Реферат: Ярослав Мудрый
Реферат: Ярослав Мудрый
(ок. 980?-1054?), великий князь киевский (1019).
Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с
братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь
объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси.
Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена
Русская правда.
|
|
ЯРОСЛАВ (Георгий, Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ?
— 20 февраля 1054 ?), великий князь киевский (с 1019).
Происхождение. Семья
Сын великого киевского князя Владимира IСвятославича и
полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде.
Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава —
Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при
крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед
смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она
канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая
постриг перед смертью).
Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за
киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его
ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира
Святославича) Ярослав становится новгородским
князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал
гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля
1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой
план.
Борьба с братьями
По версии событий, нашедшей отражение в «Повести
временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный,
сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников,
Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба
древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя
предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев
был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается
некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись
поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает
победу над Святополком и захватывает Киев.
Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он
вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы
Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести
поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород,
откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские
ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк
потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.
После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с
другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права
на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне
Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился
принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев
своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав
получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав —
восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав
становится «самовластцем» на Руси.
Ярослав-просветитель
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном
связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин
отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая
травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков
Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен
был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней
помощи.
В 1036-37 по его приказу были построены мощные
крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью
Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины.
Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и
Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра
православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о
Законе и Благодати», которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была
написана первая русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных
лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По
свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих
греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии
Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского
законодательного акта «Русской Правды».
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном
связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин
отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая
травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков
Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен
был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней
помощи.
В 1036-37 по его приказу были построены мощные
крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью
Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины.
Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и
Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра
православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о
Законе и Благодати», которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была
написана первая русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных
лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По
свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих
греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии
Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского
законодательного акта «Русской Правды».
Внешняя политика Ярослава в последние годы жизни
В области внешней политики Ярослав добивался укрепления
международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе
новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход
Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен
первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской
епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны
семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы.
Летописные данные по поводу смерти Ярослава
противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие
исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский
престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу,
наказывая сыновьям жить в мире.
Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной
российской историографии лишь во второй половине 19 века.
Литература:
Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источники:
Опыт анализа. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Янин В. Л. Таинственный XI век // Знание-сила. 1969. №3.
Костомаров Н. И. Великий князь Ярослав Владимирович //
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.
Книга, 1990. Кн. 1. С. 9-21.
Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного.
Минск, 1990.
|