рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Великая французская революция и ее влияние на Европу

          Часть философов ужасы революции связывали с тем, что поколение эпохи просвещения потеряло идею Бога. Идеология просвещения, идеология гуманизма освободила человека, поставила его в центр природы и мироздания. В человеке, считали философы, есть два начала: душа - как бы нечто божественное, и тело - что-то вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы и правда не превосходим некоторых животных. А что касается души, то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Эти два начала в человеке всегда враждуют и находятся в неясном раздоре друг с другом. Тело наслаждается вещами видимыми. И как всякое видимое, оно преходяще и смертно, его тянет вниз. Душа же стремится вверх, ищет того, что истинно и вечно, презирая то, что видимо и тленно. Бессмертная, она любит бессмертное, если только не утонет в грязи тела. Освободившись от божественного человек освобождается от бессмертной нетленной души. Находя истину только посредством разума, он теряет её.

Если человек - это дух и плоть, то что питает дух человека, освобожденного от божественной небесной истины? Его низменные страсти и желания? Что заставляет человека думать не о себе, а о других? Любить людей, прощать им обиды, терпеть нетерпимость соперников? Высокий нравственный закон, созданный самими людьми? Но почему тогда никто не удержался в рамках этого закона? Ведь, революционеры не были злодеями, эгоистами, хапугами. Ведь, санкюлоты - когда-то простые законопослушные граждане - просто хотели добиться большей справедливости. Когда они перешли черту, после которой страна провалилась в бездну разнузданной анархии и кровавого террора? Может быть порочна сама идея полного освобождения человека? И человек несвободен от высшего морального закона жизни. Некоторые философы, признавая французскую революцию практической кульминацией эпохи просвещения, её кровавые итоги считают не случайными. И называют революцию закономерным провалом самих идей просвещения. Освобождаясь от высшей Божественной зависимости, говорят они, человек попадает под власть греха. И сама революция и события после неё это показали это. Вот почему революция не сдержала своих обещаний, вот почему не удержалась республика, вот почему  все события после революции привели к восстановлению монархию. Начав революцию, Франция  должна была искупить свой грех.

    

И все-таки Великая французская революция очень сложна и не случайно вызывает так много различных и противоречивых оценок. Слишком много разных групп людей, разных общественных течений, разных сословий пытались за счет неё найти для себя лучшую долю и по-своему решить вопросы справедливости и свободы. Огромное стремление народа к освобождению от гнета богатых, от несправедливости не может не вызывать сочувствие. Но как сделать всех свободными, довольными и богатыми? В рамках законов, диктуемых духовенством ответов не было. В 1789 г. в обществе появились социалистические воззрения. Ещё Руссо, Гельвеций, Мабли, Дидро и др. считали неравенство состояний и скопление богатств в руках немногих людей главным препятствием к установлению демократической свободы. А в годы революции эти воззрения начали высказываться с большей силой. Немало деятелей революции утверждало, что равенство в политических правах ещё ничего не даёт, если нет права на деле. Это последнее, говорил Кондорсе, представляет собой «последнюю цель социального искусства», так как неравенство богатств, неравенство состояний и неравенство образования - главные причины всех зол. Вот как эти идеи выражены в одной из брошюр того времени «Наказе бедных»: «Всегда было и всегда будет только два действительно отдельных класса граждан - собственники и несобственники, из которых первые владеют всем, а вторые ничем».[5] Весьма распространенная формула первых лет революции: «Большие состояния представляют препятствие к свободе». В крупных городах, в народе в потребностях самой жизни возникали первые коммунистические идеи. Главные из которых: о распределении средств существования и о всеобщей собственности на землю, а также право всех на образование. Предполагалось наряду с правом всех на продукты и товары первой и второй необходимости, также личное право на избыток.

Идеи социализма не были на деле осуществлены французской революцией. Но именно они существенно повлияли на весь XIX век и на становление идей социальной справедливости в веке XX. Именно они лежали в основе Октябрьской революции в России.

          2. Распространение революции на Европу.

Французская революция произвела огромное впечатление на многие народы Европы и вдохновила практически всех участников революционных событий в Европе начала XIX века. Так, английские виги и их вождь Фокс оценивали взятие Бастилии как «самое великое и благотворное событие, когда-либо происходившее в мире. Многие английские писатели: Вордсворт, Роберт Бернс, Кольридж, Шеридан и др. восторженно приветствовали революцию. В то же время  в Англии появился памфлет «Размышления о революции», в котором его автор, бывший виг Берк, называет революцию «сатанинским делом», грозящим гибелью для всей европейской цивилизации. Памфлет вызвал бурные протесты и породил целую литературу, посвященную теме революции, освобождения народа от гнета и несправедливости. С 90-х гг. в демократическом движении Англии стали принимать широкое участие народные низы. Появлялось всё больше и больше новых центров и движений, выступающих за коренную демократизацию всего политического строя Англии. Наибольшую известность и размах приобрело «лондонское корреспондентское общество», председателем которого был сапожник Томас Гарди. Массовая агитация, которая велась этим обществом, посылка делегатов во Францию серьёзно встревожили правительство. Начиная с 1892 г. в Англии стали проводиться репрессии. Заочно был осужден Томас Пэйн, который уехал во Францию и был избран членом французского Конвента. Кстати, его книга «Правда человека», о событиях французской революции, разошлась в Англии с небывало высоким тиражом - около миллиона экземпляров. Английское правительство заняло непримиримую позицию по отношению к демократическим проявлениям внутри страны, но несмотря на репрессии, агитация продолжалась усиливаться. Берк считал, что из 400 тыс. человек, которые интересуются политикой в Англии, не менее 80 тыс. человек стоят на позициях «решительных якобинцев». В Англии росло недовольство правительством , учащались выступления бедноты, массовые волнения моряков. Матросы поднимали на мачтах красные флаги. Правительство ответило массовыми арестами, повешением активных участников восстаний, тюрьмами и запретами всяких демократических обществ и рабочих союзов.

          Ирландия, по-прежнему оставаясь угнетаемой английской колонией, с надеждой откликнулась на события во Франции. Здесь возникло сильное демократическое движение, объединившее всех противников английского господства, возглавляемое буржуазными революционерами. Они стремились к созданию независимой ирландской республики. И готовили восстание, очень надеясь на поддержку Франции и её экспедиционной армии. Но восстание было подавлено с исключительной жестокостью. И после проведения «объединения» (унии) ирландского и английского парламентов в 1801 г, Ирландия лишилась всех остатков своей автономии.

          Революция во Франции не могла не оказать влияние на развитие внутриполитических событий в странах континентальной Европы. В них, также как и во Франции, начались революционные движения. Раньше всего они вспыхнули в Бельгии, которая входили тогда в состав Габсбургской империи. Под влиянием французской революции усилилась резкая оппозиция курсу австрийского императора на централизацию монархии. Австрийские войска были изгнаны с территории Бельгии. После этого было образовано новое государство, под названием «Объединённые бельгийские штаты». В стране сразу же после этого разгорелась острая борьба между двумя лагерями: штатистами, выступающими за прежнюю раздробленность, сохранение власти провинциальных правительств, привилегий католической церкви и средневековой цеховой системы и городской буржуазией, выступавшей за централизацию страны и проведение буржуазных реформ. На протяжении нескольких лет между Австрией и Францией шла борьба за захват бельгийских территорий. В результате, в 1795 г. Бельгия была присоединена к Франции. Она лишилась суверенитета, её экономика была подчинена интересам французской буржуазии. Но тем не менее были упразднены феодальные отношения, проведена секуляризация части церковных владений и другие буржуазные преобразования. Во многом это способствовало тому, что в XIX в. Бельгия стала одной из передовых капиталистических стран Европы.

          Иначе проходили события в Голландии. К началу революции во Франции находилось около 5 тыс. революционно настроенных эмигрантов, которые покинули страну после победы «оранжистов» - сторонников Оранской династии. Революционная эмиграция всячески добивалась вмешательства Франции в голландские дела. В Париже был образован специальный комитет, а во времена якобинской диктатуры даже создан «Батавский легион». Несмотря на вступление французов в Голландию, здесь проводилась весьма осторожная политика. Ведь страна считалась одной из самых богатых в мире, а Амстердам называли «золотым мешком Европы». Собравшийся в Голландии Конвент провозгласил Создание Батавской республики, которая находилась в зависимости от Франции.

          Произошли изменения и в политической жизни Швейцарии. Она представляла собой конгломерат, в который входили тринадцать суверенных кантонов, а также вассальные территории и союзники. Власть в стране принадлежала «старым кантонам», которыми правил городской патрициат. Французская революция привела к тому, что в Швейцарии поднялось демократическое движение. Одним из его руководителей был известный педагог Песталоцци, придерживающийся позиции проведения радикальных общественных преобразований. В 1792 г. он получил  от Конвента гражданство Французской республики. После вступления французских войск в Швейцарию, была провозглашена Гельветическая республика. Принята новая конституция, которая содействовала ломке старых общественных отношений и возникновению новых буржуазных порядков.

          В числе стран, на которые французская революция оказала большое влияние, оказалась и Германия. Её горячо приветствовали известные деятели культуры - Гердер, Виланд, Клопшток, Шиллер. Двум последним, впоследствии было присвоено французское гражданство. Восторженно встретил революцию известный философ  Иммануил Кант. Он был убеждён, что «гражданский строй в каждом государстве должен быть республиканским».  В одной  из последних работ « Спор факультетов» Кант, отмечая, что «французская революция вызвала сочувствие, граничащее с энтузиазмом», писал: « Эти события слишком значительны слишком связаны с интересами человечества..., чтобы при случае не дать народам вспомнить и повторить этот опыт».[6]  Под  влиянием  идей  французской  революции  оказался  и

 И.Г. Фихте. Он писал, что «справедливый человек может считать своей родиной только французскую республику; только для неё он может жертвовать своими силами, с её победой связаны не только самые лучшие надежды человечества, ни и самоё его существование».[7]

 Передовые мыслители той эпохи, находясь  вдали от всех ужасов и той кровавой бойни, которую принесла народу Франции революция, воспринимали лишь те благородные идеи, которые ставили перед собой французские революционеры. Им казалось, что террор - лишь следствие ошибок, допущенных республиканцами. Но с восторгом встретили французскую революцию не все . Многие немецкие интеллигенты уже в годы французской республики увидели весь тот ужас, в который была ввергнута Франция после революции. А поэтому после свержения монархии и казни короля Людовика 16 большая часть немецких писателей и ученых стали открыто высказываться против идей французской революции. Буржуазия в Германии была слишком слаба экономически и слишком мало развита политически для того, чтобы преодолеть раздробленность своей страны и занять главенствующее положение в обществе.

          В некоторых немецких государствах,  расположенных на Рейне, в Саксонии происходили крестьянские волнения, в прусской Силезии восстали ткачи. Большие массы людей верили в победу идей французской революции. Один из участников крестьянского восстания на допросе сказал: «В Саксонии все должно быть как во Франции, и мы хорошо знаем из газет и из других листов, что всё там обстоит хорошо». Однако все эти выступления носили разрозненный характер и были подавлены. Лишь на границе с Францией , на Рейне, революционные выступления приняли массовый характер. Здесь, на левом берегу Рейна, было расположено множество мелких немецких государств и вольных городов. Французские события оказали большое влияние на общественно-политическую ситуацию в этих районах. Значительная часть интеллигенции выражала симпатии революции. Особенно активно выступали студенты и преподаватели Майнцского университета. Библиотекарь университета, Георг Форстер  был одним из предводителей революционного движения в Германии, выступая за решительные революционные преобразования в стране говорил: «Мы ответим перед небом и землей, если упустим возможность установить у себя новый строй.... Майнцские революционеры несколько лет вели активную борьбу за осуществление демократии, ими был даже создан проект Рейнской республики по примеру Батавской.

          Но эти планам не суждено было сбыться, так как впоследствии территория была в результате войны присоединена к Франции и разделена на 4 департамента. Уже к концу 90-х гг. французское господство стало вызывать большое недовольство среди населения Рейнской области. Но тем не менее оно имело прогрессивное значение, так как были упразднены права феодалов и церковная десятина, которая должна была проводиться на основе выкупа. Правда выкупа никто не получил, так как церковные и светские владельцы бежали за границу. Все эти годы на территории Рейнской области применялось более совершенное по сравнению с немецким французское законодательство и судопроизводство. Всё это содействовало тому, что впоследствии Рейнская область стала наиболее экономически развитой частью Германии.

          Все эти годы политика Австрии отличалась крайне реакционным курсом. Правительство отказывалось проводить какие бы то ни было реформы. А после заключения мира с Турцией в 1891 г. все внимание во внешней политики сосредоточилось на войне с Францией. Особую тревогу Австрии среди своих внутренних территорий вызывало положение в Венгрии. В одном из полицейских донесений говорилось: « Надо быть готовым к тому, что в Венгрии вспыхнет такая же революция, как во Франции». Это проявлялось в активных антиавстрийских действиях венгерского сейма и крестьянских волнениях. В Венгрии возникли возникла революционные организации «Общество реформаторов» и «Общество свободы и равенства», представители которых находились под большим влиянием французской революции. Они пропагандировали идеи революции, ими были переведены работы французских революционеров , выступления якобинских ораторов в Конвенте и т.п. Члены общества «Свобода» требовали независимости Венгрии и добивались освобождения крестьян. Австрийское правительство жестоко расправилось с революционерами, обезглавив руководителей.

          В Италии идеи французской революции также нашли немало последователей. Среди них Филипп Буонарроти, который переселился в годы революции во Францию, был убеждённым сторонником Робеспьера, а впоследствии одним из руководителей бабувистского движения. Он был близко связан со многими деятелями итальянской демократии, которые расчитывали на поддержку Франции в деле восстановления единства Италии. Однако несмотря на то, что в результате итальянского похода Бонапарта произошли серьезные территориальные и политические изменения, ни директория, ни Бонапарт не поддержали стремление итальянских демократов к созданию единой Итальянской республики. Французская интервенция носила захватнический характер. Всё это привело к созданию тайного революционного общества в Пьемонте, направленного как против монархии, так и против французов. Восстание, организованное этим обществом было жестоко подавлено французскими войсками. «Я раскрыл существование анархического заговора, аналогично заговору Бабёфа во Франции»,- сообщил Директории генерал Груши, командующий войсками.[8] В результате, когда была образована вторая антифранцузская коалиция, французская армия не могла уже опереться на итальянский народ. После ухода французов из Неаполя и Рима, там были восстановлены старые порядки.

          Так от страны к стране переносились идеи и завоевания революции.

          3. Итоги революции.                       

           Французская революция, несомненно повлияла на умы и события других европейских государств. Но в чём же её основные результаты и заслуги? Что дала она Франции, пройдя через строй Директории и военное правление Бонапарта? Нужна ли была революция, если впоследствии на престол вернулись Бурбоны? Многие задают эти вопросы. Но не случайно Французскую революцию называют Великой. В этом эпитете признание заслуг.

          Действительно,  революция привела к большим политическим , экономическим и воспитательным преобразованиям как в стране так и в Европе.  Именно экономический подъём во Франции позволил ей вынести более 20 лет войн. Это войны, которые вела республика, а затем Наполеоновские войны.  Уже через четыре года революции Франция преобразилась. По образному высказыванию П.А. Кропоткина, «крестьянин в первый раз за последние несколько лет наконец наедался досыта и разогнул свою спину».[9] Франция сделалась страной зажиточных крестьян, с высокой производительностью труда. Нация обновилась. Это выразилось и в увлеченности политическими делами и в независимости суждений. Потому в периоды после революции страна смогла сохранить земли, отнятые у дворян и церкви, удержать свободы, отвоёванные у монархии. Даже после прихода к власти Бурбонов старый порядок не был восстановлен.  

Что же получил французский народ, что дала революция:

          -Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. В результате появилась современная индивидуализированная частная собственность.

- Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех  граждан. Это способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству из разных слоев. Принятая Конвентом Декларация прав  человека и гражданина,  гарантировала свободу,  равенство, безопасность и право собственности.  Все  это  способствовало расширению гражданских  прав  во  всех  европейских странах,  введению конституций там, где их раньше не было.

- Она породила парламентскую республику и реализовала работу выборных органов. Это были: Национальное учредительное собрание (1789 - 1791 гг.),  Законодательное собрание (1791 - 1792 гг.), Конвент (1792 - 1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на дальнейшие откаты.

- Новое государство, родившееся в ходе революции обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан, оно получило большую возможность для обеспечения стабильности, равенства возможностей,  социального порядка и выступало гарантом равных прав для всех граждан,  контролируя социально значимые области (такие как образование, финансы и т.д.). Оно выступало гарантом равных прав всех граждан.

 

Конечно, результаты Французской революции нельзя ограничить только тем, что она дала Франции. Они состоят в основных началах политической жизни завещанных всему XIX в.  В ее заветах будущему, для всех стран цивилизованного мира. Считается, что реформа - это неизбежно компромисс с прошлым, тогда как революция обязательно содержит в себе задатки будущего. И всё, что ей не удалось провести в жизнь, все великие идеи, которых революция не сумела осуществить или удержать, это становится содержанием периода медленного развития, эволюции, следующей за революцией.

          Действительно, столетие,  протекшее  со  времени Французской революции, характеризуется в Европе двумя крупнейшими завоеваниями: уничтожением крепостного права и его пережитков и ограничением самодержавной королевской власти. За это столетие создавалась личная политическая свобода,  о которой ни крепостные, ни подданные абсолютного короля даже не смели мечтать в XVIII в. Свершившись во Франции во время революции, эти завоевания составили,  как отмечают многие историки того времени,  сущность прогрессивной работы XIX в.,  и медленно распространялись из Франции на всю остальную континентальную Европу. Начатое французскими крестьянами дело освобождения от крепостной зависимости продолжалось армиями санкюлотов в Савойе, в Испании, в Италии, в Швейцарии, в Германии и в Австрии. В Германии крепостное право продержалось до 1848 г. в России до 1864 г., война 1878 г. положила ему конец на Балканском полуострове, в США рабство было уничтожено в 1863 г. Ограничение абсолютной монархии постепенно также обошло всю Европу. И теперь в сводах законов  всех Европейских государств мы находим народное представительство.


 


 

      

ГЛАВА II

*Россия под знаком Великой французской революции*

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.