В год 6527 (1019). Пришел Святополк с
печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против
него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу,
сказал: "Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь
праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и
трепет: так обреки и этого". Помолился и сказал: "Братья мои! Хоть и
отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего - убийцы и
гордеца". И когда сказал так, двинулись противники друг на друга, и
покрыло поле Альтинское множество воинов. Была же тогда пятница, и всходило
солнце, и сошлись обе стороны, и была сеча жестокая, какой не бывало на Руси,
и, за руки хватаясь, рубились, и сходились трижды, так что текла кровь по
низинам. К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал. И когда бежал он, напал
на него бес, и расслабли все члены его, и не мог он сидеть на коне, и несли его
на носилках. И бежавшие с ним принесли его к Берестью. Он же говорил:
"Бегите со мной, гонятся за нами". Отроки же его посылали посмотреть:
"Гонится ли кто за нами?". И не было никого, кто бы гнался за ними, и
дальше бежали с ним. Он же лежал немощен и, привставая, говорил: "Вот уже
гонятся, ой, гонятся, бегите". Не мог он вытерпеть на одном месте, и
пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное
место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою. "Праведный
суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянного: показало
явно... посланная на него Богом пагубная кара безжалостно предала его
смерти", и по отшествии от сего света, связанный, вечно терпит муки. Есть
могила его в том пустынном месте и до сего дня. Исходит же из нее смрад ужасен.
Все это Бог явил в поучение князьям русским, чтобы если еще раз совершат такое
же, уже слышав обо всем этом, то такую же казнь примут, и даже еще большую той,
потому что совершат такое злое убийство, уже зная обо всем этом. Семь казней
принял Каин, убив Авеля, а Ламех 70, потому что Каин не знал, что придется
принять мщение от Бога, а Ламех совершил убийство, уже зная о казни, постигшей
прародителя его. "Ибо сказал Ламех женам своим: "Мужа убил во вред
мне и, юношу убив, нанес сам себе беду, потому, сказал он, и 70 мщений положено
мне, что, зная обо всем, сотворил я это"". Ламех убил двух братьев
Еноховых и взял себе жен их; этот же Святополк - новый Авимелех, родившийся от
прелюбодеяния и избивший своих братьев, сыновей Гедеоновых; так и свершилось.
Ярослав же сел в Киеве, утер пот с
дружиною своею, показав победу и труд велик.
В год 6528 (1020). Родился у Ярослава
сын, и нарек имя ему Владимир.
В год 6529 (1021). Пришел Брячислав,
сын Изяслава, внук Владимира, на Новгород, и взял Новгород, и, захватив
новгородцев и имущество их, пошел к Полоцку снова. И когда пришел он к реке
Судомири, и Ярослав из Киева на седьмой день нагнал его тут. И победил Ярослав
Брячислава, и новгородцев воротил в Новгород, а Брячислав бежал к Полоцку.
В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к
Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов.
Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба
полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: "Чего ради погубим
дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь
богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то
возьму твое все". И сказал Мстислав: "Да будет так". И сказал
Редедя Мстиславу: "Не оружием будем биться, но борьбою". И схватились
бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и
силен Редедя. И сказал Мстислав: "О пречистая Богородица, помоги мне! Если
же одолею его, воздвигну церковь во имя твое". И, сказав так, бросил его
на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все
богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в
Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до
сего дня в Тмутаракани.
В год 6531 (1023). Пошел Мстислав на
Ярослава с хазарами и касогами.
В год 6532 (1024). Когда Ярослав был в
Новгороде, пришел Мстислав из Тмутаракани в Киев, и не приняли его киевляне. Он
же пошел и сел на столе в Чернигове; Ярослав же был тогда в Новгороде. В тот же
год восстали волхвы в Суздале; по дьявольскому наущению и бесовскому действию
избивали старшую чадь, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод
по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и
так ожили. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел в Суздаль; захватив волхвов,
одних изгнал, а других казнил, говоря так: "Бог за грехи посылает на
всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не знает,
за что". И, возвратившись, пришел Ярослав в Новгород, и послал за море за
варягами. И пришел Якун с варягами, и был Якун тот красив, и плащ у него был
золотом выткан. И пришел к Ярославу, и пошел Ярослав с Якуном на Мстислава.
Мстислав же, услышав, вышел против них к Листвену. Мстислав же с вечера
исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною
своею по обеим сторонам. И наступила ночь, была тьма, молния, гром и дождь. И
сказал Мстислав дружине своей: "Пойдем на них". И пошли Мстислав и
Ярослав друг на друга, и схватилась дружина северян с варягами, и трудились
варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить
варягов. И была сеча сильна, и когда сверкала молния, блистало оружие, и была
гроза велика и сеча сильна и страшна. И когда увидел Ярослав, что терпит
поражение, побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун тут потерял свой плащ
золотой. Ярослав же пришел в Новгород, а Якун ушел за море. Мстислав же чуть
свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал:
"Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя
цела". И послал Мстислав за Ярославом, говоря: "Садись в своем Киеве:
ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра". И не решился
Ярослав идти в Киев, пока не помирились. И сидел Мстислав в Чернигове, а
Ярослав в Новгороде, и были в Киеве мужи Ярослава. В тот же год родился у
Ярослава еще сын, и нарек имя ему Изяслав.
В год 6534 (1026). Ярослав собрал
воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у
Городца. И разделили по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а
Мстислав ту. И начали жить мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и
была тишина великая в стране.
В год 6535 (1027). Родился третий сын
у Ярослава, и дали имя ему Святослав.
В год 6536 (1028). Знамение в виде
змея явилось в небе, так что видно было его по всей земле.
В год 6537 (1029). Мирно было.
В год 6538 (1030). Ярослав Белз взял.
И родился у Ярослава четвертый сын, и дал имя ему Всеволод. В тот же год пошел
Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев. В то же время умер
Болеслав Великий в Польше, и был мятеж в земле Польской: восстав, люди перебили
епископов и попов и бояр своих, и был среди них мятеж.
В год 6539 (1031). Ярослав и Мстислав,
собрав воинов многих, пошли на поляков, и вновь заняли Червенские города, и
повоевали землю Польскую, и много поляков привели, и поделили их. Ярослав же
посадил своих поляков по Роси; там они живут и по сей день.
В год 6540 (1032). Ярослав начал
ставить города по Роси.
В год 6541 (1033). Евстафий Мстиславич
умер.
В год 6542 (1034).
В год 6543 (1035).
В год 6544 (1036). Мстислав вышел на
охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую сам
заложил; были ведь при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно, стоя на
коне, достать рукою. Был же Мстислав могуч телом, красив лицом, с большими
очами, храбр на ратях, милостив, любил дружину без меры, имения для нее не
щадил, ни в питье, ни в пище ничего не запрещал ей. После того завладел всем
его владением Ярослав и стал самовластцем в Русской земле. Пошел Ярослав в
Новгород и посадил сына своего Владимира в Новгороде, а епископом поставил
Жидяту. В это время родился у Ярослава сын, нарекли имя ему Вячеслав. Когда
Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев.
Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город
свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил
дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне - киевлян, а на левом
крыле - новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились
на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда
поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И
побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в
Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня. В
тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове - был тот
оклеветан перед ним.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав
город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии,
митрополию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы
Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем
вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и
монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало,
особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал
писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они
книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением
божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят
пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и
размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца
верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения
книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных
обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это
источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали
утешаемся; они - узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон,
прославляя ее, говорил: "Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я
призвала. Страх Господень... Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя
сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи
величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут
благодать". Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую
пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со
святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и
апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил
книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам.
Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу
положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и
по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить
людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились
пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и
людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.
В год 6546 (1038). Ярослав пошел на
ятвягов.
В год 6547 (1039). Освящена была
митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир,
отец Ярослава.
В год 6548 (1040). Ярослав пошел на
Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на
мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир
Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с
еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!
В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына
своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил Вышате,
отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к
Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль
разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих
же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они
захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И
сказал Вышата: "Я пойду с ними". И высадился к ним с корабля, и
сказал: "Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной". И
пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам, что море разбило ладьи
руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с
дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и
возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату же схватили вместе с
выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя
три года, когда установился мир, отпущен был Вышата на Русь к Ярославу. В те
времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал Казимир, вместо
свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных еще Болеславом, когда
тот победил Ярослава.
В год 6552 (1044). Выкопали из могил
двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и
положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын
Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его,
мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его
оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него,
пусть носит его до смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня;
оттого и не милостив на кровопролитие.
В год 6553 (1045). Заложил Владимир
святую Софию в Новгороде.
В год 6554 (1046).
В год 6555 (1047). Ярослав пошел на
мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру.
В год 6556 (1048).
В год 6557 (1049).
В год 6558 (1050). Преставилась
княгиня, жена Ярослава.
В год 6559 (1051). Поставил Ярослав
Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов.
А теперь скажем, почему назван так
Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь,
которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был
пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из
Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и
там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую,
двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу
втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в
святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался
некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти
странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел
их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы
постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив
и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: "Иди снова на Русь, и да
будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут
чернецами". Благословил его и отпустил, сказав ему: "Иди с
миром". Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил
по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по
дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где
Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал
молиться Богу со слезами, говоря: "Господи! Укрепи меня в месте этом, и да
будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня
постриг". И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через
день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью,
пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили
к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний:
приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился
великий князь Ярослав, - приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же
прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с
дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий
Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и
постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую,
и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым
монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: "Это Бог вас,
братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня
постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал - да будет благословение на вас,
первое от Бога, а второе от Святой Горы". И так сказал им: "Живите же
сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой горе, так
как и прежде уже привык жить в уединении". И поставил им игуменом
Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в
ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение
сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в
прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже
вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен
с братией к Антонию и сказали ему: "Отец! Умножилась братия, и не можем
вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы мы
церковку вне пещеры". И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и
поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И начал
Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет сотворили
братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и сказали:
"Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь".
Антоний же сказал с радостью: "Благословен Бог во всем, и молитва святой
Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами". И, сказав это, послал одного
из братьев к князю Изяславу, говоря так: "Князь мой! Вот Бог умножает
братию, а местечко мал'о: дал бы нам гору ту, что над пещерою". Изяслав же
услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту. Игумен же и
братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом, келий
поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры начался
Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и прозвался
монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по благословению Святой
Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой
монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию,
желая сделать тот монастырь выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много
ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они,
как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не
имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже
говорил. Когда Варлаам ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к
старцу Антонию и сказали: "Поставь нам игумена". Он же сказал им:
"Кого хотите?". Они же ответили: "Кого хочет Бог и ты". И
сказал им: "Кто из вас больше Феодосия - послушного, кроткого, смиренного,
- да будет он вам игумен". Братия же рада была, поклонилась старцу; и
поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял
монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам со
слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом 100. И стал
искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря,
пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, - и стал у него Феодосий
спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в
монастыре своем - как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как
читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе
поведение, и что вкушать в какие дни - все это по уставу. Найдя этот устав,
Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри
этот устав, оттого и почитается монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же
жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские
правила, и принимал всякого, приходящего к нему, - пришел к нему и я - худой и
недостойный раб, - и принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и
определил, в какой год начался Печерский монастырь и чего ради зовется
Печерским. А о житии Феодосия скажем после.
В год 6560 (1052). Преставился
Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии,
которую воздвиг сам.
В год 6561 (1053). У Всеволода родился
сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир.
В год 6562 (1054). Преставился великий
князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав
им: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой,
потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить
в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить.
Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и
погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим
великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве
старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались
меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду
Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск". И так разделил между
ними города, запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их, и
сказал Изяславу: "Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому,
кого обижают". И так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был
болен тогда и, приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был... а
Святослав во Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец
больше всех братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни
Ярослава, и отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора.
Всеволод же обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а
попы пели положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его
в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ,
Жил же он всех лет 76.