рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Установление фашистской диктатуры

Превращение рейхстага в бесправное, марионеточное учреждение, так как его новый состав формировался ис­ключительно на партийной основе, ликвидация органов ме­стного самоуправления были тесно связаны с общей бюро­кратизацией государственного аппарата. Проводились чи­стки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц "неарийского происхождения", запрещались браки чи­новников с "неарийками" и пр.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в зада­чу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными пол­номочиями.

Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, админи­страция которых продолжала существовать и играть боль­шую роль в проведении в жизнь нацистских планов.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры ста­ли органы, осуществляющие широкомасштабную идеологи­ческую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и про­паганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении ми­нистерства общественного просвещения и пропаганды была "имперская палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно од­нородного общества в расовом и мировоззренческом пла­не", на превращение литературы и искусства "в боевое ору­жие партии". При этом специальный надзор устанавливал­ся "за духовным и мировоззренческим обучением и воспи­танием партийных кадров", с этой целью в 1934 г. было соз­дано даже специальное государственное ведомство. Из ака­демии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культу­ры, а также "расово недостойные" лица, получившие впо­следствии название "недочеловеков". Одной из первых ак­ций "имперской палаты культуры" была реорганизация не­мецкой академии литературы с повальной проверкой ее членов, когда каждый член академии должен был дать от­вет на вопрос, намерен ли он "участвовать в решении культурных национальных задач". Все члены академии должны были также заполнить специальную анкету, как профес­сиональные чиновники, в которой одно из требований заключалось в предоставлении доказательств "арийского происхождения". В мае 1933 г. была проведена публичная ак­ция сожжения книг противников национал-социализма и "расово чуждых" авторов.

Особое внимание уделялось обработке в духе милита­ризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умо­настроением которой осуществлялся фашистскими молодеж­ными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Ли­дер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером мо­лодежи Германского рейха" и нес персональную ответст­венность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцле­ром. После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных ор­ганизациях стало обязательным. Эти организации включа­лись в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельно­сти страны.

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — "служ­ба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отря­дов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разо­рившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.

Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отво­дилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные мото­ризованные пропагандистские отряды. К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превра­щены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять "внутренних врагов".

В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, пред­ставителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхуш­ку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "спе­циальные отряды", созданные для выполнения особых за­дач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляю­щих разнообразную деятельность по подавлению против­ников фашистского режима.

Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фашистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиа­лов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. человек. В одном только Освенциме, построенном в 1939 г., было ис­треблено около 4 млн. человек из многих стран. Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие технические средства, дающие им возможность безграничного уничтожения лю­дей. Они использовали геноцид, освященный их оккультной верой в свое расовое и духовное превосходство над людьми, как средство достижения своих политических целей, дос­тижения мирового господства.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная госу­дарственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объ­единена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безо­пасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жан­дармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фли­ком планировал осуществление террористических акций, как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постанов­ление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечитель­ских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс. нем­цев. Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий), проведе­но вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.

Значительным изменениям подверглась и судебная сис­тема Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав не­мецких граждан. Обвинение в государственной измене сле­довало за любой вид оппозиционной режиму деятельно­сти. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с про­тивниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый На­родный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предваритель­ного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжа­лованию, защитников обвиняемому назначал сам трибу­нал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В по­следние месяцы перед поражением Германии военно-по­левые суды были заменены военными трибуналами, в ко­торых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подоз­реваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

Государственное регулирование экономики в фашистской Германии. Агрессивные цели установления мирово­го господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государст­ва в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на ко­торый возлагалась обязанность определять общие направ­ления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середи­ны 40-х гг.

Закон "О подготовке органического построения народ­ного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацист­ские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышлен­ности (как и в других сферах экономики), предписывал об­разование хозяйственных объединений, которые станови­лись единственными представителями соответствующих от­раслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Па­раллельно создавалась территориальная структура управ­ления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — пред­ставителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.

С 1935 года началась массированная милитаризация не­мецкой экономики, что выражалось не только в росте про­изводства вооружения, но и в подчинении многих промыш­ленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводи­лись и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был уч­режден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной эко­номике.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению че­тырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централи­зованное планирование затрагивало распределение ресур­сов, ограничивало предпринимательскую свободу и образо­вание новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское Министер­ство вооружения и боеприпасов, которое формировало при­менительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое ми­нистерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно по­глотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производ­ства проходило за счет колоссального роста государствен­ного долга, увеличения налогов, сокращения народного по­требления.

Милитаризация промышленности, всестороннее вмеша­тельство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса на основе гитле­ровского понимания индивидуальной свободы, которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие "субъективные права", которые они хотели или вообще отменить, или заменить понятием "субъективные права члена НСРПГ". Предлагалось убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его по­нятием "партийный статус лица".

Основополагающим принципом проекта нового граж­данского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право — это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственно­стью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и пар­тийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обще­ствах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что прав­ление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим — политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, офици­ально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кас­сы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы, а предприниматели объявлялись "вождями" предприятий. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определе­ния условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринима­телями и рабочими отводилась фашистскому Министерст­ву труда. Для отдельных экономических районов это ми­нистерство назначало из крупных предпринимателей "опе­кунов труда".

В 1934 году был введен порядок принудительного набо­ра рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если это­го требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по моби­лизации рабочей силы принудительный труд был распро­странен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной эко­номики и снабжения населения.

Армия. Нацистская верхушка поставила своей целью создание самой сильной армии в мире. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 45 лет. Срок службы был определен сначала в 1 год, затем в 2 года. Версальский договор был попран, а вместе с тем сняты все препоны для роста вермахта, солдаты кото­рого воспитывались в духе неприкрытого антикоммунизма, презрения к другим народам, поклонения силе.

Еще в 1934 г. вместе с полномочиями президента к Гитлеру перешли полномочия главнокомандующего Гер­манской империи, которые непосредственно осуществлял военный министр (министр рейхсвера, а с 1935 г. — ми­нистр вермахта). Гитлер ввел клятву верности каждого солдата и офицера вермахта в личной верности ему и го­товности пожертвовать собой ради безусловного ее соблюдения. В 1934 г. эта клятва была введена для всех государ­ственных служащих. Военно-политическому управлению министерства принадлежали командно-координационные функции в отношении штабов различных войск: сухопут­ных, воздушных, морских.

В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное мини­стерство как промежуточную инстанцию между ним и ар­мией, превратив его из военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКВ), центральным органом которого стал штаб опера­тивного руководства.

Верховному главнокомандующему непосредственно под­чинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздуш­ных и военно-морских сил со своими генеральными штаба­ми. Особую роль в системе военных органов играл Гене­ральный штаб сухопутных войск (ОКХ), численно превос­ходящий ОКВ, что объяснялось огромным значением имен­но сухопутных войск во второй мировой войне. После пер­вого крупного поражения гитлеровских войск под Москвой в ноябре 1941 г. Гитлер взял на себя командование сухопут­ными войсками с их генеральным штабом. С 1939 г. вновь созданный Совет министров по вопросам обороны империи стал назначать во все военные округа "уполномоченных по национальной обороне", которые должны были для успеш­ного решения задач "обороны" координировать работу всех военных и гражданских учреждений.

Гитлер создал также мощный разведывательный ап­парат секретной службы рейха, главным объектом деятель­ности которого сразу же после прихода нацистов к власти стал Советский Союз. Разведывательные центры, работав­шие против СССР, были организованы при германском по­сольстве в Москве, при Кенигсбергском университете, круп­ных монополиях и др. В 1941 г. был сформирован особый штаб руководства разведывательной и диверсионной рабо­той в СССР. В его ведении находилось 60 школ, в которых проводилась подготовка агентуры для разведывательной и диверсионной деятельности. Общее руководство военной разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью находилось в руках Управления разведкой (абвер). Разве­дывательную и подрывную деятельность против СССР вел и Отдел иностранных армий Востока, созданный при гене­ральном штабе сухопутных сил.

Гитлеровская армия с момента своего создания стала важным элементом аппарата подавления противников фа­шизма. Еще в 1936 г. на основании специального приказа Гитлера "О применении армией оружия" было разрешено использовать ее для подавления "внутренних беспорядков". Войска СС осуществляли политику террора, устанавливали фашистский "новый порядок" путем массовых убийств, каз­ней на оккупированных территориях в тесном взаимодей­ствии с действующей армией.

В марте 1938 г. к Германии было присоединено неза­висимое государство Австрия. Следующей жертвой фаши­стской агрессии стала Чехословакия. В результате Мюн­хенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Анг­лией, Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей территории, присое­диненной к рейху. Это был разгром независимого государст­ва без военных действий, за которым последовала в 1939 г. и военная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеров­цами была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие вой­ска заняли Париж, затем последовали новые победы аг­рессора.

К моменту нападения на СССР Германия контролиро­вала обширные территории Центральной и Восточной, боль­шую часть Западной и Северной Европы. В ее руках нахо­дилось побережье Балтийского моря, значительная часть Франции. Мощная военно-экономическая база оккупирован­ных государств была поставлена на службу гитлеровской Германии, целью которой была провозглашена "защита ци­вилизации от угрозы большевизма", а фактически — унич­тожение СССР.

Против Советского государства фашистская Германия вместе со своими союзниками и сателлитами выставила 5-миллионную армию (немецких, итальянских, румынских и других войск), на вооружении которой было 3500 танков, 4900 самолетов и пр.

В ходе второй мировой войны, в которой участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали ин­валидами. Главную же тяжесть войны вынес на своих пле­чах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Великую Отечественную войну, стоившую (по неуточненным данным) 30 млн. жизней его граждан. Советскому Союзу принадле­жит решающая роль в разгроме фашистской военной ма­шины, а вместе с ней одного из самых реакционных и аг­рессивных, претендующих на мировое господство государств в человеческой истории.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.    К.И. БАТЫР “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА”, БЫЛИНА, 96

2.    О.А ЖИДКОВ,  Н.А. КРАШЕНИННИКОВА, “ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА”, М, 2 ЧАСТЬ, 98

3.    ЧЕРНИЛОВСКИЙ З.М., САДИКОВ В.Н.,. “ХРЕСТОМАТИЯ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ГОС-ВА И ПРАВА”,М ,98.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.