рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка: Шпаргалка по истории

2.    ЗС вновь начинают собираться по мере надобности, приглашаются только те сословия, чей вопрос рассматривают.

3.    начинается тенденция объединения уездов в разряды во главе с воеводами. В-вода решает воен и фин вопросы. Под его власть попадают выборные губные старосты.

Формирование предпосылок абсолютизма:

1.   все большее значение при царе приобретает ближняя дума

2.   увеличивается численность основной БД за счет дворян и думных дьяков. БД как сословный орган начинает размываться

3.   сильный рост чин-бюр апп-та. Увеличивается числ-ть приказов

Укрепление законодат основ при первых представителях Романовых. В 1649 году выходит Соборное Уложение. Впервые он был издан в 2000 экз.

Новизна судебника 1649 года.

1.   были ослаблены позиции духов-ва (было запрещено приобретать новые земли, церковь лишалась судебных льгот, церкви и монастырям было запрещено принимать закладников, церкви было запрещено создавать в городах свои белые слободы)

2.   Были приняты меры к ослаблению боярского сословия. Боярам также было запрещено принимать закладников и сажать своих ремесленников в белых слободах

3.   т.к. усиливалась тенденция абсолютизма, поэтому принимаются меры по укреплению двор сословия. Они были частично допущены к гос должностяи. В интересах дв-ва окончательно оформилось крепостное право соб. Улож-м. А именно: был отменен Юрьев день и была обозначена возможность наследования земли в том случае, если служба перейдет от отца к сыну

4.   посадское население: были приняты меры по увеличению значимости посадского люда: им было разрешено возвращать к себе всех закладников, было разрешено не допускать к себе никого из других посадов

5.   Купеч люд: им были предоставлены льготные меры: отменялись все внутр там пошлины, иностр купцы лишались права беспошлинно торговать на русских землях. Им разрешалось торговать только в Арх порту и имели право торговать только оптом.

Соборное Улож-е оформило сословную замкнутость Росс об-ва.

20. Церковная реформа и раскол церкви.

Причины церк реф-мы:

1.   урегулирование взаимоотношений между ц и г-вом решалось неоднозначно: в условиях роста аб-ма Алекс. Мих-ч пытался подчинить церковь г-ву

2.   унификация церк обрядов в связи с воссоединением Украины с Россией.

3.   необходимо было исправить неточности и ошибки в книгах и обрядах кот закрались в них.

Существовало два пути проведения церк реф-мы:

1 вариант, предложенный Никоном, заключался в  изменении книг и обрядов в соответствии с Визант канонами

2 вариант, предлож Аввакумом, предполагал переписывать книги по старославянским.

Итоги:

1.   усиливается зависимость ц от г-ва

2.   книги были переписаны по Виз образцам

3.   росс об-во раскололось на 2 части, в стране обозначился церк раскол

Причины раскола:

1.    причина восходила к идее М - 3 Рим, т.е. старообрядцы считали, что М считается центром мирового православия и центром истинного православия

2.    Раскол - это была форма соц протеста

3.    русское православие уделяло большое внимание внешней обрядности

21. Реформы Петра I.

Военная реформа: Причина: война со Швецией.

Цель: изыскание средств для продолжения войны.

П1 постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки, постепенно упразднял дворянские конные ополчения, постепенно преобразовал гарнизонных пушкарей, казаков и стрельцов в регулярные гарнизонные войска. П1 увеличил число рег полков. На их комплектование были учреждены рекрутские наборы с податных сословий. Была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий ( по рекруту с 20 дворов). П1 приобщил к своей армии казачьи войска в кач-ве постоянной составной части. Итог: в конце царствования П1 он располагал армией в которой было около 200.000 рег войск и не менее 75.000 казач, кроме того во флоте считалось 28.000 чел, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

Сословные реформы:

1. Все разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено звание шяхетства. Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от обычных людишек: все низшие чины одинаково могли дослужиться до высших чинов и должностей. Порядок такой выслуги был точно определен табелью о рангах (1722). В этой табели все офицерские, канцелярск  и высш гос дол-ти были распределены на 14 рангов. Уничтожив старые служебные порядки и повернув всех дворян в регулярные полки, Петр сделал положение дворян более тяжелым. Он требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифирии и геометрии. С другой стороны Петр ограничил землевлад права и льготы дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставил им за службу денежное жалование. Итог: старые дворяне как бы превратились в новое гвардейство. Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров возлагал разные поручения по делам казенного хоз-ва, и т.о. создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

2. Реформа относительно городского сословия. Цель: создать на Руси сильный и деятельный класс.  Ход: он освобождал горожан от присяжных служб у казенных товарных складов и торгово-пром-х оп-ций и расширил гор с/у. В 1720 был учрежден главный магистрат, кот Петр поручил заботы о гор сословии во всем гос-ве, а позднее гл магистрату был дан наказ, определивший общий порядок гор устр-ва и упр-я. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на регулярных и нерегулярных. Регулярные гр-не составляли две гильдии: в 1 входили представители капитала и интеллигенции, во 2 - мелкие торговцы и ремесленники. Рем-ки делились на цехи по ремеслам. Нерегулярными людьми назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров. Кроме того гор дела обсуждались на посадских сходках или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату.      Итог: русские города и после Петра остались в том же положении в котором и были.

3. Крестьянство. Была произведена замена подворной подати подушной. В 1718 начались переписи тяглых людей, записывались в сказки все взрослые мужчины.  Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи. Когда ревизия определила число налогоплательщиков в 5 млн, то был определен размер новой подати: 74 коп в год с частновлад людей и несколько больше с кр-н казенных. Петр велел во время своей ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и обложить их подушною податью наравне с кр-ми. С тех пор  землевладельцы стали совершенно одинаково вносить подать и за кр-н своих и за холопов, что с теч-м времени привело к совершенному смешению кр-н с холопами. Так, мало помалу была подготовлена та форма креп права, кот в 17 веке превратила кр-н из гос тяглых людей в полных господских рабов.

Общий итог: итак, в конце царствования Петра очень многое изменилось в жизни сословий. Но гос-во при П1 продолжало смотреть на свои сословия так же, как и раньше.

Управление: П1 перестал созывать БД и все важнейшие дела и законы обсуждал сам, в своем кабинете, с довер лицами и любимцами.  Для руководства всем управлением и для высшего суда П1 в 1711 учредил правительствующий сенат. С не мог сам издавать законов, он только обнародовал данные ему государем законы и указы, следил за законностью и правильностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, кот затрудняли низшую администрацию или же доходили до сената по жалобам. При сенате Петр учредил в 1722 особую прокуратуру для надзора за законностью действий администрации. ЕЕ начальник генерал-прокурор имел контроль над самим сенатом, служил посредником между государем и сенатом. Взамен старых приказов с 1718 стали действовать коллегии, из которых каждая имела определенный круг дел. Всего коллегий было 12 (военная, морская, ин дел, камер-коллегия, штатс - ревизион - коммерц - мануфактур - берг - юстиц - духовная и др. В 1708 ввел деление на губернии. По несколько прежних уездов соединялись в провинцию,  а несколько провинций в губернию. Во главе губернии стоял губернатор, подчиненный сенату, во главе провинций и уездов - воеводы, при них стояли земские комиссары. Итог: т.о. и до П и при нем одинаково г-во управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями. С/у было подчинено бюрократии. Только при П было нарушено старое единство подчинения.

Финансовые меры:  П изменил прямую подать. Сделав ее подушной и распространив ее на холопов, П значительно увеличил податное поступление. Столь же значительно он поднял косвенные налоги, увеличив пошлины. Перт изменил вес и чекан монеты. Он указал чеканитт новые рубли и полтины, но так, чтобы рубль был равен не 2 ефимкам как раньше, а 1, а полтина была в 0,5 ефимка. Итог: в р-тате П удалось поднять гос доходы. До него казна получала 2,5 млн рублей в год (старой монетой), а в конце его царствования доходы возросли до 10 млн с лишком новой монетой.

Церковная реформа: Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось соборным управлением. Из лиц, принадлежащих к духовенству была учреждена духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент, два вице-президента, советники, асессоры и секретари.  При синоде стоял и обер прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прок-ра и сената. Так решил П1 вопрос о церк упр-ии, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.

Просвещение: При П1 возник ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностр языкам, по мат-ке, морскому делу, счетоводству и др. Он также принимал меры и к тому, чтобы вообще поднять культурный уровень об-ва. Для этого, например, П заботился о переводе разных полезных книг с иностр языков. Начал издавать «Ведомости и военных и иных делах».В конце своего царствования он задумал и подготовил учреждение в Петербурге Академии наук для научных исследований и обучения наукам.

ВЫВОД: Положение сословий в г-ве по существу не было изменено: сословия не получили новые права и были оставлены при старых обязанностях. Упр-е по-прежнему было бюрократическим. Словом тип гос-ва, создавшийся до  П, не был изменен. Все его перемены имели своим назначением совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути реформа была проведена только в церковном упр-ии, где с упразднением патриаршества церк жизнь была приведена в полное подчинение г-ву.


22. Время правления Екатерины 2. Просвещенный абсолютизм.

n  попытка внедрения идей франц просветителей

n  занималась просвещением людей

n  форма г-ва - абс мон-хия ПОЭТОМУ ПРОСВЕЩ АБ-М

Цели реформ:

1.    легитимизировать власть

2.    совершенствование законодат-ва

При Е2 исчезает система посессионных кр-н.

Экономика:

1.   отмена политики протекционизма

2.   меняется акцент политики меркантилизма

3.   ослабление гос контроля над частно-предпринимат деят-тью

4.   развитие банковского дела

5.   законодат закрепление ч/с

6.   отмена откупов и монополий на тот или иной вид прод-ции

7.   шоссейные и грунтовые дороги

8.   появление ассигнаций

9.   расширяются виды мануфактур

Цели внешней политики:

1.   укрепление южных границ

2.   повышение авторитета России

3.   выход к черному морю

4.   укрепление самодерж власти

5.   укрепление зап границ

6.   укрепление позиций России в Польше

26. Внешняя политика А1.

Цели:

1.    сохранение сил в Европе

2.    закрепление своих границ

3.    разграничение сфер влияния

последствие - война со Швецией

Итоги:

1.    укрепление междунар авторитета

2.    свящ союз

3.    неудача в б-бе с революц во Фр-ции

4.    укрепление собств границ

 

27. Общественные движения в России в первой половине 19 века. Декабристское движение.

Предпосылки:

1.    внешнеполит усиление контактов России  с зар странами

2.    либеральная деят-ть предыдущих правителей

3.    предоставление нек прав и свобод для дворян и горожан

4.    активное развитие кап отношений начиная с Петра1.

5.    проникновение переводной литературы

6.    ограничение цензуры

7.    разрешено было открывать частные типографии

8.    освобождение от догм религиозного сознания

Причины:

1.    сохранение абс мон-хии

2.    нарастание нар волнения

3.    реакционная политика

4.    полное бесправие народа

5.    отсутствие личных, гр, полит, эк прав кр-н

6.    невозможность занятия своб предприним деят-тью

7.    сохр-е феод-креп пережитков

8.    отсутствие рынка

9.    тяж эк ситуация после 1812 года

10.   поворот в сторону реакции и возвращ-е к церк образов-ю

Причины поражения:

1.    предательство

2.    несвоевременность восстания

3.    оборонит позиция

4.    числ превосходство царских войск

5.    не привлекли народ

6.    не было единства

7.    неявка руководителей восст-я

8.    слабая пропаганда

9.    несерьезное отношение к своему делу

Значение:

1.    обществ резонанс

2.    заложили основы револ традиции

3.    обществ жизнь заморозилась на долгие годы

Западники:

1.    Россия - часть зап цив-ции

2.    выступали за конст форму правл-я

3.    считали, что надо отменить кр право и развивать капит отн-я как на Западе

4.    введение буржуазных свобод

5.    развитие идей просвещения

6.    Петр 1 спас Россию

 30. Отмена крепостного права в России (предпосылки, ход, последствия).

Предпосылки:

1.    деятельность просвещенных императоров (П1, Е2, А1)

2.    деят-ть передовой общественности и двор-ва

3.    недовольство народа нарастанием революц ситуации в стране. Этому способствовало пораж-е в Крымской войне

4.    интенсивное развитие капит отн-й, начало пром переворота в России

В 1857-58 гг во всех губерниях были созданы двор комитеты, кот должны были рассм вопрос о низвержении кр права. После систематизации всех этих предложений выявилось 3 позиции:

1.    сохранение кр права, но лишь частичное его усовершенствование

2.    освобождение кр-н, но без земли (недостатки: г-во лишалось налогоплательщика, в г-ве началось бы бродяжничество и разбой, дворяне могли быстро изменить систему хозяйствования

3.    освободить кр-н с землей, но за выкуп.

19.02.1861 были подписаны документы по реформе, 5.03 был опубликован 1 документ - манифест об отмене кр права, 2 документ - положение о кр-нах, вышедших из креп зав-ти.

Основные положения реформы:

1.    была предоставлена личная свобода

2.    земля признавалась собств-тью помещика

3.    кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель

4.    кр-не должны были выкупить получ землю

Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву.

5.    В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного.

6.    вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины.

Позитивные последствия:

1.    В России было отменено рабство, кр-во получило личную свободу

2.    реф-ма способствовала развитию кап отн-й в России

Негативные последствия:

1.    существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были  отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель

2.    реф-ма породила проблему малоземелья кр-н

3.    замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику

В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути.

31. Либеральные реформы 60-70-хх в области мсу, суда, армии, образования.

Реформа мсу:

Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях             2. Городская

1. В январе 1864 вышло положение « о губернских, уездных и земских учреждениях». В соответствии с ним  создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит-во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земск учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн учрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)

Позитивность в реформе:

·    всесословность

·    выборность

·    начало разделения властей

·    начало формиров-я гражд с/сознания

Недостатки:

·    об-во не было допущено в центр гос учрежд-я, не могло влиять на политику центра

·    были предоставлены неравные избир права

·    контакты между земствами были запрещены

2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:

·    создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором

·    выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

·    ликвидировалась сословная система судов

·    было объявлено рав-во всех перед законом

·    была введена гласность судопр-ва

·    состязательность судопр-ва

·    презумпция невиновности

·    несменяемость судей

·    единая система судопроизводства

·    создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.

                 2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.