева вырезали «свинку»- плоскую чурочку, а из лозы делали клюшку. Этой клюшкой гоняли «свинку» по льду реки или пруда, стараясь забить в обозначенные «ворота».

Апофеозом детской обрядности были весенние праздники, связанные с прилетом птиц. Первый среди них- ЕВДОКИЯ- ПЛЮЩИХА, который наступал 14 марта (по старому стилю). Чтобы приблизить наступление весны, дети забирались на пригорки или крыши домов и пели ЗАКЛИЧКИ.

22 марта, в СОРОКИ, дети со специально испеченным для этого обрядовым печеньем - жаворонками- бегали по деревне и кричали

Жаворонок, жаворонок,

Выгляни, выскочи,

Твои дети на повети сыр колупают,

В масло окунают!

Печенье называлось и «кулики». Дети клали свои птички на вершины стогов соломы и, приплясывая, пели

Весна, весна,

На чем пришла,

На чем приехала?

На сошечке, на бороночке,

Кулики, жаворонки,

Слетайтесь на одонки!

В закличках дети воспроизводили ритмические, мелодико - текстовые формулы в целях воздействия на окружающий мир. В них именно ритм образовывал «сакральное», действенное, значимое начало. Ведь в представлении человека традиционного образа ( как и современного ребенка) ритмизированный текст, в отличие от простого, обладает властью воздействия на мир и других людей. Ритмически оформленный текст- сама по себе ритмическая конструкция, это орудие создания или воссоздания мира, мыслящегося как ритмически же организованная сущность.

Поэтому заклички представляют собой предельно четко ритмически организованные конструкции

Жавороночки!

На соломочке!

Прилетите к нам!

Принесите нам!

Лето теплое!

Весну красную!

Пропев песенки дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели закличку; так продолжалось до позднего вечера, в конце которого играющий открывал своему жаворонку голову и съедал ее. Туловище съедали в конце следующего дня, предварительно пропев несколько закличек, как и в первый день.

На БЛАГОВЕЩЕНЬЕ, 7 апреля дети выпускали птиц из клеток и пели при этом «веснянки»

Синички- сестрички,

Тетерки- чечетки,

Краснозобые снегиришки,

Щеглята- молодцы,

Воры- воробьи!

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите! За нас Божью Мать молите!

Играли весной «В родничок» «становились друг за другом по одну сторону весеннего шумного ручья, обхватывали друг друга за пояс и пели

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился, ключевой,

Белый, снеговой,

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам,

У-ух!

Спев эту песню, боком перепрыгивали через ручей на другую сторону. При этом мешали друг другу, придерживали, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды, из игры выбывает».

Всеобщей детской обрядовой забавой были игры с яйцами. Проводились они обязательно на Пасхальной неделе, включая Красную горку, а также Егорьев день и Троицу. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с горки, со специально сделанных лоточков. Играющее по очереди спускали яйца с лотка, чьё откатилось дальше всех - тот и выигрывал. Другой способ игры - спускающее с лотка яйцо должно было удариться об уже лежавшее на земле. Или просто соперники толкали яйца по столу навстречу друг другу. Если при соприкосновении яйцо разбивалось, его забивал тот, чье оставалось целым.

Самая простая забава яйцами - «битки». Два игрока зажимали яйца в руке и ударяли друг о друга. Чье яйцо цело тот и победитель.

Основное место в жизни подростка занимали такие формы игрового фольклора, как СТРАШИЛКИ. Они заключались в том, что дети очень любили рассказывать друг другу разные страшные истории про вурдалаков, упырей, русалок, леших, кикимор и прочих фольклорных «нечистях».

Таким образом, игры со сверстниками представляли подростку широкое поле для интеллектуального развития, опробование себя и своих возможностей, понимая другого человека, сострадание и сопереживание ему. Поэтому в русской культуре ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступал по взрослому жизнь, не обремененным детскими проблемами, обидами и страхами.

2.3 Игры и забавы молодежи

Игра в молодежной субкультуре выполняла очень важную роль: она объединяла молодых, раскрепощала, поучала. Через игру познавались и проигрывались многие жизненные ситуации. Поэтому игра занимала такое важное место в молодежных встречах.

Молодежные игры проводились на улице в теплое время года и в избе в холода. «На вулице» играли в веселые подвижные игры, которые требовали много места: «В горелки», «В мяча», «В пояса», «В жгута», «В гуси». Водили хороводы « А мы просто сеяли», «Мак», «Яша». Эти игрища- хороводы начинались весной и заканчивались на Петров день. Потом - страда, а с наступлением хороводов молодежные забавы перемещались в дома , и начинались молодежные посиделки.

На посиделках молодежь также водила хороводы, развлекалась спокойными играми, которые заканчивались поцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, темы семьи, семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой, в них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор, наказание нервной или строптивой жены. Так, самым распространенным и любимым хороводом посиделок был «Женина любовь». Он рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене много подарков. «Жена», находящего в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящего рядом «мужа», сердится на него, не хочет ничего слышать. Хор укоризненно поет: «Посмотрите, добрые люди, как жена мужа не любит: где ни сойдется, не поклонится, отворотится!». После этого рассерженный поведением «жены» «муж» произносит: «Я куплю тебе, жена, шелковую плетку». «Мена» сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: «Посмотрите, добрые люди, как жена мужа любит: где ни сойдется, все поклонится, не отворотится».

Поведение молодежи на посиделках отличалось от поведения на весеннее- летних гуляниях. Здесь разрешалось довольно вольное поведение парней и девушек. На ней допускались, и даже поощрялись, довольно нескромные разговоры, сомнительные шутки, острота, неприличные песни. Парни и девушки могли целоваться, обниматься, а когда устраивались «гаски», то есть когда гасили свет, то объятия парней и девушек, по словам людей, видящих посиделки, могли «становиться слишком жгучими». Зачастую посиделки кончались «ночлежкой»- совместной ночевкой всех присутствующих.

На посиделках преобладали контактные игры, целью которых было: угадать, дотронуться поцеловать.

В Белгородской области во многих селах была распространена игра» В платочек» ведущих садится в центр, участники встают вокруг него и ходят по кругу. В это время можно петь. У одного из участников платочек, который нужно передать друг другу незаметно для ведущего. Если ведущий замечает , то они меняются местами. Если нет, то ведущий несет наказание: поет песню ,отгадывает загадку и т.п.

Любили играть «В ниточки», или «В прядки» Игра заключалась в следующем: по числу пар из пряжи рвали прядки, длинною около 40 см. Потом поочереде девушки наматывали прядки на указательный палец, одни концы отдавали парням, другие - девушкам, которые старались взять прядки, конец которой держит нравящейся ей парень. Прядки спускаются с пальца, и те, кто оказался держащим одну и ту же прядку, должны целоваться.

Посиделки являлись продолжение молодежной игры, начатой в весеннее- летний период. Молодежь продолжала свою символическую игру, но это была игра не в любовь, а в семью.

Время зимних святок было так насыщено обрядовыми и игровыми действиями молодежи, что их следует выделить особо. Святочные игры происходили как на улице, так и в избе, на посиделках. В эти дни в каждом селе стремились собрать большие сборы девушек, приглашали не только «своих», но и «чужих», из соседних деревень. «Чужие» пользовались всеобщим уважением и приоритетом: им во всем уступали лучшее: место, кусок пирога, девушка…

Святочная поседела - это центр «языческого антимира», ритуальные игры, на которые приходили ряженые, пели и скакали ритуально- театрализованные группы взрослых мужчин. Большинство игр у молодежи были откровенно эротическими. Например: «Кузнецы»- очень откроенная забава, в которой принимали участия мужчины, одетые весьма причудливо, а проще сказать не одеты они были, а, скорее раздеты, драная рогожа надевалась на голое тело, и не столько прикрывала, сколько открывала взору откровенные места. «Кузнецы» входили в избу, где проходила девичья посиделка, вносили с собой носилки, покрытые рогожей. Рогожу сдергивали, а под ней оказывался совершенно обнаженный смельчак. И тут начиналось самое интересное. Смельчаку «кузнецы» поочередно поднимали ноги изображая кузница меха… Девушкам ничего не оставалось как смотреть на «это» представление. На святочных посиделках большинство песен не являлись календарно- обрядовым, их пели и на обычных посиделках. Но особенностью исполнения их в святочный период было то, что все они разыгрывались, т.е. сопровождались движениями: девушки, одни или с парнями, ходили рядами, кругами, целовались.

Вот как, например, в белгородском регионе проводилась игра «В разлуку»

Парни и девушки попарно выстраивались в шеренгу, «разлучник» становились впереди шеренги. По сигналу девушка и парень стоящие последними ,должны пробежать по обеим сторонам шеренги. Обогнув ее, и схватиться за руку прежде, чем «разлучник» поймает кого-либо из них или заденет. Если пару не задели, то она становится впереди шеренги, целуется и все повторяется сначала.

В комплексе святочных игр «в женитьбу» значительная роль принадлежала социовозрастной группе молодых женщин, вышедших замуж недавно. «Молодухи» и припевали парней к девушкам, перебирая всех по очереди, и руководили ходом каждого игрового сюжета.

Посвятительный характер имели также игры ряженых, появление которых на игрище, благодаря их ярким костюмам и эмоциональной форме поведения, вызывало целый комплекс сильных ощущений у присутствующих: и смех, и страх, и стыд. Тема брака активно звучала в песнях и играх. Хороводах и действиях ряженых, превращая святочные игрища в важный момент семейно - брачной обрядности. В этом смысле молодежи в святках представляли собой подготовку и испытание для тех, кто достиг брачного возраста, тем более, что после святочного периода наступал мясоед - традиционное время свадеб у русских.

Таким образом, игра молодежи была не только развлечением, но и способом самореализации. В игре появляется смекалка, острословие, умение говорить, общаться, ловкость, сила и т.д. Именно на это работало каждое условие игры в любом возрасте - выявит самые лучшие качества в человеке. Общество должно было их заметить, оценить и дать «добро» на переход во взрослую жизнь.


Заключение

Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребёнка и необходимость применения её в воспитании. Игра как деятельность человека - явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления. При этом, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.

Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далёкие друг от друга явления, как пляски, танцы, песни, шалости, забавы, подвижные игры и вообще веселье. Отличительной чертой, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни - и в ритуально - обрядовую, и в повседневную. Очевидно, что игры не были преимуществом людей одного возраста, они сопутствовали человеку от рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определённые функции. Так, для детей наиболее важным можно признать задачи физического и психического развития, для молодёжи - знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых - проведение досуга, для стариков - общение и преодоление усиливающегося в их возрасте одиночества. Игра позволяет человеку взять на себя практически любую роль, потому что роль в игре во многом условна. В игре сочетается условность со стремлением к достоверности в главном, ради чего игра затеяна. Самостоятельность и свобода выбора, простор для творчества, доступность в игре самого недоступного и желанного - всё это наполняет участников игры радостью, окрыляет их фантазию, изобретательность. Человек в хорошей, увлекательной игре растёт, развивается духовно и физически. Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приёмов и прочее. В настоящее время изменилась суть детской игры, она становится все более агрессивной, индивидуалистичной. Из детского досуга исчезают групповые игры, а ведь с их помощью ребенок проходит процесс социализации и вовлечения во взрослую жизнь. Считалки, дразнилки, «салки», «казаки- разбойники», сечки, заклички, песенки - не просто фольклор, а мудрейшие своды законов, правил и кодексов. От того как дети играют, зависит то, как они будут жить, будучи взрослыми.

Игра - развивающая деятельность, фора жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества со взрослыми, посредник между миром взрослого и миром ребенка. Игра, как известно, предполагает наличие других, с которыми обсуждаются правила и сценарии игры, распределяются роли и т.п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» и договаривается обо всем с сами собой. То есть, игра- всегда диалог, причем игроки непредсказуемы, свобода их лишь несколько ограничена рамками отведенных ролей и установленных правил. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор для принятия нетривиальных решений, пробуждающих фантазию и воображение, в конечном счете, способствующие социализации ребенка.

Используя игровой опыт поколений, мы должны формировать гармонически развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игровая деятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка проявить его инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игры делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни». Именно поэтому необходимо максимально использовать её возможности. Вступая в 21 век мы не можем не пересматривать то что было в веке уходящем. От многого нам придется отказаться. Но культура народа - это тот стержень который поддерживает всех нас.

Список литературы

1. Аниконова, Т.Г. Народные игры. Учебное пособие Т.Г. Анниконова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - 76 с.

2. Жиров, М.С., Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие М.С. Жиров. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 312 с.

3. Народная художественная культура: Учебник Под ред. Баклановой, Т.И., Стрельцовой Е.Ю., – М.: МГУГИ, 2003. - 67 с.

4. Былеева, Л.В. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Корото. – М., 1982. - 144 с.

5. Григорьев, В.М. Подвижные игры летом и зимой.- М., 1988.

6. С. Григорьев Архитипы игры Мир психологии.- 1998, № 4, - 7 с. Электронный ресурс

7. Википедия. Свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki

8. Берштам Т. Молодежь в обрядной жизни русской общины.- Л., 1988. - 247

9. Волокин А.Ф., Психология досуга.- М., 1998. - 98 с.

10. Е.О. Смирнова . Игра и произвольность у современных школьников Вопросы психологии / Е.О. Смирнова, О. В. Гударева - 2004, №1. - 102 с.

11. Каргин А.С., «Народное художественное творчество. Структура. Формы». Свойства. М., 1990. - 7с.

12. Степанов Ю.С., Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.- 176 с.

13. Григорьев В., Народные игры и традиции в России.- М., 1994.

14. Детские народные подвижные игры.- М., Просвещение, 1988.

15. Некрасова М.А., Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.

16. Гусев В.Е., Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб.,1993.

17. Некрасова М.А., Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983. - 98 с.

18. Авраамов А., Народ и художественное творчество // Искусство и народ. Пг., 1922. - 90 с.

19. Куликов Ю.М., Культурологический аспект теории художественной самодеятельности // Народное творчество и современность Вопросы методологии изучения: Сб. статей. М., 1984 .

20. Шмаков С.А., Игры учащихся- феномен культуры.- М.: Новая школа, 1994.

21. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.- М.: Наука, 1986.

22. Некрылова А.Ф., Русские народные городские праздники, увеселенье и зрелища.- Л.: Искусство, 1988.

23. Игры народов СССР. Сост. Л. Былеева и В. Григорьев.- М., 1988.

24. Выготский Л.С., Психология искусства.- М., 1982.

25. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М., 1987. 160 с. 94 с.

26. Агманова И., Народные игры для детей: организация, методика, репертуар/ Агманова И., Слепцова И., Морозов И. - М., 1995.

27. Григорьев В. Народные игры и традиции России.- М., 1994. 9с

28. Методика собирания и изучения народных игр.- М., 1992.

29. Бердлянд И., Игра как феномен сознания.- М.: АЛФЕР, 1992.

30. Теория и история игры Вып.1, Москва, 1995.

31. Эльконин Д., Психология игры.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 144 с.

32. Шангина И.И. , Русские дети и их игры.- СПб.: Искусство 2000. 160 с.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.