Реферат: Великий шелковый путь на территории Казахстана
Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние
буддизма. Сюань-Цзян пишет о благожелательном отношении к буддизму кагана
западных тюрков. По мнению исследователей, в первой половине VII в. некоторые
правители западных тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму.
Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни.
На юге Казахстана и в Семиречье буддизм
имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят в первую очередь
находки буддийских сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской
долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы,
монастыри, часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами
и сценами.
Достаточно широко среди случайных находок
представлен индийский импорт: бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией
драгоценными камнями статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины,
каменные рельефы в виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской
иконографии, составлявшие некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и
монастырей.
К числу последних открытий археологов
относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного
средневекового города Исфиджаба (Сайрама).
Наряду с буддизмом по Шелковому пути,
следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В первой половине V
в. в Восточной Римской империи возникла «еретическая» секта приверженцев
священника Нестория. Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека
к что Христос был только
«обителью божества», носителем святого духа. По мнению
Нестория, деву Марию следует называть не богородицей, а христороди-цей. Именно
это новшество произвело смятение в массах. Это противоречило принятому на
Никейском соборе в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался
обладателем нераздельно слитых ипостасей — человеческой и божественной, и
отрицание единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавала
как величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431
г., и начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они
вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория организовали в Персии, в
городе Нисибине школу, которая сплотила политическую оппозицию Византии.
Богатце сирийские купцы и ремесленники,
лишившись рынка в Константинополе, двинулись на Восток. Их колонии и
торговые фактории тянулись от берегов Средиземного моря до «Небесной империи».
На всем протяжении этого пути неизменно встречаются свидетельства сирийской
письменности, сирийского христианства, распространение которого началось уже в
самый ранний период его истории. Многовековые экономические связи сирийцев обусловили
их культурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областях
Средней Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мере под
воздействием сирийского языка9.
В VII—VIII вв. несториан ство широко
распространялось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах
имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780—819) христианство было
принято царем тюрков, видимо, карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была
образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали
христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.
О христианах Илийской долины, которые
имели свою церковь в Каялыке, а также свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук.
Известно, что на берегу Иссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в
котором хранились мощи святого Матфея.
При раскопках некрополей городов Джамуката
и Невакета были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми
крестами. Известна и случайная находка нефритового креста на городище Красная
речка. В музее г. Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище
Торткольтобе. На ней изображены символы христанства — крест и голубь. При
раскопках Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской
надписью «Петр и Гавриил».
К выдающимся произведениям религиозного
искусства и религиозной символики среднеазиатских христан, тюрков по национальности,
за период появления христанства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки
— надгробные камни с несторианскими надписями и символикой.
О существовании христианских общин в Семиречье
свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские
надписи на керамике, на венчиках больших хумов для вина. На одном из них было
написано: «Этот хум (предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун.
Пусть будет он (хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой
надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».
Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем
христианской общины.
Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными
средневековых источников показывают пути распространения христианства10.
По Шелковому пути распространилось и
манихейство, возникшее в III в. в Иране и быстро завоевавшее большое число
приверженцев от Италии до Китая. Она представляла в целом синтез зороастризма и
христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из
зороастризма — идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в
распространении манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный
глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало с
буддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизм
оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства.
Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана,
в первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в
Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения
«Священная книга двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в
городе «Аргу-Таласе Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы
пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь идет об известном
городе Таразе. Известно также, что манихейские обители были еще и в
других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне, Чигильбалыке".
Видимо, к числу манихейских реликвий
следует отнести найденный при раскопках Тараза бронзовый медальон с женским
изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского
астрального божества.
ГСреди жителей средневековых казахстанских
городов были представители и зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на
территории древнего Ирана. Для обрядовой практики его характерно почитание
четырех элементов Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Памятники
зороастризма можно проследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах
и Семиречье. Это остатки башнеподобных сооружений, которые можно связывать с
башнями огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка.
Однако в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант
зороастризма, отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с местными
языческими культами: с культом огня, рода предков, животных — барана, лошади,
верблюда. Находки, связанные с этой религией, представлены захоронениями в
оссуариях — глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в
наземных склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с
зороастризмом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после
появления ислама.
Так, в домах Отрара XII в. археологи
обнаружили очаги-алтари, вмазанные в пол. Богато украшенные резьбой, они
служили для возжигания огня. Это были отсветы великих огней маздеизма, которые
продолжали теплиться в домах горожан, даже тех, в которых утвердился ислам и
была принята арабская письменность12.
Однако распространившийся в Казахстане
ислам постепенно вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные
культы. Новая религия утвердилась во многих городах на Шелковом пути.
Источники, повествующие о событиях конца
VIII—IX вв., свидетельствуют об исламизации^ населения Южного Казахстана, В 840
г. Нух ибн Асад подчинил себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад
совершил поход на Шавгар. Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство
в Семиречье и на юге Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской
культуры. Есть мнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785
гг.) Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г.
Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть».
В начале Х в. ислам принял
родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, а его сын Богра-хан Харун б. Муса в
960 г. оъявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия
распространяется и в среде кочевников. Тот же Ибн Хаукаль сообщает о
тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом, Кенджидой и Шашем. Имеются
сведения о распространении ислама в XI—XII вв. в среде кыпчаков
Археологические раскопки
памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют о формировании городской
мусульманской культуры в области. В Таразе и Мирки христианские церкви были
превращены в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах
строятся соборные мечети.
К постройкам, которые появляются в городах
Средней Азии и Казахстана в период распространения ислама, относятся общественные
бани.
Во второй половине IX—Х вв.
меняется погребальный обряд. Появляются погребения в грунтовых ямах, склепах из
сырцового кирпича, погребенные ориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря
в погребениях нет. Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском
оазисе и датируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища.
В XI—XII вв. на некрополях появляются
монументальные мемориальные сооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом
с г. Жамбылом).
^Найдена керамика с использованием
декоративных возможностей арабского шрифта. Часть надписей носит чисто
декоративный характер, но некоторые содержат различного рода благопожела-ния,
назидания. В изделиях из металла распространяется мода на изделия, также
украшенные благожелательными надписями и надписями религиозного содержания13.
На Шелковом
пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток, Европа и Азия,
создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения
непохожих культур.
§ 3.
Города и поселения в VI — первой половине IX века
На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные
историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской
жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или
Присырдарьин-ская географическая провинция, ограничивается на севере степями
Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским
плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место
в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи,
переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI—VII вв. Затем она стала
именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь
приобретает популярность ее первоначальное название Сыр. В Семиречье
выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Йосточное
Семиречье.
В науке
большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем —
взаимодействию оседлых и кочевых племе^, народов, города и степи. В науке
существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники
представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам.
В последние
годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников,
исследователи отмечают такие их качества, как уважение к старшим,
гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно
рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и
городского, между которыми испокон веков существовали и развивались тесные
этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты
животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во
взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было
заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не
всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется множество
исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то
же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах
владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры,
когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же
историческая закономерность развития оседлых областей и городов Казахстана и
Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями.
Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других,
зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается
еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней
и средневековой истории под
влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и
городской жизни:
Первое
описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню,
проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:
«Пройдя более 500 ли на
северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб).
Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и
хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и
в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все
они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания)
называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля,
и тех, кто преследует выгода—поровну»'4.
Ряд
исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья
появилась в результате согдийской колонизации. Существует и противоположная,
автохтонная модель происхождения городской культуры Семиречья, по которой
регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а
самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим
значительную роль в исторических и экономических судьбах народов Средней Азии.
Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим
и культурологический анализ.
В Согдийском
культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла,
торговли и сельского хозяйства. Показательно 'сложение городского быта,
который в археологических материалах представлен устойчивыми канонами жилой
архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике,
монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского
культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного
переселения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как
отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города
Джамукат, Бунджикат.
Одновременно
с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана и в
Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в
археологических материалах такими массовыми находками, как металлическая
посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI —
первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный
культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный
культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом,
в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась
своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения
Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции
наблюдается в культуре города15.
Археологическими исследованиями
на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI—IX вв., которые можно
считать остатками городов. Известны названия некоторых из них - Исфиджаб,
Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк
(цитадель), шахристан (внутренний ^о-род) и рабад (пригород).
В
юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным,
насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с
летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
В отличие от
южноказахстанских городищ топография семире-ченских иная: в них прослеживается
центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная
территория, обнесенная длинной стеной. Так, шахристан городища Кок-Мардан в
Отрарс-ком оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен
кварталами, что характерно для феодального города со свойственным ему
замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией.
Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся
квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами
этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех
располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с
закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму
типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась
небольшая кладовая.
В основе
жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений,
объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая
пл^рировка». I В цитаделях городов располагались
дворцы правителей, ин-| терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и
резным 1 деревом.
I Города являлись центрами
ремесел и торговли. Кроме между-\ народной торговли получила развитие
местная областная торговля )и торговля с кочевниками. О развитии ее
свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную
торговлю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе
сложения городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие,
оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их
культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре
всего среднеазиатско-казахстанского региона.
Местные
особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе
Семиречья накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище,
керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.
§ 4. Города и поселения во второй половине IX — начале
XIII вв.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И
хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее
последствия завоеваний сказались
на городской культуре области.
Связанная тесными экономически-, ми и культурными связями со Средней
Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распространилась
в первую очередь в среде городского населения.
Письменные
источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время.
В предгорной
полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и
Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете;
в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Яссы,
Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд,
Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них
существовали и раньше в качества небольших поселений и городков, но в IX — начале
XIII вв. они сформировались в городские центры.
В
юго-западном Семиречье число новых городов также увеличилось. В Таласской
долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской
долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале
XIII вв. сложился новый район городской культу-pbis в
северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,
ЛабаН, Ики-огуз, Каялык.
В этот период
оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и
поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также
появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают,
что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя
резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус,
Бенджар. Дахлан, Астур.
Города-ставки
возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали
тюркам-огузам.
Раскопки
городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли
по сравнению с предыдущим периодом.
На
юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов
XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10
домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную специализацию —
был заселен гончарами.
Раскопки
городища Талгар в северо-восточном Семиречье показали, что и этот город был
застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на Куйруктобе. Дома
группировались вдоль участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 12-14.
Новым
элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение автора Х в.
аль-Максиди о строительстве соборной мечети в городе Кодере (городище
Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.
Среди компонентов застройки городов Южного
Казахстана и Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на рабаде Отрара и две на
шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые
типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длинной
оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях
(крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длинной
осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают
традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются
очаги нового типа — круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные
растительным и геометрическим орнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западного
Семиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные
помещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была
характерна для рядовых и богатых домов.
Городское жилище XI—XII вв.
северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все дома
относятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений и
двора. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве
использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
Дворы обнесены глухими стенами из камня. В
них были загоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во
дворах некоторых талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья
с двором для скота, наличие^юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан
северо-восточного Семиречья традиций скотоводческого и кочевого хозяйства.
Намечается прогресс в керамическом
ремесле. По сравнению с периодом раннего средневековья, доля лепной посуды
резко снижается. Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в
городах Казахстана относится к IX в., а массовое распространение их приходится
на Х—XII вв. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины,
чаши, кубки, кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было
одним из наиболее важных в городе. О его развитии, технических возможностях
дают представление массовые находки железных изделий. Производство изделий из
меди было распространено в городах повсеместно, тем более разработки на
полиметаллы и медь находились неподалеку от городских центров в Каратау,
Киргизском, Таласском, Заилийском и Джун-гарском Алатау. Медники изготавливали
посуду, чираги, подставки под них. Зачастую они работали с драгоценными
металлами, будучи одновременно и ювелирами.
Развитие получили
косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога изготавливались ручки
ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На городище Талгар
найдены костяные шахматные фигурки.
Высокого уровня достигла в это время
торговля. Международная торговля по Шелковому пути известна по сведениям
средневековых авторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия —
художественная посуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб,
Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города
северо-восточного Семиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые
рынки и рынок полотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены
купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в
Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
Развивается торговля города с округой и
степью. Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города из
степи, — козьи шкуры и меха.
Для IX—XII вв. характерен рост
товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные
дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.
Рост городского населения потребовал
увеличения товарности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система
искусственного орошения. Ее развитие хорошо прослежено на материалах
Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство,
огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в
хозяйстве горожан.
В IX—XII вв. наблюдается заметное
изменение в развитии городской культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья
в сферу политических, экономических и культурных отношений Халифата,
Саманидского, Караханидского государства сблизили исследуемую область со
Средней Азией. Важную роль в развитии городской культуры стала играть новая
религия — ислам16.
§ 5.
Памятники кочевников Казахстана
Как уже отмечалось, в
тесной связи с городской культурой развивалась кочевническая культура.
В отличие от Южной Сибири и Алтая, где
тюркские погребения с конем, относящиеся к VI—IX вв., представлены достаточно
многочисленными курганными могильниками, среди которых эталоном является
могильник Кудыргэ, в Казахстане они пока изучены слабо — это погребение Таштюбе
в Семиречье, Егиз-Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные
насыпи из камня или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной
формы. Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещали на
ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой же ориентацией.
Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориентировкой погребенных.
В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы,
человек и конь были положены в одну могильную яму. В могиле обнаружены
костяные накладки лука, на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным
язычком. На язычке пряжки рельефное изображение лица человека. От поясного
набора сохранились пять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса.
На костях груди обнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала
серебряная серьга из двух несомкнутых колец.
К периоду VI—VIII вв. относятся курганные
погребения Бори-жарского могильника на Арыси и Шага в Туркестанском оазисе
(Южный Казахстан). Это — захоронение тюрок, перешедших к оседлости. Здесь
обнаружены коллективные погребения на обмазанных глиной площадках, обнесенных
стенками, и в наусах — сводчатых постройках из пахсовых блоков и кирпича. В них
обнаружены серебряные и бронзовые пряжки и бляхи от наборных поясов, железные
кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика, характерная для оседлого населения17.
Выделить в общей массе погребальных
памятников тюркского времени принадлежащие именно тюргешам невозможно ввиду
малого числа раскопанных курганов того времени. Скорее всего, погребальный
обряд тюргешей был близок тюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и
огузские древности. Возможно, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях
Киргизского Алатау погребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой
на восток, а коня на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь
представлен железными двукольчатыми удилами и стременами с пластинчатой
дужкой. По мнению исследователей, карлукам может принадлежать захоронение вблизи
Алматы, в котором был найден пояс, украшенный нефритовыми бляхами, и поливная
керамика, датируемая ^Ж в.
Археологические памятники кимаков
представлены могильниками в долине Иртыша в Восточном Казахстане. Раскопки их
позволяют выделить характерные черты погребального обряда:
одиночное захоронение с конем или шкурой коня;
захоронения в подбоях в деревянных гробах с конем или предметами конской
упряжи.
Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует
о многокомпонентное™ кимакского союза племен.
Памятники кыпчаков на территории
Казахстана пока не многочислены, они известны в Центральном Казахстане,
Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или составляют могильники из нескольких
насыпей. В насыпях встречаются остатки тризны в виде костей барана. Покойников
укладывали в деревянные колоды, дощатые гробы или гробовища в виде рамы без
дна. В ряде случаев покойника накрывали берестой, имеется случай, когда
покойник лежал в подбое, устроенном в западной стенке могильной ямы. В ряде
погребений сохранились куски шелковых узорчатых тканей. В могилах встречаются
железные ножи, кресала. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это
сабли, стрелы в берестяных колчанах, остатки луков. В одном из захоронений
найдена кольчуга, в другом — остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжение
представлено удилами, стременами и остатками седел.
Находки из захоронений степной части
средневекового населения Казахстана позволяют вместе с письменными источниками
получить представления о
хозяйстве, образе жизни и религиозных представлениях кочевых племен, которые
вместе с горожанами составляли единую политическую, экономическую и этническую
общность.
|