В детстве все мы верим басням и сказкам и с ними постепенно
осознаем мир. Так и в далёком детстве человека – в первобытном обществе –
мифология была основным способом осмысления окружающего природного и
человеческого мира. Мифы – рассказы о предках - составляли духовное сокровище
племени.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области,
соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным
областям соответствуют и три главные ступени их языческой религии: непосредственное
поклонение природе и стихиям, поклонение божествам, олицетворяющим эти явления,
поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
Древние славяне одухотворяли и олицетворяли всю природу - землю,
воду, огонь, почитали растения и животных и на этой основе формировались разные
верования и первобытные религии, свойственные всем народам в определенные
периоды их развития.
Цель моей
работы – познакомиться со спецификой мифологического понимания растений.
Задачи:
1.
Охарактеризовать культ деревьев, образ мирового древа.
2.
Рассмотреть основные образы деревьев, трав и цветов, встречающихся
в славянских мифах.
1.
Культ деревьев. Образ мирового древа
Образ мирового древа выявлен или реконструируется на основе
мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в
словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства
(живопись, орнамент, вышивка, скульптура и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде
всего культовых), ритуальных действиях и т.д.
Образ мирового древа играл особую организующую роль по отношению к
конкретным мифологическим системам, определял их внутреннюю структуру и все их
основные параметры. Самые ранние знаковые системы, созданные человеком и
восстанавливаемые по древнейшим источникам, восходящим к верхнему палеолиту
(наскальная живопись) не обнаруживают отчетливых следов противопоставлений с
локально – временным значением, а сам образ мирового древа в этих системах
отсутствует. Мировое древо помещается в сакральном центре мира (центр может
дифференцироваться – два мировых дерева, три мировые горы и т.п.) и занимает
вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей формальную и
содержательную организацию вселенского пространства.
При членении мирового древа по вертикали выделяются нижняя
(корни), средняя (ствол) и верхняя (ветви) части. По вертикали обнаруживаются
противопоставления: верх – низ, небо – земля, земля – нижний мир, огонь (сухое)
– влага (мокрое) и другие, с достаточной полнотой и точностью идентифицирующие
мифологические персонажи и мир, в котором они действуют. С помощью мирового
древа различимы: основные зоны вселенной – верхняя (небесное царство), средняя
(земля), нижняя (подземное царство) (пространственная сфера): прошлое –
настоящее – будущее (день – ночь, благоприятное – неблагоприятное время года),
в частности в генеалогическом преломлении: предки - нынешнее поколение –
потомки (временная сфера); причина и следствие: благоприятное, нейтральное,
неблагоприятное (этиологическая сфера); три части тела: голова, туловище, ноги
(анатомическая сфера);три вида элементов стихий: огонь, земля, вода
(«элементная» сфера) и т.п. Таким образом, мировое древо определяется особым
пучком признаков.
Троичность мирового древа по вертикали подчеркивается отнесением к
каждой части особого класса существ, чаще всего животных (изредка классов
божеств или других мифологизированных персонажей). С верхней частью мирового
древа (ветви) связываются птицы (часто две – симметрично или одна – на вершине,
нередко – орёл). Со средней частью (ствол) – копытные (олени, лоси, коровы,
лошади, антилопы и т.п.), изредка пчелы, в более поздних традициях и человек. С
нижней частью (корни) – змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь
или фантастические чудовища.
Горизонтальная структура мирового древа образуется самим древом и
объектами по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связи со
стволом. Обычно по обе стороны от ствола находятся чаще всего симметричные
изображения копытных и (или) человеческих фигур (боги, мифологические
персонажи, святые, жрецы, люди).
Если вертикальная структура мирового древа связана со сферой
мифологического, прежде всего космологического, то горизонтальная структура
соотнесена с ритуалом и его участниками. Объект ритуала или его образ всегда
находиться в центре, участники ритуала – справа и слева. Вся последовательность
элементов по горизонтали воспринимается как сцена ритуала, основная цель
которого – обеспечение благополучия, плодородия, потомства, богатства.
Значительное количество факторов позволяет реконструировать две
горизонтальные оси в схеме мирового древа, т. е горизонтальную плоскость
(квадрат или круг), определяемую двумя координатами – слева направо, спереди и
сзади. В случае квадрата каждая из четырех сторон (или углов) указывает
направления сторон света.
В культурном развитии человечества концепция мирового древа
оставила следы в многочисленных космологических, религиозных и мифологических
представлениях, отраженных в языке, в словесных текстах разного рода, в
поэтических образах, в изобразительном искусстве, архитектуре, планировке
поселений, в ритуалах, играх, хореографии, в социальных и экономических
структурах, возможно, в ряде особенностей человеческой психики в частности,
особый «тест Коха» в психологии, обнаруживающий, что на определенном этапе развития
детской психики образ дерева доминирует в создаваемых детьми изображениях.
В средние века схема мирового древа широко использовалась как
средство иллюстрации целого, состоящего из многих элементов, иерархизованных в
нескольких планах («алхимическое древо», «древо любви», «древо души » и т.п.).
2.
Древесные духи
Поклонение
древесным духам широко внедрилось в сознание многих славянских народов. В
Западной Европе были широко распространены предания о людях, заживо
замурованных в фундаментах и стенах разных построек из дерева, а позднее и из
камня, особенно в средневековых замках и городских крепостях. Чаще всего это
были дети, которых приносили в жертву духам. Согласно поверьям, такая жертва
должна была обеспечить прочность постройки. С этим обычаем некоторые авторы
связывали древнерусское и болгарское название городского кремля «детинец», но,
согласно легендам славянских народов, в новостройках замуровывали не детей, а
молодых женщин. В Сербии было широко известно поверье о крепости Скутари,
которую называли также «постройка Скадра».
Три года
строили три брата крепость Скадр на реке Бояне. С ними строили 300 мастеров и
не могли возвести даже фундамента, так как каждый раз то, что было построено за
день, ночью уничтожала злая волшебница облачная дева Вила. Наконец, сама Вила
сказала одному из братьев: «Не мучайся! Найди брата Стояна с сестрой Стояною,
заложи их в фундамент, и построишь, что нужно». Пострадала жена младшего брата,
которая сначала приняла за шутку то, что строители окружили ее бревнами и камнями,
а когда поняла весь трагизм положения, когда мольбы о спасении были отвергнуты,
она попросила строителей оставить отверстие для ее груди, чтобы кормить сына
Иованна, а также отверстие для глаз, чтобы она могла видеть малыша. Ее просьбу
исполнили, и она, согласно поверью, целый год кормила сына. «Как было тогда,
так и осталось: и теперь идет от нее питание, как чудо и еще как исцеление жен,
у которых нет в груди молока».
В
нижегородском кремле жертвой жестокого обычая якобы стала Алена — молодая жена местного
купца Григория Лопаты.
В
злополучный день Алена проспала утром и, спеша принести воды, возвращалась с
коромыслом и ведрами не кружной дорогой, а более короткой тропинкой по склону
горы. В стороне от тропинки она увидела яму, которая была «словно могила», и
подошла к ней из любопытства. Строители окружили Алену, крепко привязали ее к
доске и спустили в вырытую яму вместе с ведрами и коромыслом — обычай требовал
положить с жертвой все, что было при ней. Рабочие отказались зарывать молодую
женщину, но главный мастер сделал это сам, говоря:
Пусть
погибнет она за весь город одна,
Мы в
молитвах ее не забудем.
Лучше
гибнуть одной, да за крепкой стеной
От врагов
безопасны мы будем...
По
некоторым легендам, фундамент новостройки орошается человеческой кровью. В
Шотландии господствовало убеждение, будто древние жители этой страны — пикты,
которым местные легенды приписывали неразрушаемые доисторические постройки,
обагряли человеческой кровью краеугольные камни для своих сооружений. Подобный
обычай объясняется тем, что в мировоззрении древних народов человеческие жертвы
служили «компенсацией» древесным духам за срубленные («умерщвленные») для
постройки деревья.
Со временем
жильцы научились обманывать духов, подсовывая им в основание дома вместо людей
каких-нибудь животных — кабана, быка, козла, кошку, собаку, петуха. Поляки при
закладке дома убивали петуха, восточные славяне — курицу. У поляков, помимо
этого существовало поверье: первое существо, которое вступит во вновь
отстроенный дом, непременно заболеет и умрет. Вот почему в новый дом, еще не
перейдя порог, бросают сначала кошку, собаку или курицу. То же поверье известно
и у сербов. Украинские строители нового здания при первом ударе топора
заклинали тех или иных животных, чтобы предстоящие беды пали на них, а не на
тех людей, которые будут жить в доме. Вообще сельские жители верили, что
деревенские плотники имеют свои тайны, и эти тайны делали их «опасными» в
глазах непосвященных. Например, считалось, что если они берут для постройки
скрипучее дерево, то жильцы дома будут беспричинно кашлять, дерево с наростом —
у жильцов будут нарывы, со снятой корой — будет падать скот и т. п.
Почитание и
уважение дерева, отождествление его с живым существом было широко
распространено у славян. Согласно их поверьям, дерево ощущает боль. Не случайно
герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им требуется взять немного лыка
(коры) у растущей липы, прежде посылают к корове за маслом, чтобы помазать липе
«больное место». Славяне уверяли, что трава «плакун» плачет, когда ее срывают.
В треске сломленной ветки, в скрипе расколотого дерева они слышали болезненные
стоны, в увядании видели иссушающее горе и т. п. Дерево от ударов железом
содрогалось, чахло и проливало кровь (сок). «Ничить трава жалощами, а древо с
тугою к земли приклонились»,— говорится в «Слове о полку Игореве».
3.
Священные рощи
Люди с
древних времен пользуются чудесным свойством растений – давать пищу и тепло. Но
помимо этих свойств люди заметили, что растения могут влиять на судьбу
человека, а также исцелять его от болезней и физических и духовных. Издавна
люди почитали деревья и священные рощи. К ним приходили лечиться, молиться,
просить защиты или любви. Испокон веков деревьям приписывалась волшебная сила.
Считалось, что в них живут духи - хранители человека. С деревьями связано
множество примет, поверий и обрядов.
Дерево в наpодной культуре славян - объект
поклонения. В дpевнеpyсских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников
"pощениям" и "дpевесам", о молениях под ними ("pощением... жpяхy"). Сyдя по всемy это были, как пpавило, обнесенные огpадой yчастки леса. Рощи считались заповедными,
в них не рубили деревьев, не собирали хворост. У славян множество рощ имеют «священные» названия:
«божелесье», «гай-бог», «божниця», «пpаведный лес», «святибоp».
K категоpии почитаемых и священных деpевьев относились и отдельные деpевья, особенно стаpые, одиноко pастyщие в поле или вблизи целебных
источников. K этим деpевьям пpиходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и дpугих напастей. Они пpиносили даpы и жеpтвы (вывешивали на деpевьях полотенца, одеждy, лоскyты), молились, пpикасались к деpевьям. Через дyпла и pасщелины таких деpевьев пpолезали больные, как бы оставляя за пpеделами этого отвеpстия свои болезни. При появлении на Руси
христианства дабы привлечь людей в храмы церкви строились прямо в свещенных
рощах. Об этом свидетельствyют многочисленные пpедания, легенды и апокpифические сказания, о постоpойке цеpквей вблизи почитаемых деpевьев. Вблизи священных деpевьев совеpшались pазличные обpяды.
У южных
славян пpактиковался обычай "венчать" молодых вокpyг деpева (или пpедваpять этим действом обpяд венчания). У сеpбов, болгаp и македонцев многие обpяды и тоpжества пpоходили y "записа" - священного деpева (обычно - дyба или плодового деpева). Здесь же yстpаивали пpаздничные тpапезы, закалывали жеpтвенных животных, жгли костpы на Масленницy; вблизи "запища" давали
клятвы, yстpаивали сyды и дp.. Стаpомy деpевy лесного оpешника - пpи отсyтствии священника - можно было исповедаться: став на колени и
обхватив его pyками, человек каялся в гpехах пpосил y деpева пpощения – это говорит о том, что до прихода христианства деревья
были связующим звеном между богом и людьми (миром людей и миром богов) Дyбы, вязы и дpyгие кpyпные деpевья относились к заповедным. Запpещалось pyбить их и наносить вообще
какой-нибyдь вpед. Hаpyшение этих запpетов пpиводило к смеpти человека, моpy скота, неypожаю. Такие деpевья считались покpовителями окpестностей - сел, домов, колодцев, озеp, охpаняли от гpада, пожаpов, стихийных бедствий.
Деpево как метафоpа доpоги, как пyть, по котоpомy можно достичь загpобного миpа - общий мотив славянских повеpий и обpядов, связанных со смеpтью.
Хаpактеpны пpедставления о посмеpтном пеpеходе дyши человека в деpево. Так, белоpyсы полагали, что в каждом скpипyчем деpеве томится дyша yмеpшего, котоpая пpосит пpохожих помолиться за нее; если после
такой молитвы человек заснет под деpевом, емy пpиснится дyша, котоpая pасскажет, как давно и за что она заточена в это деpево. Сеpбы считали, что дyша человека находит yспокоение в деpеве, pастyщем на его могиле; посемy нельзя сpывать с кладбищенских деpевьев плоды и ломать ветви. С кpyгом этих повеpий связаны славянские баллады о заклятых
в деpевья людях. Подобные фольклоpные сюжеты, обычно относятся к людям, yмеpшим пpеждевpеменной смеpтью, pаньше отведенного им сpока; их пpеpванная жизнь как бы стpемится к пpодолжению в иных фоpмах.
Деpево, как и pастение вообще соотносится с человеком
по внешним пpизнакам: ствол - тyловище, коpни - ноги, ветки - pyки, соки - кpовь и т.п. Есть "мyжские" и "женские" деpевья (беpеза - беpезyн, дyбица - дyб), отличающиеся и по фоpме: y беpезы ветки pаспyскаются в стоpоны, y беpезyна - ввеpх. Пpи pождении pебенка для него сажают деpево, веpя, что pебенок бyдет pасти также, как и pазвивается это деpево. Вместе с тем, в некотоpых повеpьях, pост такого деpева вызывает истощение человека и пpиводит его к гибели. Посемy стаpались не сажать кpyпных деpевьев около дома.
4.
Дуб – священное дерево Перуна
культ дерево древний
славянский
У греков и
римлян дуб посвящался отцу богов Зевсу. Славяне, подобно галлам и германцам,
считали дуб храмом Перуна, в ветвях которого он будто бы пребывал во время
грозы. И горе, если молния ударяла в дуб — то был гнев божества, вызванный
чьим-то неблагочестием. Чтобы вымолить прощение, нужно было принести
многочисленные жертвы. Такие жертвы приносили друидам — кельтским жрецам,
ведавшим жертвоприношениями.
Мифология
кельтов сохранила обряды, связанные с культом дуба. Само слово «друиды»
происходит от кельтского «дерв», т. е. дуб. Между тем у славян этот корень
сохранился только в слове «дерево», поэтому, вероятно, когда-то название
«друиды» означало «почитатели дерева» вообще и дуба в частности. А так как дубы
у кельтов были в особом почете, то неудивительно, что жрецы их (друиды)
пользовались огромным влиянием у народа. Особенно кельты почитали дубы,
украшенные ветвями омелы, употреблявшиеся для лечебных целей. (Славяне
использовали омелу и для приготовления лекарств.) Многие друиды были не только
прорицателями и учителями, но и врачевателями.
Друиды
составляли особое таинственное братство во главе с «великим друидом». Все
необходимое для обрядов — песни, гимны, заклинания — они произносили устно.
Жрецы проповедовали загробную жизнь и бессмертие души, а чтобы эти воззрения
укрепить в умах суеверного народа, они прибегали к шарлатанству: занимали
деньги с условием возвращения их в загробном мире, писали умершим письма и
клали их в гроб либо сжигали на жертвенниках. Друиды хорошо знали местную
географию, космографию, движение планет, разбирались в целебных свойствах
разных трав, которые собирали босыми, одевшись в белые одежды.
Римский
писатель и историк Плиний Старший рассказывал, что прежде чем приступать к
собиранию трав, друиды вели астрономические наблюдения над положением планет,
гадали, чья рука может рвать травы, а чья нет, делали различные предсказания.
Они были очень свирепы, и дикие обычаи друидских сект подавляли всякое чувство
гуманности. Друиды злоупотребляли властью, которую давала им религия кельтов,
угнетали невежественных людей. Этим объяснялась та легкость, с которой кельты и
галлы после римского завоевания отказались от прежней религии и приняли религию
победителей: христианство было значительно гуманнее. Тогда-то друиды переменили
название и стали называть себя «сененами» (мудрецами). Несмотря на строгие
законы римлян, друиды - жрецы продолжали принимать человеческие жертвы и после
принятия христианства.
У некоторых
славянских племен, живших по соседству с кельтами, отдельные обряды также были
связаны с жертвоприношениями и культом дубов. У пруссов - язычников были свои
священные рощи, поля, воды, угодья. В рощах воспрещалось убивать зверей, рубить
деревья, пахать землю, ловить в прудах рыбу. Был у них и священный дуб.
Сохранилось предание: как-то епископ приказал срубить дерево, но местные
жители, принявшие христианство, наотрез отказались сделать это. И тогда
епископу ничего не оставалось, как срубить его собственными руками.
Латыши
посвящали дубы божествам мужского рода, а липы — женского. В заговорах и песнях
Литвы Перун упоминался как божество, жившее в священном дубе. Священные рощи
были и у балтийских славян. Из дубов, которые росли в этих рощах, они делали
идолов Перуна. У датского летописца - хрониста Саксона Грамматика есть описание
расположенного в г. Короница славянского храма с дубовым идолом Перуна.
Киевские
идолы, поставленные князем Владимиром, тоже были срублены из дуба. По
свидетельству летописей, один из них, брошенный в Днепр, доплыл по течению до
того места, где теперь находится Выдубицкий монастырь, названный так по
местности, где язычники молили божество «выдыбить» («выйти из воды»).
В договоре
Руси с Византией (945 г.) говорится о русах- язычниках, клявшихся Перуном, и о
русах-христианах, приносивших присягу в соборной церкви св. Ильи. Князь
Владимир, приняв христианство, оказал особую честь Перуну, возглавлявшему
пантеон русских языческих богов: идола Перуна с серебряной головой и золотыми
усами не изрубили, как других идолов, а совлекли с Киевской горы и проводили по
Днепру до самых порогов. Миновав пороги, Перун оказался на острове, «оттоле
прослы Перуня Рень, якоже и до сего дня словет». Так написано в летописи.
В Новгороде
идол Перуна поставили на том месте, которое назвали Перынью. Побывав в
Новгороде в 1654 г., Адам Олеарий записал: «Новгородцы, когда еще были
язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские
огонь называли Перун. И на том месте, где поставлен этот их идол, построен
монастырь, удержавший имя идола и названный Перуновым монастырем. Божество это
имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или
луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью
огонь, раскладываемый из дубового леса, и если служитель при этом огне допускал
огню потухнуть, то наказывался смертью».
Урочище
Перынь находится у самого истока Волхова близ Ильменского озера на небольшом
плоском холме, превращающемся во время половодья в остров. В 1951 —1952 гг.
здесь работала археологическая экспедиция под руководством А. В. Арциховского.
Во время раскопок была обнаружена круглая, диаметром в 21 м площадка, в центре
которой находилась круглая яма с восемью расширениями по странам света; в
каждом расширении, на дне рва — следы кострища. Это — остатки культового
сооружения языческих славян (капища), освещавшегося восемью кострами. Около
каждого жертвенника находили кости — головы или рога баранов, клыки кабанов.
Хотя
славяне-язычники признавали дикого кабана символом злого начала, но, как и
другие индоевропейские народы (в отличие от семитов), не считали его мясо
«нечистым» и употребляли в пищу, а клыки носили в качестве амулетов, охранявших
их от бедствий. Интересно, что самое древнее применение клыков кабана как
амулетов встречается еще в Древнем Египте. У славян же и многих соседних с ними
народов существовал такой обычай: после каждого жертвоприношения кости
животного как доказательство благочестия и украшение либо подвешивали, либо
складывали у подножия жертвенников, особенно рога баранов и клыки кабанов.
Много таких амулетов найдено на юге России.