рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Внешняя политика М.Тэтчер

Афганское эхо

Вторжение советских войск в Афганистан значительно усилило антисоветскую направленность действий Тэтчер. Для Англии Афганистан был больной точкой. Несколько неудачных войн вела Англия в прошлом из-за Афганистана, который в XIX веке являлся яблоком раздора между Росси­ей и Англией. Обладание Афганистаном было важно для Британии, для укрепления ее позиций в Юго-Восточной Азии. Пос­ле вступления советских войск в эту страну британское пра­вительство отозвало своего посла из Кабула, порвало все связи с Афганистаном. Лондон призвал членов ЕЭС и НАТО к введению санкций против СССР.

Английское правительство сразу квалифицировало акт СССР как агрессию, а внешнюю политику СССР как агрес­сивную, угрожающую интересам всех народов. 29 декабря 1979 года Тэтчер направила протест советскому руковод­ству по поводу афганской акции, а еще через день заявила о необходимости пересмотра всего комплекса взаимоотноше­ний с СССР.

В области политических отношений правительством Тэтчер были приостановлены обмены с СССР на самом вы­соком и министерском уровнях, то есть, аннулированы те приглашения советским руководителям и министру иност­ранных дел, которые были сделаны раньше. Правительство Тэтчер стало свертывать советско-английское сотрудниче­ство по всем направлениям.

Выступая на митинге в Лондоне в 1981 году, премьер-министр заявила, что Советский Союз представляет собой "главную угрозу" образу жизни западных стран.[22] Итак, после афганских событий наметился рубеж в советско-английских отношениях, началось их ухудшение. Вступление советских войск в Афганистан в большей степени определило советско-английские отношения.

Другим разломом в советско-английских отноше­ниях были события в Польше. Если в отношении Афгани­стана сама советская сторона дала основания для соответ­ствующих действий, то события в Польше были искусст­венно увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает Советский Союз.[23]

12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычай­ное положение. Деятельность "Солидарности" была приос­тановлена. Правительство Тэтчер заявило в свою очередь о приостанов­ке контактов с СССР на высоком политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охра­ны окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по атомной энергии Великобритании.

Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреж­дением" Москве по поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в Польшу будет не­счастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и для отношений между Востоком и Западом, для всех наро­дов, а реакция НАТО будет более быстрой и эффективной",[24] чем после начала событий в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возмож­ность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.

Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы приостановить ухудшение отношений меж­ду двумя странами.

В марте 1981 года,  в переданном посла­нии советского руководства английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматри­вающий меры политического и военного характера в отно­шении различных видов оружия и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета Безопасности с участием высших руководителей государств — постоян­ных и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.


Другим разломом в советско-английских отноше­ниях были события в Польше. Если в отношении Афгани­стана сама советская сторона дала основания для соответ­ствующих действий, то события в Польше были искусст­венно увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает Советский Союз.[25]

12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычай­ное положение. Деятельность "Солидарности" была приос­тановлена. Правительство Тэтчер заявило в свою очередь о приостанов­ке контактов с СССР на высоком политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охра­ны окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по атомной энергии Великобритании.

Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреж­дением" Москве по поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в Польшу будет не­счастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и для отношений между Востоком и Западом, для всех наро­дов, а реакция НАТО будет более быстрой и эффективной", чем после начала событий в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возмож­ность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.

Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы приостановить ухудшение отношений меж­ду двумя странами.

В марте 1981 года,  в переданном посла­нии советского руководства английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматри­вающий меры политического и военного характера в отно­шении различных видов оружия и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета Безопасности с участием высших руководителей государств — постоян­ных и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.

В беседе с Тэтчер советский посол В. И. Попов подчеркнул, что, конеч­но, потребуется время для его изучения и обдумывания и, что если будет возникать необходимость в каких-то консульта­циях, обменах мнениями, в различных формах диалога, то мы к этому готовы. Тэтчер отметила, что английское прави­тельство внимательно изучит послание и даст свой ответ, но уже в ходе беседы она, по существу, отреагировала на ос­новные положения документа.[26] Главной темой беседы был, конечно, вопрос о моратории, то есть будет или нет Англия размещать американские ракеты на своей территории. Пре­мьер сказала, что Британия хотела бы сокращения воору­жений с обеих сторон, но под самым строгим контролем. Английское правительство не доверяло советской стороне, считая, что СССР имеет перевес в вооружениях.

 У Тэтчер были основания подозревать, что Советский Союз не хочет стро­гого контроля за разоружением. Ответ Тэтчер на послание по существу был нега­тивным, он исходил из того, что, пока СССР занимает та­кую отрицательную позицию в отношении контроля, сокра­щения вооружений быть не может и виновата в этом совет­ская сторона.

Тэтчер добавила также, что Британия выступает за та­кое соглашение, в результате которого можно было бы пол­ностью доверять другой стороне. Она признала, что СССР не может быть заинтересован в продолжении долгосрочной программы развития вооружений, которая истощает жиз­ненные ресурсы страны, и что Англия разделяет политику разрядки и хочет ее продолжения, но этому мешает, по ее мнению, "наращивание вооружений Советским Союзом".[27] Касаясь вопроса о моратории, премьер подтвердила, что  


Британия придерживается так называемого двойного реше­ния НАТО, принятого в декабре 1979 года, и что предлагае­мый СССР мораторий закрепил бы неравенство в отношении ядерных сил театра военных действий.

В то время на советско-американских переговорах со­ветская делегация выступала за полное освобождение Евро­пы от ядерного оружия. Но оказалось, что США и другие страны НАТО, прежде всего Англия, были не готовы к тако­му повороту событий. Тогда СССР предложил договориться о сокращении в течение пяти лет средств средней дально­сти. Предложение, сделанное Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым, предусматривало, что СССР и США сократят в Европе все ракеты средней дальности на 2\3, и тогда СССР сохранит в Европе ровно столько ракет, сколь­ко имеют Англия и Франция, вместе взятые, либо страны НАТО и ОВД полностью сократят свои ракеты, а по страте­гическим вооружениям — прекратят их дальнейшее наращивание, то есть заморозят на тогдашнем уровне, а затем сократят имеющиеся арсеналы примерно на 25%.[28]

Тэтчер негативно прореагировала на советское обраще­ние. Она заявила, что новое предложение "оставит Россию в Европе со многими ракетами средней дальности, в то вре­мя как Соединенные Штаты не будут иметь ни одной". Пре­мьер-министр заявила, что английские ядерные силы явля­ются независимыми силами ядерного сдерживания и не на­ходятся под американским командованием. Она утвержда­ла, что советское предложение не "является балансом, ко­торый необходим для английской безопасности". Английс­кое правительство исключало возможность участия Брита­нии в процессе сокращения стратегических вооружений в обозримом будущем под предлогом, что британские ядер­ные средства "являются абсолютным минимумом". Более того, позднее, в начале 1983 года, Тэтчер выступила даже за достижение Западом военного превосходства над СССР. Заявление английского премьера вызвало резкий коммента­рий со стороны ТАСС. Консервативное правительство взяло курс на размеще­ние американских крылатых ракет и "першингов" в Запад­ной Европе и проводило эту линию более активно и наступа­тельно, чем любое другое правительство Западной Европы.

Характеристика отношения Тэтчер к социализму и СССР была бы неполной, если не рассказать о Меж­дународном демократическом союзе и роли Тэтчер в его организации. Еще в 1978 году при активном участии Тэтчер был создан Европейский демократический союз. Он был за­думан как объединение всех консервативных, правых партий Западной Европы, как противовес Социалистичес­кому интернационалу, в интересах противостояния социа­листическим государствам и политическим оппонентам в своих собственных странах.

В июне 1983 года в Лондоне по инициативе Тэтчер был созван конгресс образованной на базе Европейского де­мократического союза новой организации, названной Международным демократическим союзом (МДС). Тэт­чер открыла заседание новой организации речью, в которой содержались призывы к единению антикоммунистических сил против СССР. Эта задача полностью ассоциировалась с призывом Белого дома "отбросить назад границы коммунизма". Тэтчер под­черкивала, что впервые в истории все консервативные силы объединились в борьбе за свои идеалы. Против "слепого антисоциализма"

Можно было бы сделать вывод, что при первом прави­тельстве Тэтчер советско-английские отношения были от­брошены назад и находились в состоянии упадка. Казалось, не было никаких реальных перспектив для их улучшения. Однако такой вывод неправилен.

Во время одной из встреч посла СССР с ней в 1982 году было заме­тно, что Тэтчер проявляет несколько больший интерес к англо-советским отношениям. Она сказала, что Англия намерена развивать отношения с СССР, а после небольшой паузы добавила: «Но там, где это дей­ствительно необходимо».[29] Английское правительство выступило за активиза­цию торгово-экономических отношений с Советским Со­юзом. Торговлю она относила к числу областей, где сотрудничество двух стран возможно и желательно. Тэтчер, учитывая недовольство деловых кругов Англии свертыванием торговли с СССР, начинает принимать опре­деленные меры к ее оживлению. Но на пути расширения торговых связей между двумя странами стояло много препятствий, в том числе и внешнего характе­ра, прежде всего объявленные Соединенными Штатами санк­ции на торговлю с Советским Союзом в связи с событиями в Польше и введением там чрезвычайного положения. Санк­ции касались оборудования для газовой и нефтяной про­мышленности.

Начиная с 1981 года Советским Союзом обсуждался с западноевропейскими фирмами грандиозный проект пост­роения газопровода Ужгород — Уренгой длиной 4500 км, одна из целей которого — снабжение газом стран Западной Европы, прежде всего ФРГ и Италии. В проекте задейство­вали крупную английскую фирму "Джон Браун", которая должна была поставить турбины и компрессоры для газо­провода. Эта английская компания была, во-первых, тесно связана с американскими компаниями, и, во-вторых, неко­торые части турбин были американскими или производи­лись по американским лицензиям.

Для фирмы "Джон Браун" разрыв отношений с амери­канскими компаниями был бы чреват огромными издержка­ми, а если в отношении ее Соединенные Штаты предприня­ли бы финансовые санкции, фирма разорилась бы. Опаса­ясь, что американское правительство занесет компанию в так называемый черный список, руководитель фирмы Мехью Сандерс регу­лярно информирует английское правительство и лично Тэт­чер о положении дел и что, по его твердому убеждению, пра­вительство не может не защитить интересы крупнейшей и влиятельной английской компании, даже если это грозило бы осложнениями с американцами. Руководство компании "Джон Браун" было уверено, что Тэтчер поддержит ее. Крупный бизнес страны оказал давление на правитель­ство, и Тэтчер пригласила в Лондон госсекретаря США А. Хейга для переговоров по этому вопросу. По словам Хейга, английский премьер решительным тоном сказала ему: «Европа скорее отойдет от Соединенных Штатов, чем отка­жется от проекта газопровода"; отказ от сделки, по ее сло­вам, означал бы для Англии потерю 400 млн. долларов.

В сентябре 1982 года Тэтчер официально заявила, что решение о поставках будет выполнено, и вскоре турбины одна за другой стали отправляться в Советский Союз. Так правительство Тэтчер решительно становилось на путь рас­ширения советско-английских экономических связей, даже рискуя при этом идти на осложнение отношений с США. Что-то стало меняться в англо-советских отношениях.

Однако решающие шаги в этом направлении были сдела­ны Тэтчер уже после победы на очередных парламентских выборах, когда она образовала свое второе правительство.

В 1983 году впервые в верхнем эшелоне Англии стала одновременно с США обсуждаться возможность некоторых изменений в отношениях этих стран с Советским Союзом.

В мае 1983 года, после того как Тэтчер сформировала свое второе правительство, она придает важное значение развитию отношений с Советским Союзом. Британская сто­рона стала проявлять больший интерес к диалогу с нашей страной.

Осенью 1983 года, в отношении к СССР со стороны прави­тельства и лично Тэтчер произошел определенный поворот. Планы НАТО и Англии в об­ласти дальнейшего перевооружения требовали огромных затрат, фолклендская война обошлась дорого, а продолже­ние оккупации островов и превращение их в "крепость", что было политикой правительства, требовали дополни­тельных ассигнований.

Видя, что правительство Тэтчер начинает активизиро­вать свои связи с СССР, оппозиционные партии также уси­лили контакты с советским руководством.

В феврале 1984 года скончался Ю.В. Андропов. Посоль­ству стало известно, что Тэтчер приняла решение вылететь в Москву для участия в траурной церемонии и встречи с новым советским лидером.

Если учесть, что после смерти Л.И. Брежнева ни пре­мьер-министр, ни министр иностранных дел даже не посе­тили советское посольство, чтобы выразить соболезнова­ние, то становилась ясной неординарность решения Тэтчер. Иностранные дипломаты в Лондоне были единодушны во мнении, что это — политический шаг, имевший целью по­казать советскому руководству готовность Британии начать развивать отношения с СССР и желание ее, Тэтчер, завязать личные контакты с новым советским руководством.

13 февраля 1984 года  Тэтчер вы­летела в Москву. Тэтчер хочет подчеркнуть желание правитель­ства улучшить англо-советские отношения. Это был первый после её краткой остановки во Внуковском аэропорту в  1979 году визит в Москву в качестве премьер-министра.

14 февраля состоялась ее беседа с Черненко и Громыко, в которой с английской стороны принял участие Хау. Она длилась примерно полчаса. В ходе беседы Тэтчер сказала, что она   внимательно ознакомилась с выступлениями советского руководителя, но хотела бы лично обменяться мнени­ями по важнейшим вопросам. Премьер вела беседу в дружелюбном тоне, Тэтчер стремилась, убедить советских руководителей, что Англия действительно хочет по-новому строить отношения с СССР и отныне их улучшение зависит, прежде всего, от советской стороны. Создавалось впечатление, что, продолжая осуж­дать вторжение советских войск в Афганистан, правитель­ство Тэтчер, тем не менее, не считает, что этот фактор в даль­нейшем мешал бы развитию диалога между двумя странами.


Много внимания было уде­лено советско-американским отношениям. Тэтчер подчер­кивала, что президент Рейган искренне желает разоружения и развития отношений с СССР.[30] Премьер-министр высказа­лась за восстановление прерванных в 1983 году советско-американских переговоров. Вместе с тем она дала понять, что у Англии очень хорошие отношения с США, а у нее лично — с Рейганом и что Соединенные Штаты прислушиваются к голосу английского правительства. Косвенно, таким обра­зом, советские руководители должны были оценить и воз­росшую роль Британии в международной политике. Со своей стороны советское руководство полнос­тью шло её  навстречу. Говорилось о том, что советская сторо­на не видит никаких препятствий для радикального измене­ния отношений с Британией, что СССР готов делать все, от него зависящее, для улучшения отношений между Востоком и Западом, а также двусторонних советско-английских от­ношений, что наша цель — иметь добрые, даже близкие и дружественные отношения с Британией. Беседа прошла в спокойной, не конфронтационной обстановке. Конечно, в ходе ее не были решены какие-то крупные проблемы. Но она и не имела такой цели. Ее значение, заключалось в том, что создалась более широкая база для взаимопонимания и, что советское руководство согласилось на продолжение контактов на всех уровнях.

Ведя беседы в Кремле, премьер действительно хотела установить проч­ные и доверительные отношения с новым советским руко­водителем. А публично, оценивая в Лондоне итоги переговоров в Кремле, Тэтчер хотела пока­зать, что не она отступает от своей политики, а Советский Союз вносит коррективы в свои действия. Ее заявления в Лондоне объяснялись влиянием право консервативных сил, выступавших против развития отношений с СССР. И Тэтчер вынуждена была с ними считаться. Слишком резкий поворот мог бы осложнить ее отношения с этими кругами.

Заявление Тэтчер вызвало критику со стороны оппози­ционных партий. Тэтчер считала, что не надо сводить все вопросы отношений между Востоком и Западом только к проблеме контроля над вооружениями, хотя это очень важно. Надо подходить к этим отношениям шире, в частности устанавливая регулярные контакты по региональным проблемам, разрешение которых поможет и на­хождению развязок в вопросах разоружения.

Что стояло за этой идеей? Сама по себе мысль была правильна. Конечно, надо заниматься всем комплексом про­блем. Но не крылось ли за этими высказываниями желание Тэтчер отодвинуть на второй план разрешение наиболее важных из них, тем более что отрицательная позиция английского премьера в отношении сокращения ядерных воо­ружений была хорошо известна? Такая позиция Тэтчер вы­зывала неоднозначную реакцию в Советском Союзе. В начале июля 1984 года в соответствии с ранее достиг­нутой договоренностью в Москву нанес визит Дж. Хау. Это был первый официальный визит английского министра в СССР за последние семь лет. Его значение определялось тем, что за этот долгий период накопился ряд вопросов, ждавших своего решения. После визита Тэтчер в Москву можно было ожидать, что переговоры с министром иност­ранных дел пойдут в новом, конструктивном ключе и при­ведут к позитивным результатам. Советская сторона была настроена именно на такой исход. Но переговоры оказались трудными, носили конфронтационный характер, в особен­ности по вопросам разоружения. Британец настойчиво за­щищал американскую позицию в этой области, полностью отвергая советские предложения. Да и по региональным вопросам, прежде всего по Ближнему Востоку, мнения сто­рон резко расходились. Хау и Громыко сошлись только в оценке самих переговоров. Хау говорил, что у обоих прави­тельств существует значительное "взаимное недопонимание позиций друг друга", а Громыко отметил, что советско-английские отношения налаживаются с большим трудом.[31]

Переговоры с Хау разительно отличались от бесед с Тэтчер в феврале того же года. Можно сказать даже, что они отбросили советско-английские отношения назад. Выступая 11 июля в Гилдхолле, Тэтчер определенно высказалась за развитие отношений с СССР. А на следую­щий день у меня состоялась беседа с Хау, и он изложил пла­ны английского правительства в отношении развития связей с СССР. Сославшись на заявление, Тэтчер в Гилдхолло, Хау подтвердил, что Англия продолжает выступать за раз­витие диалога с СССР, что у правительства на этот счет са­мые серьезные намерения. Хау заявил также о заинтересованности Запада, и Англии в особенности, в возобновлении контроля над вооружениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.