рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Военная и экономическая помощь СССР Китаю в годы японо-китайской войны 1937–1945

Английский монополистический капитал занимал в Китае еще более важные экономические позиции. Общая сумма британских капиталовложений достигла 1486,5 млн. америк. долларов[12]. Кроме того, в Китае имелась разветвленная сеть английских банков со значительным числом отделений. Англия также занимала первое место в судоходстве Китая.

Германские монополии, как известно, упорно добивались восстановления экономических и политических позиций в Китае, потерянных ими в первую мировую войну. Крупнейшие концерны заключали многочисленные контракты на строительство заводов, фабрик и железных дорог. Немецкие монополисты предоставляли кредиты и займы, поставляли машины, автомобили, паровозы, химикалии.

Позиции Франции и Италии в Китае были слабее. Зато французский империализм владел на Дальнем Востоке богатой колонией — Индокитаем.

Американское, английское, французское и немецкое правительства с тревогой следили за непрерывно и быстро усилившимся экономическим, торговым и военным наступлением Японии на азиатском континенте. Они понимали, что Япония добивается не только господства в Китае, но и контроля над всей Восточной и Юго-Восточной Азией, а также над бассейном Тихого океана.

В этих условиях стратегия США состояла в том, чтобы в ходе войны Япония и Китай взаимно истощали друг друга. США рассчитывали использовать Японию для подавления национально-освободительного движения в Китае. Все это должно было обеспечить США более благоприятные условия для занятия господствующего положения в экономике Китая. Кроме того, монополисты США были заинтересованы в расширении военных действий в Китае, ибо поставки воюющим сторонам вооружения приносили огромные прибыли. Также, США стремились столкнуть Японию с Советским Союзом.

Англия также рассчитывала, что путем небольших уступок японскому агрессору в Северном Китае им удастся направить японскую агрессию против СССР и добиться этим ослабления Японии как конкурента.

Планы Франции были направлены на сохранение своих позиций в Индокитае, а также в Южном Китае посредством направления агрессии на север.

Что касается Германии и Италии, вступивших на путь развязывания войны в Европе, то они вступили в поддержку японского агрессора, рассчитывая договориться с Японией о совместном ограблении Китая. Также стремились отвлечь внимание и силы США, Англии и Франции к этому району и облегчить свои агрессивные действия в Европе.

Вашингтон не спешил выступать с официальными заявлениями по поводу событий на Дальнем Востоке. Дипломатия США разрабатывала внешнеполитическую программу с целью усиления своих позиций на Дальнем Востоке.

16 июля 1937г. Государственный департамент США опубликовал декларацию, которая изобиловала словами о «миролюбии и гуманности» и возвещала, что основными принципами американской внешней политики являются соблюдение международных соглашений, свобода торговли и уважение принципа равных возможностей[13]. В декларации ни слова не было сказано об ответственности Японии за действия в Китае. Текст декларации был вручен 62 странам, что имело целью подчеркнуть намерение США выступить в роли «международного арбитра» на Дальнем Востоке.

Англия с тревогой следила за политикой Вашингтона. Она опасалась, что США возьмут в свои руки инициативу урегулирования японо-китайских отношений. 15 июля поверенный в делах Доддс посетил министра иностранных дел Японии и спросил, может ли Британия быть полезной в урегулировании отношений между Японией и Китаем. Готовясь к роли посредника, министр иностранных дел Англии Иден заявил, что военные действия в Северном Китае не спровоцированы Японией, и что акта агрессии Япония не совершила, и что в Китае нет войны, а только конфликт «локального» характера[14].

Стремясь перехватить инициативу, государственный секретарь США Хэлл заявил 21 июля японскому послу Сайто, что правительство США готово принять участие в разрешении конфликта между Японией и Китаем[15].

Таким образом, ни США, ни Англия не признали действия Япония агрессивными, а, напротив, наперебой предлагали агрессору свои услуги.

Необходимо также иметь в виду, что США и Англия были для Японии главными поставщиками военно-стратегических материалов и усилением своих поставок способствовали возникновению и расширению войны.

За первые шесть месяцев 1937г. монополии США продали Японии железа, стали, меди, нефти гораздо больше, чем за соответствующий период 1936г. Американские поставки дефицитных материалов возросли в 1937г. более чем в 3 раза по сравнению с 1936г. Структура экспорта США в Японию резко изменилась за счет повышения удельного веса военных материалов. Если в 1937г. весь американский экспорт по сравнению с 1936г. увеличился на 41%, то экспорт военных материалов за то же время возрос на 124%. Из всего ввоза в Японию материалов и оборудования для использования в военных целях поставки США составляли 54,4%[16].

Большое значение для Японии имели также закупки военно-стратегических материалов в Англии и странах Британской империи. Английские поставки составляли 17% всего импорта японских военных материалов.

Совершенно иной была картина в отношении торговли с Китаем. В связи с войной, и особенно японской морской блокадой, торговля США и Англии с Китаем стала быстро сокращаться: если экспорт США в Китай за первое полугодие 1937г. составлял 115386 тыс. долл., то за второе полугодие того же года он упал до 73473 тыс. кит. долл. В сентябре 1937г. торговля США через Шанхай сократилась в 7 раз по сравнению с июлем того же года, а Англии в 4,5 раза[17]. Это также резко ухудшило экономическое положение Китая.

30 августа 1937г. правительство Китая направило генеральному секретарю Лиги Наций сообщение об агрессивных действиях Японии в Китае.

Англия и Франция, занимавшие в Лиге Наций ведущее положение, не были намерены выступать против Японии. Желая выяснить позицию США, не состоявших членом Лиги Наций, Лондон обратился к американскому правительству с вопросом, будет ли оно представлено в Женеве. США ответило согласием.

15 сентября состоялось открытие очередной Ассамблеи Лиги Наций, перед которой стояла задача: обсудить ситуацию на Дальнем Востоке в связи с вероломным вооруженным вторжением Японии в Китай. Лига Наций не могла отказать Китаю в его просьбе, т. к. статья 10 Устава Лиги обязывала ее гарантировать территориальную неприкосновенность и политическую независимость каждого члена Лиги. Кроме того, статья 16 Устава провозглашала, что война против одного из членов Лиги означает совершение акта войны против всех остальных членов Лиги, и предусматривала к агрессору экономических и военных санкций.

В день открытия сессии Ассамблеи представитель китайского правительства Веллингтон Ку призвал Лигу Наций помочь Китаю.

Но, несмотря на важность разыгравшихся на Дальнем Востоке событий, Ассамблея не имела особого желания обсуждать просьбу Китая. Только представитель СССР М. М. Литвинов указал, что сохранить мир возможно лишь путем коллективного отпора агрессии и последовательного проведения коллективной безопасности, с помощью активной борьбы за мир против войны.

Предложения Советского Союза не были, однако, рассмотрены Ассамблеей. Последняя предложила Дальневосточному совещательному комитету 23-х, созданному еще в период захвата Японией Северо-Восточного Китая, изучить сложившуюся ситуацию в Китае.

Таким шагом Лиги Наций Япония была вполне удовлетворена. Она направила дополнительные войска в Китай. Японские самолеты бомбили города Китая, убивая тысячи мирных жителей.

В связи с этими событиями по всему миру прошли демонстрации с требованиями совместных действий всех государств против агрессии Японии в Китае. Но Лига Наций не делала никаких попыток к серьезному рассмотрению вопроса о событиях в Китае.

21 сентября состоялось первое заседание Комитета 23-х. Приглашенные на заседание участники конфликтов — Япония и Италия отказались прислать своих представителей. Однако и после этого комитет продолжал бездействовать.

Китайский народ и мировая общественность были возмущены позицией западных держав и Комитета 23-х. 21 сентября китайский представитель направил генеральному секретарю Лиги Наций ноту, в которой сообщал, что Япония продолжает бомбардировку китайских городов и настоятельно просил положить конец бесчеловечным действиям Японии.

Правительства США, Англии и Франции не могли больше делать вид, что ничего не произошло. Они направили в Токио формальные ноты протеста против воздушных бомбардировок Нанкина, Кантона и других городов.

Но Лига Наций и в этот напряженный момент продолжала бездействовать. Однако 27 сентября Комитет 23-х собрался на очередное заседание, единственным решением которого было решение создать специальный подкомитет для изучения положения на Дальнем Востоке.

3 октября китайская делегация вручила генеральному секретарю Лиги Наций ноту, перечислявшую новые факты зверства агрессора. В тот же день представитель японского министерства иностранных дел официально заявил, что никакие резолюции не смогут заставить Японию отказаться от принятого ею курса.

По всему миру вновь прокатилась волна возмущения. Народы требовали от Лиги Наций не резолюций, а действий. Антияпонское движение охватило самые различные слои общества в Великобритании. И английское правительство не могло с этим не считаться. 1 октября британское посольство вручило госдепартаменту США меморандум, в котором говорило, что «готово рассмотреть вопрос о бойкоте Японии, хотя оно и не совсем уверено в его эффективности»[18]. Спустя пять дней госдепартамент ответил, что американское правительство не намерено принимать участия в санкциях против Японии.

5 октября сессия Ассамблеи Лиги Наций приступила к обсуждению рекомендаций Комитета 23-х. Снова в проектах резолюций действия Японии не были названы агрессивными. Резолюция, принятая на сессии, рекомендовала всем членам Лиги воздержаться от всяких действий, направленных к ослаблению сопротивления Китая, и предлагала рассмотреть, насколько они могут индивидуально оказать помощь Китаю.

В результате Лига Наций по существу отказалась выступить против Японии и помочь, как то предписывалось статьей 16 Устава, жертве агрессии — Китаю. Становилось очевидным, что Лига Наций продолжала, как и прежде политику уступок агрессору. Как известно, при ее систематическом попустительстве Япония оккупировала Северо-Восточный Китай, Италия захватила Абиссинию, германо-итальянский фашизм проводил вооруженную интервенцию против Испанской Республики.

Таким образом, Лига Наций, западные державы и США оставили китайский народ в одиночестве перед лицом японской агрессии, отклонив предложения СССР об организации коллективного отпора агрессору.

2.2. Восстановление дипломатических отношений СССР с Китаем.

В результате, в начале 30-х годов Китай по существу оказался один на один с японским агрессором.

К этому времени Чан Кайши убедился в тщетности надежд на поддержку Китая в конфликтах с Японией со стороны Лиги Наций, Англии и США. И в поисках союзников против дальнейших домогательств Японии стал интересоваться возможностью улучшения отношений с Советским Союзом.

Еще летом 1934г. он договорился с профессором пекинского университета Цин-Хуа, видным специалистом по истории международных отношений Цзян Тинфу о его поездке в Москву с неофициальной миссией — выяснить, согласится ли советское правительство вести с Чан Кайши переговоры об улучшении китайско-советских отношений (Чан Кайши хорошо помнил о резко враждебном к нему отношении в Советском Союзе как к палачу революции в 1927г. и организатору карательных походов против КПК, Советских районов и китайской Красной армии).

Министр финансов нанкинского правительства Кун Сянси в беседе с советским полпредом в Китае Д. В. Богомоловым передал просьбу Чан Кайши «оказать содействие профессору Цзяну» в Москве. Принимая Цзян Тинфу в Москве, заместитель наркома иностранных дел СССР Б. С. Стомоняков рассеял опасения Чан Кайши, заявив, что «при определении наших политических отношений с Китаем сегодняшнего дня, и в частности отношений с Чан Кайши, который играет руководящую роль в Китае, мы, конечно, ни в какой степени не исходим из воспоминаний и чувств, а исходим из общности интересов наших стран и искренне желаем развития и укрепления отношений»[19].

18 октября 1935г. состоялась конфиденциальная встреча советского полпреда Д. В. Богомолова с Чан Кайши, на которой обсуждался вопрос о заключении торгового договора и пакта о ненападении.

Еще 12 декабря 1932г. было подписано соглашение об официальном восстановлении дипломатических отношений. Следует подчеркнуть, что мотивы, которыми при этом руководствовались гоминьдановские правители Китая, отнюдь не вытекали из интересов мира на Дальнем Востоке. Чан Кайши и его окружение полагали, что советско-китайское сближение ухудшит отношения Советского Союза с Японией и поможет вовлечь СССР в войну с ней.

На улучшение отношений с СССР гоминьдановцев толкало и мощное давление патриотических сил внутри Китая, которые видели в СССР надежнейшего союзника в борьбе против японской агрессии.

Тем не менее, восстановление дипломатических отношений с Советским Союзом упрочило международные позиции Китая, создало предпосылки для дальнейшего развития и укрепления советско-китайских отношений, что в свою очередь могло бы повлиять на сдерживание японской агрессии.

Порицая неспособность Лиги Наций разрешить японо-китайский конфликт, Советский Союз настаивал на принятии эффективных мер против агрессора. В телеграмме генеральному секретарю Лиги Наций от 7 марта 1933г. Советское правительство выражало готовность солидаризироваться с всякими действиями предложениями международных органов и отдельных правительств, направленными к скорейшему и справедливому разрешению конфликта на Дальнем Востоке.

Окружение Чан Кайши лелеяло надежду, что захват власти в германии фашистами и усиление японского милитаризма вот-вот приведут к развязыванию германо-советской или японо-советской войны.

Советский Союз не был готов заключить с Китаем не только пакт о ненападении, но и договор о взаимной помощи, так как в условиях все более возраставшей угрозы нападения на СССР со стороны фашистской германии Москва опасалась спровоцировать Японию и оказаться в состоянии войны на два фронта. Вместо двустороннего советско-китайского военно-оборонительного союза Советское правительство активно поддержало идею коллективной безопасности, выдвинутую австралийским правительством, предложившим всем государствам, заинтересованным в сохранении мира на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заключить Тихоокеанский региональный пакт. Этот вопрос обсуждался 11 марта 1937г. народным комиссаром иностранных дел СССР М. М. Литвиновым с китайским послом в Москве Цзян Тинфу. При этом М. М. Литвинов подчеркивал, что «только такой пакт может окончательно прекратить агрессию Японии и обеспечить мир на Дальнем Востоке. Япония не могла бы, и не смела бы, противопоставлять себя тихоокеанским государствам и рано или поздно сама присоединилась бы к ней»[20].

Дальнейшие переговоры с правительством Китайской Республики было поручено вести послу СССР в Китае Д. В. Богомолову.

В мае-июне 1937г. советская дипломатия стремилась продвинуть идею Тихоокеанского пакта в Лондоне и Вашингтоне. Но США, по заявлению президента Ф. Рузвельта, сделанному в беседе с послом А. А. Трояновским, считали, что пакт без Японии не имеет смысла, а главной гарантией мира является «сильный флот, наш американский, английский и, может быть советский». США уповали на то, что Япония не выдержит гонки вооружений. Продолжая свою мысль, Ф. Рузвельт заметил: «Вам трудно, вам нужно охранять много морей. На последней неделе выяснилось, что японцы не хотят ограничиться 14-дюймовыми пушками. Мы будем строить 16-дюймовые, англичане тоже. Посмотрим, как выдержат японцы морское соревнование»[21].

Переговоры Д. В. Богомолова в Пекине были трудными. Китайская сторона видя резко отрицательное отношение к идее Тихоокеанского пакта со стороны США, Великобритании и других держав и не желая конфликтовать с ними, настаивала на заключении советско-китайского двустороннего договора СССР отказывалось.

В этих условиях Япония 7 июля 1937г. начинала большую войну против Китая. Чан Кайши снова начинает добиваться начала переговоров с Советским правительством.

В конечном счете, Советское правительство согласилось заключить с Китаем договор, но не о военном союзе или о взаимной помощи, как предлагал Чан Кайши, а договор о ненападении.

Договор был подписан 21 августа 1937г. сроком на 5 лет с продлением каждый раз на 2 года[22]. С Советской стороны договор подписал полпред СССР в Китае Д. В. Богомолов, с китайской — министр иностранных дел Китая Ван Чжун-хай.

В статье 1 Договора стороны осудили «обращение к войне для разрешения международных споров», отказались от войны «как орудия национальной политики в их отношениях друг с другом» и обязались «воздерживаться от всякого нападения друг на друга». СССР и Китай обязались не оказывать поддержки державе или державам, совершившим нападение на одну из сторон, и в течение всего конфликта воздерживаться от всяких действий или соглашений, которые могли бы неблагоприятно отразиться на стороне, подвергшейся нападению.

Было оговорено, что Договор не может быть истолкован таким образом, чтобы нарушить или изменить права или обязательства сторон, вытекающие из прежних договоров и соглашений, участниками которых были СССР и Китай[23].

Как видно из формулировок Договора, они были составлены таким образом, что не возлагали на СССР прямого обязательства помогать Китаю в войне против Японии, но, и не лишали его такого права, не давая при этом Японии формального права для агрессивных действий против СССР. Главное значение Договора состояло в том, что, во-первых, в нем косвенно обсуждалась японская агрессия против Китая и, во-вторых, Договором была заложена международно-правовая основа для дружественных советско-китайских отношений.

Тем не менее, и после заключения Договора о ненападении Чан Кайши не прекращал попыток втянуть СССР в японо-китайскую войну.

С началом широкого наступления Японии на Китай, когда стало ясно явное нежелание западных держав оказать Китаю поддержку, гоминьдановское правительство начало активно добиваться подписания с СССР пакта о взаимопомощи. С июля 1938г. оно трижды предложило заключение подобного пакта. Принятие СССР такого пакта в условиях большой, хотя и не объявленной войны Японии против Китая, привело бы лишь к дальнейшему расширению войны на Дальнем Востоке и способствовало бы осуществлению давних планов западных держав и гоминьдановского правительства втянуть СССР в войну с Японией. Вполне закономерно, что Советское правительство отрицательно ответило на явно провокационное предложение китайского правительства. Равным образом оно отклонило его неоднократное предложение о заключение пакта о взаимопомощи на случай нападения Японии на СССР, выдвинутые в июле-ноябре 1941г.

Таким образом, становится ясно, что правительство Чан Кайши стремилось установить дипломатические отношения (в первую очередь пакт о взаимопомощи) для того, чтобы столкнуть СССР с Японией.

2.3. Борьба Советского правительства за принятие коллективных действий против Японии

После событий 7 июля 1937г. Советское правительство упорно продолжало борьбу за принятие коллективных действий против Японии. Первый делегат СССР в Лиге Наций  М. М. Литвинов в своей речи на заседании Совета Лиги Наций 21 сентября 1937г. осудил бездеятельность этого органа перед лицом расширяющейся японской агрессии в Китае. От имени Советского правительства он призвал к коллективному отпору агрессорам. Однако делегаты Лиги Наций, представлявшие капиталистические страны, отказались поддержать советскую инициативу[24].

3 ноября 1937г. была созвана Брюссельская конференция государств, заинтересованных в делах на Дальнем Востоке. Сюда прибыли представители Австралии,  Бельгии, Боливии, Великобритании, Дании, Индии, Италии, Канады, Китая, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, США, СССР, Франции, Швеции. Япония и Германия отказались от участия в работе конференции.

Американская, английская, французская и другие делегации уклонялись от принятия коллективных мер против агрессора, на которых настаивала делегация СССР, оставались глухими к просьбам китайской делегации об оказании помощи Китаю. Заветным желанием империалистов было повернуть японскую агрессию в сторону Советского Союза.

Представители империалистических держав пытались использовать конференцию для провоцирования японо-советского конфликта. На Брюссельской конференции английские и американские представители пытались убедить делегацию СССР, что Советский Союз должен первым выступить на защиту Китая против японского агрессора. Однако, Советская сторона отдавала себе ясный отчет в том, что вступление СССР в войну с Японией в условиях фактической изоляции Советского Союза на Дальнем Востоке могло способствовать созданию единого фронта капиталистических держав против СССР. Международный империализм неизбежно поддержал бы Японию в войне с СССР. Советский Союз дал отпор попыткам вовлечь его в опасную авантюру.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.