Реферат: Великий шелковый путь на территории Казахстана
Реферат: Великий шелковый путь на территории Казахстана
Глава 2.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД
И СТЕПЬ
Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с
разработкой месторожде-
ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем
течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.
В середине I тыс. до н. э. стал
функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона,
затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в
страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути
распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных
металлов.
В распространении драгоценных шелков
участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный
для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье.
В середине II в. до н. э. Шелковый путь
начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать
с востока, начинался в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через
Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной
окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога
разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через
оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к
Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через
Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье – это так называемый
«Южный путь». «Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд,
Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.
В VI—VII вв. наиболее оживленным
становится путь, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный
Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые
контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через
Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские
каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
Через Шелковый путь шло основное число посольских и
торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения:
одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города
и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была
трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина —
Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан. Ответвление
этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через
Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел
в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен
торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Византии. В IX—XII
вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел
через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в
XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла
выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми'.
Во время существования государства саков,
усуней и кангюй во II в. до н. э. — первой половине I тыс. н. э., когда
Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло
и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки
и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и
Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие
поселения, окруженные стенами с башнями.
Во второй половине VI в. Семиречье, Южный
Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся
от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на
участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии
городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение
ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту
городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье
функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели
городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.
§ 1. Направления и трассы Великого Шелкового
пути
Казахстанский участок Шелкового
пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через
перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям). Название древнего города сохранилось
до сих пор. Его носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся
остатки средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на
Шелковом пути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и
железо.
Из Исфиджаба караваны шли на восток в
Тараз через города Шараб и Будухкет.
Тараз — один из крупнейших городов Казахстана,
был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал
дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе со
стратигом Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он
был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Рядом с Таразом находился город Джамукат,
упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката находятся в Таласской долине
недалеко от Джамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки.
Развалины его называются сейчас Костобе — Двойной бугор.
В равнинной части долины стоял город
Атлах, у стен которого произошла в 751 г. битва арабов с китайскими войсками за
сферы влияния. Неподалеку от Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на
север, находились города Адахкет и Дех Нуджикес. В горной части Таласской
долины находились также известные
города Шельджи, Сус, Куль и
Текабкет. Они возникли вблизи серебряных рудников.
В Таласскую долину караваны попадали
также по дороге из Ферганской долины через перевал Чанач на Чаткальском хребте
и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок дорог соединил «Ферганское»
и «Семиреченское» направления Шелкового пути.
Из Тараза на восток путь шел к Кулану.
Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану
путь проходил через города Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана
далее на восток на расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли
города Мирки и Аспара. Затем караваны шли через города Нузкет и
Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение
тюркского кагана» и в Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из
крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия
переводятся как Новгород. Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом
согдийцев.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет)
дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб — столицу западных тюрков
(затем тюргешей, карлуков). О нем пишут китайские и арабские путешественники
вплоть до Х в. Роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название
которого, видимо, было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица
Караханидов, затем Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город
был заново отстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих
городов находится неподалеку от современного "г. Токмака и соответствует
двум известным средневековым памятникам — городищам Акбешим и Бурана.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по
северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны
проходили крупный город Верхний Барсахан, а северный отмечен остатками
небольших караван-сараев, названия которых до нас не дошли. Затем эти
пути соединялись у перевала Бедель, и через него либо Ташрабат Шелковый путь
приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссыккульской котловины через перевал
Санташ и долину Каркары путь вел в Илийскую долину и затем по правому
берегу Или через долины Усека и Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности
пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.
В X—XII
вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с
юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло на
Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского
Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь приметным
ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через небольшие
городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте Кастека,
Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира), который расположен
на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р.
Талгар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Тальхир)
был крупным центром транзитной торговли.
В Илийскую долину попадали и другим путем:
от Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу. Через
брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль
северных склонов Заилийского Алатау.
В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся.
Южная часть шла через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе
Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык,
соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке
археологи нашли развалины небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного
г. Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал
и г. Джаркент. В районе Кок-Тала располагался Илиба-лык.
Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль
р. Талгар до переправы на р. Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь
вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину
Коксу и достигала города Икиогуз, находившегося на месте современного с.
Дунгановка. Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено
одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует
посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские купцы).
Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) —
столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами. В нем кроме
мусульман жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший
город посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм
Рубрук. Кулык был столицей карлуков, которым в IX — начале XIII вв.
принадлежала северовосточная часть Илийской долины. Он находился в долине р.
Каратал, на окраине с. Антоновского. Неподалеку от Каялыка, судя по записке
Рубрука, находилось христианское селение, через которое также проходил Шелковый
путь. Далее он следовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские
ворота приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и
внутренний Китай.
На юго-восточной оконечности Алакуля стоял
город, который путешественники XIII в. называли «Столицей области».
Из Исфиджаба шла также караванная дорога в
Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье.
На караванной дороге, которая шла вдоль
Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-Фараб и Шавгар. Название первого
сохранилось до сих пор в имени крупного городища, находящегося неподалеку от впадения
Арыси в Сырдарью.
Отрар был узлом многих караванных путей.
Отсюда одна дорога вела в Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью к
городу Васиджу. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город
Сюткент в Шаш, а вниз — в Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена
трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда — в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок
Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарайчик,
Сарай-Бату и Каффу.
Шавгар известен в источниках уже в VIII
в., ему соответствует городище Чуй-Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На
месте современного Туркестана рядом с Шавгаром в X—XII
вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт, суфий
Ахмед Ясави.
Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту —
столице государства огузов. Отсюда шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм.
Из Шавгара и позднее Яссы через перевал
Турлан дорога выходила на северные склоны Каратау и шла параллельно той, что
тянулась вдоль Сырдарьи. На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент,
Сугулкент. Выводила же она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к
Таразу, либо шла вдоль западного берега озера Бийликуль через города
Берукет-Паркет и Хутухчин также к Таразу.
От основной трассы Шелкового пути,
проходившей через Южный Казахстан и Семиречье, отходили дороги на север и
восток, которые вели в районы Центрального и Восточного Казахстана в степь
Деш1'-и Кыпчак, позднее известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в
Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных
кочевников. Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального
Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и
международных, и включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.
Из Отрара через Арсубаникет, долинами
Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау, из Шавгара и Яссы через
перевал Турлан, из Саурана и Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи
Центрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима.
Здесь открыты остатки средневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган,
Ногербек-Дарасы, Домбгаул, Милы-Кудук, Ормамбет. Видимо, именно здесь следует
локализовать упомянутые в средневековых источниках города .Жубин, Конгликет,
летовки Ортаг и Кейтаг, рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага.
Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш —
к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.
Илийская долина соединялась с Центральным
Казахстаном дорогой, которая шла вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем
по Чу в ее низовьях и затем к берегам Сарысу.
Другая трасса отходила от северо-илийской
в районе Чингильды и через перевалы Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем
вдоль протоки р. Или Ортасу, где находятся остатки городища Актам и почти
соединяются южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше
8 км. Караваны переходили пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по
ее берегам шли к предгорьям Улутау.
От
'северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с западной
стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли государства кимаков. В
Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимакские города Банджар, Ханауш,
Астур, Сисан и «столица хакана» — огромный город, окруженный укрепленной
стеной с железными воротами. Города кимаков были связаны торговыми дорогами с
городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного
Туркестана.
Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского
шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а
позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра,
кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители
и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи
бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и
многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных»\ коней
Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и
львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов.
По Шелковому пути
распространялись культурные растения:
виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и
фрукты, зелень.
Однако главным предметом торговли
оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой, им одаривали
царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.
Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах
казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому
свидетельство2.
К числу редкостных по назначению находок,
важных для изучения международной торговли, относится серебряный клад из
Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада
уникален: в нем представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов —
Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма;
малоазиатских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки
монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода
«визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути3.
По Шелковому пути распространялись не
только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь
социальный заказ и, попадая на подготовленную почву в определенную этнокультурную
среду, получали широкое распространение.
§ 2.
Взаимодействие и взаимообогащение культур
Уже в начале средних веков
в Азии была распространена концепция четырех царств мира, которые
символизировали обширные регионы и страны. Каждое из этих «царств мира» в
глазах современников обладало присущими только ему преимуществами. Такие
государства, как Китай, объединившийся под властью династии Суй (589-618), а
затем Тан (618—907), царства индийских владетелей; объединение тюрков от Тихого
океана до Черного моря, Персии и Византии, послужили основой идеи четырех
мировых монархий, расположенных
по четырем сторонам света:
империи царя слонов на юге (Индия), царя
драгоценностей на западе (Иран и Византия), царя коней на севере (тюркские
каганаты), царя людей на востоке (Китай). Та же идея перешла и к мусульманским
авторам4.
Выражением этой концепции являются росписи
в селении Кушания вблизи Самарканда, покрывавшие стены здания, где на одной
были изображены китайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские
брахманы, на третьей — персидские цари и римские императоры5.
Современники тех далеких событий писали не
только об успехах своих государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и
в этом было основное содержание одной из реальных форм всемирной культуры.
Наряду с распространением товаров,
культурных образцов и aTanoHqe в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи
по странам Востока и Запада распространялись искусство музыки и танца,
зрелищные представления6.
Иностранные оркестры входили в состав
придворного персонала. Известно, что царственный меломан Сюань Цзунь содержал
30 тыс. музыкантов. Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в
ставке вблизи Суяба. «Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник
Сюань Цзянь, — приказал поставить вина и начать музыку... Все это время
раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя
это была музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли».
Известно, что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного
Туркестана и Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и
Самарканда, Индии под официальным покровительством слились с музыкальной
китайской традицией.
Иранские, согдийские и тюркские актеры
много внесли и в хореографическую культуру Китая. Например, в Константинополе
часто «гастролировали» артисты с Востока. Так, на знатном обеде у византийской
императрицы в честь русской княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и
эквилибристы, а на празднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского
султана Арсла-на II, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались
также представления в масках.
Эти традиции сохранялись и в более позднее
время в мусульманских странах. Известно, что во время празднования навруза в
Багдаде устраивались представления в масках перед Халифом7.
В разных местах при раскопках памятников
на Шелковом пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и
взаимообогащения культуры: коллекция терракот танского времени, изображающая
танцоров и танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на
верблюжьих горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям народов
Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залах Пенджикента,
Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана, изображены музыканты,
актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы найдена в Пенджикенте.
Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках сырдарьинско-го города Кедера.
Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные
идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через
Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и
Аравии — христианство, а затем ислам.
По мнению исследователей, проникновение
буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот
процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном
Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и
миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение
буддизма, особенно активное во II—III вв. н. э., видимо, было связано с
политическими целями Кушанского государства на Востоке.
В раннем средневековье роль основных
миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Именно они сыграли важную роль в
распространении буддизма в Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских
буддийских текстов Восточного Туркестана свидетельствует о том, что они были
заимствованы при посредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в
ряде городов на трассе Великого шелкового пути8.
Страницы: 1, 2
|