Статья: «Тридцатьчетверка»
Статья: «Тридцатьчетверка»
Дмитрий ПАНКОВ
«Тридцатьчетверка»
прошла всю Великую Отечественную войну. Ни один танк не мог сравниться с этой
боевой машиной. Он превосходил средние танки иностранных армий по основным
характеристикам. В «тридцатьчетверке» сочетались огневая мощь, защищенность, подвижность.
«Танк
Т-34 произвел сенсацию, - писал немецкий генерал Э. Шнайдер. - Этот русский
танк был вооружен семидесятишести миллиметровой пушкой, снаряды которой
пробивали броню немецких танков с полутора-двух тысяч метров, тогда как
немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более пятисот метров, да
и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части
танка».
История
Т-34 уходит в тридцатые годы, когда развитие советского танкостроения заложило
основу для создания танка нового поколения.
Уже
к 1939 году Советский Союз имел бронетанковые войска, которые по численности
танков превосходили все армии мира. Самые массовые легкие танки Красной Армии
Т-26 и БТ по своим тактико-техническим данным соответствовали требованиям
середины 30-х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Однако бронирование
машин находилось на уровне первой мировой войны.
Ускорила
создание Т-34 гражданская война в Испании. Советское правительство направило в
Испанию для помощи республиканцам танки и танкистов-добровольцев. В Испании
наши машины понесли большие потери. Выводы были сделаны правильные: танкам
требовалась противоснарядная броня. Опыт боев на Халхин-Голе и озере Хасан
подтвердил их объективность.
В
создании среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни
инженеров, техников, рабочих, но первым из них стал главный конструктор - Михаил
Ильич Кошкин. Он принимал участие в разработке среднего танка с противопульным
бронированием Т-29-5, первого отечественного танка с противоснарядным
бронированием Т-46-5. В то время его броня не пробивалась снарядами 37-мм
противотанковых пушек со всех дистанций, а снарядами 76мм пушек - с дистанций
1200-1300 метров. Танк Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но его
огневая мощь и подвижность были ограничены. Практически, он предназначался
только для поддержки пехоты.
В
1936 году из конструкторского бюро в Ленинграде Михаила Ильича Кошкина
направили главным конструктором танкового КБ-190 Харьковского
паровозостроительного завода имени Коминтерна, получившего через год
обозначение «завод № 183». Первой работой Кошкина в Харькове стала модернизация
легкого колесно-гусеничного танка БТ-7, на котором впервые смонтировали
дизельный двигатель.
В
октябре 1937 года завод получил задание на разработку колесно-гусеничного танка
БТ-20. Он предназначался для вооружения механизированных соединений и
механизированных полков конницы.
В
1938 году на базе этого танка начались работы по созданию танка А-32. Впервые в
отечественном танкостроении были применены броневые листы, расположенные под
большими углами наклона, что повышало защитные свойства боевой машины.
Впоследствии такой принцип построения бронезащиты стал классическим и широко
применялся в танках всех стран.
23
сентября 1939 года состоялся показ техники руководству Красной Армии. А-32
преодолел
ров,
эскарп, контрэскарп, колейный мост, поднялся по косогору и в заключение сбил
носовой частью бронекорпуса большую сосну.
При
подведении итогов смотра, Михаил Ильич сказал: «Я рассматриваю А-32, как
прототип нового более мощного танка. Дайте нам время и армия получит самую
совершенную машину».
По
возвращении в Харьков, М.И. Кошкин и ведущий инженер А.А. Морозов продолжили
работу над модернизацией танка. В предельно сжатые сроки конструкторским бюро
была проведена доработка А-32. Новая броня увеличила массу танка на 7 тонн, ее
толщина возросла до 40-45-мм. 19 декабря 1939 года танк А-32, ставший А-34, а
затем - Т-34 был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк весил 26, 3
тонны. Экипаж состоял из четырех человек.
В
качестве основного вооружения на танке установили 76, 2-мм пушку. В качестве
вспомогательного оружия использовались два 7, 62мм пулемета.
Изготовленные
опытные образцы танков решили показать руководителям страны. Дирекция завода
решила, что они пойдут в Москву своим ходом.
Утром
5 марта 1940 года Михаил Ильич Кошкин вывел за ворота
предприятия
свою маленькую колонну. Танки вели заводские испытатели Н. Носик и В. Дюканов.
В состав экипажей вошли механики-водители и инженеры.
Стояли
сильные морозы, мешали снежные заносы. «Скажу прямо: тяжелый был марш, - вспоминал
заводской испытатель Н. Носик. - Шоссе занесено снегом метра на полтора.
Двигались по снежной целине, ориентируясь по телефонным столбам. Остановок на
ночлег не делали. Из-за трудного пути на обоих танках отказали главные
фрикционы.
Пользовались только ортовыми... Но в целом машины показали себя надежными».
Из
соображений секретности маршрут пробега проложили в обход крупных населенных
пунктов и основных дорог. Мостами через реки пользовались только в случае
невозможности перейти реку по льду и в ночное время. График пробега учитывал не
только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых
железнодорожных линиях. Средняя скорость танков не превышала 30 километров. Весь неблизкий путь Михаил Ильич Кошкин пересаживался из одного танка в другой.
Занимал место то командира, то заряжающего, наблюдал за работой узлов и
механизмов, делал записи в блокноте.
В
Серпухове колонну встретил заместитель народного комиссара среднего машиностроения
Алексей Адамович Горегляд, занимавшийся производством нового поколения танков и
дизелей к ним.
Вместе
с ним харьковчане направились на машиностроительный завод № 37, находившийся
тогда в Черкизове. Танки привели в порядок, но стало плохо Кошкину. Во время
пробега он сильно простудился. К тому же сказалось переутомление от
долголетнего напряженного труда.
17
марта танки поставили на Ивановской площади Кремля. К машинам подошли: Сталин, Молотов,
Калинин, Берия, Ворошилов. После доклада и осмотра Михаил Ильич Кошкин подал
команду и танки по кремлевской брусчатке разъехались: один - к Спасским, другой
- к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и двинулись
навстречу друг другу. Проделав несколько кругов с повторами в разные стороны, танки
по команде остановились.
Новые
машины, показав и скорость, и маневренность, понравились Сталину.
-
Это будет ласточкой наших бронетанковых сил, - сказал Сталин. - Так и передайте
всему вашему коллективу танкостроителей. Желаю дальнейших успехов.
Он
пожал руку Кошкину.
-
Да, да, - повторил Сталин, - ласточкой. - У машины серьезное будущее.
После
кремлевского смотра Т-34 направились на танковый полигон в Кубинку. Здесь их
подвергли новым тщательным испытаниям.
Домой
Михаил Ильич вернулся в хорошем настроении, но совершенно больным. Врачи
признали у него абсцесс легких. Все попытки уложить конструктора в постель
закончились у медиков неудачей.
-
Вот закончу работу, тогда делайте со мной что хотите, - ворчал он, стирая со
лба капли пота.
Все
помыслы Кошкина были заняты мыслями довести Т-34 до серийного производства.
31
марта 1940 года танк Т-34 (А-34) поставили в серийное производство на заводе №
183.
В
апреле и мае опытные образцы танков продолжили изнурительный марафон
протяженностью в 2000 километров по маршруту Минск-Киев-Харьков.
В
июне Т-34 направили на Карельский перешеек, где на бывших финских
противотанковых препятствиях Т-34 еще раз продемонстрировал свои боевые
качества.
В
1940 году производство танков было увеличено с 220 до 600.
Однажды
Михаила Ильича вызвали в Кубинку. Заместитель наркома обороны, маршал Кулик был
не в настроении.
-
Посмотрите, посмотрите, Кошкин, что нам немцы поднесли.
В
Кубинку поступили два немецких средних танка Т.III, закупленные в Германии
после подписания пакта о ненападении. Результаты сравнительных испытаний
немецкого танка и Т-34 оказались неутешительными для советской боевой
машины.Т-34 превосходил Т.III по вооружению и броневой защите, уступая ей по
другим характеристикам. Немецкий танк имел трехместную башню, в которой были
созданы все
условия
для нормальной боевой работы членов экипажа. Командир имел специальную
командирскую башенку, обеспечивавшую ему круговой обзор; средства внутренней
связи были выведены всем членам экипажа. В башне же Т-34 с трудом размещались
два танкиста, причем один из них, являясь командиром танка, а в ряде случаев и
командиром подразделения, одновременно с этим выполнял еще и функции
стрелка-наводчика. Внутренняя связь имелась только у двух членов экипажа из
четырех - командира танка и механика-водителя.
Немецкий
танк Т.III оказался более плавным по ходу и выигрышным по скорости. Она
составляла 69, 7 км/ч, Т-34 - 48, 2 км/ч.
Кубинка
для танка Кошкина могла стать роковой. Материалы по машине поступили к
заместителю Совнаркома СССР маршалу К.Е. Ворошилову.
-
Машины продолжать делать, - сказал он. - Гарантийный пробег сделайте в тысячу
километров. Заводу № 183 начать разрабатывать новый танк.
После
заключения Климента Ефремовича Ворошилова на столах заводских конструкторов
появились чертежи танка Т-34М. Машина имела не только прочностные изменения, но
и пятискоростную коробку передач.
К
этому времени здоровье Михаила Ильича ухудшилось. Ему удалили пораженное легкое
и отправили в санаторий. Однако болезнь делала свое коварное дело. 26 сентября
1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался, так и не увидев серийного производства
танков Т-34.
В
марте 1942 года Михаилу Ильичу посмертно и его ближайшим помощникам А. Морозову
и Н. Кучеренко за разработку конструкции нового среднего танка была присуждена
Сталинская премия I степени.
Главным
конструктором танкового КБ Харьковского завода имени Коминтерна назначили
Александра Александровича Морозова. Настоятельные требования военных об
увеличении огневой мощи танка привели к созданию танка Т-34-85, способного
сражаться с новыми немецкими тяжелыми танками. 22 января 1945 года Морозову за
разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 постановлением Совета
Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора
инженерно-танковой службы.
В
конце войны в КБ Александра Александровича создается средний танк Т-44, а после
Великой Отечественной войны - Т-54.
13
ноября 1951 года А.А. Морозов переводится в Харьков, на свой родной завод, включается
в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963
года испытывается танк Т-64, опередивший танкостроение всего мира и ставший
боевой машиной, на основе которой созданы Т-72, Т-80, Т-84.
Александр
Александрович раскрывается не только как конструктор, но и как ученый. Он
провел глубокий анализ направлений в проектировании танков и, основываясь на
богатом практическом опыте, им пишется редкая научная работа. Высшая
аттестационная комиссия присваивает Морозову ученую степень доктора технических
наук, хотя он и не имел высшего образования.
А.А.
Морозов - дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, трижды
лауреат Государственной премии. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом
Октябрьской Революции, орденом Суворова II степени, орденом Кутузова I степени,
тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Его бюст установлен перед Домом культуры в городе Брянске.
Михаил
Ильич Кошкин и Александр Александрович Морозов. Их имена навечно вписаны в
историю отечественного танкостроения. Лучший танк второй мировой войны уверенно
прошел по фронтовым дорогам тысячи километров, уничтожая живую силу и технику
врага. Т-34 не было равных, как не было равных и его создателям. Великое оружие
и Великая Победа - неразделимы.
Список литературы
Подольский
рабочий № 3 (18962) 19 января 2011
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://invhistory.blogspot.com/
|