Доклад: Бракосочетание путем похищения и насилия
Доклад: Бракосочетание путем похищения и насилия
Бегство во время брачной церемонии представляет
собой символическое воспоминание о том, что предшествовало дефлорации в ту
эпоху, когда ее осуществляло животное. Девушка пугалась и пыталась убежать. За
ней устраивали погоню, догоняли, силой возвращали назад и принуждали
подвергнуться нападению зверя, которое, по всей вероятности, иногда влекло за
собой летальный исход.
Все это, должно быть, производило столь сильное
впечатление на наших отдаленных предков, что у некоторых народов бегство
женщины, ее поимка и притворное сопротивление стали неотъемлемой частью
свадебного обряда.
Девушка пытается убежать. Она и сегодня, как и в те
далекие времена, охвачена страхом, но при этом, в силу своего естества,
страстно желает контакта, который сделает из нее женщину, и поэтому, подчиняясь
закону природы, позволяет догнать себя.
Именно поэтому у многих примитивных народов союз
мужчины и женщины знаменуется бегством, преследованием и довольно часто
борьбой.
И если цивилизованные нации отказались от этого
ритуала из-за грубости и насилия, неизбежно с ним связанных, тем не менее его
отголоски сохранились в таком вполне современном обычае, как свадебное путешествие,
хотя и в весьма символической форме.
Таким образом, церемония, характерная для
доисторических человеческих общин, оставила следы в религиозной жизни народов и
в психологии женщины.
Брак путем
похищения
Еще совсем недавно в Лапландии браки осуществлялись
только путем похищения, которому предшествовало самое грубое насилие. Женщина
защищалась изо всех сил, а жених добивался ее согласия не иначе как с помощью
кулаков.
В некоторых племенах Океании желающий жениться юноша
подкарауливает девушку из соседнего племени, набрасывается на нее, избивает ее
палкой и затем насилует... В этом, по сути дела, и заключается обряд
бракосочетания.
У арауканов традиционный свадебный ритуал состоит в
похищении и грубом изнасиловании, сопровождающемся иногда настоящей битвой.
В России, в христианской среде, еще в прошлом веке
кнут играл очень важную роль в быту. Он присутствовал в каждом доме, и муж
довольно часто прибегал к нему при общении с супругой.
Экзогамия
У многих народов, разбитых на кланы, существует практика,
называемая экзогамией. Молодой человек, желающий вступить в брак, должен найти
свою суженую в соседнем племени и увести ее оттуда, иногда с применением силы.
Экзогамный брак - это брак путем похищения. В
отношениях между мужчиной и женщиной преследование и поимка являются стойкой
традицией. Похищение невесты из соседнего клана позволяет организовать ее
преследование и поимку, что было бы невозможно, если бы молодой человек женился
в рамках своего клана.
У некоторых кочевых народов Азии, живущих в шатрах,
невеста убегает через потайное отверстие, унося с собой ягненка. Она садится на
лошадь и устремляется в степь. Тем временем будущий муж преследует ее вместе со
своими товарищами, а родственники невесты всеми силами пытаются задержать их.
Игра заканчивается в тот момент, когда ягненка вырывают из рук женщины.
В Риме свадебный обряд включал в себя инсценировку
похищения. Дом украшали лавровыми венками, устраивали в нем иллюминацию и
наполняли звуками песнопений и гимнов. В то время как невеста приводила в
порядок свой свадебный туалет, в дом врывался жених во главе группы людей с
обнаженными мечами в руках, старавшихся произвести как можно более устрашающее
впечатление. Девушку вырывали из рук матери и с помпой доставляли в жилище
жениха в сопровождении процессии мальчиков, несших факелы.
В Армении и Персии иногда в бега пускался жених. Его
ловили и с помощью тычков и пинков отводили в дом, где происходила брачная
церемония.
В некоторых поселениях Бретани еще в XIX столетии
бытовала традиция, согласно которой во время свадебной церемонии новобрачная
пользовалась малейшей возможностью, чтобы сбежать от супруга в родительский
дом.
Происходила захватывающая игра: друзья жениха, в чью
обязанность входило следить за невестой, давали ей, как бы нечаянно, возможность
убежать, что она и делала в сопровождении своих подруг. Все присутствующие
бросались в погоню и спустя некоторое время с триумфом возвращали беглянку в
дом жениха.
Для организации подобного представления бретонцы
часто специально приглашали массовика-затейника (поэта, певца, танцовщика).
Список использованной литературы:
1. Марсиро Ж.
История сексуальных ритуалов М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с ISBN
5-232-00878-1.
|