Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Дмитровская
школа №10
с углублённым изучением предметов
Реферат
По предмету: «Литература»
На тему: География в жизни и
творчестве А.С. Пушкина.
ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса.
преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна.
июнь 2001 год
Содержание
1.
Введение………………………………………………………. 3
2.
А.С. Пушкин «великий
путешественник»……..…………… 5
3.
«Россия слишком мало известна
русским»…………………..6
4.
Путешествие в
Арзрум………………………………………...7
5.
Петербург, Москва, Подмосковье
………………..………….11
6.
Южная ссылка…………………………………………………13
7.
Михайловское………………………………………………….14
8.
Географы-исследователи—друзья
Пушкина……..………….18
9.
«И друг степей
калмык»………………………………………19
10.
Топонимика пушкинских мест
Псковская
область…………..…………………….………………23
11.Приложение……………………………………………...…….26
12.Список использованной
литературы…………………………28
Есть два разряда
путешествий:
Один — пускаться с места вдаль,
Другой — сидеть себе на месте,
Листать
обратно календарь.
А.Т. Твардовский
Путешествие
— литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это
могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме
путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Основная
задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить
философские, публицистические, психологические и
другие задачи. Это могут быть также повествования о
вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).
Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя
становится для него испытанием.
Исторические вехи развития.
а) Странствующий герой активно перемещается в
пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом)
рассказывает читателям (слушателям):
—
Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о
путешествии на Восток, в Китай.
—
Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских
впечатлениях.
— Тур
Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е
годы — о культуре о. Пасхи.
б) При восприятии читателем литературного путешествия его
внимание переместилось на чувства и переживания странствующего,
внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
—
Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев.
«Путешествие из Петербурга в Москву».
—
Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»;
Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в
которых культ экзотики, а «духовные скитания» романтического героя показаны
как «бегство» из неволи.
—
Лермонтов. «Герой нашего времени»;
Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного
поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера
героя.
Почти каждое литературное путешествие рано или поздно
пародируется.
—
Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие.
—
В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева.
Многообразие жанровых форм.
1.
Собственно путешествие (путевой дневник).
— Гомер.
«Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).
2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой
которой становится путешествие.
—
Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить
хорошо».
3. Роман.
—
М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
4. Основная часть произведения.
—
«Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».
5. Очерк
—
Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
6. Свободное повествование.
Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и
автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания
героя.
Основные элементы
путешествия.
Что является необходимым, обязательным атрибутом
перемещения в пространстве и времени?
—
Маршрут,
транспортные средства, дороги;
—
пейзаж,
архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов;
—
люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы,
исповеди;
— сценки:
— вкусовые
ощущения.
— Внешние впечатления —
чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.
Следовательно,
литературное путешествие относятся к художественно-публицистическим
жанрам.
Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие
элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют
читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве
сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается
полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее
публицистическими.
Чем
можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного
путешествия?
— Универсальностью
данного жанра, богатыми возможностями формы;
— возможностью
непосредственного выражения своих мыслей и чувств.
С детских лет
путешествия
Были моею любимой мечтой
А.С.Пушкин
«Способность
Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти
слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его
творчеством.
Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных
специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и
искусствоведов, для географа, и для топонимиста.
Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо
замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение
путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может
быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям
было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл
много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?..
34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в
Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в
обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для
профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара…
Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км.
Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он
был действительно настоящим и замечательным путешественником».
И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят
географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно
географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право
причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа
лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ»
многократно встречаются в пушкинских произведениях.
Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только
географических.
Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в
посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения,
ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес
его почитателей.
О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено.
У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём
любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом
человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее.
В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать
(даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать,
этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение,
просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин»
энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской
энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины
Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом
Ломоносова».
«Россия слишком мало известна русским»
Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин
был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике»
статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические
знания, расширявшие представления читателей о стране.
А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в
царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына
Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства.
Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов».
Царь.
А ты, мои сын, чем занят? Это что?
Федор. Чертеж земли
московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
Царь. А это что такое
узорам здесь виется?
Федор.
Это Волга.
Царь. Как хорошо! Вот
сладкий плод учения!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, град, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыт быстротекущей жизни.
Когда-нибудь,
и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою.
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать
Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может
помочь государственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е.
одновременно), чтобы лучше понять его.
За «географическим» монологом царевича стоит не только
Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина
1812 г. его занятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие
успехи, довольно прилежен. Очень хороших дарований».
Поэт и сам знал карты и умел
их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и,
отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: "Карта
далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить
другую, более совершенную" ("Замечания о бунте").
Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом
называли, статистику, А.С. Пушкин
считал одной из важнейших наук
в системе образования. В записке
"О народном воспитании" он делится
такими соображениями:
"Россия слишком мало известна русским; сверх
ее истории, ее статистика, ее
законодательство требуют особенных
кафедр. Изучение России должно будет
преимущественно занять в
окончательные годы умы молодых
дворян..." "Занять умы" изучением
страны, которой "определено
было высокое предназначение..."!
Пушкин писал в статье "О
ничтожестве литературы русской": "Ее
необозримые равнины поглотили
силу монголов и остановили их
нашествие на самом краю Европы...
Образующееся просвещение было
спасено растерзанной и издыхающей
Россией... Россия вошла в Европу,
как спущенный корабль, при стуке
топора и при громе пушек".
А.С.Пушкин ставил географию рядом с грамматикой:
"...изучать грамматику да географию" ("Дубровский").
Любовь к географии в широком смысле, можно сказать, была
заложена в нем самой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из
первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было
записано: "В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно
прилежно. 3) Очень хороших дарований".
Для познания России и вообще для его любознательной натуры
А.С.
Пушкину необходимы были путешествия. В
этом он признавался в
письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно в тот
год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье.
А.С. Пушкин был великим патриотом свое
страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись
«под
небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим
творчеством поэт вызывал ответны патриотические чувства
читателей, призывал изучать отечество и, говоря по современному,
совершать туристические походы:
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине…
«Сон»
Как будто сказано сегодня!
В то же А.С. Пушкин выступал против тех людей,
которые «не заботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают
только со времён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии,
в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя
патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают
в красной
рубашке».
Теперь, когда более половины
населения нашей страны имеет высшее и среднее образование,
можно утверждать: Россия немало известна русским.
А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные
познания о других странах, знал,как говорится, чем они дышат, чем
примечательны их города:
К
чему им сукна Альбиона
И
пышные чехлы Лиона…
«Послание к Юдину»
Подобные замечания можно встретить в ряде его произведений.
Путешествие в Арзрум.
Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как
говаривал Иван Петрович Белкин:
«...В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем
направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не
знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станционный смотритель»).
Как подсчитали
исследователи, по 120 маршрутам проехал поэт.
В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго
вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не
вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить
далекое путешествие!
Живя в Одессе, он, по
свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков.
В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу
и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин
обращался к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я
бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не
будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся
туда посольством».
Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться —
выезд из России ему был запрещен, хотя для поэта было важно заграничное
путешествие.
Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин
государственную границу пересек.
Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в
1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жизни:
первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа
поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя решена» поэт
признавался: «...если мне откажут, думал я, поеду в чужие края». А кроме того:
«Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»).
АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательностью, и многие его
путевые заметки могут считаться образцами географического описания. Например,
он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы
к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются,
трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы,
неведомые в наших лесах...»
«Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над
нами. На их вершинах ползли чуть видные стада и казались насекомыми... На скале
видны развалины какого-то замка: они облеплены саклями мирных осетинцев, как
будто гнездами ласточек».
«Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось
ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы,
переграждающие ему путь... Я отстал от конвоя, засмотревшись на огромные
скалы, меж коими хлещет Терек с яростью неизъяснимой».
Здесь сразу видно, что пишет не просто географ, но и
замечательный мастер слова, — столь высокохудожественно его описание, неожиданных
сравнений.
«Дорога
шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают
обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелие на целую
версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и
увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась.
Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то
был он ужасен!»
Это грозное явление в снежных горах прекрасно запечатлел в
стихотворение «Обвал», написанном в год путешествия:
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут сквозь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега…
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал,
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где нынче мчится лишь Эол,
Небес жилец.
Кавказские впечатления, как и впечатления других путешествий А.С. Пушкина,
нередко служили темами для создания поэтических произведений (их перечень
дается в приложении).
Еще
прекрасный пример этого. Вот прозаическая запись виденного поэтом: «Утром,
проезжая мимо Казбека, увидел я чудесное зрелище: белые, оборванные тучи
перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами
солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».
А вот стихи, навеянные этим зрелищем:
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет
вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег.
Парит, чуть видный над горами.
"Монастырь на Казбеке".
О красоте снежных хребтов Кавказа А.С. Пушкин восторженно
писал брату еще во время первого путешествия на Кавказ в 1820 году: «Жалею,
мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные
их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками,
разноцветными и недвижными;
Страницы: 1, 2, 3
|