рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Внешняя политика М.Тэтчер

Начиная с середины 80-х годов проблемы Европейского экономического сообщества стали доставлять Тэтчер еще больше неприятностей, чем в начале ее правления. Запад­ная Европа шла к еще большему объединению.

Европейское сообщество поставило своей целью макси­мальное углубление интеграции, ликвидацию всех европейс­ких барьеров не только в области торговли, но и в области финансов, то есть свободное передвижение людей, капита­лов, товаров и услуг в пределах Общего рынка.

Так что же не устраивало Тэтчер в планах ЕЭС?

Прежде всего, она решительно отвергла мысль о полити­ческой интеграции стран — членов ЕЭС, планы создания новой сверх державы" на континенте (как понимали их ав­торы), заявив, что принципом ЕЭС должно быть сотрудни­чество между суверенными государствами, каждое из кото­рых сохраняет "своеобразие, традиции, обычаи и отличи­тельные черты", что укрепление сотрудничества не привело бы к централизации власти в Брюсселе, и чтобы "решения принимались не назначенным аппаратом управления', а ру­ководителями стран. В речи в Брюгге 20 сентября 1988 года она говорила: "Надо ценить свое национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия". "Мы в Вели­кобритании не для того успешно ограничивали функции го­сударства, чтобы они были навязаны нам на европейском

уровне".[39]

Она явно опасалась, что тэтчеризм, консерватизм анг­лийского типа, растворится в общеевропейском потоке, а центральные органы ЕЭС в Брюсселе будут проводить по­литику, резко отличную от идеи тэтчеризма, и распростра­нять свои концепции экономического, а может быть, и по­литического порядка и на Англию. Тэтчер в особенности возмутило заявление председателя комиссии Европейского сообщества Ж. Делора на съезде британских тред-юнионов в сентябре 1988 года о том, что 80% вопросов, которые сей­час решаются британским парламентом, будут решаться в брюссельской штаб-квартире ЕЭС.

Тэтчер была твердо уверена, что Общий рынок "похи­щает британские деньги", и что новое Сообщество будет бо­лее невыгодным для Англии.

Лидеры Западной Европы считали позицию Тэтчер глав­ным препятствием для создания новой Европы.

Тэтчеровскую Англию ее коллеги по Сообществу упре­кали в том, что она одновременно состоит в Общем рынке и остается вне - его.

Как мотивировала Тэтчер свою позицию? Она, прежде всего, доказывала, что расширение интеграции, как предла­гают другие европейские страны, приведет к ликвидации тех достижений, которых Британия добилась в последнее десятилетие.

Надо признать, что Тэтчер удалось на пути ограничения социальных прав трудящихся пойти значительно дальше своих коллег по Сообществу. Теперь она опасалась, что ''либеральные социальные законы" других стран Сообще­ства будут распространяться и на Британию, подрывая со­циальные завоевания тэтчеризма. Премьер уверяла, что это будет противоречить всему тому, что она сделала в Брита­нии в течение 10 лет.

Одиннадцать лидеров Общего рынка одобрили проект "Хартии фундаментальных социальных прав трудящихся Сообщества", отражавший условия, которые существовали в западноевропейских государствах, и только Тэтчер высту­пила против него.

 Особенно острыми были споры по поводу валютно-финансового союза. Большинство государств сто­яло за создание Центрального банка, выпускающего единую денежную единицу. Тэтчер предлагала сосуществование в рамках Союза национальных валют, конкурирующих между собой. "Центрального банка не будет, пока я жива", — так просто и решительно сформулировала она свой принцип.[40]

Не менее твердо ответил ей на это и Миттеран: "Европа может добиваться единой валютной системы и без участия Британии, и вообще Европа будет построена либо с Марга­рет Тэтчер, либо без нее".[41]

Тэтчер привыкла к такого рода схваткам в Сообществе, она даже находила в них удовольствие, отстаивая свою точ­ку зрения и, заставляя своих партнеров идти на уступки. Правда, сейчас ставки были значительно больше и партне­ры действительно могли обойтись без нее, но главная опас­ность, пожалуй, подстерегала ее с другой стороны. Она те­ряла поддержку в самой Британии, внутри своей собствен­ной партии. Опросы общественного мнения в Англии в 1989 году показали, что трое из четырех англичан были сторонника­ми объединения ЕЭС, то есть, не одобряли действия Тэтчер. В конце этого же года 30 членов парламента ЕЭС консерва­торов в письме в "Тайме" критиковали премьера за ее пре­небрежительное отношение к Сообществу.

Против европейской политики премьера стали выступать и многие бизнесмены, в том числе президент влиятельной конфедерации британс­кой промышленности, так как эта политика ставила в невы­годное положение британскую промышленность в ее кон­курентной борьбе на континенте. Но особенно было непри­ятно для Тэтчер, что, согласно опросам института Гэллапа, значительное большинство финансистов и бизнесменов поддерживало планы единой валюты в Общем рынке и включение фунта стерлингов в Европейскую валютную сис­тему, то есть расходилось с Тэтчер по этому вопросу. Эти разговоры о необходимости быстрее присоединиться к пла­нам ЕЭС, в том числе к Валютному союзу, заметило агент­ство Пресс ассошиэйшен, наверняка вызовут гнев г-жи Тэт­чер, которая оказывается во все большей изоляции в своем отказе от европейской интеграции. Таким образом, против Тэтчер выступали мощные силы, включая и руководство консервативной партии. Размах и глубина критики оказались для Тэтчер непри­ятным сюрпризом, и она вынуждена была занять не свой­ственную ей оборонительную позицию и начать оправды­ваться. Она заявила, что Британия "отнюдь не самый тихо­ходный корабль" Сообщества, а, наоборот, идет в его "са­мых первых рядах. Но все эти доводы, однако, мало кого убеждали и в Анг­лии, и в остальной Европе. Партнеры Британии надеялись на то, что Тэтчер со временем вынуждена будет пойти на уступки, ибо для Британии было слишком выгодно сотруд­ничество в ЕЭС и пагубен разрыв с ним. Как говорил Мит­теран, Тэтчер не раз расходилась с Сообществом в 1984, 1985-м и последующих годах, но сейчас позиции Великоб­ритании могут измениться.

Успех Британии в Общем рынке в значительной степе­ни зависел от ее взаимоотношений с ведущими членами ЕЭС — Францией и ФРГ и от того, как будут развиваться франко-западногерманские отношения, не будет ли поли­тика Франции и ФРГ направлена против Британии.

Естественно, Тэтчер стала прилагать максимум усилий к улучшению отношений с Францией, другой ядерной дер­жавой Европы. Это было далеко не легким делом. Отноше­ния двух стран носили сложный и противоречивый харак­тер на протяжении долгого времени. С одной стороны, в обеих мировых войнах они были союзниками, а с другой — в Британии среди определенных кругов существовало неко­торое недоброжелательство к Франции. Совсем недавно Франция препятствовала вступлению Англии в ЕЭС, затем резко сопротивлялась предложениям Англии по сельскохозяйственной политике. Все это, конечно, за­трудняло для Тэтчер движение по пути улучшения отноше­ний с Францией. Однако были и такие моменты, которые сближали две страны, и Тэтчер удачно их использовала.

Во-первых, обе державы располагали ядерным оружи­ем. Тэтчер занимала твердую позицию в вопросе о сохране­нии британских ядерных сил и поддерживала аналогичную позицию Франции. В 1988 году стороны начали переговоры о совместном производстве ядерной ракеты. И характерно, что по мере развития переговоров между СССР и США о сокращении ядерного оружия Тэтчер стала усиленно при­зывать Францию к более тесному военному и ядерному со­трудничеству. Обе страны объявили о пакете мер военного характера, в результате которых Франция, вышедшая из во­енной организации НАТО в 1968 году, разрешила Англии проводить военные маневры на своей территории. Англия, первоначально отрицательно реагировавшая на предложе­ние Франции подключиться к ее космической программе "Эврика", затем стала участвовать в ней.

Между двумя странами существовали и другие точки со­прикосновения— общие взгляды, в том числе в отношении Восточной Европы. Оба правительства считали, что Запад должен скоординировать подход к политическим и эконо­мическим реформам в регионе, в том числе к перестройке в Советском Союзе. Оба лидера — и Тэтчер, и Миттеран — отмечали, что процессы в Советском Союзе отвечают не только интересам СССР, но и международного сообщества. Подходы обоих лидеров были близки и по проблеме воссое­динения Германии. Линия, взятая Тэтчер на сближение с Францией, не имела под собой достаточно реальные основания. Сближение партнёров шло нелегко. Несмотря на усилия Тэтчер, ей не удалось установить с Миттераном дружеские отношения.

Казалось бы, что отношения между М. Тэтчер и Г. Колем, которые были руководителями консервативных партий, т. е. единомышленниками, должны были развиваться лучше, чем между консерватором Тэтчер и социалистом Миттераном, более того, в их внутриполитических принципах и  подходах к развитию своих стран было много общего. Коль, как и Тэтчер, ориентировался на свободное рыночное хозяйство, на предоставление широких возможностей для экспансии крупного капитала и не уступал английскому премьеру в пропаганде "защиты демократического государства  от коммунистических сил".[42] Между двумя единомышленниками существовали разногласия по значительному спектору внешнеполитических проблем, начиная от вопросов разоружения  и кончая проблемами Общего рынка. В отличие от встреч Тэтчер с французскими руководи­телями, которые носили систематический характер, встре­чи между руководителями Англии и ФРГ не отличались ре­гулярностью. Так, в 1987 году у них были лишь три корот­кие беседы, из них только одна двухчасовая, а две другие состоялись на международных встречах и представляли со­бой беглый обмен мнениями. Их встречи становились все более коротки­ми и ограничивались лишь решением безотлагательных проблем. Германия и лично Коль считали своим главным парт­нером и союзником в деле европейского единства не Анг­лию, а Францию. Ей  Коль отдавал приоритет и в военном сотрудничестве. Тэтчер стала даже беспокоиться, что в  Европе может сложиться ось Бонн — Париж. Военное сбли­жение двух стран привело к образованию франко-западно­германского Совета обороны в целях координирования вопросов военного строительства. В его состав вошли пре­мьер-министр, военные министры и министры иностран­ных дел обеих стран. Тэтчер справедливо опасалась, что Лондон может остаться в стороне от этих процессов. Тем более что ФРГ и Франция открыли путь далеко идущего дипломатического сближения, да еще в таких формах, ко­торых не знала раньше история дипломатии. Две страны решили в 1990 году открыть совместное консульство ФРГ и Франции в МНР, а затем и еще в одной стране

Тэтчер полагала, что ФРГ вместе с Францией дискрими­нируют Британию и отодвигают ее на второй план в своем политико-дипломатическом сотрудничестве. Тэтчер упрекала ФРГ в том, что та встала на путь "сепаратного" сотрудничества с Францией в рамках НАТО, хотя сама усиленно стремилась к развитию военных отно­шений с Францией. Когда ФРГ и Франция решили создать "объединенную бригаду", Тэтчер резко неодобрительно от­неслась к этим планам, ссылаясь на то, что Францию в силу ее неучастия в НАТО нельзя использовать в ходе обычных маневров Организации.

Долгое время отношения двух лидеров осложнялись и из-за позиции Тэтчер в отношении тактического ядерного оружия (ТЯО). Коль справедливо считал, что поскольку речь после договора о РСМД зашла об уничтожении ракет среднего и малого радиуса действия, то следует договорить­ся и об уничтожении ТЯО, как это предлагает Советский Союз, и, уж конечно, не модернизировать его. Немецкий руководитель справедливо полагал, что ТЯО в этих услови­ях представляет опасность, с одной стороны, для ФРГ, а с другой — для ГДР, которая уже тогда начала процесс воссо­единения с ФРГ. Его применение означало бы, прежде всего уничтожение немецкой нации. Тэтчер, как непримиримый противник ликвидации ядерного оружия, выступала не только за сохранение ТЯО, но и за его модернизацию (под тем дежурным предлогом, что Советский Союз успел уже модернизировать свое аналогичное оружие).

Коль упрекал Тэтчер, что она не принимает во внимание национальные интересы ФРГ. Тэтчер со свойственным ей упорством продолжала стоять на своем. Отношения обо­дрялись, личные взаимоотношения премьера с канцлером ухудшались, и кто знает, к чему привели бы дальнейшие споры, если бы не произошло совершенно неожиданное событие, сразу сделавшее полемику беспредметной. Смена власти в ГДР и постановка вопроса о воссоединении Германии сами по себе разрешили спор. Стало уже полной бессмыслицей настаивать на модернизации ТЯО, которое могло использоваться для удара по объединенной Германии, или новой демократической Чехословакии, или Венгрии.

Между Тэтчер и Колем появились новые разногласия, теперь уже в отношении объединения Германии. Нет, Тэтчер, разумеется, не возражала против объединения, но ее справедливо беспокоил ряд аспектов того процесса. Как это будет происходить, как будет при том обеспечена безопасность других европейских государств, как будет обеспечена экономическая стабильность ЕЭС, если в нем будет представлена объединенная Германия? Коль намеревался, во всяком случае, на первых порах, решить эту проблему кавалерийским наскоком — "сначала объединиться, а потом начать разбираться с проблемами". Тэтчер решительно выступила против такого подхода. 'Меня беспокоит тот факт, — говорила она, — что немцы двинулись вперед, не обращая внимания на международные последствия".[43]

Надо отметить, что позиция Тэтчер была реалистичес­кой, обоснованной. Она учитывала не только интересы Ан­глии, но и остальной Европы. Можно сказать, что английс­кий премьер проявила большую политическую мудрость и дальновидность при определении последствий объединения Германии.

Вкратце суть ее позиции сводилась к следующему. Про­цесс объединения Германии — это не только немецкая про­блема и даже не только европейская, но и мировая. Немцы должны согласовать этот процесс с НАТО и учесть Хель­синкские соглашения. Тэтчер своим политическим чутьем сразу определила, что важнейшим из аспектов объединения является вопрос безопасности, и что безопасность должна быть обеспечена, прежде всего, четырьмя державами-побе­дительницами, конечно вместе с двумя Германиями. Поэто­му, когда была выработана формула "2 + 4", означавшая, что об объединении Германии сначала договариваются два не­мецких государства, а потом эти договоренности будут рас­смотрены четырьмя державами-победительницами, Тэтчер выступила против этого. Она сказала, что предпочитает дру­гой порядок — не "2 + 4", а "4 + 2", то есть сначала держа­вы-победительницы рассмотрят порядок воссоединения и самым активным образом включатся в этот процесс, а не просто проштампуют его. "Четыре державы, несущие ответ­ственность за Берлин, — говорила Тэтчер, — обязаны выс­казаться по вопросу о воссоединении, ибо на них лежит доля ответственности и по отношению к Восточной Евро­пе". Она настаивала на том, чтобы не спешить с воссоеди­нением. "Дайте нам время разработать новую схему. В про­тивном же случае вместо укрепления безопасности вы по­лучите риск", — таково было ее мнение.[44]

И еще один острый вопрос поднимала Тэтчер — о га­рантиях со стороны новой Германии сложившихся в Евро­пе границ. Коль долгое время воздерживался от признания нерушимости европейских границ, в том числе границ Польши, и это не могло не беспокоить Тэтчер. 

Отношения двух лидеров стали еще более натянутыми. Наконец, еще одно осложнение, связанное с будущим объединением Германии. Коль сразу связал вопрос объеди­нения с членством Восточной Германии в ЕЭС, заявив, что объединенная Германия должна ускорить интеграцию ЕЭС. Получалось так, что вопрос об участии Восточной Герма­нии в ЕЭС решался одним Бонном автоматически с объеди­нением Германии. Для Коля это был как бы уже решенный вопрос. На Даунинг-стрит немедленно отреагировали. Тэтчер опасалась, что включение относительно отсталой экономики ГДР в систему Общего рынка приведет к огром­ным затратам. Она заявила: "Можно предвидеть проблему ЕЭС: каким образом вы собираетесь следить за товарами, поступающими из Восточной Германии? Ни расходов, ни цен, одни субсидии. С такой экономикой света белого не увидишь. Все эти проблемы надо было предусмотреть. И, тем не менее, никто даже не пытался их решать".

Тэтчер справедливо указывала на те колоссальные про­блемы, которые встанут в связи с воссоединением Герма­нии, так как ГДР не знала никакой рыночной экономики. Тэтчер стала добиваться гарантий, что Британия не бу­дет нести слишком большое бремя много миллиардных зат­рат на восстановление экономики Восточной Германии.

Тэтчер беспокоило и то, что роль объединенной Герма­нии в ЕЭС не только усилится, но она станет доминирую­щей силой. На ФРГ уже приходилось 24% общего объема производимой ЕЭС продукции, а при объединении этот по­казатель значительно возрастет.

Обострение отношений Британии с ФРГ сопровожда­лось усилением личных выпадов руководителей двух стран друг против друга. Тэтчер в резких выражениях критиковала Коля за то, что он недостаточно информировал союзников о пред­принимавшихся им конкретных мерах по достижению не­мецкого единства. Подводя итоги, можно сказать, что Тэтчер все послед­ние годы разрывалась между Америкой и Общим рынком, желая сохранить и приоритетные отношения с США, и до­биться наибольших уступок от Сообщества с минимальны­ми издержками для Англии. Эта политика погони за двумя зайцами к большим успехам не привела, но вызвала явное недовольство в стране. Избиратели были, прежде всего, не­довольны развитием сотрудничества Британии с ЕЭС, и это сказалось на выборах в Европейский парламент в июне 1989 года, когда тори потерпели серьезное поражение, ус­тупив преимущество лейбористам. Многие парламентарии-тори обвиняли в этом, прежде всего премьер-министра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Имя Тэтчер вошло в историю. Многие страницы летописи второй половины XX столетия будут посвящены её политике, её влиянию на развитие событий в Британии, Европе и мире.

Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы. Успехи Тэтчер во внешней политике значительно укрепили ее авторитет внутри страны.

Победа в войне настолько связывалась с Тэтчер, как, пожалуй, никогда до этого не связывалась победа полковод­цев в тех или других сражениях с их именами. Тори пред­ставляли дело так, что без Тэтчер страна не могла бы одер­жать победу. Овладение Мальвинами изображалось как ве­личайшая военная победа, которая ознаменовала собой воз­рождение величия и мощи Британии, достигнутая благода­ря блестящему руководству Тэтчер. Сама она поддерживала эти настроения.

Нельзя не отметить, что в победе Англии и успехах Тэт­чер сыграло свою роль и "везение". Обстоятельства явно складывались благоприятно для Тэтчер и облегчили ее по­беду. Сама аргентинская хунта Галтиери, начав военные действия, дала в руки английского премьера возможность представить Англию как обороняющуюся сторону. Арген­тина вела переговоры с Хейгом явно неумело, создавая в общественном мнении впечатление неуступчивости. Внеш­неполитические амбиции хунты совершенно не соответ­ствовали военной готовности страны к такой акции. Аргентина избавилась от хунты и приобрела цивилизованное правительство.

Много значила для победы и поддержка, которую Анг­лии оказали Соединенные Штаты, прежде всего, разрешив ей использовать свою военную базу на острове Вознесения, заправку там английского флота горючим и предоставив не­обходимые разведывательные сведения. Уайтлоу говорил даже, что без использования американской базы на острове Вознесения Британия не смогла бы послать свою военную армаду на Фолклендские острова.

Содействие США способствовало значительному ук­реплению американо-британских отношений и делало Тэт­чер "должником" Америки.

Победа в войне и возврат Мальвин позволили консерва­тивной партии, и прежде всего Тэтчер, не только восстано­вить пошатнувшиеся позиции, но и в значительной степени расширить свое влияние. 1982 год прошел в Англии под знаком "фолклендской победы". Торжественно возвращались войска, награжда­лись участники войны, восхвалялись британские военные и руководство страны, прежде всего премьер-министр Тэтчер. Ее популярность возросла.

Впоследствии, в середине 80-х годов, в Англии стали все больше задумываться, кому нужна была эта война, и все бо­лее приходили к пониманию, что выиграли от нее только консервативные силы. В пятую годовщину конфликта вновь стали анализировать итоги войны, и гордость за победу ус­тупила место смущению и раскаянию.

Фолклендский кризис существенно укрепил англо-американ­ские союзнические отношения. Когда в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывавший обе стороны немед­ленно прекратить огонь и приступить к мирным переговорам, Ве­ликобритания и США блокировали принятие ее двойным вето. Сближение Великобритании и США в этот период было во многом обусловлено и личными взаимоотношениями Тэтчер с президентом Р. Рейганом. Сближало Тэтчер и Рейгана и их отношение к ядерному оружию и сотрудничеству двух стран в этой области. Тэтчер была всегда сторонницей сохранения ядерного оружия, рассматривая его как гарантию мира, безопасности Англии и как орудие восстановления внешнеполитических позиций Британии. Она понимала, что ядерное оружие Англии в зна­чительной степени зависело от США, а средства его достав­ки были целиком американскими. Не последнюю роль в ее отношениях с американской администрацией играло и стремление Тэтчер с помощью последней укрепить позиции Англии в Европе. Она хотела, чтобы Англия была связую­щим звеном между США и Западной Европой.

Наиболее трудным для Тэтчер в ее отноше­ниях с президентом был вопрос о СОИ. Англия была первой страной, официально присоеди­нившейся к СОИ. Принимая это решение, Тэтчер надеялась, что оно еще более укрепит особые отношения с США и что Англия получит значительную долю американских заказов, связанных с СОИ.

С приходом к власти Буша ситуация немного изменилась. В отношении Советского Союза Буш предостерегал За­пад, как это делала и Тэтчер, что надо быть начеку и не со­кращать сил НАТО, пока СССР не сократит свои силы до уровня, необходимого для обороны. Здесь взгляды Буша и Тэтчер также совпадали. Но неясным было, насколько при решении внешнеполитических проблем он будет прислу­шиваться к мнению Британии и других европейских стран. Существовали некоторые сомнения на этот счет. Перед Тэтчер встала нелегкая задача — сохранить и при Буше особый характер связей Британии и США. Прези­дент Буш призвал к ускорению интеграции Европы, что противоречило намерениям Тэтчер, которая хотела бы ее затормозить. Тэтчер, опасаясь ослабления военных позиций США в Европе, выступала против сокращения американского во­енного бюджета. Подходы Буша были более реалистически­ми. В течение нескольких лет конфронтации Тэтчер в ряде случаев пыталась играть роль посредника между Востоком и Западом, СССР и США. Это было возможно, так как по­зиции ее и Рейгана были близки или тождественны.

Уверенность,  с  которой  Маргарет  Тэтчер  подошла  к  третьим  выборам,  во  многом  объяснялась установившимися у нее прочными отношениями с такими влиятельными политическими лидерами, как Рональд Рэйган и Михаил Горбачев. Укрепление связей с Горбачевым и Рэйгаиом подняло мировой престиж Тэтчер и озарило Британию; отблеском славы. Тэтчер смогла обеспечить Британии возможность и впредь цепляться за столь важную политику независимого ядерного сдерживания. Она смягчила свои позиции по отношению к Советскому Союзу, в частности, в перемене ее отношения к Советскому Союзу выразилась в тесных контактах с новым советским лидером Михаилом Горбачевым.

Первая встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачева состоялась в декабре 1984 года. Местом переговоров была избрана загородная резиденция в Чекерсе, что подчеркивало особое расположение премьер-министра к будущему гостю. Между ним и Маргарет Тэтчер сразу же установились доверительные отношения. Во время беседы Горбачев действовал совершенно независимо, не обращался ни к одному из своих помощников. Горбачева беспокоила СОИ (американская стратегическая оборонная инициатива),  Тэтчер волновал вопрос контроля за вооружениями. Их взгляды расходились в вопросах обороны и прав человека. И эти расхождения приводили к вспышкам дискуссий. Обсуждение других вопросов было более результативным.  Тэтчер оценила важность  сохранения в  силе договора по ПРО (противоракетная оборона) и согласилась с советской стороной в вопросе о необходимости заключения соглашения между СССР и США о невыходе из него в течение установленного времени. Она высказывалась также за заключение соглашения о РСД (ракеты средней дальности) в Европе, приветствовала 50%-ное  сокращение  стратегических ядерных  вооружений СССР и США.  В  сообщении об итогах  визита подчёркивалось,  что стороны готовы также довести до конца переговоры об уничтожении химического оружия. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в области изучения космического пространства в мирных целях,  об  отводе  земельных участков  для  строительства  посольств двух  стран,  о  развитии торговли.

Позже состоялись ещё несколько встреч двух лидеров.

У них было много общего, а главное сходство было то, что за границей их ценили выше, чем дома.

90-е годы выдвинули перед премьер-министром нелегкие задачи. Характерным свойством внешней политики Маргарет Тэтчер был национализм, смысл которого заключался в постоянной заботе о благе Великобритании. Национализм Маргарет Тэтчер проявлялся как в решении неожиданно Возникающих вопросов, так и постоянных проблем, к числу которых относились взаимоотношения Англии с Европейским сообществом. Тэтчер никогда не была фанатичным сторонником членства в Европейском сообществе. Главной  необъявленной  целью  было  воспрепятствовать  превращению  Сообщества  в  западноевропейское федеральное государство и таким образом способствовать сохранению британского суверенитета. Именно эта цель и определяла политику Маргарет Тэтчер в отношении Европейского сообщества. В вопросах европейской интеграции политическое чутьё Маргарет Тэтчер стало ей изменять. Она решительно отвергала мысль о политической интеграции стран-членов европейского сообщества.  По мнению Маргарет Тэтчер, основополагающим принципом взаимоотношений между европейскими странами должно стать "добровольное и эффективное сотрудничество между независимыми суверенными государствами". "Надо ценить своё национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия",- заявила она. Лидеры Западной Европы считали позицию Тэтчер главным препятствием для создания новой Европы. Вместе с тем некоторые политологи обращали внимание на низкую активность избирателей на выборах в Европарламент.

Маргарет Тэтчер проявила удивительную прозорливость,  когда еще в 1988 году сказала:  "Европейское сообщество - это одно проявление европейской идентичности, но не единственное. Мы никогда не должны забывать,  что народы, живущие к Востоку от "железного занавеса",  вкусившие когда-то в полной мере культуры, свободы и самой сущности Европы, были оторваны от своих корней. Мы всегда будем смотреть на Варшаву, Прагу и Будапешт как на великие европейские столицы". Насколько позиция Тэтчер в отношении Европейского сообщества поддерживалась ее соотечественниками? Можно смело говорить о том, что вначале англичане разделяли позицию своего премьер-министра. Однако результаты выборов в Европарламент в 1989 году свидетельствовали об изменении общественного мнения. В ходе этих выборов лейбористы увеличили число своих мест с  32  до  45  (ранее  эти места  были у консерваторов). Большинство политологов расценили результаты выборов как крупнейшую неудачу тори с момента их прихода к власти в 1979 году. Против политики Тэтчер в вопросе европейской интеграции выступили некоторые члены правительства. Вслед за  политиками  свое недовольство по этому поводу выразили и  бизнесмены,  в  том числе  президент конфедерации британской промышленности, поскольку такая позиция премьер-министра приводила к снижению конкурентоспособности  продукции  британской  промышленности  на  европейском  рынке.  Значительное большинство финансистов и бизнесменов Британии поддерживали идею единой европейской валюты и планы включения фунта стерлингов в Европейскую валютную систему. Сама же Маргарет Тэтчер,  как известно, активно возражала против этого.

Когда на одном из заседаний ЕС она заявила: "Центрального банка (сообщества) не будет, пока я жива", - президент Франции Ф.Миттеран не менее твердо ответил ей:  "Европа может добиваться единой валютной системы и без участия Британии, и вообще Европа будет построена либо с Маргарет Тэтчер, либо без нее". В мае 1990 года, когда популярность Тэтчер упала до рекордно низкой отметки,  ей s качестве упрека выдвигалось то, что она "стала шагать не в ногу с собственной консервативной революцией", поскольку благо для Великобритании заключалось в участии в европейской интеграции. Нельзя утверждать,  что Тэтчер однозначно подходила к решению проблем участия Британии в процессе европейской интеграции. Присущее ей чувство реальности говорило о необратимости происходящих в мире интеграционных процессов и вынуждало британского лидера идти на компромиссы.

Националистические, антиконтинентальные идеи Тэт­чер, встречающие поддержку в британских финансово-про­мышленных кругах и одобрение многих британцев, в то же время добавили Британии врагов в Западной Европе, а ее европейские партнеры стали все больше воспринимать "железную леди" как весьма неудобного союзника.

Вторая половина 80-х годов (и ее правления) проходила в условиях создания нового мирового порядка, когда руши­лись многие представления Тэтчер о международных отно­шениях и принципах ее дипломатии. Сторонник национа­лизма, конфронтации и холодной войны, она, казалось, со­вершенно не могла вписаться в этот новый мир. Но, про­должая отстаивать многие свои старые концепции, в осо­бенности ядерного сдерживания, Тэтчер вместе с тем смог­ла понять и оценить значение новых идей и приспособиться к некоторым из них, в том числе понять роль последних со­бытий в СССР и России.

Может быть, это и явилось одной из причин ее большой популярности в СССР. В 1989 году читатели газеты "Мос­ковские новости" даже объявили Тэтчер "женщиной года". По мнению многих англичан, ее популярность в СССР была выше, чем в Англии и во многих других странах.

Список использованной литературы.

1.  Воропаева о. Маргарет Тэтчер (Жизнь знаменитых людей).-Мн.:ООО «Кузьма».1998.

2.  Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках.М., 1995.

3.  Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М.,1988

4.  .Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики.М.,1988

5.  .Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. «Международные отношения». М.,1985

6.  .Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.

7.  Попов В.И.Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.

8.  Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М.,1988.


[1] Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики . М.,1988.

Митяева Е. В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фонклендских островов. «Международные отношения». М., 1985.

Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.

[2] Кригер Дж. Рейган,Тэтчер и политика упадка. М., 1988.

[3] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.

[4] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.

Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 2000.

[5] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.32.

[6] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М.,2000.стр.88.

[7] Там же , стр.88.

[8] Лебедв А.А. Очерки британской внешней политики.М.,1988.стр.63.

[9] Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолкленских островов.М.,1985.стр.43.

[10] Там же.стр.57.

[11] Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики.М.1988.стр.89.

[12] Там же.стр.91.

[13] Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М., 2000.стр247.

[14] Попов В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик.М., 2000.стр.310.

[15] Там же.стр 315.

[16] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М., 1988.стр.94.

[17] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка.М.,1988.стр.106.

[18] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.367.

[19] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.372.

[20] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.203.

[21] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр 36.

[22] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.155.

[23]Там же.стр.167.

[24] Там же.стр.175.

[25] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.167.

[26] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.178.

[27] Там же.стр.180.

[28] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.231.

[29] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.237.

[30] Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка.М.,1988.стр.164.

[31] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.258.

[32] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000. Стр.321.

[33] Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных политиках.М.,1995.стр.299.

[34] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.389.

[35] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.397.

[36] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.401.

[37] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.406.

[38] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.356.

[39] Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти.М.,1992.стр.399.

[40]Стрежнева Л.В. Великобритания и Западная Европа:политические аспекты.М.,1988.стр124.

[41] Там же.стр 125.

[42] Стрежнева Л.В. Великобритания и Западная Европа:политические аспекты.М.,1988.стр143.

[43] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.412.

[44] Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.413.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.