Дипломная работа: Театр Южного Урала (1861 – 1917 гг.)
Дипломная работа: Театр Южного Урала (1861 – 1917 гг.)
Министерство общего и профессионального образования
Оренбургский государственный педагогический университет
Кафедра истории России XX в. и права
Выпускная
квалификационная работа
на тему:
"Театр
Южного Урала 1861 – 1917 гг."
Работу
выполнила:
студентка V курса
Удьярова Е. В.
Научный
руководитель:
к. и. н.,
профессор
Футорянский Л. И.
Оренбург – 1999
П Л А Н
Введение............................................................................................................................... 3
1. Театры Южного Урала.................................................................................................... 5
1.1 Зарождение и развитие
театрального искусства на Урале................................... 5
1.2 Начало артистической карьеры Ф.
И. Шаляпина в Уфе....................................... 9
2. Театр в Оренбурге......................................................................................................... 12
2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX
столетии................................................... 12
2.2 Оренбургский театр на пороге
нового века........................................................ 23
2.3 Мастера оренбургской сцены................................................................................ 28
2.4 Театральные "звезды" в
Оренбурге....................................................................... 37
Заключение......................................................................................................................... 42
Литература.......................................................................................................................... 43
Отзыв
на выпускную квалификационную работу
студентки 5 курса Оренбургского государственного университета (научного
руководителя) на тему : "Театр Южного Урала 1861–1917".
Автор (Удьярова Е. В.) сумела на базе основной имеющейся литературы
осветить вопрос о становлении театра не только в творческом плане, но и истории
его помещения (приспособления манежа, соответствующей перестройки и т.д.).
Вместе с тем Удьярова Е. В. коснулась вопроса об артистах местного театра и
выступлении на его сцене известных актеров России, затронула также вопрос о
театральной публике и ее влиянии на репертуар театра.
В целом работа удовлетворяет основным требованиям квалификационной
работы, а ее автор заслуживает положительной оценки.
17 мая 1999 г.
Профессор _______________________________ (Футорянский Л. И.)
Введение
"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он
освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам
новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г.
Белинский.
Если в русском театре первой половины XIX века
господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия
он начал отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране,
обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги
в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного
переустройства.
Крупнейшими театрами
страны в то время были московский Малый (1824) и петербургский Александринский
(1832). Но театральная жизнь, конечно, не ограничивалась Москвой и Петербургом.
Было много хороших театров и в провинции – в Киеве, Харькове, Ростове,
Саратове. Были театры и на Урале. Среди наиболее известных и старейших – театры
Перми, Уфы, Оренбурга.
Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено много
интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.
В работах "История Урала с древнейших времен до 1861 г." и
"История Урала в период капитализма" – всестороннее описание края:
археология, природные ресурсы, экономика, политика, культура.
В "Истории Оренбуржья" можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее
ценна эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи
с деятельностью многих известных личностей.
Незнамов М. "Старейший русский театр на Урале". Используя
архивные документы, выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно
описывает историю возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения,
многообразие репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих
"звезд".
В 1956 году Оренбургскому драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой
замечательной дате посвящен юбилейный сборник "Чкаловский областной
драматический театр им. А. М. Горького. 100 лет." Статья Е. Правдухиной
"Театр в Оренбурге" рассказывает о нелегком, но славном пути театра,
о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его
подмостках.
Нашей работе во многом помогли мемуары знаменитых актеров (Велизарий М.
И., Юрьев Ю. М) и рассказы о них (О Ф. И. Шаляпине, П. А. Стрепетовой, К. С.
Станиславском). Для уточнения деталей очень полезны были справочники и энциклопедии.
1. Театры Южного Урала
Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала
прочно прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее
популярными из них были "Шайка разбойников" и "Царь
Максимилиан".
В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов –
Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров, носивших
любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, получившие
образование в столице и познакомившиеся там с театром. Основной состав актеров
набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись
мужчинами.
В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода
организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада,
который стали называть "комедийным сараем". В этом театре ставили
пьесу Капниста "Ябеда", оперу Верстовского "Аскольдова
могила", оперу Матинского "Гостиный двор". В 20-х годах XIX в. существовал театр в административном
центре строгановской вотчины в с. Ильинском.
В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И.
Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в
Усолье. Театральные труппы выезжали на гастроли и в губернский город.
Начало профессиональному театру на Урале положил
казанский антрепренер П. А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в
начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5
ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале.
В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми
Верстовского "Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик"
("Сомнабула"), бессмертной комедией Гоголя "Ревизор". Но большую
часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и
комедии часто весьма невысокого качества. Соколов расширил свою деятельность,
перенеся ее на другие уральские города – Пермь и Ирбит.
В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку
каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый
театр на 800 мест открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено
деревянное театральное здание в Перми.
В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили
в 1856 году (труппа провинциального антрепренера Б. И. Соловьева).
После отмены крепостного права в России быстро
развивается провинциальный театр, у которого в это время появляется новый,
демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном
одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности Пермь,
Екатеринбург, Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского,
Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и
водевили.
Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра.
Было решено построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор
пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. В
подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили.
Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.
В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили
выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева,
человека передовых взглядов, талантливого режиссера и актера. Он подобрал
труппу с большим старанием. В нее вошли В. Н. Давыдов, З. А. Рунич, И. П.
Уманец-Райская, старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М.
И. Бабиков и др.
Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для
уральского зрителя, так как показал ему образцы настоящего театрального
искусства. В следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий
профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края.
К середине 90-х годов Пермь и Екатеринбург
превращаются в крупные периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь
становится первым провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы
(театр содержался за счет городской думы).
В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в
1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные
коллективы, в том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел
17-летний Шаляпин.
В Оренбурге систематически выступали профессиональные
драматические и оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном
в театр.
В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских
городах – Челябинске, Кургане, Троицке – появляются театральные труппы (как
правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и
драматическими спектаклями.
Большое значение для Урала имели гастроли ряда
выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н.
Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, П. А.
Стрепетова, А. П. Ленский.
Кроме профессионального театра, в Перми,
Екатеринбурге, Уфе и других городах устраивались оперные и драматические
постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегированных
любительских кружков имели в основном "верхи" или, в лучшем случае,
представители средних слоев. Между тем передовая часть уральских рабочих жадно
тянулась к театру. В этом отношении большой интерес представляют самодеятельные
заводские театры, которые во второй половине века существовали во многих
пунктах края, причем наряду с возникшими еще до реформы появляется много новых
(в Нижнем Тагиле, Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в др.
местах). Эти театры, отличавшиеся большой демократичностью, пользовались
успехом не только у интеллигенции, но и у рабочего зрителя.
Имя великого певца Федора Ивановича
Шаляпина неотделимо от истории русской музыкальной культуры. Целиком обязанный
ей своими художественными достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному
театру небывалую славу далеко за пределами Родины.
Искусство Шаляпина теснейшим образом
связано с традициями всего передового русского театра. Оно стоит в одном ряду с
творчеством корифеев русской драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты
сценическое искусство нашей страны. Именно поэтому создатель Московского
Художественного театра К. С. Станиславский с убежденностью говорил, что Шаляпин
– один из учителей не только оперного, но и драматического актера. "Я свою
систему писал с Шаляпина", – утверждал он[1].
Уфа – город примечательный в жизни
Шаляпина. Здесь началась его артистическая карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных
испытывала большие материальные трудности: отец потерял службу, семья решила
покинуть Казань и на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом
месте судьба будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В
конце концов родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно
в Казань.
Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел
наниматься в хор опереточной группы С. Я. Семенова-Самарского и неожиданно
получил аванс – 6 рублей и билет второго класса до Уфы, куда в ближайшее время
должна была отправиться труппа. "Был сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя,
кроме пиджака, ничего не было… Чувствовал я себя превосходно: первый раз в
жизни ехал во втором классе, и куда ехал! Служить великому искусству, черт
возьми!"[2]
Федор волновался, оставят ли его в
труппе, так как в Казани, нанимаясь на работу соврал, что знает много партий в
операх и опереттах. На пробе голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина,
сказав: "Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он,
кажется, способный…"
Федора полюбили в труппе; он был
готов выполнять любую работу и все делал с огромным воодушевлением – чистил
лампы, подметал сцену, помогал устанавливать декорации.
Поселился молодой певец в Уфе "у
прачки, в маленькой грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на
тротуар… На мои 20 рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно
роскошная"[3].
Дебют Шаляпина в Уфе
состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары "Певец из Палермо".
Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел небольшую сольную
партию Стольника в опере Монюшко "Галька".
Дела антрепризы С. Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти каждый
день труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды выступить в
драматической роли – сыграть Держиморду в "Ревизоре". Вскоре артисты
разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих скитаниях он
добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина "чудодейственным".
2. Театр в Оренбурге
Основанный в 1743 г., Оренбург к началу XIX в. стал "столицей степей",
крупным торговым центром, меновым двором, через который проходил весь торг
России с Средней Азией.
Население города было пестрым. Здесь жили русские,
киргизы, башкиры, татары, казахи, французы и итальянцы, остатки пленных 1812
года. Оренбург был богат хлебом, сырьем, дешевой рабочей силой, но беден
культурой. Здесь не было ни театра, ни циркового балагана. Только в 30-х годах
прошлого столетия В. И. Даль, знаменитый русский лексикограф, пытался создать в
Оренбурге краеведческий музей.
К началу реформы 1861 г. разрыв в
уровне промышленного развития России и передовых стран Запада оказался
большим, а Крымская война 1853— 1856 гг. показала промышленную отсталость
России. "Поражение во время Крымской войны, – писал Энгельс, – показали
необходимость быстрого промышленного развития для России"[4].
Под влиянием интенсивной колонизации
в пореформенный период происходят значительные изменения в численности и
социальной структуре населения, в экономической и духовной жизни Оренбургского
края[5].
В Оренбурге, как и в ряде других
городов, возникли различные культурные учреждения, в том числе и общество
содействия народному образованию. Деятельное участие в работе общества
принимали Ал. Жемчужников, соавтор А. К. Толстого по созданию образа Козьмы
Пруткова, поэт А. Плещеев, видный сотрудник пограничной комиссии, в доме которого
прозвучал голос любителей русского театра.
Любительские спектакли начались во второй половине
50-х годов. В своих трудах Оренбургская ученая комиссия отмечает, что вначале
любители играли в столовой дворянского собрания и только "с постепенным
развитием дела перешли в зало, но занимали его лишь в те дни, когда не бывало
танцовальных вечеров".
Репертуар любителей не выходил за рамки русского и
французского водевиля. Тем не менее, спектакли привлекали внимание не только
тех, кто посещал дворянское собрание, но и более широких кругов населения.
Однако ограниченность сценической площадки сковывала любителей, лишала их
возможности ставить классику.
В рукописном фонде Государственного театрального музея
имени А. Бахрушина хранится любопытный документ. Видный провинциальный
антрепренер Б. К. Соловьев в мае 1856 г. писал артисту Малого театра Прову
Михайловичу Садовскому: «Добрый друг, Пров Михайлович, бог наказует еще за
грехи мои меня, в Самаре проработал зиму даром, директор растратил деньги и
бежал… Труппа у меня зело слабенькая — семь актеров и пять актрис, из коих
вместе персон пять порядочных, а остальные так себе».
Не рискнув без средств выехать со слабой труппой в
какой-либо иной «театральный» город, Б. К. Соловьев решил попытать счастья в
Оренбурге, где в то время играли лишь местные любители.
Свое прощение «дозволить давать спектакли» в городе, а
также выдать труппе на время 300 рублей серебром Соловьев направил в канцелярию
Оренбургского генерал-губернатора еще летом 1855 года. Приезд актерам был
разрешен, но в денежной субсидии канцелярия отказала.
Так, на свой страх и риск, Соловьев осенью 1856 года
открыл первый в истории города театральный сезон, ознаменовавший рождение в
Оренбурге профессионального театра.
Достоверность этой даты подтверждается еще одним
документом, который, кроме того, указывает годы последующих антреприз. «Лучшие
труппы драматических артистов подвизались на Оренбургской сцене без всяких
субсидий от города, в то время, когда театральное дело находилось в руках
опытных и солидных антреприз. Таковы антрепризы Соловьева, державшего два
сезона с 1856-1858 гг., Глазенаппа-Берга с 1858-1860 гг.. Иванова — с 1861-1862
г., Иванова-Бельского—с 1866-1867 г., Бельского — с 1867-1870 и дирекции,
учрежденной генерал-губернатором — 1871-1872 гг., а также Рассказова (который,
однако, получил субсидию). Во время этих антреприз городское общество на
подмостках своего театра имело удовольствие видеть артистов, по справедливости
пользовавшихся и пользующихся доныне вполне заслуженной известностью не только
в провинции, но и на частных сценах обеих столиц», – пишет «Журнал Оренбургской
городской думы» 17 февраля 1883 г[6].
Сведений о репертуаре труппы Соловьева не сохранилось.
Известно только, что в 1856 году им были поставлены водевили: «Двое за
шестерых», «Отец, каких мало» и «Девятиженец».
Специального театрального помещения
в городе не было. Местные любители ставили спектакли в зале Благородного
Собрания, где, по свидетельству современников, имелись отлично выполненные
декорации. Однако городские власти передавать их приезжим труппам
воздерживались, ибо не верили в возможность постоянного существования театра в Оренбурге[7].
Между тем Соловьев в первый же свой
сезон так успешно повел дело, что закончил его безубыточно и остался в городе
еще на год.
Работа последующих антреприз
(Глазенаппа-Берга, Иванова, Иванова-Бельского, Бельского) показала, сколь
значительную роль стал играть в культурной жизни Оренбурга профессиональный
театр.
Еще в 30-х годах в городе был построен экзерцигауз –
каменный манеж для занятий с рекрутами. Но так как занятия не проводились,
возникла мысль – использовать манеж для организации спектаклей. После
настойчивых требований общества помощи и содействия народному образованию,
здание манежа было приспособлено под театр.
В 1863 году состоялось открытие первого театрального
сезона любителей. Спектакли имели успех и составляли главную статью дохода
общества помощи нуждающимся школьникам.
В 1868 году театр почти полностью реконструировали.
Оренбургский губернатор генерал Крыжановский поручил местному подрядчику
Алексееву изменить "конфигурацию здания", так как вход в ложи и
партер шел прямо со двора. После капитального переоборудования зрительный зал
отвечал всем требованиям профессионального театра: он стал длиннее, ему придали
форму подковы, возвели третий ярус под "раек", т.е. галерею, улучшили
освещение и акустику, отстроили и отеплили коридоры и фойе. Сцену углубили на
три аршина, создали "карманы" для декораций, построили несколько
актерских комнат, и театр только по внешнему виду напоминал манеж.
Страницы: 1, 2
|