рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Внутренняя политика самодержавия в XIX в.

Таким образом, во внутренней политике России противоречиво уживались конституционные, антикрепостнические начала, обращенные к регионам Прибалтики, Финляндии, Польши и наоборот – реакционные, самодержавные, крепостнические тенденции, милые сердцу дворянства, бюрократии и духовенства и направленные на сохранение существующего режима на всей остальной территории страны. Россия продолжала безнадежно топтаться на месте, все более отставая от цивилизованного мира. Именно это впоследствии и привело к мощному революционному взрыву, в центре которого оказалась не стихийная ярость казаков и крестьян, а организованное сопротивление просвещенной, молодой, решительной части дворянского сословия, прежде всего офицерства.

Осенью 1825 г. во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге. У императора не было сыновей, наследником престола считался его брат Константин. Но в 1822 г. Константин отказался от своих прав на престол. По закону права наследования переходили к следующему брату царя – Николаю, о чем был издан специальный манифест, но этот документ опубликован не был, о нем знали лишь несколько человек. Поэтому когда 27 ноября весть о смерти императора достигла Петербурга, столица и вся страна стали присягать Константину, который находился в Варшаве, будучи наместником в Польше. Узнав о смерти Александра, Константин подтвердил отречение от престола. Переприсяга была назначена на 14 декабря. Возникшей заминкой собрались воспользоваться члены тайного общества декабристов. Они собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они планировали вывести полки, которыми командовали к Сенату, где в это время должна была происходить присяга членов Госсовета и сенаторов. С помощью оружия они хотели принудить Сенат и Госсовет обнародовать написанный декабристами «Манифест об отмене крепостного права и изменении системы управления страной». Одновременно планировался арест и заключение в Петропавловскую крепость членов царской семьи. Однако все вышло иначе. Николай знал о готовящемся восстании и провел присягу ночью. Утром восстание началось. После неудачной попытки разрешения конфликта мирным путем мятеж был подавлен с помощью оружия. 13 июля пять декабристов из числа предводителей казнили, более ста человек были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же отправили весь Черниговский полк


2. Николай I и укрепление самодержавной власти в России

россия реформа самодержавная власть

Император Николай Павлович был третьим сыном Павла I . в роли самодержавного правителя его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях его вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Хотя Николай и не числился изначально наследником, Александр с ранней юности приобщал своего младшего брата к государственным делам.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса Николая I. Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать “безопасность престола и спокойствие в государстве” стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Возглавлял III отделение граф А.Х. Бенкендорф (1783-1844 гг.). Он происходил из семьи прибалтийских немцев-дворян, перешедших на русскую службу при Петре I, после включения в состав России восточных районов Балтийского побережья. Его отец, генерал Х.И. Бенкендорф являлся военным губернатором города Риги. Получив обычное для своего времени светское образование, А. Бенкендорф в 1798 г. поступил на военную службу, участвовал в различных военных кампаниях во время войны с Наполеоном. В 1819 г. получил свой первый заметный пост – стал начальником штаба Гвардейского корпуса. Стремительный взлет карьеры Бенкендорфа начался при императоре Николае I. С первого дня его воцарения Бенкендорф оказался рядом, деятельно помогал Николаю Павловичу в подавлении мятежа 14 декабря 1825 г. неизменным условием для благополучия и процветания Российской империи Бенкендорф видел установление порядка и спокойствия в огромной стране. Почти 20 лет граф являлся ревностным хранителем общественного порядка.

Дела, связанные с политическими преступлениями, составляли лишь часть повседневных занятий чиновников Третьего отделения. Ежегодно сюда поступали тысячи прошений, каждое из которых подлежало рассмотрению. Около 10% всех касалось вопросов жестокого обращения помещиков со своими крепостными. Кроме того, ежегодно массовыми были дела, связанные с выдачей пенсий, пособий, предоставления наград и т.д. Деятельность ведомства, возглавляемого А.Х. Бенкендорфа, с самого начала вызывала недовольство в различных кругах русского общества. Больше всего роптали те, кто занимал заметные должности в государственном аппарате, поскольку главнейшей функцией Третьего отделения было выявление и пресечение служебных злоупотреблений. Высшему чиновничеству не мог понравиться такой контроль. Бесконтрольность в деятельности чиновников и вызываемые ею злоупотребления теперь не оставались незамеченными. Служба Бенкендорфа, это «недремлющее око государя», всегда была начеку, и любой подданный мог передать туда информацию о неблаговидных поступках должностных лиц. И передавали. Граф, которого Николай I искренне уважал и высоко ценил, немедленно доводил подобные сведения до монарха. Следовали различные кары – от выговора до увольнения с должности, лишения положения и пенсий. Петербургское высшее общество, где как раз и задавали тон верхи чиновничества, не могло понять и принять новые правила жизни и службы. Бенкендорф стал объектом критики и поношения. В глаза всесильному начальнику ничего не говорили, «могущественного временщика» боялись, но в своем ругу обвиняли последнего чуть ли не во всех смертных грехах. Наушничество и доносительство, возведенные на уровень государственной политики, нельзя не считать злом. И все же безопасность государства надежно охранялась. За годы правления Николая I возник лишь один значительный заговор, который властям удалось быстро раскрыть. Это была деятельность кружка, организатором которого стал М.В. Петрашевский (1821-1866 гг.). члены тайного общества вынашивали планы свержения монархии и установления республики.

В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиально ничего не изменилось. Осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826 г.), государственных имуществ (1837 г.).

В самом начале своего правления Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законно. В России к тому времени существовало огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена. Было решено навести порядок в этом важном деле, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. К этой важной работе император привлек возвращенного из ссылки М.М. Сперанского, который возглавил созданное в январе 1826 г. II отделение Собственной его императорского величества канцелярии.

В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. Этот труд получил название «Полное собрание законов Российской империи» и был опубликован в 1832 г. такова была первая часть работы. Вторая же, не менее важная состояла в том, чтобы из общей массы юридических актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг.

В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи». Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов…».

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась "революционная зараза". В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети "раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов[3]. Такая "защита" интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.

В годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным"[4]. В этих условиях практические результаты работы упомянутых комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами. Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. В конечном счете, поэтому на реформу П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842г. был принят указ об «обязанных» крестьянах. По нему помещик могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было разрешено освобождать крепостных без земли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными – православные, были введены инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и их повинности в пользу помещиков, что улучшало положение крестьян. Однако, несмотря на эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 40-е годы XIX в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова – для наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за "духом и направлением всех произведений... книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с "революционной заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.

Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г. курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль"[5]. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.


3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России

Александр II. Великие реформы.

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил новый император, сын императора Николая I – Александр II. Он вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознававший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Главной целью внутренней политики правительства императора Александра II во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Царствование Александра II ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь.

Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войны серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие фуража и скота, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в сои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не было. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».

Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельства – поражение России – заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в войне 1812 г. над объединенной армией почти всех крупных европейский держав страна потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую отсталость России, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания страны в разряд второстепенных держав.

Первые годы правления Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 августа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию политическим заключенным: декабриста, участникам польского восстания, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские набора, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура. Стали издаваться новые журналы – «Русский вестник», «Сельское благоустройство», «Русская беседа» и др. Особой популярностью пользовались печатавшиеся А.И. Герценом в Лондоне «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол».

Самой важной проблемой, настойчиво поднимавшейся в изданиях Вольной русской типографии, была необходимость отмены крепостного права. Считая, что со времен Петра I развитие России в значительной мере определялось действиями правительства, А.И. Герцен обращался к новому императору: «Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния…». Подобные мысли в более скрытой форме высказывали и многие отечественные издания. Царь внимательно следил за такими публикациями.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.