Реферат: Христианские праздники в Москве
Реферат: Христианские праздники в Москве
Содержание
Вступление . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 2
Рождественские
святки . . .
. . . . . . . .
. . 3
Крещение . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 6
Широкая
масленица . . . . .
. . . . . . . . . 8
Вербное
воскресенье и шествие на осляти
. . . . . 11
Пасха . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 14
Благовещение . . . . . . . . . . . .
. . . . . 15
Семик
честной . . . . . .
. . . . . . . . . . . 15
Троица . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 17
Иван
Купала . . . . . .
. . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 19
Используемая литература . . . . . . .
. . . . . 21
Умели русские лиди работать, умели и отдыхать. “Делу -
время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань
повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников.
Торжественный царский
выезд, шествие иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из
удачного похода в древности и средневековье привлекали тысячи праздных
зрителей.
Обычай парадных выходов и
выездов монарха сохранился и после петровских преобразований. Императорская
власть так же нуждалась в пышных и многолюдных церемониях.
В XVIII - XIX вв.
в народные гулянья превращались именины царицы, которые отмечались в день Марии
Магдалины 22 июля и назывались “царским” днем, потому-то царицы в большинстве
носили имя Мария.
Многие праздники
сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с
явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие
истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.
С особым размахом
отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение,
Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских
церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые
горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все
праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным московским
нищим. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения)
проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые
властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.
Кроме общегородских
праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники
приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого,
которому была посвящена церковь. Так, отмечаемый 6 мая праздник, посвященный
великомученнику Георгию Победоносцу - покровителю града Московского - проходил
в церкви, построенной в его честь в Царицино. Церквей в Москве было так
много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал “престол” (престольный
праздник ), благодаря чему появилась пословица: “В Москве каждый день -
праздник!”
Некоторые русские праздники
за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, празднование Нового года
на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1
сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с
елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не
Новый год.
Рождественские святки
Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да
не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни
священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25
декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.
Зимой жизнь, казалось,
замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили
на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и
веселый праздник - Рождество Христово со святками.
Я начала я свой рассказ со
святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался
таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.
На святках мы встречаем
странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми
христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.
Особенно таинственна была
рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений,
описанных в повести Николая Васильевича Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Во время святок молодежь
собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых.
Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось
узнать что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем
замужестве. “Кто станет суженным?” - вот главный предмет ночных святочных
гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий
Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не
рождественские, а крещенские:
Раз в
крещенский вечерок
Девушки
гадали,
За ворота
башмачок,
Сняв с ноги,
бросали;
Снег пололи;
под окном
Слушали;
кормили
Счетным
курицу зерном,
Ярый воск
топили;
В чашу с
чистою водой
Клали
перстень золотой,
Серьги
изумрудны;
Расстилали
белый плат
И под чашей
пели в лад
Песенки
подблюдны.
Это стихотворение Жуковского
интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота
башмачок, сняв с ноги, бросали” чтобы узнать, в какой стороне живет суженный -
на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы,
значит предстояло ей сидеть еще год в девках. “Снег полоть” - подбрасывать
его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро
замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если
говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым
и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала,
пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По
образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к
венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.
Подблюдное гадание было одним из самых
распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком,
“пели в лад песенки подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали,
кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его
хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей
судьбу.
Пожалуй, самым интересным,
но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь
пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в
крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Ни один русский праздник не проходил без
вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам
колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые,
рождественнские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление
хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду
полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках
содержался намек на это:
Наша-то Коляда
Ни мала, ни велика,
Она в дверь не
лезет
И в окно не шлет,
Не ломай, не гибай,
Весь пирог подавай!
После колядования его участники дружно
съедали собранные лакомства.
В рождественские дни дети занимались также
славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали
рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с
фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора
получала вкусные подарки.
Рождественские святки не обходились без
участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава,
сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все
же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.
Костюмы и маски ( хари ) ряженных
готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом
наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой
изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие
рядились стариками, циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом
пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, “а при нем
деревянная коза”. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной.
Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На “лошадь” садился
мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась
гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались,
дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления.
Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и
взрослым.
Крещение
Один из больших зимних праздников - день Богоявления
или Крещения Господня. “Крещение” (от слова “крест”) в
старославянском и русском текстах Священого Писания соответствует греческому
“баптисма” (“погружение”). Ритуальное омовение знают многие народы. Вода -
универсальный символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится
погибель. Обряд погружения в воды озер и источников становится священным актом
приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.
В Священном Писании слово
“крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча),
последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто
хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн
раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека
от них.
Христос Сам принял крещение
у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен.
Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать:
путь к богу начинается с очистительного покаяния.
“Богоявлением” этот
праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц
Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук
Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.
На этот большой
христианский праздник в Москву со всей России съезжались люди, чтобы увидеть
столь яркое зрелище. По свидетельству поляка Маскевича, побывавшего в Москве в
начале XVII в., в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс.
человек.
С утра в Кремле собирался
народ. Свободным оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие
ворота к Москве-реке. По сторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и
барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон,
возвещавший о выходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь
спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя
государя, народ падал на колени и бил ему челом.
Царь шествовал в Успенский
собор, совершал молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных
врат собора начинался крестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные
от стрелецкого войска - несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих
полков: зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре
человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался
крестный ход - многочисленное духовенство: митрополиты, архиепископы и
епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами,
хоругвями, иконами.
Вслед за духовенством, но
от южных врат собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных
приказов в бархатных кафтанах, за ними - дворяне, стольники в золотых одеждах,
далее - думные дьяки, сокольники в дорогих меховых шубах - ведь дело
происходило в январе. Около двенадцати стряпчих несли царские вещи: посох,
шапку, кафтан, шубу, полотенце и другие предметы.
Сам царь выходил в полном
парадном облачении при всех монарших регалиях: на голове - венец, на груди -
крест, в руке - скипетр. Государя, в окружении бояр и думных людей, вели под
руки два стольника. В конце длинной процессии ехали пустые сани, на которых
царь возвращался во дворец после окончания праздника.
На Москве-реке, напротив
Тайницких ворот, заранее делали во льду большую прорубь. В нее опускали
“иордань” - расписной деревянный ящик с сенью над ним. Снаружи, по углам,
“иордань” украшали изображения четырех евангелистов, а внутри - сцена Крещения
Господня.
Рядом с “иорданью”, под
шатрами, устраивали места для царя и патриарха. Царское место имело вид храма с
пятью главами, увенчанными золотыми кревтами. Пространство вокруг устилали
красным сукном и огораживали металлической решеткой.
По берегу реки вдоль
кремлевской стены выстраивались с оружием, знаменами и барабанами стрелецкие и
солдатские полки. Все свободное пространство заполняли толпы народа.
Как только царь и патриарх
усаживались на свои места, начинался обряд освящения воды. Патриарх погружал
крест в “иордань”, а затем святой водой кропили народ, войска, знамена полков.
Эту же воду несли во дворец и окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды
осенял царя крестом и поздравлял с праздником. К его поздравлениям
присоединялись бояре, дворяне, духовенство. Когда обряд был закончен, крестный
ход в том же порядке возвращялся в Успенский собор на молебен.
Широкая
масленица
Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны
отмечали еще один веселый праздник - Масленицу. Известна она еще с
языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны.
Церковь совместила Масленицу
с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца
января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю.
В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаюдся
погожие солнечные деньки.
Название праздника -
“Масленица” - не случайно. В церковных книгах Масленица называется “сырной
неделей”, потому что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось
есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно
поливали блины - главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом.
На свободных пространствах
строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные
качели, устраивалось катание с ледяных гор. Обязательным было представление с
медведями. Народ зазывали на театральные представления.
Все неделю москвичи
праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое название: понедельник -
встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница -
тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы
Масленицы, прощенный день.
В понедельник, первый день
праздника, народ усраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили
соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан,
подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучуло - олицетворение
Масленицы - возили на санях с причитаниями: “Выезжала честная Масленица,
широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город
пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться”. Детвора
сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: “Приехала Масленица!
Приехала Масленица!”
Первый день Масленицы
заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем.
Размахнись рука, раззудись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему
сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они
уступали место парням. И только в разгар “сражения” выходили опытные бойцы
и решали его исход.
Один из способов борьбы
назывался “московским” - это, когда один из бойцов, если ему удавалось
наклонить противника в сторону, подбивал ему носком правой ноги левую ногу и
сбивал его на землю. От этой исключительно московской ухватки в борьбе и пошла
поговорка: “Москва бьет с носка”.
Кулачные бои, несмотря на их
жестокость, велись по определенным правилам. Запрещалось использовать
какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего,
преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие
скулы, выбитые зубы и заплывшие глаза считались обычной платой за это чисто
мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII
в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела
действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.
С понедельника масляничной
недели начинали печь блины - главное угощение праздника. “Блин красен и горяч,
как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом - это
воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин -
символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.
- так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.
На Масленицу все словно
старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в
это время на еде считалось грехом. ”Хоть с себя что заложить, а Масленицу
проводить”, - говорили в народе. Помятуя о доброй еде и веселье этих дней,
родилась поговорка: “Не житье, а Масленица”.
Во вторник на заигрыши,
парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали
всю Масляничную неделю. Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами,
увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги,
лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по улицам, развозя веселые
компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль,
запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к
кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни
высматривали себе невест, а девушки - женихов.
На следующий день, в среду,
тещи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками
давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек.
Угощение тещей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение
хотя бы в праздник.
Масленица слыла одним из
самых разгульных праздников: “ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады,
плясали до упаду”. Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими
эпитетами, как “широкая”, “честная”, “веселая”. Всю масленичную неделю люди
только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от
души.
Самый разгар праздника
приходился на четверг - Масленица становилась действительно широкой. По всем
улицам Москвы чувствовалось оживление. Большие и маленькие балаганы давали
представления для праздно гуляющих людей, вертелись карусели, качели были в беспрерывном
движении. Вся толпа лущила семечки, грызла орехи.
А кругом гулянья двигались
вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в
которых важно сидели купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры.
В пятницу, на тещины вечерки,
наставала очередь затьев угощать своих тещ блинами. А на следующий день, в
субботу - на золовкины посиделки - молодая невестка принимала у себя родных
мужа.
С Масленицей связан
вьюнишник - обычай величания молодых. В некоторых источниках XV в.
январь и февраль так и назывались - свадебными месяцами. Поэтому сложился
особый обряд чествования на Масленицу молодых - вьюнца и вьюницу, недавно
вступивших в брак. К ним в гости приходили друзья и пели им здравицы. В
благодарность молодые угощали гостей.
В последний
день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот
обычай еще XVII в. описал побывавший в Москве француз Маржерет. В
этот день, по его наблюдениям, русские “посещают друг друга, целуются,
прощаются, мирятся, если оскорбил один другого словом или делом; встречаясь
даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая:
прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя простит”. В “прощенное
воскресенье” устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по улицам
соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. На площадях чучело
торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался, в
понедельник наступал строгий Великий пост: “Не все коту Масленица!”.
На набережной Москвы-реки
между Устьинским и Москворецкими мостами устанавливали ряды, палатки,
подъезжали деревенские сани-розвальни, подвозили кадки с солениями - открывался
всемосковский грибной торг. Он представлял из себя грандиозное скопление
товаров,саней продавцов и покупателей. И чего только здесь не было - корзины с
клюквой, бочки с медом, связки сушеных грибов, бочки соленых рыжиков, моченых
яблок, соленых и маринованных огурцов. Постными продуктами торговали вплоть до
Пасхи.
Страницы: 1, 2
|