рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Военная Медицина в Древнем Риме

Реферат: Военная Медицина в Древнем Риме

Реферат создан студентом 2 курса ФВО ММА имени И.М.Сеченова  У.П.А (Ленин)

Москва , 2005 г.

Предисловие

Рим поистине вечный город, и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в 7 веке д.н.э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетннюю историю он прошел путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полководцы, медики, беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.

История Рима непосредственно связана с военным делом доблестных сынов Римской империи, отдававшие свои жизни ради расширения, процветания и величия Империи.

Поэтому даже медицина связана теснейшим образом с военным делом, что привело к развитию военной медицины, расцвет которой был при правлении Августина.

Но прежде чем об этом подробно рассказать, необходимо сначала разобраться и проследить во-первых - историю создания самой Римской империи, а во-вторых - зарождение, расцвет и процветание медицины в разные эпохи ее существования.

И так, начнем!!!!??!!!!

История создания Рима.

История Рима началась на левом берегу Тибра, в 23 км от его устья, на холмах в I в. до н. э 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). Географическое положение Рима было выгодным во многих отношениях: он стоял на судоходной реке, вблизи моря. По левому берегу Тибра, у самого подножия холмов, на которых зародился город, проходила древняя «соляная дорога», по которой в глубь страны везли соль, добываемую в устье Тибра. Холмы, особенно Капитолий и Палатин, имевшие обрывистые склоны, были удобны для обороны от врагов. Не исключено, что в VII в. до н.э. в это объединение вошла еще этрусская община, поселившаяся на одном из холмов. Предполагают, что само слово «Рим» (по-этрусски Ruma) этрусского происхождения. Таким образом, Рим возник как территориальная община, как союз, основанный не на племенной общности, а на соседской. Воспоминание об объединении трех общин при образовании Римского государства сохранилось, в частности, в том, что и в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?) в конце VIII в. до н.э.

Древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Они рассказывали, что, когда погибла Троя, некоторым троянцам удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец они прибыли в Италию и основали г. Альбу-Лонгу в Лации. Прошло много времени. Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием. Боясь мести со стороны детей или внуков Нумитора, Амулий принудил его дочь Рею Сильвию стать весталкой. Весталки, жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага, не имели права вступать в брак. Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем. Чтобы избавиться от них, Амулий приказал бросить их в Тибр. Но младенцы были чудом спасены: волна выбросила младенцев на берег, где их вскормила волчица. Затем воспитателем детей стал пастух. В конце концов братья узнали о своем происхождении, убили Амулия, восстановили в правах своего деда, а сами основали новый город — Рим. При основании города между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени: Рим но-латыни Roma. В соответствии с этой легендой римляне воздвигли позже на Капитолии бронзовую статую волчицы.

Периодизация истории и медицины.

В истории Рима Выделяют три основных этапа:

1) Царский период (8-6 вв до н.э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим.

2) Период Республики (509-31 гг до н.э.), когда Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова.

3) Период Империи (30 г до н.э. – 476 г н.э), время расцвета и кризиса рабовладельческого строя в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.

Царский период в Риме.

В VII—VI вв. до н.э. этруски установили свое господство в Северной и Средней Италии. Рим тоже попал в сферу их влияния. Неизвестно, был ли Рим завоеван этрусками; скорее в VII в. до н. э. происходило мирное взаимодействие между ними и латино-сабинекой общиной. В VI в. до н.э.

Рим сложился как город-государство. По преданию, в Риме правили семь царей; последние трое были этруски. Ученые считают этих трех царей — Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого — реальными историческими личностями.

При этрусских правителях Рим стал значительным центром ремесла и торговли. В это время в нем поселилось много этрусских ремесленников, возникла Этрусская улица. Рим был обнесен каменной стеной, в городе была устроена канализация; сооруженная при Тарквинии Древнем так называемая Большая клоака — облицованный камнем широкий подземный сточный канал — действует в Риме и поныне. При Тарквинии Древнем в Риме был построен первый цирк для гладиаторских игр, еще деревянный. На Капитолии этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней римлян. От этрусков римляне унаследовали более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, медную монету — асс. У этрусков было заимствовано и одеяние римлян — тога, форма дома с атрием (внутренним помещением с очагом и отверстием в крыше над ним), письменность, так называемые римские цифры, способы гадания по полету птиц, по внутренностям жертвенных животных.

В этот период истории (и вплоть до конца 3 в. До н.э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было, так как пока римляне были нацией грубых солдат и закаленных крестьян, потребность во врачах и их помощи была невелика. Каждый помогал себе, как мог, при помощи домашних средств. Лекарства были под рукой – достаточно было пройти в огород или походить по лугу и лесу. Так, отваром горлянки (наша тыква древним была неизвестна) укрепляли расшатавшиеся зубы, он же помогал от зубной боли. Раны хорошо смазывать таким снадобьем: возьми горлянку целиком, запеки ее и разотри вместе с гусиным жиром. Если болят ноги, к ним надо прикладывать сырую репу, истолченную вместе с солью. От кашля помогает редька с медом; надо есть ее по утрам натощак. При язвах во рту надо есть лук с хлебом; глаза хорошо натирать луковым соком: зрение становится острее. Отваром красной свеклы моют голову при парше, и это средство очень действеное; сырой свекольный сок помогает от головной боли и головокружения. Если в ушах стоит звон, сок капают в уши, и звон проходит. Прекращается от него и зубная боль. Весной следует есть крапиву: это предохранит на целый год от болезней. Отваром ее лечат кашель и простуду. Настой луковиц лилии на вине помогает при отравлении грибами и от змеиного укуса. Венок из темно-красных левкоев отрезвлял пьяного и прогонял тяжесть в голове. Корень желтого левкоя варили в уксусе и натирались этим при болях в селезенке и при подагре; листья, сваренные с медом, прикладывали к нарывам на голове: они вытягивали гной. Если из носу идет кровь, надо растереть сухую крапиву и засунуть ее в ноздри. Еще лучше натереть ее корень и втягивать этот порошок носом, а при насморке класть на нос примочки из настойки ее семян на виноградном соке, предварительно уваренном до половины прежнего объема. Луковицы асфодели, сваренные в ячменном отваре, считались превосходным лекарством при чахотке. Больным, ослабевшим после длительной болезни, рекомендовалось давать полбяную кашу с овечьим или козьим молоком и медом. Существовал целый ряд лекарственных настоек. Глисты, например, гнали настойкой гранат на терпком красном вине; прострел лечили можжевеловой настойкой; желудочные заболевания и боли в боку – миртовой и многие другие рецепты как помочь себе и ближнему.

Аптек в Риме не было ни в республиканское время, ни при империи. Травы собирали и сушили дома и дома же приготовляли всякие лекарственные снадобья. Были и особые "фармакополы" (слово греческое, значит "торговцы лекарствами"); люди эти бродили по городам и ярмаркам, предлагали целебные травы, готовили настойки и порошки и слыли отъявленными шарлатанами. Появились они довольно рано; уже Марк Порций Катон, говорил о них как о краснобаях-обманщиках, которых можно послушать, но которым ни один больной не позволит лечить себя. Судя по их греческому наименованию, можно думать, что первые фармакополы и были греками, но вскоре появились у них и местные италийские конкуренты. Вели они себя, конечно, так же, как их греческие собратья, о которых кое-какие сведения сохранились в IX книге Феофрастова "Исследования о растениях": старались тоже придать себе больше веса, рассказывали о том, с какими трудностями связано их ремесло, какие опасности угрожают при собирании некоторых трав. Интерес к лекарственным растениям в римском обществе был, конечно, большой. Когда Помпей разбил Митридата, в его руки попало сочинение понтийского царя о лекарственных растениях: Митридату присылали их со всех концов его царства и он составил описание их вида и свойств. Помпей велел перевести эти записки на латинский язык своему отпущеннику Ленею, человеку образованному и знатоку обоих языков. "Таким образом победа Помпея принесла не меньше пользы людям в их частной жизни, чем государству", – заметил по этому поводу Плиний.

А в I в. н.э. в Риме уже существовал небольшой ботанический сад, и его хозяин, Антоний Кастор, великий знаток целебных трав, разводил их здесь во множестве. Плиний знал его уже столетним стариком; он сохранил и память, и умственную свежесть и оставил после себя книгу, которая была одновременно и определителем медицинских растений, и лечебником, излагавшим, какими растениями, в каких случаях и каким образом пользоваться. Судя по книгам Плиния, посвященным медицине, лечение травами и народными средствами прочно держалось в римском обществе и только было усложнено всякими гигиеническими и физиотерапевтическими предписаниями, которые внедрялись греческими врачами, постепенно забравшими в свои руки почти целиком дело врачевания.

Но если же лечение травами помогало мало, то прибегали к искусству марсийских и этрусских кудесников. Постепенно это привело к большому смешению лечебных мероприятий с религиозными обрядами, выражением чего было почитание определенных божеств; наряду с богиней врачевания в собственном смысле слова , «Dea Salus» , существовали другие боги, к которым прибегали при различных страданиях: при лихорадке обращались за помощью к Dea Febris (богиня лихорадки) и Mephitis; во время родов – к Карманте и Люцине; всем этим богам приносились различные дары, всего чаще в форме изображений заболевших частей тела. Эти меры дополнялись различными формулами закленаний и колдовства.

Медицина Периода Республики (конец 6 в. До н.э. – 31 г до н.э.)

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории раннего Рима считается 510 г до н.э. – год восстания римлян, свержение этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждение республики.

В области медицины этот период характеризуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений появлением врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации формирование материалистического направления в медицине.

В эту раннюю эпоху, римляне понимали значение общих санитарных мероприятий. Так, закон 12 таблиц (450 лет до н.э.). Они были записаны на медных досках и вывешены для всеобщего обозрения на центральной площади Рима – форуме. Они являлись характерным сводом законов раннеклассого общества (защита патриархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т.д.). Например:

Таблица V.

7а .Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

Таблица IV.

(Цицерон, О законах, III. 8. 19: С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, [отличавшийся] исключительным уродством.)

Таблица VIII.

25. (Гай, 1. 236 pr. D. L. 16: Если кто-нибудь говорит об яде, то должен добавить, вреден ли он или полезен для здоровья, ибо и лекарства являются ядом.)

Таблица X.

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

2. Свыше этого пусть не делают. Дров для [погребального костра] пусть топором обтесывают.

4. Пусть [на похоронах] женщины щек не царапают и по умершим не причитают.

5. (Цицерон, О законах, II, 23. 59: Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.)

ба. (Цицерон, О законах, II. 23. 59: Кроме того, в законах устанавливаются еще следующие [правила]: отменяется бальзамирование, [умащивание ] рабов и питье круговой чаши. "Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц".)

6б. (Фест, De verb. Signif, 154: В XII таблицах постановлено не ставить перед умершими напитков с миррою.)

8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.

9. (Цицерон, О законах, II. 24. 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.)

10. (Цицерон, О законах, II. 24. 61: Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа.)

В это же время были построены акведуки, термы, канализации.

Несмотря на это, вплоть до 2-го века до нашей эры у римлян не было ни настоящей медицины, ни настоящих врачей.

Лишь рабы, которых приводили с собой римляне после войн, научили своих господ благодеяниям развившегося врачебного искусства; такими учителями были рабы-греки.

Если среди них были не всегда настоящие врачи, а только медицинский персонал, они тем не менее умели сделаться совершенно необходимыми для своих господ, так что каждый римский гражданин, состояние которого позволяло содержать большое количество рабов, считал своим долгом обзавестись подобного рода врачем-рабом. В Риме создалось таким образом своеобразное положение, при котором лишь известное число обеспеченных могло пользоваться настоящей врачебной помощью, тогда как масса населения была лишена ее. Правда, врачи-рабы часто отпускались своими господами для оказания медицинской помощи и вне, но во всяком случае все это тормозило развития врачебного искусства в Риме, чем способствовал этому развитию.

На границе между 3-м и 2-м веками до нашей эры свободные греческие врачи сделали, по-видимому, первую попытку поселиться в Риме. Из числа первых был Архагат - врач-профессионал появившийся в Риме в 219 г. до н.э. Был он греком из Пелопоннеса и был специалистом-хирургом, лечившим раны. Приехал он как раз ко времени: надвигалась война с Ганнибалом и практика ему предстояла немалая. Архагата встретили с радостью, дали ему римское гражданство (а римляне на этот дар были скупы) и предоставили ему купленное на государственные деньги помещение, где он лечил бы своих пациентов. Вскоре, однако, способы, которые он применял при лечении, навлекли на него общую ненависть. "Он так жестоко резал и прижигал, – рассказывает Плиний, – что его имя стало обозначением палача; к медицине и ко всем врачам начали относиться с отвращением". Катон противопоставлял прадедовский верный способ лечения смертоубийственным измышлениям чужеземцев. "Считай, что слова мои пророческие..., – писал он сыну, – греки дали друг другу клятву погубить своим лечением всех варваров; этим именно они у нас и занимаются и за это берут деньги, – иначе им не стали бы верить и не так легко было бы им изничтожить нас. Варварами они ведь нас называют... Я накладываю тебе запрещение на врачей".

Греческим врачам пришлось бороться со многими предубеждениями царившими тогда в Риме. Эти трудности были двоякого рода. Прежде всего, все усиливающаяся во 2-ом веке в Риме влияние греческой культуры и греческого образования, которое вызвало среди националистически настроенных римлян сильную реакцию. Об этом говорит появление таких людей, как цензор Катон, которые самым энергичным образом и не без успеха боролись с греческим влиянием, боясь, что при дальнейшем проникновении греческих нравов древнеримская простота исчезнет, опасаясь также усиления изнеженности под влиянием врачей. Другой трудностью было непрочное и низкое социальное и правовое положение чужестранцев в Риме. Этим объясняется, что как свободные врачи, так и рабы-врачи долго не могли добиться себе признания в Риме ни самих себя, ни своей профессии.

Врачи-рабы завоевали себе более свободное положение постепенно. Некоторые из них получили свободу от своих господ в благодарность за удачное лечение: после этого они, в качестве свободных врачей, пользовались уже некоторой самостоятельностью, которая делала для них возможной врачебную работу. Число таких врачей из волноотпущанных скоро значительно возросло, и мало-помалу создались условия, благоприятные для образования врачебного сословия. К этому присоединилось и то обстоятельство, что римляне постепенно изменили свой взгляд на врачебную профессию. Медицинская профессия стала либеральной, она стало противопоставляться всякого рода знахарям, колдунам и просто мошенникам. Когда настоящие врачи впервые были поставлены на доску с риторами, учителями, адвокатами и землемерами, то впервые в Риме возникло врачебное сословие в собственном смысле слова.

Так Август возвел своего придворного врача Антония-Музу, принадлежавшего к классу вольноотпущенников, в звание всадника и освободил его от уплаты налогов; эта льгота, дарованная Антонию-Муза за оказанные им услуги, была распространена затем на всех врачей. Этим сразу признано было существование, по крайней мере с внешней стороны, однообразного врачебного сословия в Риме.

Положение врачей и их профессии таким образом значительно улучшилось; с другой стороны, по мере превращения Рима из областного города в мировую столицу, потребность во врачебной помощи становилась все более и более ощутительной: и с начала 1-го века до нашей эры свободные врачи греческого происхождения снова начинают поселяться в Риме.

Существенным условиям правильного отправления врачебной профессии служило издавна существование больниц. Там, где были вторжения римлян если эти учреждения существовали, они просто переходили в их собственность; затем их стали устраивать в Риме. Кроме того, в нем возникали лечебные учреждения особого типа, приспособленные к своеобразным римским условиям; речь идет о так называемых валентрудиях. Своим возникновением они обязаны потребности, с одной стороны, определенной группы населения, с другой – войска. Громадные латифундии богатых римлян обрабатывались целыми толпами рабов; для владельца такой латифундии было совершенно необходимо создать для своих заболевших рабочих возможно более благоприятные условия в отношении их выздоровления; эта необходимость обуславливалась тем, что каждый раб, будучи собственностью своего господина, представлял для него известную ценность, и интересы господина требовали, чтобы заболевший поскорее получил возможность вновь встать на работу. Благодаря этому в последние десятилетия до нашей эры многие крупные землевладельцы основали валентрудии. Некоторые из них были, по-видимому, очень велики, и ими пользовались не только рабы, но, в случае необходимости, также и собственник со своей семьей, а также и посторонние лица. Подобное же существовало и в армии.

Во времена республики все попечение о больных и раненых солдатах состояло в том, что их, когда в том являлась необходимость, транспортировали в Рим или в один из расположенных по соседству больших городов и сдавали там на попечение частным лицам. Если перевозка была невозможна, то больной или раненый оставался в одной палатке со здоровыми товарищами.

Во времена республики многие греческие врачи, поселившиеся в Риме, привезли с собой и различные направления греческой медицины.

Этим направлениям римляне могли противостоять только древнеримскую народную медицину.

Развитие медицины в Риме прежде всего связано с именем греческого врача Асклепиада, создавшим медицинскую школу в нем.

Он родился около 120 г. До нашей эры в Прузе, занимался риторикой, философией, медициной, и следуя духу времени переселился около 90 г. До н.э. в Рим; там он сумел найти доступ к таким высокопоставленным людям, таким как М. Антоний и Кв. Муций и, кроме того, вообще завоевать расположение всего римского общества. Успех Асклепиада зависел прежде всего от того, что:

на место традиционной терапии с самыми различными мероприятиями и массой лекарств он ввел по возможности простое и «согласное с природой» лечение; своей доступностью эта терапия импонировала массам;

этой терапии он дал теоретическое обоснование в духе эпикурейской философии и этим нашел ключ к сердцам образованных римлян (так как римляне всегда смотрели на научные вопросы с практической трезвой точки зрения, а кроме того, и наоборот, у них было стремление все практические вещи облекать в научное одеяние).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.