рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Становление и развитие системы управления Военно-Морским флотом в Петровский период Российской истории

Реферат: Становление и развитие системы управления Военно-Морским флотом в Петровский период Российской истории

ВОЕННО - МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени  Адмирала  Флота  Советского Союза

КАФЕДРА ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


КУРСОВАЯ   РАБОТА

По дисциплине: «Социологические и психолого–педагогические аспекты военного управления».

ТЕМА: Становление и развитие системы управления Военно-Морским флотом в Петровский период Российской истории.

Вопросы:

1.       Принципы формирования и деятельности, организационная структура Адмиралтейств-коллегий как органа управления Военно-Морским флотом

2.       Организация подготовки и прохождения службы офицеров ВМФ Петровского периода.


Выполнил:

Слушатель группы 111 ОЗО

Кап.2 ранга Земский Ю.С.

Проверил:

                                         Доцент кафедры

военно-гуманитарных наук

                                             Ерёменко

  г.Санкт - Петербург

2002 год


ОГЛАВЛЕНИЕ:


Стр.

Введение

1. Принципы формирования и деятельности, организационная

структура Адмиралтейств-коллегий как органа управления

Военно-Морским флотом


2. Организация подготовки и прохождения службы офицеров

Военно-Морского флота  Петровского  периода


Заключение


Введение.

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе Российского флота  - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

            Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Как говорилось выше, невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около полутора лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ, а особенно – в армии и на флоте.

Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, в том числе и военного, формируется регулярная армия, возникает военный флот, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика.

Если сравнивать положение внутри государства в конце XVII – начале XVIII в.в. и положение в государстве в наши дни, то не найдем ли мы сходства, не заметим ли общности проблем и сложностей в развитии экономики, финансов системе образования, культуры ...

К концу ХVII в Россия отставала от Европы по всем параметрам по меньшей мере на 200 лет. За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь, экономических и людских ресурсов.

Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений о Петре, его делах, поступках. И все авторы неизменно признают Петра великим .

О мощный властелин судьбы !

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной ,

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин.


1. Принципы формирования и деятельности, организационная структура Адмиралтейств-коллегий как органа управления Военно-Морским флотом

Прежде всего, ещё раз необходимо отметить, что Петр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него пер­вейшим долгом после создания армии, естественным про­должением   дела,   некогда   начатого  его  отцом,   царем Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове, на Оке был спущен на воду первый русский корабль «Орел».

            Строительство, содержание и использование военно-морских сил было всегда весьма сложным и дорогостоя­щим общегосударственным делом, которое, применитель­но к России конца XVII — начала XVIII века, можно сравнить, без особой натяжки, с современными космическими программами. Мало было построить или купить стоивший целое состояние корабль, нужно было иметь разветвленную   инфраструктуру,   обеспечивавшую   флот  всем необходимым, начиная с гвоздей и кончая опытными флотоводцами.   Бесчисленный   ряд  заводов - лесопиль­ных, парусных, канатных,  металлургических и  иных работали на нужды флота. Гавани и портовые сооружения, учебные заведения, цейхгаузы и, наконец, мощная кораблестроительная промышленность- всё это только и могло по настоящему вдохнуть жизнь в понятие «военно-морской флот»

До начала XVIII века Россия не имела учреждения, ведавшего делами военно-морского флота. Во время строительства Азовского флота надзор за верфями и общее управление строительством осуществлял окольничий А.П. Протасьев. Он же ведал Владимирским судным приказом. В инструкции «партикулярному адмиралтейцу» перечислялись обязанности окольничего: «адмиралтейцу непосредственно о своём деле радеть, также над кумпаниями смотреть и понуждать, спрашивать временем и досматривать, чтобы какой лености не было и в начатом предприятии препятствия от того дела не учинилось».

11 (21) декабря 1698 г. был учреждён Приказ воинского морского флота (Воинский морской приказ) во главе с боярином Ф.А. Головиным, который вскоре получил чин адмирала. Головин обладал выдающимися административными способностями и был одним из доверенных лиц Петра 1, он курировал русских волонтёров, отправленных на учёбу в иностранные флоты и занимался наймом иностранных моряков на русскую службу.

Почти в то же время на морскую службу был определён другой блестящий администратор эпохи Петра 1 – Ф.М. Апраксин., возглавивший вновь созданный Приказ адмиралтейских дел (Адмиралтейский приказ). В 1708 г., после смерти Ф.А. Головина, Ф.М. Апраксин, пожалованный высшим морским чином генерал-адмирала, стал распоряжаться всеми делами, которые относились к управлению флотом.

Первоначально, центральные флотские учреждения, как и другие государственные органы, размещались в Москве. С началом строительства Санкт-Петербурга и флота на Балтике они стали переводиться в новую столицу.

            Между тем число управленческих функций росло, а вместе с ними – и число центральных учреждений, но постройкой боевых кораблей, к сожалению, в начале  ведали лица, не имевшие отношения к флоту, к их числу относился и А. Меншиков. Руководство флотом было распылено, и это отрицательно сказывалось на укреплении обороны страны с моря.

            С 1712 г. управление делами по личному составу флота (за исключением адмиралтейских служащих) перешло в ведение Воинской морского флота канцелярии, начальником которой был назначен комиссар И. Гормасов. Адмиралтейский приказ был переименован в Московскую адмиралтейскую канцелярию, в компетенции которой оставались хозяйственная и финансовая части морского ведомства.

             2 (23) января 1715 г. генерал-майор Г.П. Чернышев именным повелением Петра I был назначен обер-штер-кригскомиссаром флота и возглавил Морской комиссариат. В кругу его ведения находились доходы адмиралтейства, раздача жалованья и провианта флотским чинам, отпуск денег на нужды кораблестроения и закупки кора­бельных припасов. Кроме того, он ведал производством суда над морскими чинами (кроме адмиралтейских служащих) Почти одновременно были учреж­дены конторы и канцелярии: Экипажеская, Провиантская, Мундирная, Обер-сарваерская, Лесных дел, Счетных дел. Учреждения множились, но не было устоявшейся структуры каждого из них и единого связующего центра. Необходимо было объединить приказы и конторы и создать единый орган.

            В 1717 - 1719 гг. в России была проведена реформа государственного управления - приказы заменили коллегии, подчиненные созданному в 1711 г. Сенату. В числе прочих именным указом от 11 (22) декабря 1717 г. была учреж­дена Адмиралтейств-коллегия и установлено единое управление Военно-морским флотом.  15(26) декабря 1717 г. президентом Адмиралтейств-коллегий был назначен генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, а вице-президентом — опытный моряк и способный администратор голландец на русской службе вице-адмирал К.И. Крюйс.

1718 г. был отведен президентам коллегий на их формирование, в 1719 г. еще разрешалось вести дела «старым манером», и лишь с 1720 г. коллегии надлежало функционировать «новым порядком».

            Однако, деятельность Адмиралтейств-коллегий началась ранее этого срока- 4(15) апреля 1718 г. Размещалась она в центральной части только что отстро­енного комплекса зданий Петербургского адмиралтейства, рядом с мастерс­кими, складами и стапелями. Первоначально, кроме Ф.М. Апраксина и К.И. Крюйса в состав коллегии входили генерал-майор Г.П. Чернышев и полков­ник Г.В. Норов. В 1721 г. состав членов коллегии увеличился еще на пять чело­век. Делопроизводством коллегии заведовал обер-секретарь. В 1720 г. были вве­дены должности двух фискалов для негласного выявления служебных упуще­ний и преступлений, а в начале 1722 г. в коллегию был назначен прокурор для контроля за правильностью ведения дел.

            В числе первых неотложных дел коллегии была разработка военно-морс­кого законодательства. В этой работе активное участие принял Петр 1, посвя­щая ей иногда до 14 часов в сутки. 13 (24) января 1720 г. им была утверждена «Книга устав Морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Через два года, 5 (16) апреля 1722 г., был издан Регламент об управлении Адмиралтейства и часть вторая Регламента морского. Эти норма­тивные акты использовались как образец при разработке аналогичных доку­ментов в других коллегиях.

Хотя флот и получил твёрдую организацию, но она оказалась довольно громоздкой, делопроизводство было усложнено, вопросы решались медленно.

Коллегию, которая осуществляла «верхнюю дирекцию» над флотом, воз­главлял президент, а в его отсутствие - вице-президент. В состав присутствия (общего собрания) коллегии входило пять-семь флагманов, преимущественно из тех, кто по возрасту и состоянию здоровья был неспособен к строевой службе. На заседаниях коллегии присутствовали также прокурор и обер-секре­тарь. Последний готовил и докладывал поступавшие на рассмотрение дела. Ему подчинялся рабочий орган коллегии - Канцелярия. В ней по штату полагалось иметь 24 служащих, включая сторожей, которые использова­лись и в качестве курьеров. В состав коллегии для ведения судебных дел входил также обер-аудитор с подчиненными ему аудитором и канцелярскими служащими. Президент Адмиралтейств-коллегии должен был еженедельно бывать на верфях в Петербурге, раз в месяц – в Кронштадте, раз в две недели – в морских учебных заведениях и госпиталях. При вооружении флота в Кронштадте и его возвращении из плавания присутствовали президент, вице президент или два члена коллегии.

Точное время образования подведомственных Адмиралтейств-коллегии учреждений и первоначальные их штаты установить трудно. К январю 1722 г., то есть перед изданием «Регламента», существовали: Военная морская канцелярия, Экипажеская, Обер-сарваерская, Подрядная, Провиантская, Счетная, Мундирная, Лесная конторы, а также: Цейхмейстерское, Аудиторское, Казначейское, Цалмейстерское правления дел.

Судя по перечню должностных лиц, подчиненных Адмиралтейств-коллегии, к весне 1722 г. состав этих органов несколько изменился. В «Регламенте» упомянуты должности генерал-кригскомиссара, контролера, обер-комиссара от покупки и подряда, казначея, цалмейстера, обер-провиантмейстера, цейхмейстера. Кроме того, в нем были предусмотрены должности начальников контор обер-сарваера и Адмиралтейской. В общей сложности в центральных органах управления флота служило 120 человек, а с представителями их в портах – 151 (не считая начальников учреждений) !

С 13 (24) июня 1723 г. все структурные подразделения Адмиралтейств-коллегии стали именоваться конторами. В 1725 г. функционировали следующие, конторы: Генерал-кригскомиссариатская, или Комиссариатская (общие вопросы обеспечения личного состава флота, ведение списков личного состава, руководство морскими госпиталями), Подрядная (проведение торгов, организация закупок), Провиантская (прием, хранение и выдача продовольствия), Казначейская (прием и расходование денег), Цалмейстерская (выдача жалованья личному составу), Цейхмейстерская (артиллерийская), Адмиралтейская (заведование верфями, складами, снабжением и оснащением кораблей), Обер-сарваерская (расходование лесных припасов, постройка кораблей), Контролерская (контроль за приходом и расходом материальных и денежных средств) и Мундирная (заготовление и выдача обмундирования). (рис. 1)  В 1726 г. была учреждена Вальдмейстерская контора (заведование заповедными лесами). Наряду с ними, осуществляя сбор денег и заготовку провианта для флота, действовала Московская адмиралтейская контора. Начальники контор членами коллегии не являлись и присутствовали на ее заседаниях лишь при обсуждении дел, относившихся к их ведению. Основным рабочим органом Адмиралтейств-коллегии оставалась Канцелярия, которая оформляла протоколы заседаний и решения коллегии по де- лам, поступавшим от флагманов, из контор, портов, Морской академии и школ, а также по секретным делам и делам о производстве в чины, вела работу по составлению регламентов и тарифов. Регламент своей работы Адмиралтейств-коллегия определила 20 (31) января 1719 г. Было решено, что заседания коллегии будут происходить три раза в неделю. По вторникам должны были рассматриваться дела комиссариатские и экипажеские, по четвергам – дела, связанные с подрядами, строительством и провиантом, по субботам рассматривались челобитные, доношенная в счета. Важнейшие дела рассматривались в начале заседаний. Члены коллеги должны были собираться с восьми до половины девятого утра, заседания продолжались до полудня.

Из всего этого вывод ещё раз - порядок принятия решений Адмиралтейств-коллегией был крайне осложнен бюрократическими правилами и обычаями. Все входящие бумаги адресовались коллегии. Поступившие бумаги докладывались присутствию обер-секретарём в подлиннике. Если при этом требовались справки из дел и законов, то они предварительно разрабатывались в тех конторах, которых это касалось непосредственно. Принятые с общего согласия членов коллегии решения именовались приговорами, или резолюциями. В первые годы существования коллегии каждая резолюция на особом листе за подписью всех членов коллегии вместе с документами, раскрывавшими порядок рассмотрения дела, передавалась на исполнение в соответствующую контору. В случае если к исполнению решения


Обер-сарваерская

 

Адмирал-тейская

 

Провиантская

 

Контролёрская

 

Генерал-кригскомисса-риатская

 
                                                                                         


Вальдмейс-терская

 

Московская адмиралтей-ская

 

Цехмейсерская

 

Казначей-ская

 

Мундирная

 

Цалмейстерская

 
                

Табл.1 Органы управления флотом в 1725 г.

 


 привлекались и другие конторы, туда отсылались копии резолюций за подписью одного из членов коллегии, скрепленные обер-секретарем. Все приговоры и резолюции перед отправкой в конторы вписывались в журнал коллегии, где каждый пункт скреплялся подписью обер-секретаря или секретаря, а под последним за день пунктом подписывались все члены коллегии. Если приговоры Адмиралтейств-коллегии требовалось сообщить кому-либо из подведомственных лиц, то это делалось указами, которые готовились в соответствующих конторах и рассылались от имени коллегии. Конторы между собой сносились ведениями. Очевидно, что на это требовалось много времени и канцелярского труда. В 1724 г. делопроизводство было упрощено. Особые резолюции по каждому вопросу были отменены. Их стали вносить в журнал или протокол, скрепляя подписью дежурных членов коллегии. Протоколы заверялись подписью секретаря. Исполнение решений производилось на основании протоколов.

К концу первой четверти XVIII в. из разрозненных учреждений, отвечавших за отдельные направления деятельности по строительству и содержанию флота, сложилась относительно стройная система органов центрального управления. Ее формирование не было одномоментным актом, а представляло собой длительный, сложный и порою противоречивый процесс.

Названия, которые присваивались в те годы центральным учреждениям флота, говорят сами за себя. К решению задач боевого управления флотом они не привлекались, поскольку объективные условия для этого еще не сложились. Стратегическое руководство войной, включая ведение вооруженной борьбы на море, было прерогативой монарха, который, говоря современным языком, осуществлял функции верховного главнокомандующего (или фактически – как Петр 1, или формально – как его преемники). На тактическом уровне боевой деятельностью руководили соответствующие командиры, привлекая военные советы (советы капитанов) и опираясь на небольшой аппарат помощников, выполнявших в основном техническую работу.

Время от времени члены Адмиралтейств-коллегии принимали участие в составлении планов кампаний и общих указаний командирам эскадр, в связи с чем можно утверждать, что коллегия (в качестве рабочего органа при царе) отчасти привлекалась к осуществлению стратегического руководства действиями на море. Разрабатываемые при этом документы можно считать прообразом современных оперативных планов, приказов и директив, поскольку в инструкциях флагманам, как правило, приводились сведения относительно обстановки на театре, называлась цель действий, ставились общая и частные задачи. По обыкновению эти указания оформлялись рескриптом или указом государя, однако в отдельных случаях они вручались флагманам от имени президента Адмиралтейств-коллегии. Донесения командиров эскадр и отрядов о ходе кампании в большинстве случаев адресовались монарху, реже – президенту коллегии. Поступали они с большим опозданием. К примеру, рапорт князя М.М. Голицына о победе при Гренгаме 31 июля (11 августа) 1720 г. был доставлен адресату через неделю.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.