рефераты скачать

МЕНЮ


Учебное пособие: История России от расселения восточных славян до нашего времени

Билет № 45

Образование СССР: предпосылки, проекты объединения. Значения и последствия образования СССР. Конституция СССР 1924 года.

Предпосылки образования СССР

1.1 Идеологические. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

1.2 Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

1.3 Политические. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.4 Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Формы федерирования (объединения) республик

3.1 Создание автономий. Практика федерирования первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

3.2 Формы автономий. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

3.3 Договорные отношения между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г. - 1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

3.4 Дискуссия в РКП (б) по вопросам государственного объединения. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

Этапы образования СССР

2.1 Военно-политический союз. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик.1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2 Организационно-экономический союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

2.3 Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Значение образования СССР

5.1 Выравнивание уровней отсталых народов. Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

5.2 Социально-культурное значение. Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

5.3 Влияние административно-командной системы на национальную политику. На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП (б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти

Конституция СССР 1924 г. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст.13-29 Главы IV) и т.д.

Вывод. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Билет № 46

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, характер, особенности. Если г. в. - это период нашей истории, когда вся жизнь страны была подчинена решению военных задач, то её хронологические рамки: лето 1918 - конец 1920 гг. Если под термином г. в. понимается вооружённая борьба между гражданами одного гос-ва, то война длилась с 1917 по 1920 гг. Основные этапы г. в.:

1. Февральско-мартовские события 1917 года, которые привели Россию к обострению общенационального кризиса.2. Март-октябрь 1917 года - усиление социального политического противостояния в обществе. Неудача попыток Российской демократии установить мир.3. Октябрь 1917-1918 гг. - вооружённое свержение временного правительства. Установление Советской власти, локальные военные действия. Формирование обеими сторонами вооружённых сил.4. Лето 1918 - конец 1920 гг. Главный период войны. Время сражения между регулярными частями вооружённых сил; партизанская борьба в тылу; интервенция.5.1921 год. Затухание гражданской войны и её окончание. Причины гражданской войны:

1. Заключалось в колоссальном имущественном неравенстве. Противостояние бедных и богатых, господствующих и подчинённых, насильственное подавление одних другими.2. Твёрдость, решительность, бескомпромиссность большевиков, с которой они осуществляли диктатуру, желая оставаться единственной партией.3. Разгон учредительного собрания. Надежды на учредительное собрание, которое поможет справиться с большевиками, не оправдались. Собственных сил для свержения уч. власти у сторонников оказалось недостаточно, и это привело к союзу с буржуазией и помещиками, а затем и с международной контрреволюцией.4. Заключение Брестского мирного договора, которое сильно ударило по патриотическим чувствам людей, особенно офицерства и интеллигенции. Именно, после Бреста размежевание классовых сил резко углубилось и ускорилось.5. Летом 1918 года началась национализация крупных и средних предприятий, была введена продразвёрстка и продовольственная диктатура. Переход к национализации, конфискация денег и ценных бумаг, золота и т.д. - всё это явилось сильным ударом по буржуазии и обострило классовую борьбу в городе. К осени 1918 г. помещики как класс прекратили своё существование. Проводилась эта ликвидация в грубой и жестокой форме, что усилило их сопротивление и оттолкнуло от советской власти специалистов, интеллигенцию, средние городские слои. Интервенция (отток за рубеж), общая численность в мае 1919 года: 202,5 человек. Всего погибло в 1917-1922 году 15-16 миллионов человек. Из них 1,3 млн. - жертвы террора, бандитизма, погромов. С 1917 по 1922 гг. население России сократилось на 13-16 млн. человек. При этом большая часть погибла от голода и эпидемий. С учётом снижения прироста населения (по сравнению с мирным временем) потери населения составили 20-25 млн. человек. (данные по Радугину). Если учесть, что из 1,5-2 млн. эмигрантов после 17 года значительная часть - интеллигенция, то одно из серьёзных последствий революции - ухудшение генофонда народа. Материальный ущерб составил более 50 млрд. рублей золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. По Орлову потери составили 8 млн. человек + 2 млн. эмигрантов.

- Сущность политики военного коммунизма. Белый и красный террор. Условия г. в. вызвали необходимость применения чрезвычайных мер в управлении страной и её экономикой. Сумма таких чрезвычайных мер называется политикой военного коммунизма:

1. Национализация всей промышленности.2. Строгая централизация управления промышленностью. Все предприятия работали только по нарядам ВСНХ (высший совет нар. хоз.) и его главков.3. Перевод предприятий, работающих на оборону, на военное положение.4. Введение принципа всеобщей трудовой повинности.5. Введение продразвёрстки. Поскольку промышленность работала только на армию, промтоваров для обмена на хлеб не было и крестьянство не стало отдавать хлеб за обесцененные бумажки (деньги). Пришлось идти на крайнюю меру - ввести продразвёрстку, когда крестьянину отдавали только прожиточную норму.6. Введение гос. монополии - хлебной торговли (крестьяне не имели право продавать хлеб, зерно…) 7. Осуществление непосредственно коммунистических форм распределения: бесплатная выдача продпайков и промизделий, отмена платы за коммунальные услуги, квартиру, топливо, городской транспорт и т.д. При политике военного коммунизма были свёрнуты товарно-денежные отношения и заменены прямым продуктообменом.

НЭПа; его сущность, противоречия, итоги. НЭП был принят 10 съездом в 1921 году. НЭП - это политика партии и советского гос-ва, проводившаяся в переходный период от капитализма к социализму (с 1921 по 1936 гг.), была рассчитана на преодоление разрухи, на создание фундамента социальной экономики, развитие крупной промышленной установки экономической смычки между городом и деревней, укрепление союза рабочего класса и крестьянства, вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов, победу социализма. НЭП - это цельный неразрывный комплекс мер переходного периода:

1. Укрепление союза рабочего класса и крестьянства. 2. Развитие промышленности на базе электрификации. 3. Кооперирование населения. 4. Использование товарно-денежных отношений. 5. Внедрение хозрасчёта. 6. Временное допущение капиталистических элементов в экономику при наличии командных высот в руках гос-ва. 7. Замена продразвёрстки продналогом, переход к свободной торговле.8. Сдача в аренду частным лицам мелких предприятий. 9. Свободное развитие кустарных промыслов. 10. Привлечение иностранного капитала в концессии. (Концессия - это договор передачи на определённых условиях принадлежащих гос-ву участков земли, залежей полезных ископаемых и других хозяйственных объектов крупным монополиям или зарубежным капиталистическим монополиям.). Первые успехи и противоречия НЭПа. В 1922-1027 гг. ежегодные темпы роста промышленности в среднем составляли 30-40%; в с/х - 12%; в результате за 5-6 лет были достигнуты довоенные объёмы производства в этих отраслях. Быстро восстанавливался транспорт. Преодолевалась инфляция, укреплялась денежная система. В октябре 1922 года выпущен червонец, имевший твёрдое обеспечение. К весне 1924 года завершена денежная реформа, покончено с голодом, страна была накормлена, одета. Оживились все стороны жизни страны. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ НЭПа:

1. Приоритет промышленности над с/х выливался в перекачивание средств из деревни в город путём ценовой и налоговой политики. На промтовары сбытовые цены искусственно завышались. Закупочные цены на сырьё и продукты занижались.2. Осенью 1923 года разразился кризис сбыта. Заготавливание плохими и дорогими промтоварами, которые население отказывалось покупать.3. В 1924 году разразился кризис цен, когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб гос-ву за бесценок. В середине 20-х гг. упал объём гос-ых заготовок хлеба и сырья. Это снизило экспорт, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки пром. оборудования. Для выхода из кризиса надо было искать меры, и Сталин их нашёл:

1. Усилено централизованное руководство экономикой.2. Ограничена самостоятельность предприятий.3. Увеличены цены на промтовары.4. Повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев, кулаков. Всё это означало свёртывание НЭПа. Сказалось главное противоречие: свобода предпринимательства, хозрасчёт не могли существовать одновременно с командно-административной системой. От политики НЭПа выиграло одно крестьянство. Рабочие оказались в худшем положении. Их зарплата в 1925-1926 гг. в среднем в промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. В деревне НЭПом была недовольна сельская беднота. Вывод: в 20-е годы возможны были 2 варианта НЭПа:

1. Его трансформация в рыночную экономику (Бухарин) 2. Переход к жёстким административным методам (Сталин). Мы выбрали 2 вариант. Конец НЭПа - 1928-1929 гг.

Билет № 47

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР.

Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925г XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии. Важнейшей задачей экономического развития становится превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение экономической независимости и укрепление ее обороноспособности. Необходимо было провести модернизацию экономики, техническое совершенствование всего народного хоз-ва. В программе индустриализации страны предусматривался преимущественный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства и развитие машиностроения. Произошли изменения в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоличие и централизация в распределении, происходило подавление инициативы с мест.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.