рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Югославия

Тем временем 22 марта 1990 г. сербская скупщина одобрила программу развития Косово. Во имя главной цели - мирного сосуществования этнических групп, главной угрозой которому являлся якобы албанский сепаратизм, предусматривалось принятие "специфических мер для обеспечения законности и порядка, мира, свободы, равенства, территориальной целостности Сербии". Провозглашая равноправие для всех косовских граждан, программа предусматривала право возвращаться на прежнее (довоенное) местожительство только для сербов и черногорцев. На эти нужды предполагалось выделение особых сумм, но денег не было, и в этой части программа не была осуществлена. Однако ее дополнила серия подзаконных актов, которые определили механизм перевода адмнистративно-хозяйственной системы края в федеральное подчинение. В итоге функции законодательной, исполнительной, административной и юридической властей впредь стали осуществляться республиканскими органами. Произошло частичное перераспределение собственности путем передачи краевых объектов в республиканскую собственность.

Но основной удар был нанесен по системе образования, науки, культуры и средствам массовой информации под тем предлогом, что с них надо было снять "печать национальной ограниченности". Язык, культура и история албанского народа, которая до того преподавалась и изучалась в Косово, подлежали фактическому запрету, ибо их развитие способствовало укреплению национального самосознания.

Ущемление прав албанцев в Косово вызвало серию ответных действий со стороны руководства ДЛК, которое приступило к формированию параллельных административных органов. 2 июля 1991 г. собрание албанских депутатов косовского парламента приняло решение провозгласить Косово "независимой и равноправной республикой в составе федерации (конфедерации)", а также дезавуировало решение 23 марта 1989 г. о согласии с конституционными поправками. Через несколько дней Народное собрание Албании признало независимость Косово в усеченной формулировке.


2. Военное противостояние - югославский конфликт 90-х годов

2.1. Начало конфликта

11 апреля 1992 Федеративная республика Югославии объявила себя преемником Социалистической Федеративной республики Югославии. 27 апреля 1992 принята Конституция.

Позиция США: после распада Социалистической Федеративной республики Югославии ФРЮ не является ее приемником.

В первые весенние дни 1992 года в Боснии пролилась первая кровь Тогда здесь состоялся референдум о выходе этой бывшей югославской республики из состава СФРЮ.

В плебисците приняло участие только 59 % жителей, обладающих правом голоса. 62 % из них проголосовали за самостоятельное и независимое боснийское государство. Сербская община, а это около трети жителей, бойкотировала референдум и заявила о намерении создать собственную республику. Буквально сразу после обнародования результатов плебис-цита в Сараево было совершено нападение "неизвестных" на сербский свадебный кортеж, в результате чего один человек погиб, а сербский священник ранен.

Через месяц, 6 апреля 1992 года, Европейское сообщество признало независимость Боснии и Герцеговины.

27 мая 1992 года наблюдавший за Боснией мир впервые серьёзно "содрогнулся", узнав о попадании артиллерийского снаряда в стоявшую за хлебом очередь на сараевской улице.

Вскоре после этого появляются сообщения об "этнических чистках", массовых зверских убийствах, создании концлагерей, средневековых пытках.

          Уже в июне 1992 года в Боснии появляются миротворческие силы ООН, а через два месяца в Лондоне созывается мирная конференция по бывшей Югославии. Мировое сообщество предлагало боснийцам различные варианты урегулирования. Вначале появилось предложение о разделе-нии республики на десять провинций, которое не устроило сербов. Выработанный после этого план создания здесь конфедерации из трёх этнических республик не приняли мусульмане.

Взрыв на сараевском рынке 5 февраля стал как бы новой точкой отсчёта в истории боснийского конфликта.

Благодаря вмешательству России, это сегодня признают даже западные политические авторитеты, бомбандировок сербских позиций удалось избежать. Хотя военные специ-алисты полагают, что бомбовые удары по артиллерийским позициям были бы в данном случае малоэффективны, учитывая крайне сложные метеоусловия. Чтобы нанести сколько-нибудь значительный ущерб сербам, их бы пришлось бомбить недели две.

В последний день зимы западу-таки удалось "поучаствовать" в боснийском урегулировании довольно эффектно.

Два современных натовских истребителя расстреляли четыре устаревших учебных самолёта югославского производства. Правда, перед тем как расстреливать, дважды предупредили их о возможной атаке. Кстати, некоторые эксперты сомневаются, что пилоты сбитых машин смогли услышать предупреждение из-за отсутствия соответствующих технических средств связи.

Иностранные военные эксперты практически однозначно признают, что в Боснии и Герцеговине самой боеспособной армией являются вооруженные формирования боснийских сербов. Их армия одерживала победу за победой, и судьба Сараево была предрешена, не случись ультиматума НАТО.

Лучше воевали сербы. В их армии было около 70 тысяч человек. 34 тысячи из этих бойцов раньше служили в кадровых частях югославской народной армии (ЮНА) на территории Боснии и Герцеговины.

Эта армия состояла из сухопутных войск, ВВС и ПВО. Иностраные военные эксперты отмечают, что наиболее сильны у сербов Боснии сухопутные войска. Пять корпусов пехоты при 950 орудиях и миномётах и 240 танках сумели в ожесточённых боях захватить большую (и стратеги-чески важную) часть бывшей союзной республики. Танки у сербов в основном советского производства - Т-54, Т-55. Есть и легендарные Т-34, которые очень хорошо показали себя в боях на пересечённой и в гористой местности. Ещё у сербов в сухопутных войсках есть около 360  БТРов и БМП.

ПВО армии боснийских сербов состоит всего из одного дивизиона зенитных артиллерийских орудий и практически остаётся без работы - с авиацией у мусульман и боснийских хорватов туговато. Военно-воздушные силы сербов - 2 авиаэскадрильи и 18 вертолётов МИ-8. Самолёты, в основ-ном раньше были учебными, их оснастили оружием и пусти-ли "в дело".

          Армия боснийских хорватов - самая малочисленная из воюющих в Боснии. В ней, по различным оценкам, 30-40 тысяч человек. Организационно это - 14-16 бригад. В этих войсках - 105-110 единиц бронетехники (правда, есть хорошие современные танки производства Германии - "Леопарды") и около 800 единиц артсистем. Пушек мало, в основном у хорватов - миномёты.

Боснийские мусульмане выставили на войну более 140 тысяч мужчин. Около 100 тысяч из них - регулярная армия. 40 тысяч бойцов организационно входят в "отряды само-обороны". "Самообороняются" в балканских горах и 7 тысяч добровольцев - мусульман из "дальнего зарубежья". Это граждане Алжира, Ирана, Арабских Эмиратов и т.д.

     Несмотря на слезливые заверения журналистов, западные военные эксперты утверждают, что списывать военные неудачи на отсутствие бронетехники мусульманам грешно. У них 220 танков, около 700 пушек, гаубиц, миномётов и больше 250 БТРов и БМП. Добавить к этому ещё несколько вертолётов, стоящих на вооружении мусульманской армии, и можно констатировать - воевать есть чем, причём, на равных с сербами.

     Неудачи мусульманской армии эксперты относят на счёт внутренних "разборок" среди лидеров военных формирований. Если боснийские сербы и отчасти боснийские хорваты умеют в нужное время и в необходимом месте собрать свои силы в "кулак", то у мусульман это не получается.

     Моральный дух всех участвующих в конфликте армий оценивается высоко: за спиной у воюющих родные дома, родные люди. Сантиментов славяне (независимо от веро-исповедания), увы, не проявляют, поэтому, чтобы выжить надо победить.


2.2. Военное противостояние сегодня

 

Сокрушительный военный разгром АОК в июле-августе 1998 г. качнул маятник внутриалбанской политической борьбы назад - престиж сепаратистов резко упал, их политический представитель и главный соперник Руговы Адем Демачи был вынужден заявить от уходе с политической арены. Все это позволило Ибрахиму Ругове частично поправить свои потерянные позиции. Строители империи Албанцы и сербы - не единственные участники косовской драмы.

Белград направил в Косово 40 000 сербских военнослужащих и более 400 танков, чтобы осуществить последний этап длившейся год кампании, направленной на изгнание из края 1,5 млн. косовцев. За месяцы, предшествовавшие вмешательству НАТО, сотни тысяч невооруженных гражданских лиц были вытеснены из своих домов вооруженными силами и полувоенными группами, действовавшими по указанию Белграда, тысячи людей были убиты, сотни деревень подверглись артиллерийским обстрелам и были сожжены, а все косовское албанское население было жертвой политики этнического изгнания, планировавшейся и проводившейся режимом сербского Президента Слободана Милошевича. В Косово 400 000 человек уже были изгнаны из своих домов, и более 100 000 человек нашли убежище за границей. В октябре 1998 года, за пять месяцев до интервенции НАТО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе назвала это этническое изгнание "одним из наиболее тяжких преступлений против человечности в Европе после Второй мировой войны".

Решение о начале воздушных ударов было принято продуманно и сознательно лидерами альянса НАТО после продолжавшихся более года изнурительных переговоров, в ходе которых Милошевич нарушал каждое обязательство, принятое им, и продолжал вопиющим образом попирать международное право. В марте и сентябре 1998 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял резолюции 1160 и 1199 с осуждением нарушений прав человека в Косово и обязательным требованием о прекращении всех военных и полувоенных операций в крае. В январе 1999 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе выпустила доклад, в котором содержались убедительные свидетельства того, что сербские полувоенные формирования были ответственны за жестокие убийства десятков невооруженных гражданских лиц в деревне Рачак.

На заключительных переговорах, проходивших в марте в Рамбуйе, Освободительная армия Косово согласилась расформировать свои силы, но Белград отказался подписать соглашение о выводе войск и вместо этого приступил к развертыванию в Косово новых войск и тяжелого вооружения, чтобы завершить кампанию этнического изгнания. Когда 24 марта начались бомбардировки НАТО.      

В конце концов бомбардировки и давление мирового сообщества заставили Милошевича сесть за стол переговоров. Положительный сдвиг в многолетнем конфликте был достигнут.


3. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В РЕГИОНЕ   

 

3.1. Югославский вопрос - выводы и прогнозы

 

Угрозы возобновления санкций для югославского руководства, требования вести диалог с сепаратистами без предварительных условий (т.е. признания целостности СРЮ и Сербии) по т.н. "чеченской модели", негласная активность американцев в Приштине, создание привлекательного образа косовских албанцев в СМИ, отсутствие давления на сепаратистов, крайне восприимчивых к мнению Запада - все это говорит о том, что вскоре отделение Косова будет представлено как единственная альтернатива войне.

 Провал западной (мадленолбрайтовской) дипломатии получился оттого, что она потребовала от противостоящих сторон невозможного: от Милошевича (Сербия) - согласия на размещения иностранных воинских частей на своей территории, а от руководителя делегации косоваров Хашима Тачи по прозвищу Змея - подписать капитуляцию и сложить оружие в обмен на автономию без права на самоопределение. В то время как этот Змей требует одного - полной государственной автономии. Максимум на что он согласился: отсрочить референдум по вопросу о независимости на 3 года.

Сегодня ситуация в Косово резко улучшилась. Численность беженцев, включая сербов и косовских албанцев, снизилась в четыре раза по сравнению с тем числом, которое имело место перед интервенцией НАТО. Выступив против Милошевича, НАТО дало возможность более чем 800 000 беженцев вернуться и восстановить свои дома и свои разбитые жизни. Для того, чтобы прекратить убийства, были посланы 42 500 международных миротворцев и 2000 полицейских, что позволило обеспечить значительную стабильность там, где год назад была атмосфера террора. Количество убийств в Косово резко снизилось -- с сотен в неделю в марте 1999 г. до пяти в неделю в настоящее время. С лета прошлого года международные организации построили временное жилье для более чем 400 000 бывших беженцев, чьи дома были разрушены, и эти организации снабдили необходимым и накормили более 600 000 человек, в результате чего прошлой зимой ни один человек не умер от голода или холода. Более миллиона квадратных метров территории Косова было очищено от сухопутных мин, включая удаление более 15 000 мин из 80 % школ, более 1000 из которых к настоящему времени открыты вновь. Большинство больниц и медицинских центров, которые год назад были разрушены или закрыты, открыто вновь, и многие косовские дороги, мосты, электростанции и системы связи подверглись серьезному ремонту. Динстбир указывает на проблему 100 000 косовских беженцев-сербов, осевших в Южной Сербии. Цель международного сообщества, действующего через силы КФОР и временную администрацию ЮНМИК, заключается именно в том, чтобы создать условия, которые сделают возможным их возвращение домой.

За 10 лет правления Милошевич не смог сдержать свое слово - государство так и не смогло предоставить действенной защиты сербской общине и вытеснение сербов с Косова продолжается. С 1990 г. относительный контроль над краем поддерживается лишь силами спецполиции. Это требует больших расходов, разрушенной санкциями экономике Югославии все труднее их обеспечивать. Теряя “кнут”, Белград не может предложить албанцам и “пряника”. Сербским властям нечего противопоставить мощному албанскому лобби в США и Европе (лидер республиканцев Роберт Доул - их давний и активный сторонник) и активной пропаганде сепаратистов. Режим Милошевича крайне непопулярен на Западе.

Ясно, что теперь необходимо делать в Косово, и именно это и делают НАТО, ООН и ОБСЕ. Во-первых и прежде всего, международное сообщество стремится обеспечить прекращение убийств. За прошлый год был достигнут большой прогресс в направлении мира, однако сегодня необходимо сделать больше для того, чтобы защитить 100 000 сербов, которые остаются в Косово, и всех людей, которые возвращаются в Косово. Решающее значение имеют активные миротворческие усилия по защите всего гражданского населения, предпринимаемые через расширенное международное присутствие. Необходимо предотвратить создание ОАК своих формирований в южной Сербии, и необходимо продолжать процесс демилитаризации и конфискации оружия ОАК. Нужно создать институты закона и правосудия, особенно местные силы полиции, и эффективную судебную систему. Убийц необходимо арестовывать и подвергать уголовному преследованию. Режим Милошевича в Белграде необходимо изолировать и не давать ему больше дестабилизировать Косово и регион. Нужно поддерживать демократические силы во всей бывшей Югославии, особенно в Хорватии, Черногории и Боснии, а также в Сербии, с тем чтобы эра Милошевича на Балканах подошла к концу. И, наконец, необходимо содействовать восстановлению экономики Юго- Восточной Европы посредством международных программ помощи типа Пакта стабильности, чтобы европейская интеграция могла охватить и беспокойный балканский регион.


3.2. Математический анализ конфликта

Статистические данные региона

·     Общая площадь - 102,350 кв.км.
(Сербия 88,412 кв. км; Черногория 13,938 кв. км)

·     Протяженность границы - 2,246 км.

·     Береговая линия - 199 км (Черногория)

·     Население:
11,206,039 (на июль 1998 г.) (Черногория - 679,904; Сербия - 10,526,135)

·     Этнические группы :
Сербы - 63%, Албанцы - 14%, Черногорцы - 6%, Венгры - 4%, другие - 13%

·     Религиозное деление :
Ортодоксы - 65%, Мусульмане - 19%, Римско-католическая церковь - 4%, Протестанты -1%, другие - 11%

·     Языки :
Сербо-хорватский - 95%, Албанский - 5%

В Косово сосредоточено 58% запасов угля, 52% свинцово-цинковых руд, 100% висмута, 50% железо-никелевых руд бывшей Югославии, там велась добыча редких и цветных металлов, ртути, а также неметаллических минералов (магнезита, асбеста и др.), которые вывозились из края в сыром виде или после первичной переработки.

Математическая модель «Кто выйграет внутреннию войну в Югославии - сербы или албанцы».

                                     Коэфициент влияния L i j =

0,2

0,1

0,1

0,09

0,14

0,08

0,1

0,09

0,1

0,14

0,09

0,1

0,1

0,2

0,1

0,09

0,1

0,08

0,1

0,1

0,09

0,08

0,1

0,1

0,09

0,25

0,09

0,1

0,09

0,1

0,08

0,14

0,09

0,1

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,09

0,14

0,1

0,09

0,1

0,08

0,09

0,09

0,08

0,1

0,1

0,1

0,1

0,09

0,25

0,08

0,1

0,09

0,1

0,2

0,1

0,1

0,09

0,14

0,1

0,1

0,08

0,09

0,09

0,1

0,1

0,08

0,25

                                        Факторы

                                              X1

           1. законодательство не развитое и не стабильное

           2. законодательство не развитое, но  стабильное

                  3. законодательство развитое, но не стабильное

        4. законодательство развитое и стабильное

                                           X2

1. внешняя и внутреннея политика нестабильная

2. внешняя стабильность, внутреннея нестабильность

3. внешняя нестабильность, внутренняя стабильность

4. внешняя и внутренннея стабильность

                                             X3

1. страна в стадии гиперинфляции

2. быстые темпы инфляции

3. деинфляция

4. умеренная инфляция

                                 X4

1. сильная безработица

2. сильно скрытая безработица

3. умеренная безработица

4. отсутствие безработицы

                                 X5

1. экономика деструктивная

2. экономика структивная, но с монополией

3. экономика в состоянии перехода к рыночной

4. рыночная экономика

                                X6

1. климатический пояс и рельеф местности совершенно не совпадают с климатическим поясом и рельефом оппозиции

2. климатический пояс и рельеф местности частично совпадают

3. климатический пояс и рельеф местности в большей части территории совпадают

4. климатический пояс и рельеф местности полностью   совпадают

                           
                                X
7

        1. частичное бюджетное финансирование армии и военных             

            действий

        2. бюджетное финансирование

        3. коммерческое финансирование

        4. бюджетное и коммерческое финансирование

                                        X8

        1. народное ополчение

        2. войска состоящие из солдат срочной службы

        3. наемники

        4. войска специального назначения

                            X9

        1. полное разнообразие вероисповеданий в войсках

        2. 50 % одной религии

        3. 75 % одной религии

        4. армейский состав одной религии

                f i  = S l i j X k

                         j 1 k = 1

                            Показатель по Сербии

f1  = 0,2 · 1 + 0,1 · 2 + 0,1 · 2 + 0,09 · 1 + 0,14 · 1 + 0,08 · 2 + 0,1 · 2 + 0,09 · 

· 2 + 0,1 · 4 = 1,77

f2  = 0,14 · 1 + 0,09 · 2 + 0,1 · 2 + 0,1 · 2 + 0,2 · 1 + 0,1 · 2 + 0,09 · 2 + 0,1 ·

· 2 + 0,1 · 2 + 0,08 · 4 = 1,72

f3  = 0,1 · 1 + 0,1 · 2 + 0,09 · 2 +


Заключение

Косовская проблема переходит в XXI в. с туманной перспективой на разумное разрешение в ближайшие годы. Опыт более чем 80-летнего пребывания албанцев Косово под властью королевской, а затем социалистической Югославии не сулит быстрого преодоления накопившихся за эти годы национальных, экономических, психологических, демографических и прочих противоречий. Независимо от исхода переговорного процесса, начавшегося в Рамбуйе, необходимо признать, что Косово потеряно для Сербии с того времени, когда стали предприниматься силовые приемы для его удержания в составе республики. Де-юре пока можно сохранить видимость целостности границ Югославии, но де-факто ее уже давно нет. Свидетельством этого является ситуация не только в Косово, но и в фактически неконтролируемой Белградом Черногории.

Одна из главных политических проблем современности - соотношение между принципом территориальной целостности государства и правом наций на самоопределение. Отсутствие ясной иерархии этих прав оставляет великим державам свободу рук. Это особенно видно на примере распада бывшей Югославии и войн за «югославское наследство». В 1991-1992 гг. приоритет был отдан праву Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины и Македонии на самоопределение, а не принципу территориальной целостности Югославии. Но как только встала проблема самоопределения боснийских и краинских сербов, то целостность новых республик стала для Запада святыней, война затянулась на 3 года. Однако в обоих случаях пострадали именно интересы сербов. Нет никаких оснований ожидать фундаментального изменения вектора политики США и Запада в целом на Балканах.

Сейчас ситуация в Косово радикально улучшилась. Цель НАТО, которая заключалась в том, чтобы прекратить широкомасштабные этнические чистки, направляемые белградским режимом, была достигнута. Теперь настало время для того, чтобы прекратить борьбу на руках и поддержать трудную, но конкретную работу по восстановлению Косово, поддержке демократических сил и восстановлению экономики всех балканских стран. Только таким образом все этнические группы этого беспокойного региона могут сохранить свои дома и восстановить свою жизнь, тем самым увеличив шансы на то, чтобы кризисы, подобные косовскому, наконец, стали достоянием истории.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Бегство из Косово», Коммерсантъ-Daily. 1999. - 8 апр.

2. Смирнова Н. Д. «Последняя резервация Европы», Новое время.1996 - № 37.

3. Смирнова Н. Д. «Албанский вопрос: в чем его суть», Этнополитические конфликты в посткоммунистическом мире.  М., 1996.

4. Мартынова М. Ю. «Балканский кризис: народы и политика», М., 1998.

5. Некрасов И. «Бессмысленная война», Эксперт. - 1998.

6. Рябинин С. «Косовские албанцы готовы к переговорам с Белградом, но только при посредничестве Вашингтона», Сегодня. - 1996.

7. Энгельгардт Г. Правда о Косово Анатомия конфликта и задачи российской дипломатии. Электронная публикация.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.