С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
КАЗАХСКОГО ХАНСТВА Поиск.-1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди
государств мира по своей террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2
миллиона 717,3 тысячи квад- ратных км. Она располагает также богатыми
природными людскими ресур- сами. Численность населения составляет по данным
1994 года 16 млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря
1991 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики
Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил в
широкие экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи со
многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от этнической и
языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства явилось закономерным
итогом соци- ально-экономических и этнополитических процессов на обширной
терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Ка-
захстана). Территорию Казахстана населяли племена, которые зафикси- рованы и
древних письменных источниках. В частности, гунны известны с 1764 года до н.э.,
скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э., уйсуны - с III в. до н.э., тюрки,
канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II -го века до н.э., дулаты, аргыны, найманы,
киреи, алчыны стали известны с VII-XIII веков н.э. Некоторые племена,
расселенные, по данным источников, на территории Казахстана или в сопредельных
регионах, принимали самое живое участие в процессе Формирования ка- захской
народности. Генология казахских родов изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он
изложил ее в кратце так, что казахи состоят из трех орд: Старшей, Средней и
Младшей. Старшую Орду составляют: 1) уйсын (отделения- дулат, албан, суан,
сарыуйсын), к которому приста- ли чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир;
3) канды, к которому присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын,
2) найман, 3) кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал-
чын, состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и
том, что процесс образования народности опережал ее поли- тическое объединение.
Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения восточных
историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и независимый
народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые даже относят их
существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И. Левшин, - весьма
давно известен в Азии, составляя одну из отраслей многочисленного турецкого
племени, не уступает в древности ни киргизам, ни другим соплеменным с ним на-
родам. Подпав владычеству Чингиса, он по смерти сего завоевателя достался в
удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал к Золотой Орде, но имел собственных
ханов, отчего иногда оставался в покорности сво- им главным повелителям, иногда
же "присоединился то к Орде Чагатайс- кой, то к Алмалыкской, то к
Ташкентской, которую потом звали Могул - улус" . Он считал, что казах как
имя собственное народа не подлежит ни перевод, ни этническим спорам. Историк
XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани Исфахани писал, что слава о казаках,
описываемых в истории ара- бов и персов, под именем татарского войска, известна
издавна. Ч.Ч. Валиханов полагал, что Алаш (Алач), легендарный родоначальник
трех казахских жузов и первый хан казахский мог жить, приблизительно, в
середине Х1У столетия. Это предположение, он считал, не лишено осно- вания. У
народов азиатских свобода и независимость могли обусловли- ваться только в лице
отдельного хана и своего родоначальника, Усиле- ние казахов союзом разных
выбежавших племен от орд Кипчаковской и Туркестанской, конечно, делалось и
образовалось постепенно, испод- воль, Анализировав предание казахов и ссылаясь
на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих" Ч.
Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое
политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он
приводит следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на
Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их
улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские
ханы, казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения,
утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без различия,
все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из
Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало
возвышенность духа здравость - со- ответствовало европейскому рыцарству.
Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша-хаджи
"Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида
Иш-султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла
былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, не Чингизид, забрал
правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки Сыр
Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. После смерти Вердыбека
прекратилась правящая ди- настия батуидов на Золотоордынском троне. Вполне
возможно, что линия потомков Бату пересеклась еще со времен Узбек-хана (1312-1341).
Ста- ли претендентами на Сарайский трон представители из друтих линий Джучидов.
Хызр-оглан из шейбанидов занял этот трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана,
поставила в качестве свадебной юрты золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан
долго не утверждался на троне и был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю,
расположенный на территории современной Туркмении. Перед уходом из Сарая
Хызр-хан разломал золо- тую юрту, а золото поделил между своими казаками.
Токтамыш (1380-1395/97), ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос-
лабления Акнияз-хана (урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги
на его владения, "подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на
силы жемен ширин, барин, (барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со
времен предков, элями Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой
орды (ХIV -ХУ вв.) племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие,
преимущественно в узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к созданию
самостоятельной государственности. Государственное объединение Синяя Орда
сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп и народов на
территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже ХIV- ХУ вв.
Название Синяя Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при жизни Чингис-хана,
Чингис-хан, после смерти Джучи, прнял его сыновей и поставил им три юрты: белую
юрту с золотым порогом поставил для Бату - Саин-хана, синюю орду с серебряным
порогом поставил для Иджа- на, серую орду со стальным порогом.- для Шейбани.
Значительно укре- пилась Синяя Орда при хане Урусе (1369-1379) - Акниязе,
ставшем пра- вителем Золотой орды и Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и
Ток- тамыша Синяя орда стала называться Белой Ордой, так как они стали ханами и
Золотой орды, т.е. Белой орды. Происхождение основателя ди- настии казахских
ханов Уруса считается спорным. Одни исследователи утверждают, что он потомок
Орды - Иджена (Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, Утемишхаджи),
что он ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. В
частности, Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк",
утверждает о том, что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана
сын Джучи-хан, его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, его
сын - 4 - Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого было
девять сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- вали Итик,
Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур царствовали в
Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская летопись
сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 года, пошел
назад через литовские волости и возв- ращался в степь с награбленною добычею.
На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или Тюменской орды, Ивак ,
"и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем с собою
тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним силы петь на десят
ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже осень. И поиде на
переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и поиде после Ахмата по
вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на зимовище приде и ста
зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою свосю безвестно с мырзами
месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него на утре изноровяся, а царь
Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую вежу цареву Ахматову и уби его
совими руками. А силы межи собою не билися. А итибаны с нагаи начаша ахма- тову
орду грабити меж Доном и Волгою, на Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь
Ивак 5 дней на ахматове орде и поиде прочь, а ордобазар с собою поведе и
Тюмень" (11). Таким образом, последний грозный для Москвы хан золотой Орды
погиб от одного из потомков о Чингис-хано- вых. (12). В результате
захватнических войн Тимура и внутренних уео- биц в конце ХIV- начале ХV вв.
Ак-Орда значительно ослабла. На неко- торое время в 1423/24 - 1428 гг. власть
своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-хана, Барак, но вскоре он погиб
и правление на территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру.
Ханство Абулхайра, известное в литературе также под названием Госу- дарство
кочевых узбеков, Узбекское ханство, со времен правления хана Узбека, с Х1У в.
по ХУ в., название узбеки употреблялись как собира- тельное, политическое имя
для обозначения тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт
-и Кыпчака, а не как этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.)
Государство кочевых узбеков - казаахов значительно расширилось. Границы
государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных отрогов
Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев Аму-Дарьи на
юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти ХУ в. сохранили
свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу- дарств Кок-Орды,
ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и - 5 - Сибирского ханства было
заметным этапом в становлении государствен- ности местного населения и
формировании этнических общностей-народ- ностей казахской, узбекской, ногайской
и т.д., близких по языку, ма- териальной и духовной культуре. В Узбекском
ханстве боролись за власть различные династические линии. Потомки Барак-хана
интриговали против Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким
преследованиям. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались
повиноваться Абулхайр-хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования
власти в степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды
на власть в Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности,
политической разобщенности частей казахского народа в рамках государственных
объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея. Джаныбек и Гирей были
близкими родственниками. Их династические интересы, борьба с другими чингизи-
дами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп
консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного госу- дарства. В
результате борьбы, в отличие от монгольских улусов, как метко заметили
исследователи, в частности К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных множество
разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась
государственность, основанная на более определенной этнической основе, на базе
формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между династическими группами за
власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся масс. Усобицами и воинами
был зало- жен весь период правления Абулхайра. Набеги, организованные царству-
ющей фамилией на ауылы сепаратистски настроенных ханов и султанов, разоряли хозяйство
подвластного им населения. В кочевом обществе, одной из форм сопротивления
народа, против неугодного им существую- щего порядка, была откочевка родов,
племен, части народа с насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего
правителя, сюзерена. Значи- тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и
Джаныбека еще в 40-50-х годах в южных районах Казахстана - в предгорьях
Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие
недовольные Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках
Джаныбека и Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау,
на Сырдарье-Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное
Джаныбеку и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах, так
как степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые в свою
очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные места
зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века наметилась
мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака,
оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в по- исках
лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два султана из рода
Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им казахами в пределы
Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер (1500-1551гт.) из
тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор до г. Чимкента,
входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской народности, в работе
"Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это время
(около 860) (1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-Кипчаке;
султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них, Жаныбек-хан
и Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462) принял беглецов
хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который составляет западную окраину
Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151). Разбросанные в западных
районах Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из
государства Абулхайра, объединились под властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед
Хайдер (Хайдар) относит время образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры
(1465-1466). Он утверждал, что "эпохой, с которой началось собственно
власть султанов казахских, надобно считать год 870; в прочем лучше
знает"(16). Новое государство, возникшее на тер- ритории западной части
Ссмиречья, стало основой Казахского ханства. Его образование явилось одним из
этапов распада владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В
б0-х годах ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского
ханства был Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке
была еще не велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и
к востоку от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно
граничило с государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими владениями
Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес Абулхайру, Абусаид, сын
Барак-хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет дружественные связи с правителями
ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч. Валиханов заметил, что время управления
Жаныбека, когда две родные орды ногаев и казахов жили. вместе, воспевается в
казахских поэмах, как золотой век. К этому времени принадлежит боль- шая часть
преданий, нравственные изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Жаныбека и
философа Асана Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор
(17). Основная идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это идея единства племен
казахского ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с
правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с
Моголистаном позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою
независимость. По ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с Иса-Буга-хана
до времени Ра- шид-хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под
словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение,
чем этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого
государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел
сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно было
относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его
"Аз-Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая обстановка
благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека и
Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно переходили все
новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ в. усилился
процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное Моголистанс-
ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с правителями ка- захского
ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ начале ХУ1 в. (1500-1505 п.)
отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков, конг- ратов и других, известные
под названием кочевых узбеков, этническая история которых идентична с племенами
казахов, под предводительством Мухаммада Шайбани, ушли в глубь Средней Азии.
Они вошли в состав уз- бекской и каракалпакской народностей. Власть Шайбанидов
из рода Абулхайра на территории Дашт - и Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на
территории Дашт-и Кыпчака отошли под власть казахс- ких ханов и ускорили
процесс завершения сложения казахского народа. Понятие "казах" стало
этнонимом для обозначения народности, рассе- ленной на всей обширной территории
Казахстана, понятие "узбек'" ста- ло этнонимом племенных объединений,
передвинувшихся под предводи- тельством Мухаммада Шайбани на территории Средней
Азии. После распа- да Моголистана и Ногайской Орды этноним "казах"
также включил в себя население юго-восточной и западной части Казахстана,
Значительная часть тюркоязычной общности могулов вошли в казахскую народность.
Источник упоминает мангытов в составе войска Касым-хана . Этноним "казах"
закрепился как наименование народности, понятие "Казахстан" - как
название территории ее обитания. Сознание своего этнического единства народ
отразил в эпических произведениях. Казахские ханы, вступившие в борьбу с
Шайбанидами за власть в южном и центральном - 8 - Казахетане обладали
несомненной реальной силой. Это подтверждает да- же шайбанидские источники.
Так, например, в 1470 г. Гирей-хан (Ки- рей-хан) двинулся со своими войсками в
Туркестан Мухаммад Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана
Мухаммада Шайбани, авгор исторического сочинения "Мехмана-наме- и
Бухара", участник одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов,
произведен- ного им в 914 гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн
ахани Исфахани пишет, что казахские хани тоже происходят от Джу- чи-хана, они
тоже многочисленны. "В настоящее время главным ханом у казахов состоит
Бурундук-хан, родом из узбеков. Говорят, если Бурун- дук-хан отдаст приказ
казахскому улусу, то быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У
них много вооружений и продовольст- вия, лошадей много; их они пасут на яйлаках
и при кишлаках. Шайбани хан в Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара,
мне однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв.
ташей" . Далее, и разделе "О том, как кочуют казахи" он
продолжает, что ка- захи очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку
тысяч голов овец, лошадей и волов. Поскольку они богаты, постольку и храбры, в
бою один сражается против десяти и или побеждает, или погибает. Их кочевья
раскинуты внутри Дашт-и Кыпчака по течению Итиля, кочевки продолжаются свыше
двух месяцев; зимние стойбища казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки
располагаются вдоль реки и тянутся на протяже- ние около трехсот ташей, Свои
нападения на государство Шайбани хана, объясняет Рузбахани, казахи оправдывают
тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. При нападении неприятеля
казахи свои семьи и скот собирают в одно место, а сами сражаются, стоя вокруг
них. Раз они решились биться, то одолеть их бывает трудно, если не поможет
какое-либо чрезвычайное обстоятельство. Рузбахани сообщает, что Са- ганак в
Дашт - и Кыпчаке обстроенный, земледельческий и населенный пункт. Этот город в
древности был очень цветущим, был окружен боль- шими постройками и обработанными
полями, богат разнообразными про- дуктами и является торговым пунктом для
казахского народа. Говоря о южном пункте казахов, он отметил, что от города
Саганака в сторону к Сыр-Дарье на северо-запад, находятся песчаные барханы.
"Как переда- ют, у этих барханов кончается Туркестан и начинается
Узбекистан". Казахские ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к
созданию общей государственности и объединению в процессе длительного эконо-
мического и хозяйственно-культурного развития. Казахское ханство за- нимало
заметное место в регионе Центральной Азии, в системе госу- - 9 - дарств
евразийских народов, В первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на
юте выходили на побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов
Туркестана, на юге-востоке они охватывали пред- горья и долины значительной
части Семиречья, на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и
оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли
бассейна р. Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан.
Увеличилось числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма
Мухаммед Хайдер определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское
ханство втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых
государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было
Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533 гг.).
При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность стали
известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский дипломат
Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих - и Рашиди" утверждал, что
"в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело
владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и Кыпчаки.
Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской ордой и
поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона человек осталось у Тагира
четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось потеснить правителей
Моголистана с территории Казахстана. Под давлением Тагира могульский хан Султан
Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и всех своих монголов из
Моголистана в Кашгар" . Укрепление ханства и расширение его территории в
пределах казахской государственности продолжили сын Касым-хана Хакк-Назархан (
1538-1580), названный го- сударем казахским и киргизским и Тевеккель- хан
(1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только казахским, но и калмыцким. В период
прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е. калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную
часть Казахстана, были разбиты им и они признали его власть. Из Золотой Орды
вышло деление казахов на жузы , Орда имела военно-территориальное образование
согласно десятичному делению войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой --
тумен (дословно - десять тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз, юз,
ез) ты- сяч. Считалось, что улусы, если нужно, должны выставлять сто тысяч
воинов. Позтому наряду с понятием "улус" существовало представление
"жуз". После распада державы Чагатая часть ее с кочевым населением
(Моголистан) фактически стала первой пост -монгольской независимой кипчакской
территорией. Эти земли вместе с примыкавшей к Монголиста- - 10 - ну и имевшей с
самого начала большую автономию Кок Ордой положила начало Большому жузу или
Старшему жузу (Улы жуз). Вторым, по времени приобретения самостоятельности,
стал Средний жуз. Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи, по старшинству племенных
союзов составляют старшие орды - Большую, Среднюю и Малую . Младший жуз
появился после гибели Ногайского ханства. В конце ХVII начале ХVIII в.
Аз-Тауке, автор кодекса обычного права казахов -Жеты жаргы обеспечивал своим
талантом независимость и политическое единство страны. В годы Великого
бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую степь, наравне с батырами хани
Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абул- мансур, т.е. Аблай. Среди них, в истории
казахов занимает особое место хан Аблай (1731-1781 гг.), который используя свое
военное и дипломатическое искусство боролся за целостность казахских земель и
укрепление Казахской Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА
1. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых
государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского народа
(учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание
киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы "Санат",
1-996, с.153 4. Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в
источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов.
Собрание сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372. 6.
Там же, с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139. 8. Там
же, с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата,
1935, М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга
Ш, тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22. 12. С.М.Соловьвв.
Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших времен до наших дней
(очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. - 11 - 15. См. Прошлое
Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см. указ. соч. с.165. 18.
Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19. В.З. Бартольд. Отчет о
командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской ССР, т.2, с.270. 20.
Таш-монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109. 22. Мухаммед Хайдер
Тарих-и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23. Р.Ахметов. Конец Золотой
орды. Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см. указ. соч. т.2, с. 152.