Реферат: Торговля и купечество в России XVI века
Реферат: Торговля и купечество в России XVI века
Санкт-Петербургский
государственный
архитектурно-строительный
университет
Кафедра экономической
истории
Реферат
Торговля и купечество в России
XVI века
Шульгиной Анны
Михайловны
Лебедевой Екатерины
Александровны
Группа 1-М-I
Санкт-Петербург
1998
1. История возникновения купечества............................................................................. 3
2. Краткая характеристика эпохи....................................................................................... 4
3. Центры торговли в 16 веке................................................................................................ 5
3.1. Города.............................................................................................................................. 5
3.2. Развитие торговых сел.................................................................................................. 7
4. Внутренняя торговля......................................................................................................... 8
4.1. Внутренний рынок......................................................................................................... 8
4.2. Деньги............................................................................................................................. 10
4.3. Ярмарки......................................................................................................................... 10
4.4. Портрет российского купца....................................................................................... 11
5. Внешняя торговля с Западом........................................................................................ 12
5.1. Ввоз товаров................................................................................................................. 12
5.2. Вывоз товаров.............................................................................................................. 13
5.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 14
6. Торговля с Востоком....................................................................................................... 15
6.1. Экспорт из России....................................................................................................... 15
6.2. Импорт в Россию......................................................................................................... 15
6.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 16
7. Торговые пути.................................................................................................................... 17
8. Заключение........................................................................................................................ 21
Литература.............................................................................................................................. 21
Купечество - особый
социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной
собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного
потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е.
выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между
производителями различных видов товаров).
Кратко состояние торговли в России 16 века
Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля
сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в
слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из
Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили
в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в
Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских.
Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские
купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новегороде; азиатские и
турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась
тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы
обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для
себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных."
Торговые посредники
появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым
элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе,
развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе
развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе
выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом
- мелкие торговцы.
В Древней Руси
употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся
торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и
странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание
о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных
экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста
купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в
Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и
численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных
групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде,
Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов
происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских
земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии
местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением.
16 век - период демографического
и хозяйственного подъема, выразившегося в росте народонаселения, увеличении
массы драгоценного металла на денежном рынке (благодаря все возраставшему
притоку золота и серебра из испанских владений в Америке и улучшению технологии
добычи серебра в Германии), расширении международной торговли, росте
продуктивности сельского хозяйства, расширении промышленности, улучшении
условий жизни основной массы населения.
Эта эпоха стала важным
переломным этапом и в истории России. Завершается процесс складывания единого
государства, перешагнувшего рамки Великого княжества Московского. За время
княжения Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) страна увеличилась в 6 раз, превзойдя
территорию Франции примерно в 5 раз, численность населения выросла с 2-3 до
7 млн.
Основным занятием трудового
населения России 16 - первой половины 17 века было сельское
хозяйство. Важнейшую роль в сельскохозяйственном производстве играло
скотоводство. Продукты животноводства занимали второе после хлеба место среди
товаров, поступавших на внутренний рынок страны. Из промыслов, тесно связанных
с крестьянским хозяйством, большую роль играли бортничество, рыболовство и
охота. Промыслом, требовавшим значительного уровня развития техники, была
солеваренная промышленность.
В 16 - первой половине
17 века в России развивались многие ремесла: черная и
цветная металлургия, деревообработка, производство машин, механизмов и средств
передвижения, строительство, текстильное, кожевенное, гончарное и стекольное
производства, обработка кости, химические и художественные промыслы, ювелирное
дело. Со второй половины 16 века начинается книгопечатание, производятся первые
опыты по производству бумаги.
Успехи в ремесленном
производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов,
способствовали прогрессу техники и росту производительности труда в сельском
хозяйстве.
В основе производственных
отношений в русской деревне лежала феодальная собственность на землю.
Различались земли частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и
черносошные. Класс феодалов состоял из двух основных сословий:
светских и духовных землевладельцев. Законодательное установление крестьянской
крепости в 90-х годах 16 века способствовало сближению всех категорий
феодального землевладения, ибо оно усилило и юридически оформило неполную
собственность землевладельца на личность непосредственного производителя, а
следовательно, увеличило его права собственности и на крестьянские земли.
Развитие феодализма вглубь, усиление внеэкономического принуждения крестьян
привело к ограничению их прав личности и к постоянно возраставшему подчинению
феодалу вплоть до временного (с 1581 г.), а затем и бессрочного запрещения
крестьянского выхода.
Однако, на фоне углубления
феодализма, с конца 15 и особенно в 16 веке Россия все более широко вовлекается
в орбиту общеевропейской политики и торговли.
3. Центры торговли в 16 веке
Постоянно углублявшийся
процесс отделения ремесла от сельского хозяйства обусловил в 16 - первой
половине 17 века рост и развитие городов. Города являлись центрами ремесленной,
торговой и административной деятельности значительных по радиусу
районов. Для 16 века выявлено 210 названий городских ремесел (в Новгороде -
293). В составе городских ремесленников преобладали те, кто занимался
изготовлением съестных припасов (34 специальности), далее - приготовлявшие
предметы домашнего обихода (25 специальностей) и затем - ремесленники всех
других 119 специальностей. Среди последних важнейшими были профессии, связанные
с металлообработкой.
Ремесленники Москвы и
других крупных городских центров 16 века работали не только по заказу, но и на
рынок, Они изготовляли свои произведения на дому, а затем приносили для продажи
сидевшим в рядах торговцам. В городах торговля производилась местными жителями
в лавках, а приезжими торговцами - в гостиных дворах, которые имелись во всяком
более или менее значительном городе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне
торговали на площади, обычно один-два раза в неделю.
Лавки в подавляющей своей
массе принадлежали постоянным жителям города и распределялись между посадскими,
ратными людьми и людьми, зависимыми от детей боярских и духовенства,
пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В 16 веке
одно лицо чаще всего владело тремя лавками, в Пскове и Казани отдельные лица
имели по 10 и более лавок. Лавки были небольшими по размеру, располагались
рядами.
В межобластной торговле
большую роль играли привилегированные торговцы - гости, а также монастырские
купчины из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева монастырей, ведших
крупную торговлю солью и хлебом. С ростом экономического влияния
торгово-посадских кругов торговые привилегии монастырей постепенно начинают
сужаться.
Крупные торговые люди,
гости принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в
торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными
великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились крупными
землевладельцами, занимали видное место в правительственном аппарате.
В 16 веке центром торговли
в Москве стал Китай-город. Вместе с тем еще во второй половине 16 века торговля
по традиции велась также в Кремле. Бывали торги и в других частях города.
Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: "Гостиный
двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною,
прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и
европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на
Москве-реке, в лавках и шалашах."
Во второй половине 16 века
купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено
в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из
этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством
для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети 16 века эти
купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации - гостей,
торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце
16 века - 250 человек). Особое положение по своему экономическому могуществу
занимали торговые люди Строгановы. Дворы в городах имели и "торговые
иноземцы" (иностранные купцы). Наиболее ранний перечень гостей как
представителей особой сословной прослойки дан в акте земского собора 1566 года,
который называет 12 гостей. В 1650 году их стало вдвое больше - 24. С конца 16
века чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой.
Крупное купечество
сосредотачивалось в Москве. После московского пожара 1571 года правительство
свело всех "лучших людей" других городов в Москву, обескровив
провинциальные посады. В конце 16-17 веков купечество превратилось в сословную
группу, сочетавшую занятие торговлей с выполнением функции налоговых сборщиков на
условиях откупа. Связь с государственным аппаратом способствовала обогащению
одних и экономическому упадку и разорению других, ибо откупщики несли
материальную ответственность за сбор установленной суммы налогов. Имущественная
дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем
сильнее, чем выше было сословное положение и состоятельность группы в целом.
Тяглое население большого
города делилось на сотни (иногда полусотни) и слободы. Часто сотни были не
только территориально - административными единицами, но и
организациями, объединявшими близкие по характеру деятельности группы
ремесленников и торговцев.
Москва была главным центром
не только внутрирусского рынка, но и обмена с иностранцами. Царя не без
основания называли первым купцом страны. Царская казна заключала сделки с
иностранными купцами на большие суммы денег и имела право отбора лучших
товаров. В Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие значительными
капиталами. Наконец, в Москве были более, чем в других местах, обострены классовые
и социальные противоречия, что нашло, в частности, выражение в московском
восстании 1648 года.
3.2. Развитие
торговых сел
Причиной появления
торгово-ремесленных поселений, как и развития городов, было усилившееся
отделение ремесла и торговли от сельского хозяйства. На базе промыслов возникли
Соль Каменская, бывшая в 16 веке пригородом Чердыни, Новая Русса, носившая
первоначально название Новой Соли, Устюжна Железнопольская и др. Развитие
ремесла в подмонастырских поселениях привело к образованию Тихвинского Посада,
посада около Псково - Печерского монастыря, способствовало
торгово-промышленному росту с. Клементьева под Троице-Сергиевым монастырем
и т.д. На посадах и в ремесленных селах стали проводиться торги, обычно раз в
неделю.
Важным показателем развития
ремесла и внутренней торговли в 16 - первой половине 17 века был рост
ремесленных сел, сельских торжков, рядков и ярмарок. В качестве мотива открытия
в селе торга обычно указывалось на отдаленность села от города и торгов. Возникновение
торговых сел уменьшало пространственный разрыв между городами как центрами
торговли и способствовало образованию предпосылок всероссийского рынка.
В больших торговых селах
наблюдается наличие нескольких, а иногда и многих ремесленных специальностей,
Продукция сельских ремесленников, как и городских, приобретает частично
товарный характер. Доходы таможни в торгово-промышленных селах колебались от 38
до 150 рублей в год, что было намного меньше доходов городских таможен.
4. Внутренняя торговля
4.1. Внутренний рынок
Процесс производства и
углубление общественного разделения труда привели на рубеже 15-16 веков к
усилению развития товарно-денежных отношений. Увеличение товарности сельского
хозяйства в известной мере стимулировалось и ростом денежных налогов, ради
уплаты которых крестьянам приходилось продавать не только излишки, но и часть
необходимого продукта. Рост налогов уже в конце 40-х годов 16 века привел к
резкому увеличению количества товарного хлеба, что вызвало бурное оживление
местных рынков. Вся выгода от высоких хлебных цен доставалось не крестьянству в
целом, а лишь небольшой его зажиточной верхушке, имевшей хлебные запасы и
деньги для скупки хлеба по дешевым ценам в урожайные годы. Производство
товарного хлеба в России 16 века было настолько ограниченным, что зерно почти
не поступало на внешний рынок.
Из городского купечества в
16 веке выделились скупщики сельскохозяйственных продуктов, приобретавшие товар
у крестьян мелкими партиями. Так, скупка льна для продажи за границу
производилась пудами, полупудами.
Продажа продуктов
животноводства осуществлялась по преимуществу крестьянами, И в этой сфере
действовали скупщики, без участия которых было бы невозможно осуществлять сбыт
продуктов животноводства иностранным купцам. Очень важную роль в развитии
внутреннего рынка играла торговля солью, рыбой, медом. Наиболее крупными
продавцами соли в 16 веке являлись монастыри, имевшие жалованные грамоты на
беспошлинный провоз и продажу соли. Торговали солью и представители других
категорий населения. Крупная торговля солью способствовала установлению связей
между отдаленными рынками и процессу образования всероссийского рынка.
В 16 - первой
половине 17 века происходит постепенное увеличение объема ремесленной
продукции, предназначавшейся для вольного сбыта, возрастает роль скупщика.
Некоторые ремесленники выступают одновременно и в роли продавцов своих изделий.
Характерным является сочетание работы на заказ с работой на рынок.
Показателем интенсивного
развития мелкого товарного производства и торговли в городах служит рост
количества торговых помещений, из которых местами крупной торговли являлись
чаще всего лавки, местами мелочной торговли - скамьи, шалаша и т.п. Хотя
"свод" богатейших торговых людей в Москву в 70-х годах 16 века нанес
урон развитию местной торговли, он все же не прервал этот процесс в целом.
Политические потрясения, которые испытал в 16 веке Новгород, также не смогли
приостановить расширения в нем торговой деятельности посадских людей. Число
лавок в Новгороде увеличилось с 700 в начале 16 века до 850 на рубеже
16 - 17 веков. В Пскове, по данным 80-х годов 16 века, было около
1250 лавок, амбаров и т.п. помещений. В Москве только в Китай-городе
насчитывалось 1368 торговых мест. В тот же период их было в Нижнем Новгороде
574, в Туле - 386, в Суздале - 236.
Общий подъем внутренней
торговли в 16 веке нашел отражение в росте цен и увеличении доходов таможен. За
16 век цены на сельскохозяйственные продукты возросли в 3-4 раза, на изделия
ремесла - вдвое. Обороты внутренней торговли на городских рынках росли, доходы
таможен увеличивались. Так, доход нижегородской таможни вырос с 12183 рублей в
1615 году до 33335 рублей в 1645 году, т.е. почти втрое за 30 лет.
Однако развитие внутренней
торговли замедлялось воздействием феодальных отношений, недостаточно был развит
кредит. Ссуды давались под большие проценты (обычно 20 %). Торговые
операции и проезд облагались многочисленными пошлинами. Все торговцы делились
на местных, иногородних и "иноземцев", под которыми в таможенных
грамотах подразумевались жители не Московской, а других русских земель и
зарубежья. В наименьшем размере пошлины взимались с местных, в наибольшем - с
"иноземцев".
В России ходили серебряные
и медные деньги: московские, тверские, псковские, новгородские; серебряных
считалось 200 в рубле (который стоил два червонца), а медных пул 1200 в
гривне. Новгородские деньги имели почти двойную цену: их было только 140 в
рубле. На сих монетах изображался Великий князь, сидящий в кресле, и другой
человек, склоняющий перед ним голову; на псковских бык в венце; на московских старых
св. Георгий, или всадник, и цветок, а новые, ценою в половину менее
старых, представляли одну надпись. Золотые деньги ходили только иностранные:
венгерские червонцы, римские гульдены и ливонские монеты, коих цена
переменялась. Всякий серебряник бил и выпускал монету: правительство наблюдало,
чтобы сии денежники не обманывали в весе и чистоте металла. Государь не
запрещал вывозить монету из России, однако ж хотел, чтобы мы единственно
менялись товарами с иноземцами, а не покупали их на деньги. - Вместо нынешнего ста,
обыкновенным торговым счетом было сорок и девяносто; говорили: сорок,
два сорока, или девяносто, два девяноста, и проч.
Отдельные ярмарки
существовали в России уже в 16 веке. В отдельных городах и при крупных
монастырях происходят ярмарки, приуроченные к дням местных праздников. Так
возникали общерусские связи, ведшие к складыванию общерусского рынка.
На небольших местных
рынках, изобиловавших предметами мелкого производства, господствовали
ремесленники и торговцы. Степень специализации в отдельных ремеслах была
довольно высокой: так, среди ремесленников, изготовлявших обувь, известны
голеньщики, каблучники, подошвенники и т.д. Мастера, производившие промышленные
полуфабрикаты, постепенно превращались в мелких товаропроизводителей.
Страницы: 1, 2
|