“Повесть временных лет” - наиболее
ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе
ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и
наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV.
Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы
сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных
исторических лицах и событиях.
Публикуется
в переводе Д.С.Лихачева.
BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА
РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили
землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до
Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и
Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия
Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия,
соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская
Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты,
другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его
владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия,
Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa,
Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона,
иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и
западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния,
Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия,
Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая
называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития,
Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея,
Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии,
называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского
моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до
Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на
восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие
народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра,
литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря
Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых,
сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство
Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи,
римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе
к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю,
бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в
своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили
они создать столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на
месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили
столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп,
и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и
разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог
ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и
Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти
остатки.
По разрушении же столпа и по
разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные
страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык
произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики,
которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по
Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись
славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так
одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались
чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи
напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне
эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки,
другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по
Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а
другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине
и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и
назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались
своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие
сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся
славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам
этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра
- волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого
же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера
впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно
приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море,
в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями
в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы,
и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до
Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море;
это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей,
брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в
Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться
в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И
случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и
сказал бывшим с ним ученикам:
"Видите ли горы эти?
На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог
много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и
помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх
по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там
людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в
страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и
рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани
деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом
кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя
добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так
оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то
творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись;
Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и
управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем)
были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый
управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и
третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем
Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей
горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь
старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и
ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами,
от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что
Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего
и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не
ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю,
то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил.
Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок
невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест;
так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же,
вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их
Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их
держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое,
а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих
последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и
в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же
происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а
на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, -
мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и
мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:
поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные
так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот
другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь,
печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих
языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.
Когда же славянский народ, как мы
говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые
болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли
белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и
они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры,
воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали
и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам
дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но
приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и
так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил
их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и
доныне: "Погибли, как обры", -
их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли
черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы
уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и
древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне;
радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а
другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи,
а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили
между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты.
Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру
и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и
сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и
законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов
своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и
родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и
брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на
следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем,
жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не
бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий
обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах
и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и
сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали
себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал,
то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту
колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же
обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но
сами себе устанавливающие закон.
Говорит Георгий в своем летописании:
"Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не
знающие закона, соблюдают как предание отцов. Из них же первые - сирийцы
живущие на краю света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься
любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно,
не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или
островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют
вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх Божьей веры.
Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы и гневливы
сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят людей, и
убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у халдеян, и у
вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев и убивать. И
всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если будут далеко от
своей страны.
Другой закон у гилий: жены у них
пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько
хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые
женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и
повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены
с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не
осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный
скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются
с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим
праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест.
Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же
девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
Так вот и при нас теперь половцы
держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят
мертвечину и всякую нечистоту - хомяков и сусликов, и берут своих мачех и
невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где
веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем
единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись.
По прошествии времени, после смерти
братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные
окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали:
"Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и
отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот,
новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же
ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те:
"А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские:
"Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной
стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать
дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле
говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском,
когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено
унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а
сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над
ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по
нынешний день.
В год 6360 (852), индикта 15, когда
начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом
потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в
летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От
Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от
Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а
от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет"
а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333
года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до
Михаила сего 542 года". А от первого года царствования Михаила до первого
года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега,
с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года
Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до
первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37
лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти
Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прежнему и
расскажем, что произошло в эти годы, как уже начали: с первого года
царствования Михаила, и расположим по порядку года.
В год 6361 (853).
В год 6362 (854).
В год 6363 (855).
В год 6364 (856).
В год 6365 (857).
В год 6366 (858). Царь Михаил
отправился с воинами на болгар по берегу и морем. Болгары же, увидев, что не
смогли противостоять им, попросили крестить их и обещали покориться грекам.
Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарами.
В год 6367 (859). Варяги из заморья
взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с
поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).
В год 6369 (861).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за
море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них
правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с
другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил
по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью,
как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, -
вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша
велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и
сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий,
Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же
- те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли
Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать
мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в
этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке
- кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми
всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре,
и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда
плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это
городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и
Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и
платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у
себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6371 (863).
В год 6372 (864).
В год 6373 (865).
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир
войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в
это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему
весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли
внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей.
Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви
святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой
Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было
спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные
волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и
переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться
домой.
В год 6375 (867).
В год 6376 (868). Начал царствовать
Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся
земля Болгарская.
В год 6378 (870).
В год 6379 (871).
В год 6380 (872).
В год 6381 (873).
В год 6382 (874).
В год 6383 (875).
В год 6384 (876).
В год 6385 (877).
В год 6386 (878).
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал
княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот
еще очень мал.
В год 6388 (880).
В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход
Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и
пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем
своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.
И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал
он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся
младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к
Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и
княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир
пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не
князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря:
"А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и
погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин
двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за
церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да
будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и
прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам,
и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен
ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.