рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века

Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века

Министерство общего и профессионального образования РФ

Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Институт истории и права

Кафедра всемирной истории


Курсовая работа

Тема:

«Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века»


Выполнил:

студент ИИП, группа № И-001

Амзараков Пётр Борисович

Научный руководитель:

к.и.н., доцент кафедры всемирной истории

Шаляева Ю.В.

Абакан- 2002

 

 

Содержание

Введение                                                                                             3

1.   Номадизм. Кочевой тип производства.                                                 5

2.   Гунны                                                                                          10

2.1.     Этногенез гуннов. Государственная и военная

организация.                                                                     10

2.2.     Военная экспансия гуннов в центральной Азии.             13

2.3.     Завоевания гуннов в Европе.                                           17

3.   Монголы.                                                                                    24

3.1.     Этногенез. Объединение монгольских племен

в XI-XII вв.                                                                        24

3.2.     Реформы Чингисхана. Военная организация монголов.          29

3.3.     Завоевания Чингисхана и его военачальников.               35

Заключение.                                                                                     47

Список использованной литературы.                                            49

Введение:

Данная работа является попыткой обобщения причин и хода военной экспансии кочевых народов Центрально-евразийских степей во временном промежутке с 2 века до н.э. и до 13 века н.э.

          Проблема экспансии будет рассматриваться на примере двух народов, чьи завоевания оказали наиболее существенное влияние на ход истории Евразийского континента. Это гунны и монголы.

Данная проблема поднималась такими учеными, как Л.Н. Гумилев, С.Г. Кляшторный, Е.И. Кычанов и др. Но, к сожалению, они рассматривали историю отдельных народов, не описывая целостного процесса.

          Примечательным является то, что ход экспансии этих народов был различен- если гунны, изначально ведущие экспансию в центральной Азии, были вытеснены со своей исконной территории и были вынуждены вести завоевания для получение новой территории проживания, то монголы, на протяжении всех своих завоеваний, к своей территории присоединяли новые т.е. проводили экспансию в классическом ее понимании.

Историю гуннов наиболее полно осветил в своих книгах Л.Н. Гумилев. Но его работы построены на своей концепции мирового развития- на пассионарной теории. Поэтому его объяснение многих фактов истории не согласуется с мнениями других исследователей этой проблемы.

В нашей работе изучению подлежит этногенез народа и позднейшее его развитие, приведшее к экспансии, ход самой экспансии. В истории монголов будет браться лишь период завоеваний Чингисхана и его темников до его смерти.

Таким образом целью настоящей курсовой работы является освещение хода и выявление причин экспансии кочевых народов на примере гуннов и монголов. Для этого решить следующие задачи:

·     Рассмотреть проблему номадного типа производства, приведшую к необходимости экспансии

·     Осветить этногенез гуннов и монголов

·     Описать их военную организацию

·     Изучить особенности завоеваний гуннов и монголов

·     Рассмотреть общий ход завоеваний.

Структура работы соответствует поставленным задачам.

 

1.                Номадизм. Кочевой тип производства.

История кочевого мира, в его целом, охватывает около трех тысячелетий: от появления скифов в VIII веке до н.э. и до настоящего времени. Такие ученые, как Л.С. Васильев, выделяют 3 типа кочевой цивилизации: Киданьский- когда кочевое племя образуется на окраинах могущественной империи, многое у нее заимствует, но стремится сохранить свою самобытность;  Тюркский- когда кочевники постоянно меняют места своего обитания, вторгаясь в зону земледельцев и подчиняя их себе; Монгольский- когда под внешним воздействием создается государство, которое вторгается в зону земледельцев, подчиняя их государства одно за другим, но пытаясь сохранить свою самобытность. [1]

Кочевой (номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год) и другими водными ресурсами. Такие территории называются аридными зонами. Плотность населения у кочевых народов колеблется от 0,5 до 2 чел. на один кв. км. Этот дисперсный (рассеянный) тип расселения обусловлен основным экосистемным принципом номадизма – точным (симметричным) соответствием между численностью принадлежащего кочевнику скота и природными водно-кормовыми ресурсами – и способствует рассеянию собственности в пространстве; упорядоченные миграции в целях круглогодичного обеспечения животных подножным кормом происходили в форме перекочевок по зимним, весенним, летним и осенним пастбищам. [2]

Как указывает Е.И. Кычанов,  рост кочевой экономики не мог идти по пути интенсификации и концентрации, так как вел к "перевыпасу" – увеличению нагрузки на пастбища, ведущему к снижению урожайности травостоя. Принципиальным является и положение о том, что кочевой тип производства хозяйства не мог быть беспредельно экстенсивным – в целом он был весьма ограничен в передвижениях и различного рода перекочевках и базировался прежде всего на разумном использовании продуктивных качеств различных видов скота.[3]

Особенностью проявления кочевой культуры является то, что к ее изначально можно назвать конно-железной. Нынешнее состояние археологического материала позволяет, с большей или меньшей точностью, проследить появление кочевой культуры в двух отстоящих друг от друга на большом расстоянии областях Евразии, а именно: в западно-евразийских (т.е. приднепровских, причерноморских и приазовских) степях и затем на Алтае. В обоих районах археологический слой кочевой железной культуры перекрывает собой отложения оседлых или полуоседлых культур.[4]

Культуру кочевых обществ следует исследовать в её единстве и целостности. Это единство и целостность, в некоторых отношениях, настолько поразительны, что позволяет некоторым исследователям истолковывать, например, скифские обычаи на основании монгольского материала XIII века нашей эры.[5] Конечно же, этнологическое обоснование таких сопоставлений сомнительно. Хронологически скифский материал отделен от монгольского, по крайней мере, 15 веками. Сопоставления эти обоснованы культурно-историческим единством и целостностью кочевого мира.

          В частности, кочевой мир проникнут культом военной доблести. Только тот, кто доказал свои военные качества, является полноправным членом общества. Черепа убитых врагов служат драгоценным трофеем, отделываются в пиршественные чаши. Этот обычай, удостоверенный для печенегов (череп Святослава), указан также китайскими хрониками для гуннов восточно-евразийских степей и Геродотом для скифов. "Сопровождающие погребенья", отличительные для кочевого мира (т.е. погребение вместе с вождем жены и слуг), могут быть сопоставлены с культом верности, составляющим одну из основ кочевого быта.[6] Культ верности является краеугольным камнем в мировоззрении Чингисхана, и этот же культ, в виде особых обрядов, сопровождающих братание и клятву, равно засвидетельствован для древнейших кочевых периодов западно-евразийских и восточно-евразийских степей. Без вождя жена и слуги не должны мыслить жизни.

Также очень важно изучение кочевого мира в его «месторазвитии». Это последнее может быть определено как совокупность степи и травянистой пустыни. Наибольшей не только в Евразии, но и во всем мире сплошной полосой районов, удобных для кочевника-скотовода, является северная полоса травянистых пустынь и примыкающая к ним с севера и запада область травянистых степей. Такие районы практически непрерывно тянутся от плато Ордос и до Причерноморья.

На протяжении всего хода истории от античности и до наших времен эта территория представляет собой некую прослойку между оседлыми государственными образованиями. Из этого следует, что кочевой мир – это мир «срединный». Притом срединное положение толкало его к выполнению соединительной роли. В историческом смысле "прямоугольник Евразийских степей" - это как бы Средиземное море континентальных пространств.

Огромной главой всемирной истории является военная история кочевников. История эта примечательна тем, что количественно небольшие группы кочевников добивались величайших военных успехов. Например, все население гуннского царства не превышало по численности населения нескольких китайских округов, но эта горсточка (организованная на основах кочевого быта) держала в страхе Китайскую империю и временами добивалась политического над ней перевеса. Таковыми же были численные соотношения кочевого и окраинных государств в монгольскую эпоху.

Кочевой мир нужно рассматривать как нечто текучее. В течение долгих, обозримых для нас веков истории кочевые волны хлещут почти исключительно в одном и том же направлении. Несколько народов выходит из Маньчжурии на запад (в восточно-евразийские степи). Однако ни один из этих народов не проник на запад далее срединно-евразийских степей (до этих степей дошли в XII в. так называемые каракитаи).[7] Зато восточно-евразийские степи в течение истории, по крайней мере дважды, явились отправной точкой движения, дошедшего до Европы. Мы подразумеваем походы гуннов и монголов.

Однако гуннское движение II-V веков нашей эры нужно отличать по характеру от монгольского движения XIII века. Нужно отделять завоевания-экспансии от завоеваний-переселений. В первом случае завоеватель не бросает той базы, от которой он первоначально исходит; он расширяет свои владения, не отказываясь от прежних. Во втором случае первоначальная база оставлена завоевателем. Часто самое завоевание производится потому, что завоеватель вытеснен из первоначальной базы. Здесь он не только завоеватель, но также переселенец. И если гунны были вынуждены пойти на запад, то монголы проводили чисто экспансивную политику.

          Итак, изучив некоторые общие моменты в истории номадов, можно перейти к непосредственному изучению истории этих народов.

2.                          Гунны.

2.1                   Этногенез гуннов. Государственная и военная организация.

Согласно данным китайских источников, начало истории гуннов как отдельного этноса начинается уже ко второй половине 2 тысячелетия до н. э.[8] Археологи же к данному периоду относят две синхронные культуры – андроновскую на западе и глазковскую на востоке.

Андроновцы были оседлыми земледельцами и скотоводами. Около 1200 г. в Хакасско- Минусинской котловине андроновцев вытесняет новая карасукская культура, пришедшая с севера Китая. Вместе с этим проходит ассимиляция местного европеоидного населения пришлым монголоидным элементом. Возникает новая археологическая культура – тагарская и первое государственное образование – Дин-лин Го.[9] По мнению Гумилева, именно это слияние приводит к созданию полноценного этноса гуннов на южной границе Дин-лин Го.[10] Первое вторжение гуннов в Китай датируется 822 г. до н.э. в «Книге Песен». Затем наблюдается период преобладания другого кочевого этноса – жунов. Их борьба с Китаем порой в китайских источниках отождествляется с гуннами, и походы гуннов пишутся походами жунов.[11]

В результате пятивековой борьбы с Китаем жуны были расколоты на западных и восточных. Восточные растворились в новом кочевом союзе дун-ху. Западные же были разбиты местными народами.

В то время, когда китайцы и жуны уничтожали друг друга, в степях Центральной Монголии и южного Забайкалья складывается новая культура. Это была «культура плиточных гробниц» -- ранний этап самобытной гуннской культуры, отразившей начало нового этногенеза гуннов. Невмешательство других народов позволил этой бронзовой культуре перерасти в железную, уже, собственно, гуннскую культуру с заметным имущественным расслоением, на что недвусмысленно указывает наличие на данный период «царских курганов».[12]

Итак, победа над жунами принесла китайским княжествам больше вреда, чем  пользы, так как дала возможность развития гуннам:

Уже к 307 году северные княжества были вынуждены строить пограничную полосу для защиты от гуннов. В III веке до н.э. набеги усиливаются. Сыма Цянь указывает, что полководец княжества Чжао отражает постоянные набеги гуннов. Это удавалось ему ценой разграбления своих земель – его воины ждали в крепостях, когда гунны насытятся, а потом атаковали нагруженные добычей войска.[13]

У гуннов в то время еще не было определенной стратегии боевых действий. В основном набеги представляли собой молниеносные атаки маленьких отрядов. Эти отряды рыскали по пограничным районам, но встречали отпор со стороны крепостей. Гунны были вынуждены увеличить размеры своих войск, что в свою очередь уменьшило их мобильность. Китайцы воспользовались этим. И с помощью огромной армии, в основе которой были лучники, смогли окружить и разгромить войско гуннов. Это поражение на некоторое время лишило гуннов их гегемонии в степи и передало ее союзу дунху.[14]

В это время в Китае происходит эпохальное событие – Китай объединяет династия Цинь. Создавший эту империю Цинь Ши- хуанди после проведения необходимых реформ начинает активную внешнюю политику. Он отправляет на север против гуннов свое войско. Оно оттеснило гуннов в пустынные земли, и шанъюй Тумань был вынужден отдать местному племени юэчжи своего старшего сына Модэ. На этот шаг он пошел еще и потому, что хотел отдать престол любимому младшему сыну. После этого Тумань, мобилизовав все кочевья, нападает на юэчжи, надеясь, что те убьют Модэ. Но Модэ удается сбежать, убив стражу и захватив коня. Отец, восхищенный удалью своего сына, отдает ему в управление один тумен т.е. 10000 семей. Модэ начинает немедленное обучение своих воинов. Подготовив надлежащим образом свое войско, он совершает государственный переворот и в 209 году до н.э. объявляет себя шанъюем.[15] Он проводит важнейшие реформы своего государства. Великие реформы Модэ превращают патриархальное племя в военную державу Хунну и определяют ее будущее. Что же представляло собой гуннское государство после этих реформ?

Население делилось на тумены – десятки тысяч семей. Каждый гунн был военнообязанным. Начальниками туменов становились принцы крови и родовые старейшины, что разделило власть между шанъюем и знатью, ограничив произвол и тех и других.

Рядовой гунн, родившись воином, должен был быть только им и никем иным. Военная добыча становилась его неотъемлемой собственностью.[16]

 Основным оружием гуннского всадника был лук. Такой воин не мог выдержать рукопашной схватки с пехотинцем или с тяжеловооруженным всадником, но превосходил их в мобильности. Поэтому тактика гуннов состояла в изматывании противника. Издалека засыпая его свистящими стрелами (нововведение Модэ), они не подпускали его к себе на близкое расстояние. Потому война была сравнительна безопасна и приносила гуннам немалый доход. Военная добыча гуннского воина не облагалась никаким налогом, доходы шанъюя и вельмож заключались в основном в поступлении дани с соседних племен. Также источником дохода был Китай: он не платил дани в открытую, но постоянно посылал богатые подарки.[17] Такова была основа державы Хунну во 2- 1веках до н.э.

2.2     Военная экспансия гуннов в центральной Азии.

Заложив основы своего государства, шанъюй Модэ решил обезопасить его границы. В ответ на требования дун-ху о передаче им части земли, он пошел на них походом и наголову разбил не ожидающих нападения дун-ху. В итоге вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. Сразу после этого он напал на юэчжи и прогнал их на запад. Около 205-204г. подчинил себе Ордос.

Затем, воспользовавшись гражданской войной в Китае, совершил туда набеги. В 203- 202 годах до н.э. подчинил себе северные племена- хуньюй, кипчаков. Под ударами его конницы пало государство динлинов. После этого он начал постепенную экспансию на юг, в Китай, где только что  закончилась гражданская война.  Гунны осадили и подчинили себе крепость Маи, зимой 200 года подошли к городу Цзиньян. Император Гаоцзу (Лю Бан) лично повел войска против них, но в результате сильных холодов треть воинов обморозили руки.[18]

          Модэ притворным отступлением заманил в засаду лучшие части китайского войска и окружил авангард вместе с императором. Семь дней китайское войско сдерживало гуннов. Положение было безнадежным. Но Модэ неожиданно решил отказаться от дальнейшей борьбы, отпустил это войско и повернул в степи. Гаодзу и Модэ заключили договор «мира и родства» по которому Гаодзу отдавал за Модэ свою дочь и обязывался ежегодно посылать подарки.[19]

Несмотря на определенные успехи, Модэ не смог продолжить экспансию. Причиной этого стали непрекращающиеся войны с юэчжи. Хунны были вынуждены соблюдать мир с Китаем. Когда один из пограничных князьков-гуннов напал на Китай, шанъюй отослал его на запад и принес извинения Китаю.

Вскоре, в 177 году до н.э., ценой мобилизации всех сил, гуннам удалось разбить юэчжей и захватить все княжества Восточного Туркестана и Усунь.[20]

Сын Модэ, Лаошань-шанъюй, довершил начатый отцом разгром юэчжей. В 166 г. до н.э. он с 140-тысячной  конницей вторгся в Китай, взял несколько городов и, даже, сжег летний дворец императора. Пока Китай готовил ответный удар, гунны ушли восвояси, не потеряв ни одного человека. После этого 4 года подряд гунны грабили Китай, пока, наконец, император Вэнь- Ди решил заключить с гуннами мир. Хунну признавалось государством, равным Китаю, причем Китай должен был ежегодно посылать скрытую дань в виде подарков. Смерть Лаошаня в 161 году не позволила ему решить вопрос о торговле. Его сын Гюньченю после 4 лет пререканий пошел на Китай новым походом. Разграбив пограничные территории, он увел свои войска от удара неприятеля. И так несколько лет подряд.[21]

В 156 году в Китае разразился новый династический кризис, связанный с воцарением Цзин-ди. За невмешательство в ход дел гунны в 152 году получили от победившей династии новый договор, разрешающий свободную торговлю. Сверх того, шанъюю была отправлена в жены китайская царевна с большим подарком. Именно 152 год до н.э. считается кульминацией могущества гуннов в центральной Азии.[22]

Несколько десятилетий после этого гунны сохраняют свою гегемонию, но затем стратегической инициативой овладевает Китай.

Начинается подлинная война Китая с Хунну, продлившаяся не одно столетие. Несмотря на то, что этот вопрос стоит несколько в стороне от нашего исследования, мы возьмем из него пример воинского искусства гуннов.

Яньжанское сражение 90 г. н.э.

Китай подготовил огромную, прекрасно обученную армию. Главная армия состояла из 70 тысяч всадников и 100 тысяч пехоты. Также по флангам шли еще две 40-тысячные армии. Шанъюй Хулугу для отражения этой угрозы провел полную мобилизацию своей страны. На западе против 40 тыс. воинов он выставил 25 тыс., на востоке против 30 тысяч конников и 10 тысяч пехоты выставил 30 тысяч всадников. А против главной армии – всего 50 тысяч.

Восточная часть китайской армии, углубившись в степь, так и не нашла противника и, измотанная беспрерывным маршем, пошла назад. Тут ее и атаковали гунны. В течение нескольких дней непрерывных атак китайцы отступали на юг, и в итоге от китайского войска осталась лишь малая часть, которой удалось дойти до границ Китая под защиту крепостей.

Западное войско, устав от преследования гуннов, также повернуло назад, не дожидаясь истощения коней.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.